Реализация принципа выборочности таможенного контроля товаров на основе системы управления рисками.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 66 66 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 25.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 7
Глава 1. Теоретико-правовые основы таможенного контроля товаров на основе системы управления рисками 10
1.1. Понятие и виды таможенного контроля 10
1.2. Правовые основы принципа выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками 18
1.3. Организация применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля 24
Глава 2. Анализ эффективности применения системы управления рисками на примере Калужской таможни 33
2.1. Общая характеристика Калужской таможни 33
2.2. Особенности таможенного контроля товаров на основе применения системы управления рисками в Калужской таможни и оценка его эффективности 40
Глава 3. Проблемы реализации субъектно-ориентированной модели системы управления рисками в Калужской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России 49
3.1 Основные проблемы применения системы управления рисками при таможенном контроле 49
3.2. Разработка мер совершенствования применения системы управления рисками, при таможенном контроле 54
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложение 1
Фрагмент для ознакомления

К проблемам применения СУР можно отнести то, что мало автоматизированы процессы анализа и выявления рисков в отношении: - запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу; - декларирования товаров лицами, которые пользуются специальными упрощениями, в том числе при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; - товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.В рамках существующих критериев СУР в автоматическом режиме в настоящее время существует ряд семантических проблем. Поэтому необходимо усовершенствовать именно эту сторону развития автоматических профилей рисков (рис.3.2).Рис. 3.2. Схема СУР на основе семантических индикаторов Должно быть разработано достаточное количество зональных, региональных и общероссийских профилей рисков, содержащих статические и динамические индикаторы риска (индикаторы, не реагирующие на текстовые поля граф ДТ). Таким образом, к основным проблемам стоит отнести следующие:отсутствие нормативно-правовой основы взаимодействия координирующих подразделений СУР и региональных центров;наличие значительного количества фактов неэффективного выявления программным средством обязательных к применению профилей рисков, автоматизированного типа;СУР в настоящее время не может быстро реагировать на периодически возникающие каналы контрабандных поставок поскольку система недостаточно эффективна: в частности количество контрабандных поставок увеличивается, а техническая оснащенность с каждыми годом падает, монополи на выработку профилей рисков, создает неповоротливость системы;проблемы семантического обеспечения СУР.3.2. Разработка мер совершенствования применения системы управления рисками, при таможенном контролеСтепень развития информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в деятельность таможенных органов неизбежно влечёт за собой совершенствование процедур таможенного контроля и применения СУР.По мере углубления экономических отношений все очевиднее становится несоответствие сложившегося в России информационного обеспечения государственных таможенных служащих, участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) потребностям развивающейся рыночной среды.Для создания условий, которые являются благоприятными для совершенствования ВЭД, связанные с повышением уровня предоставляемых таможенными органами услуг юридическим и физическим лицам, требуется совершенствование следующих факторов:введение в функционирование таможенных органов передовых средств и приёмов таможенного администрирования;совершенствование процедур, которые совершаются на таможне;усиление степени транспарентности таможенных процедур;совершенствование функционирования степени информированности и уровня консультируемости участников ВЭД;модернизация инфраструктуры таможни, в-первую очередь – технического обеспечения;увеличение пропускной способности таможенных пунктов.Организация взаимозависимости всех звеньев системы таможенного контроля при применении СУР является одним из важных условий эффективности её функционирования, способствует совершенствованию взаимодействия органов и организаций, направленного на профилактику правонарушений. Эффективное взаимодействие звеньев системы управления должно обеспечиваться при соблюдении следующих принципов, являющихся основополагающими при информационном обеспечении автоматического выпуска товаров: законности, единоначалия, ответственности за результат, обязательности обратной связи, единства применяемых методов в рамках ЕАЭС, действенности. Все это возможно только при условиях четкого правового регулирования и практической деятельности.В современной социально-экономической и социально-политической обстановке значимость деятельности таможенных органов в контексте внешнеэкономической деятельности возрастает и усложняется.Следовательно, это требует совершенствования таможенной инфраструктуры, которая должна включать современные информационно-технические средства для осуществления качественного и максимально сжатого по времени контроля. Модель управления СУР в рамках автоматического выпуска товаров может быть эффективно реализована, будучи основанной на принципах цифровой экономики.В рамках целевых показателей автоматических профилей рисков в стратегических документах указаны следующие показатели к 2020 г. (таблица 3.1) Таблица 3.1.Целевые показатели автоматических профилей рисков (СУР) до 2020 г.№Целевой показатель2018201920201Доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков (не менее)%828590Таким образом, исходя из целевых показателей доля автоматических профилей рисков должна достигнуть 90 %. В 2017 г. доля автоматических профилей рисков составила 80, 3 %. Однако как замечено выше в настоящее время существует ряд проблем, в связи с чем, необходимо выработать новые принципы СУР в рамках автоматических профилей рисков.В рамках методики минимизации количества нарушений таможенного законодательства по мнению современных исследователей, необходимо осуществлять повышение уровня автоматизации СУР, снижать количество неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа.Основной целью применения автоматизированной СУР можно выделить обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов. Предлагается применение интегрированной системы безопасности (рис.3.3.). Рис.3.3. Интегрированная система безопасности автоматизации СУР Гибкая система управления рисками в рамках интегрированной системы безопасности автоматизации СУР должно явиться основой современных методов таможенного контроля на автоматическом уровне, который позволит эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления. Однако с увеличением объемов внешнеэкономической деятельности, либерализацией таможенного законодательства, внедрением новых информационных технологий требуется дальнейшее совершенствование системы управления рисками на новом уровне. Таким образом, приоритетными направлениями дальнейшего развития СУР являются совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов, категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров, в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства.В качестве модели информационно-технического обеспечения объекта таможенной инфраструктуры с учётом внедрения перспективных таможенных технологий в части осуществления таможенного контроля предлагается применить комплексную систему, основанную на интеграции и синтезе применяемых принципов и методов СУР. Эта система включает в себя следующие элементы:Единообразный подход к применении мер минимизации рисков;Категорирование участников ВЭД;Снижение количества нерезультативных досмотров (рис.3.4.).Рис.3.4. Повышение результативности СУР Эффективный таможенный контроль в современных условиях, когда участников ВЭД становится больше, поток товаров через границу увеличивается, усиливается грузопоток, нельзя представить без этих технических средств.Также предлагается совершенствовать объем данных семантического словаря, необходимо включение дополнительных разделов символический и числовой формат данных. Так, например, по некоторым данным происходит несостыковка автоматических профилей риска и ТН ВЭД. Например, приборы электрического тока в СУР загружены данные до 1000 Вт. Тогда как товары по ТН ВЭД до 1500 Вт. И таких не состыковок в отношении товаров множество. В качестве мер совершенствования предлагается вверить двум постам Калужской таможни оформление скоропорятщихся товаров (овощи и фрукты) тем самым предотвращая ввоз санкционной продукции. Также предлагается создание Единой автоматизированной системы управления агропромышленным комплексом в ЕАЭС.Таким образом, повышение результативности СУР в рамках будет осуществляться за счет мер единообразного подхода к профилям рисков в ЕАЭС, сокращению количества таможенных постов в связи с увеличением автоматизации и сокращения деятельности таможенников в рамках СУР, так как усилится автоматическая проверка.Совершенствование карты рисков автоматических профилей рисков видится на основе унифицированных норм к автоматическим профилям рисков, а также в доработке СУР, в рамках семантических дополнений числового и символического формата. Создание программных продуктов, позволяющих автоматизировать выявление рисков при таможенных операциях, отличных от декларирования товаров с подачей декларации и таможенного транзита, позволит значительно улучшить функционирование существующей системы управления рисками и сократить временные издержки, связанные с созданием, минимизацией и актуализацией (отменой) профилей риска. Выводы по главе 3.К основным проблемам стоит отнести следующие: отсутствие нормативно-правовой основы взаимодействия координирующих подразделений СУР и региональных центров; наличие значительного количества фактов неэффективного выявления программным средством обязательных к применению профилей рисков, автоматизированного типа;СУР в настоящее время не может быстро реагировать на периодически возникающие каналы контрабандных поставок, поскольку система недостаточно эффективна: в частности количество контрабандных поставок увеличивается, а техническая оснащенность с каждыми годом падает, монополи на выработку профилей рисков, создает неповоротливость системы; проблемы семантического обеспечения СУР.Повышение результативности СУР в рамках будет осуществляться за счет мер единообразного подхода к профилям рисков в ЕАЭС, сокращению количества таможенных постов в связи с увеличением автоматизации и сокращения деятельности таможенников в рамках СУР, так как усилится автоматическая проверка.Совершенствование карты рисков автоматических профилей рисков видится на основе унифицированных норм к автоматическим профилям рисков, а также в доработке СУР, в рамках семантических дополнений числового и символического формата. Создание программных продуктов, позволяющих автоматизировать выявление рисков при таможенных операциях, отличных от декларирования товаров с подачей декларации и таможенного транзита, позволит значительно улучшить функционирование существующей системы управления рисками и сократить временные издержки, связанные с созданием, минимизацией и актуализацией (отменой) профилей риска.Заключение Основными итоговыми выводами явились следующие. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время исследователи по-разному рассматривают понятие таможенного контроля, в частности, через действие уполномоченных субъектов, как совокупность мер, средство реализации внешнеторговой политики. В таможенном законодательстве под таможенным контролем понимается совокупность действий, которые осуществляют таможенные органы. На основании анализа различных точек зрения под таможенным контролем стоит понимать вид государственного контроля, осуществляемый специально уполномоченными субъектами таможенными органами с целью проверки и (или) обеспечение соблюдения таможенного законодательства как международного, регионального (ЕАЭС) так и национального уровня. Видами таможенного контроля являются на основании формы являются документальный и фактический. Иногда в научной литературе, фактический контроль рассматривается как последующий. Одним из важных принципов таможенного контроля является принцип выборочности.Под правовыми основами принципа выборочности таможенного контроля на основе СУР стоит понимать источники нормативно-правового регулирования международного, регионального (ЕАЭС) и национального уровней, устанавливающих понятие СУР, особенности применения в таможенной деятельности, а также организацию действий таможенных органов по применению СУР. Закрепление принципа выборочности таможенного контроля на основе СУР в ТК ЕАЭС предполагает применение СУР во всех государствах ЕАЭС. Акты ведомственного уровня – Приказы ФТС России устанавливают специфику применения СУР в деятельности таможенных органов.Целью использования СУР при контроле таможенными органами за законодательства является предотвращение правонарушений и преступлений. В задачи применения СУР является применение специальных карт рисков в отношении конкретных товаров при осуществлении таможенного контроля. СУР направлена на снижение количества недобросовестного перемещения товара, без уплаты таможенных платежей, контрафакта и др.Профиль риска – представляет собой совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков. Субъектно-ориентированная модель СУР дает возможность существенно снизить количество форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, перенося их на этап после выпуска товаров, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек добросовестных участников ВЭД. Автоматизированное риск-категорирование участников ВЭД осуществляется в автоматическом режиме штатным программным средством на основе математической модели оценки критериев, характеризующих различные аспекты деятельности организаций, а также результаты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров.Система управления Калужской таможни основана на строгой иерархии, целеполагании, функциях и компетенции таможенных органов. Организационно-штатная структура управления Калужской таможни, это строго регламентированная иерархия управления, которая включает: центральный аппарат ФТС России, деятельность регионального таможенного управления – ЦТУ, Калужской таможни и таможенных постов подчиненных данной таможне. На сегодняшний день, Калужской таможне подчинено 4 ТП.В Калужской таможне действует 16 отделов, 4 отделения, 2 отдела совершения таможенных операций и таможенного контроля. В Калужской таможни действует 7 складов временного хранения. Кадровый потенциал Калужской таможни оценивается штатной численностью в 296 чел. Начальник Калужской таможни решает цели и задачи, определенные спецификой таможенной деятельности и подотчетен руководителю ФТС. Анализ применения СУР в Калужской таможне показывает, что таможенный контроль проводится в автоматическом режиме, подача электронных деклараций в таможне составляет 99, 9 %. Организация применения СУР основана на категоризации участников ВЭД, которые находятся в зоне таможенного контроля Калужской таможни. В результате применения СУ в Калужской таможне в рамках таможенного контроля за 9 месяцев 2019 г. довзыскано 224 млн. руб., что по сравнению с прежними периодами имеет динамику роста.К основным проблемам стоит отнести следующие:отсутствие нормативно-правовой основы взаимодействия координирующих подразделений СУР и региональных центров;наличие значительного количества фактов неэффективного выявления программным средством обязательных к применению профилей рисков, автоматизированного типа;СУР в настоящее время не может быстро реагировать на периодически возникающие каналы контрабандных поставок, поскольку система недостаточно эффективна: в частности количество контрабандных поставок увеличивается, а техническая оснащенность с каждыми годом падает, монополи на выработку профилей рисков, создает неповоротливость системы;проблемы семантического обеспечения СУР.Повышение результативности СУР в рамках будет осуществляться за счет мер единообразного подхода к профилям рисков в ЕАЭС, сокращению количества таможенных постов в связи с увеличением автоматизации и сокращения деятельности таможенников в рамках СУР, так как усилится автоматическая проверка.Совершенствование карты рисков автоматических профилей рисков видится на основе унифицированных норм к автоматическим профилям рисков, а также в доработке СУР, в рамках семантических дополнений числового и символического формата. Создание программных продуктов, позволяющих автоматизировать выявление рисков при таможенных операциях, отличных от декларирования товаров с подачей декларации и таможенного транзита, позволит значительно улучшить функционирование существующей системы управления рисками и сократить временные издержки, связанные с созданием, минимизацией и актуализацией (отменой) профилей риска.Библиографический списокНормативно-правовые актыМеждународная конвенция (Заключена в Киото 18.05.1973) (в редакции Протокола от 26.06.1999) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур Киотская конвенция / Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) // СПС Консультант плюсТК ЕАЭС //СПС Консультант плюс 2019Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ 2018. № 32 (часть I), ст. 5082.Приказ Федеральной таможенной службы от 3 марта 2017 г. № 327 «Об утверждении типовых положений об отделе координации и применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и отделе применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками таможни» // СПС Гарант 2019Методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора // СПС Консультант плюс 2019Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированнойинформационной системы таможенных органов при таможенномдекларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаровв электронной форме, после выпуска таких товаров,а также при осуществлении в отношении нихтаможенного контроля»Акты, утратившие силуПриказ ФТС России № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»// Таможенные ведомости 2016. № 9. (утратил силу)Научная литератураАлексеева Е.В., Тарасова А.О.Основные проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах //Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 13. С. 87-88.Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 17-24Ашуба А.А. Некоторые аспекты деятельности таможенных органов по пресечению нарушений запретов и ограничений в сфере таможенного дела //Наука и инновации в XXI в.: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей в 2 ч. 2017. С. 133-135.Бабенко Д.О., Мешечкина Р.П. Повышение результативности таможенного контроля товаров на основе использования технических средств таможенного контроля //В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований материалы XIX международной научно-практической конференции. Morrisville, NC, USA, 2019. С. 193-195. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 1 (10). С. 102-106. Воронов В.А., Борискова М.Д. Система управления рисками в таможенном контроле после выпуска товаров// Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1 (33). С. 416-420. Дмитриев А.А. Применение семантических индикаторов риска в процессе осуществления таможенного контроля // Управленческое консультирование. 2017. № 3 (99). С. 92-96.Жигадло В.А., Пономарёва А.В. Системы управления таможенными рисками в России и за рубежом: сравнительный анализ// Аллея науки. 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 337-345.Ивкина А.С. Формы таможенного контроля: личный таможенный досмотр// В сборнике: Современные вопросы таможенного дела Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - Таможенное дело Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018. С. 96-101.Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур – международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право 2010. № 6. С. 24-27.Мамедова Л.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. Ч. 1. С. 141-147.Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И., Тюрикова А.А.Применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля //Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 415-421Мешечкина Р.П., Ермакова Т.В. Совершенствование применения системы управления рисками в таможенном деле //Научный журнал Дискурс. 2017. № 2 (4). С. 153-155.Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 142 с. Сосницкий Е. А. Управление рисками как одна из перспективных технологий таможенного контроля // Молодой ученый. 2015. №12. С. 502-507.Таможенное право// Под ред. О.Ю.Бакаева – М., 2010. -592 с. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 512 с.Харченко Е.Р. Совершенствование применения электронного декларирования в таможенных органах // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. 2017. № 1 (5). С. 32-35.Цыбин Д.А. Вопросы организации и правового регулирования таможенного контроля// Альманах мировой науки. 2019. № 4 (30). С. 158-160.Юрковская Е.А., Метелкин А.Ю. К вопросу о понятии и правовой сущности таможенного контроля // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12A. С. 306-311. Электронные ресурсыАвтоматизация на ВостокеПресс-служба ФТС России // [Электронный ресурс]: Пресс-служба ФТС России http://customs.ru/storage/document_news/2019/10-02/Ykjwsjbg/5-2019_Tamozhnya%20for%20web.pdf (дата обращения 01.11.2019 г.)История создания и развития Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96843(дата обращения 05.11.2019 г.)Итоги правоохранительной деятельности Калужской таможни// [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/cfo_news/64113/(дата обращения 03.11.2019 г.)Калужская таможня встречает Международный день таможенника с достойными результатами// [Электронный ресурс]:http://old.ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16319:2018-01-24-09-58-44&catid=106:info-o-tek-deyat-kal-cat&Itemid=148(дата обращения 02.11.2019 г.)Калужская таможня подвела итоги своей деятельности за 9 месяцев 2019 года // [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/cfo_news/70408/(дата обращения 08.11.2019 г.)Калужская таможня подвела итоги// [Электронный ресурс]: https://kaluganews.com/news/21963/(дата обращения 08.11.2019 г.)Калужской таможне 23 года // [Электронный ресурс]: // http://old.ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5495:--23-&catid=4:news-tam-cat&Itemid=270 (дата обращения 07.11.2019 г.)Калужской таможней за 2016 год в бюджет перечислено более 45 млрд. руб. года // [Электронный ресурс]: http://council.gov.ru/events/news/75963/(дата обращения 11.11.2019 г.)На калужской таможне в 2018 году задержали 21 партию контрафактных товаров // [Электронный ресурс]: https://regnum.ru/news/economy/2481423.html(дата обращения 02.11.2019 г.)Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=475&Itemid=2588(дата обращения 03.11.2019 г.)О проведении плановой функциональной проверки Автозаводского таможенного поста // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12930:2016-10-27-10-47-33&catid=106:info-o-tek-deyat-kal-cat&Itemid=148(дата обращения 12.11.2019 г.)Отдел применения системы управления рисками Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96990(дата обращения 12.11.2019 г.)Регион деятельности Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96818(дата обращения 13.11.2019 г.)Справка об итогах деятельности Калужской таможни за 2019 г.Справка об итогах деятельности Калужской таможни за январь-декабрь 2018 года Таможенная служба в 2018 г. // [Электронный ресурс]: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii(дата обращения 12.11.2019 г.)Федеральная таможенная служба // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru(дата обращения 04.11.2019 г.)ФТС РФ опасается роста контрабанды после либерализации Уголовного кодекса в Казахстане // [Электронный ресурс]: режим доступа:http://www.customsunion.ru/info/2510.html (дата обращения 04.11.2019 г.)Центральный федеральный округ // [Электронный ресурс]: http://council.gov.ru/services/reference/10488/(дата обращения 11.11.2019 г.)ЦТУ общая информация // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/90537(дата обращения 14.11.2019 г.)Центральный федеральный округ // [Электронный ресурс]: http://trasa.ru/central.html(дата обращения 11.11.2019 г.)

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Международная конвенция (Заключена в Киото 18.05.1973) (в редакции Протокола от 26.06.1999) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур Киотская конвенция / Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) // СПС Консультант плюс
2. ТК ЕАЭС //СПС Консультант плюс 2019
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ 2018. № 32 (часть I), ст. 5082.
4. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 марта 2017 г. № 327 «Об утверждении типовых положений об отделе координации и применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и отделе применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками таможни» // СПС Гарант 2019
5. Методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора // СПС Консультант плюс 2019
6. Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля»

Акты, утратившие силу
7. Приказ ФТС России № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»// Таможенные ведомости 2016. № 9. (утратил силу)


Научная литература

8. Алексеева Е.В., Тарасова А.О.Основные проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах //Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 13. С. 87-88.
9. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 17-24
10. Ашуба А.А. Некоторые аспекты деятельности таможенных органов по пресечению нарушений запретов и ограничений в сфере таможенного дела //Наука и инновации в XXI в.: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей в 2 ч. 2017. С. 133-135.
11. Бабенко Д.О., Мешечкина Р.П. Повышение результативности таможенного контроля товаров на основе использования технических средств таможенного контроля //В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований материалы XIX международной научно-практической конференции. Morrisville, NC, USA, 2019. С. 193-195.
12. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 1 (10). С. 102-106.
13. Воронов В.А., Борискова М.Д. Система управления рисками в таможенном контроле после выпуска товаров// Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1 (33). С. 416-420.
14. Дмитриев А.А. Применение семантических индикаторов риска в процессе осуществления таможенного контроля // Управленческое консультирование. 2017. № 3 (99). С. 92-96.
15. Жигадло В.А., Пономарёва А.В. Системы управления таможенными рисками в России и за рубежом: сравнительный анализ// Аллея науки. 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 337-345.
16. Ивкина А.С. Формы таможенного контроля: личный таможенный досмотр// В сборнике: Современные вопросы таможенного дела Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - Таможенное дело Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018. С. 96-101.
17. Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур – международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право 2010. № 6. С. 24-27.
18. Мамедова Л.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. Ч. 1. С. 141-147.
19. Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И., Тюрикова А.А.
Применения системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля //Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 415-421
20. Мешечкина Р.П., Ермакова Т.В. Совершенствование применения системы управления рисками в таможенном деле //Научный журнал Дискурс. 2017. № 2 (4). С. 153-155.
21. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 142 с.
22. Сосницкий Е. А. Управление рисками как одна из перспективных технологий таможенного контроля // Молодой ученый. 2015. №12. С. 502-507.
23. Таможенное право// Под ред. О.Ю.Бакаева – М., 2010. -592 с.
24. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 512 с.
25. Харченко Е.Р. Совершенствование применения электронного декларирования в таможенных органах // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. 2017. № 1 (5). С. 32-35.
26. Цыбин Д.А. Вопросы организации и правового регулирования таможенного контроля// Альманах мировой науки. 2019. № 4 (30). С. 158-160.
27. Юрковская Е.А., Метелкин А.Ю. К вопросу о понятии и правовой сущности таможенного контроля // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12A. С. 306-311.

Электронные ресурсы

28. Автоматизация на Востоке Пресс-служба ФТС России // [Электронный ресурс]: Пресс-служба ФТС России http://customs.ru/storage/document_news/2019/10-02/Ykjwsjbg/5-2019_Tamozhnya%20for%20web.pdf (дата обращения 01.11.2019 г.)
29. История создания и развития Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96843(дата обращения 05.11.2019 г.)
30. Итоги правоохранительной деятельности Калужской таможни// [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/cfo_news/64113/(дата обращения 03.11.2019 г.)
31. Калужская таможня встречает Международный день таможенника с достойными результатами// [Электронный ресурс]: http://old.ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16319:2018-01-24-09-58-44&catid=106:info-o-tek-deyat-kal-cat&Itemid=148(дата обращения 02.11.2019 г.)
32. Калужская таможня подвела итоги своей деятельности за 9 месяцев 2019 года // [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/cfo_news/70408/(дата обращения 08.11.2019 г.)
33. Калужская таможня подвела итоги// [Электронный ресурс]: https://kaluganews.com/news/21963/(дата обращения 08.11.2019 г.)
34. Калужской таможне 23 года // [Электронный ресурс]: // http://old.ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5495:--23-&catid=4:news-tam-cat&Itemid=270 (дата обращения 07.11.2019 г.)
35. Калужской таможней за 2016 год в бюджет перечислено более 45 млрд. руб. года // [Электронный ресурс]: http://council.gov.ru/events/news/75963/(дата обращения 11.11.2019 г.)
36. На калужской таможне в 2018 году задержали 21 партию контрафактных товаров // [Электронный ресурс]: https://regnum.ru/news/economy/2481423.html(дата обращения 02.11.2019 г.)
Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=475&Itemid=2588(дата обращения 03.11.2019 г.)
37. О проведении плановой функциональной проверки Автозаводского таможенного поста // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12930:2016-10-27-10-47-33&catid=106:info-o-tek-deyat-kal-cat&Itemid=148(дата обращения 12.11.2019 г.)
38. Отдел применения системы управления рисками Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96990(дата обращения 12.11.2019 г.)
39. Регион деятельности Калужской таможни // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/96818(дата обращения 13.11.2019 г.)
40. Справка об итогах деятельности Калужской таможни за 2019 г.
41. Справка об итогах деятельности Калужской таможни за январь-декабрь 2018 года
42. Таможенная служба в 2018 г. // [Электронный ресурс]: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii(дата обращения 12.11.2019 г.)
43. Федеральная таможенная служба // [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru(дата обращения 04.11.2019 г.)
44. ФТС РФ опасается роста контрабанды после либерализации Уголовного кодекса в Казахстане // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.customsunion.ru/info/2510.html (дата обращения 04.11.2019 г.)
45. Центральный федеральный округ // [Электронный ресурс]: http://council.gov.ru/services/reference/10488/(дата обращения 11.11.2019 г.)
46. ЦТУ общая информация // [Электронный ресурс]: http://ctu.customs.ru/folder/90537(дата обращения 14.11.2019 г.)
47. Центральный федеральный округ // [Электронный ресурс]: http://trasa.ru/central.html(дата обращения 11.11.2019 г.)

Вопрос-ответ:

Какой принцип лежит в основе выборочности таможенного контроля товаров?

Выборочность таможенного контроля товаров основывается на принципе системы управления рисками. Это значит, что при таможенном контроле не все товары проходят полную проверку, а только те, которые представляют наибольший риск по определенным критериям.

Какие виды таможенного контроля существуют?

Существует несколько видов таможенного контроля: первичный контроль, который проводится при прибытии товаров на таможню, и последующий контроль, который может включать выборочную проверку товаров на соответствие декларированным данным. Также существует специальный контроль, который проводится в случае подозрений в нарушении таможенных правил.

Какие принципы лежат в основе применения системы управления рисками при таможенном контроле?

Основные принципы применения системы управления рисками при таможенном контроле включают: пропорциональность - проверка товаров должна быть пропорциональна степени риска; применение интеллектуальных алгоритмов и моделей для оценки риска; использование доступной информации о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности; и контрольный выбор товаров на основе системы управления рисками.

Как организуется применение системы управления рисками при таможенном контроле?

Применение системы управления рисками при таможенном контроле организуется путем сбора и анализа информации о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности. На основе этой информации система определяет степень риска и делает выбор, какие товары следует проверить более детально. Также система управления рисками позволяет оптимизировать процесс таможенного контроля и сократить время проверки товаров.

Как можно оценивать эффективность применения системы управления рисками при таможенном контроле?

Оценка эффективности применения системы управления рисками при таможенном контроле может производиться на основе различных критериев, таких как количество выявленных нарушений таможенных правил, уровень удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности, сокращение времени проверки товаров и снижение затрат на таможенный контроль. Это позволяет оценить эффективность работы системы и внести необходимые корректировки в ее функционирование.

Как реализуется принцип выборочности таможенного контроля товаров на основе системы управления рисками?

Принцип выборочности таможенного контроля товаров на основе системы управления рисками реализуется путем создания и применения специальных алгоритмов и разработок, которые позволяют определить вероятность нарушения таможенного законодательства и возможных рисков, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. На основе этих алгоритмов и анализа информации о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности, осуществляется отбор определенного числа грузов для подробной проверки и контроля, что позволяет эффективно использовать ресурсы и сократить время проведения таможенных процедур.

Какие виды таможенного контроля существуют?

Существует несколько видов таможенного контроля, включая следующие: просмотр и осмотр товаров, проверка документации, физический контроль, аналитический контроль, контроль с использованием психологических приемов и технических средств, выборочный контроль, а также другие специальные формы контроля, в зависимости от конкретных условий и задач, поставленных перед таможенными органами.

Какие правовые основы лежат в основе принципа выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками?

Правовые основы принципа выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками состоят в законодательно закрепленной возможности таможенных органов проводить учет и анализ рисков, связанных с ввозом и вывозом товаров через таможенную границу, а также в правилах и нормативных документах, регламентирующих процедуры проведения таможенного контроля и применение системы управления рисками.

Как организуется применение системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля?

Применение системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля организуется путем проведения анализа информации о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности, оценки рисков и вероятности нарушения таможенного законодательства. На основе этого анализа и используя специальные алгоритмы отбора, проводится выборка грузов для более подробной проверки и контроля. Это позволяет эффективно использовать ресурсы таможенных органов и сократить время проведения таможенных процедур.