Конституция в системе источников финансового права рф
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 98 + 98 источников
- Добавлена 20.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Система источников финансового права российской Федерации 5
1.1 Понятие и иерархия источников права 5
1.2 Система источников финансового права 8
Глава 2. Место, роль и соотношение Конституции и других источников финансового права 18
2.1 Роль и значение Конституции РФ как источника финансового права 18
2.2 Соотношение Конституции РФ с другими источниками финансового права 22
Заключение 28
Список использованных источников 32
Норма ст. 71 указывает на то, что в ведении РФ находится федеральный бюджет, однако не говорится о разграничении бюджетных полномочий. В связи с этим полномочия в бюджетной сфере закрепляются федеральными законами на базе общих норм Конституции. При этом в правовой литературе приводятся различные точки зрения по данному вопросу. Одни авторы считают, что перераспределение бюджетных полномочий недопустимо, так как полномочия государства и его субъектов разграничены Конституцией. Сторонники другой точки зрения полагают, что разграничение бюджетных полномочий осуществляется в соответствии с принципами разграничения общей компетенции между федерацией и ее субъектами. С такой позицией нельзя согласиться, поскольку в таком случае распределение бюджетных полномочий построено на аналогии закона. Именно к такому мнению можно прийти, анализируя статьи 7-9 Бюджетного кодекса РФ. Ярким примером противоречий в законодательстве является вопрос финансирования судебной власти, которое регламентировано многочисленными актами. Основное место занимает ст. 124 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой финансирование судов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством только средствами федерального бюджета с целью обеспечения возможности независимого осуществления правосудия.В то же время конституционные суды субъектов РФ и мировые судьи финансируются из средств соответствующего бюджета частично или полностью. Вопрос соответствия такого положения Конституции РФ вызывает споры в научной литературе. Исходя из текста Конституции РФ в различных нормах употребляются как термин «суд», так и «федеральный суд», поэтому можно предположить, что используя термин «суд» законодатель допускает существование других, не федеральных судов, а в ст. 124 упоминается финансирование федеральных судов.В то же время нормы Конституции РФ не содержат положения о судах, которые не включены в систему федеральных судов. При этом ФКЗ «О судебной системе» закрепляет положение, в соответствии с которым в судебную систему РФ входят не только федеральные суды, но и суды субъектов РФ, мировые судьи. В связи с этим вопрос распространения нормы ст. 124 Конституции РФ на деятельность судов субъектов РФ является вполне закономерным.Если исходить из текста ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в России составляют не только федеральные суды, но и суды субъектов РФ, если рассматривать их в качестве органов государственной власти, которые образуются в субъектах РФ федеральными органами государственной власти соответствующей ветви.Основным нормативным актом, которым урегулирована деятельность судебной системы, является ФКЗ «О судебной системе». Ст. 3 указанного нормативного акта содержит положение о финансировании всех судов из федерального бюджета, а мировых судей и судов субъектов РФ – из бюджета определенного субъекта. Действительность позволяет говорить о том, что мировые суды финансируются из бюджета субъекта РФ только частично. Так, ст. 10 ФЗ О мировых судьях закрепляет порядок обеспечения оплаты труда мировых судей, который обеспечивается за счет средств Российской Федерации посредством органов Судебного Департамента при ВС РФ. Органами исполнительной власти субъекта федерации обеспечивается материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Порядок такого обеспечения устанавливается законом соответствующего субъекта федерации.Изложенное позволяет говорить о том, что нормы ФЗ О мировых судьях в части финансирования не вполне соответствуют Конституции РФ, текст которой не предполагает разделение сфер деятельности судов для определения бюджета, за счет средств которого осуществляется финансирование.Следует согласиться с тем, что такое противоречие в законодательстве обходит конституционную норму, поэтому является неприемлемым. Таким образом, в настоящее время вопрос бюджетного финансирования судов нормативно не достаточно урегулирован, нет системного и сбалансированного, с отсутствием противоречий нормативного акта, которым бы были урегулированы все аспекты деятельности государственных органов, который бы обеспечивал финансовую независимости деятельности судов. Данное утверждение актуально и для других сфер бюджетного обеспечения. Целесообразным было бы четкое определение источников финансирования путем разграничения в нормах Конституции РФ. ЗаключениеВ результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам. В узком понимании под источником права понимается форма выражения правовых норм, которая носит обязательный характер. Кроме того, под источником права понимается выражение государством своей воли во внешне объективном виде, совокупность нормативных актов, в которых закреплены правовые нормы. В настоящее время источниками российского права считаются официально выраженные и закрепленные правовые нормы, которые создаются и утверждаются государством. Государство придает им качество нормы права, которым регулируются те или иные общественные отношения.Совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие определенные правоотношения, составляют отрасли законодательство, как это традиционно определяется в юридической литературе. При этом законодательством определено, какие источники права составляют основу той или иной отрасли. Система источников права построена на принципе иерархии нормативных актов. Это значит, что каждый нормативный акт не может противоречить нормативному акту, обладающему большей юридической силой. При этом все нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны соответствовать Конституции РФ, а в случае противоречия национальных и международных источников права должны применяться первые.При рассмотрении источников финансового права как отрасли юридической науки, к названным ранее источникам следует относить и научные источники, такие как монографии, научные статьи и др. Если приведенный перечень дополнить еще и учебной литературой, то можно говорить о системе источников финансового права как учебной дисциплины. Представляется, что в любом случае основой системы финансового права являются нормативные-правовые акты, поскольку и научные труд, и учебная литература, в основном, построены на толковании правовых норм. Система источников финансового права построена на принципе соответствия каждого правового акта нормам акта, имеющего большую юридическую силу. Финансовое право составляют источники, которыми урегулированы отношения в нескольких сферах государственной деятельности, чем обусловлено их многообразие. Важной особенность системы источников финансового права является достаточно четкое разделение их на несколько подотраслей, что соответствует выделению основных федеральных законов (кодексов) в каждой из подотраслей (налоговое, бюджетное). Конституционные нормы для финансового права, как и для любой отрасли права, имеют основополагающее значение, поскольку именно в них закреплены основы, детализированные в дальнейшем в законах и других нормативных актах. В том случае, если какой-либо нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ, Конституционный Суд РФ вправе отметить такой акт. В литературе существует точка зрения, согласно которой Конституцию РФ нельзя отнести к числу источников финансового права в силу неопределенности правовых норм, включенных в нее. С такой полицией нельзя согласиться, так как, несмотря на то, что конституционные нормы могут включать только общие положения о регулировании финансовой сферы, а также положения, косвенно имеющие к ней отношение, в Конституции все же содержатся нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. Конституция РФ является тем нормативно-правовым актом, который содержит нормы, очерчивающие основополагающие принципы рассматриваемой отрасли права. Конституция РФ выступает основной гарантией единства экономического пространства в странеПрименительно к финансовому праву можно говорить о том, что в нормах Конституции РФ реализованы такие рассматриваемой отрасли права, как законность, финансовый федерализм, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, приоритета публичных интересов.В Конституции РФ бюджетные полномочия не закреплены достаточно детально. Норма ст. 71 указывает на то, что в ведении РФ находится федеральный бюджет, однако не говорится о разграничении бюджетных полномочий. В связи с этим полномочия в бюджетной сфере закрепляются федеральными законами на базе общих норм Конституции. При этом в правовой литературе приводятся различные точки зрения по данному вопросу, а в законодательстве по аналогии применяются нормы о разграничении полномочий государства, субъектов и муниципальных образований. В настоящее время вопрос бюджетного финансирования судов нормативно не достаточно урегулирован, нет системного и сбалансированного, с отсутствием противоречий нормативного акта, которым бы были урегулированы все аспекты деятельности государственных органов, который бы обеспечивал финансовую независимости деятельности судов. Данное утверждение актуально и для других сфер бюджетного обеспечения. Целесообразным было бы четкое определение источников финансирования путем разграничения в нормах Конституции РФ. Приведенные выше выводы свидетельствуют о том, что финансовое законодательство в России можно охарактеризовать многочисленностью нормативных актов, что может приводить к отступлениям от конституционных положений. Так, проведенный анализ нормативных правовых актов, в том числе, в зависимости от субъектов их принятия, показывает, что финансовые отношения в России регулируются на всех уровнях, в том числе, актами такого узкого действия (имеются в виду субъекты, на которых акт распространяется), как, например, акты Банка России. Среди такого многообразия Конституция РФ, безусловно, занимает центральное место. При этом с одной стороны, все нормативные акты, имеющие меньшую юридическую силу, однозначно должны соответствовать конституционным предписаниям. С другой стороны, принятие большинства норм законов и других актов обусловлено практической необходимостью, примеры такой необходимости приведены в работе относительно разграничения бюджетных полномочий, финансирования деятельности органов государственной власти. Поэтому, представляется, что в тех случаях, когда необходимость изменения конституционных норм подтверждается многолетним применением законодательства, толкованием Конституционного Суда РФ, судебной практикой, данные изменения могут вноситься. В рамках данной работы мы можем говорить о необходимости установления конституционных положений в вопросе разграничении бюджетных полномочий государства, субъектов РФ и муниципальных образований. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // Бюллетень международных договоров, № 9, 1999.Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (Заключена в г. Оттаве 28.05.1988) // Бюллетень международных договоров, № 7, 2015.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, № 253, 17.12.2003.Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета, № 77, 10.04.2013.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета, № 273, 05.12.2018. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.12.2018) «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992.Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 268 «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы» // Российская газета, № 62, 28.03.1997.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета, № 99, 12.05.2006.Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 (ред. от 07.08.2017) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // "Российскаягазета, № 183, 26.08.2004.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 № 34-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2018.Грачева Е.Ю. Финансовое право : учебник для вузов / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 350 с.Лаптев В.А. Конституция России как основной источник предпринимательского права // LexRussica, № 6, 2015, С. 39-47.Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права // Автореф. дисс... канд. юрид. наук / Пауль А.Г. Воронеж. 2002. Паукова Н.И. Особое место Конституции РФ в системе источников финансового права // Символ науки, № 3, 2015, С. 163-164.Толстопятенко Г.П. Финансовое право : Учебник / Г. П. Толстопятенко. – М. : ТК Велби, 2003. – 544 с.Харитонов И.К. Конституционные принципы разграничения бюджетных полномочий между Российской федерацией и ее cубъектами в системе бюджетного федерализма // Юристъ - Правоведъ, № 1 (50), 2012, С. 99-104.Чашин А.Н. Источники права: форма - содержание – смысл // Евразийская адвокатура, № 1 (38), 2019, С. 95-98.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // Бюллетень международных договоров, № 9, 1999.
3. Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (Заключена в г. Оттаве 28.05.1988) // Бюллетень международных договоров, № 7, 2015.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
12. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, № 253, 17.12.2003.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета, № 77, 10.04.2013.
14. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.
15. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета, № 273, 05.12.2018.
16. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.12.2018) «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992.
17. Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 268 «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы» // Российская газета, № 62, 28.03.1997.
18. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
19. Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета, № 99, 12.05.2006.
20. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 (ред. от 07.08.2017) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // "Российскаягазета, № 183, 26.08.2004.
21. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 № 34-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2018.
23. Грачева Е.Ю. Финансовое право : учебник для вузов / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 350 с.
24. Лаптев В.А. Конституция России как основной источник предпринимательского права // Lex Russica, № 6, 2015, С. 39-47.
25. Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права // Автореф. дисс... канд. юрид. наук / Пауль А.Г. Воронеж. 2002.
26. Паукова Н.И. Особое место Конституции РФ в системе источников финансового права // Символ науки, № 3, 2015, С. 163-164.
27. Толстопятенко Г.П. Финансовое право : Учебник / Г. П. Толстопятенко. – М. : ТК Велби, 2003. – 544 с.
28. Харитонов И.К. Конституционные принципы разграничения бюджетных полномочий между Российской федерацией и ее cубъектами в системе бюджетного федерализма // Юристъ - Правоведъ, № 1 (50), 2012, С. 99-104.
29. Чашин А.Н. Источники права: форма - содержание – смысл // Евразийская адвокатура, № 1 (38), 2019, С. 95-98.
Вопрос-ответ:
Каково место и роль Конституции в системе источников финансового права Российской Федерации?
Конституция РФ является одним из самых важных источников финансового права. Она определяет основные принципы и нормы в области финансового права, а также устанавливает границы и ограничения в области финансового регулирования. Конституция РФ имеет прямое действие и приоритет перед другими источниками финансового права.
В чем состоит значение Конституции РФ как источника финансового права?
Конституция РФ является основным законом страны, который определяет основные принципы организации и функционирования финансовой системы. В ней содержатся нормы, регулирующие государственные доходы и расходы, порядок установления и изменения налогов, а также права и обязанности граждан и организаций в области финансов. Конституционные нормы являются основой для разработки и принятия других нормативных актов в области финансового права.
Как соотносится Конституция РФ с другими источниками финансового права?
Конституция РФ занимает особое место в системе источников финансового права и имеет прямое действие. Она выступает как основа для разработки и принятия законов, подзаконных актов и иных нормативных документов в области финансового права. Конституционные нормы имеют приоритет перед другими источниками финансового права и могут быть применены для контроля соответствия других законодательных актов конституционным принципам и нормам.
Каковы понятие и иерархия источников права в системе финансового права Российской Федерации?
Понятие иерархии источников права в системе финансового права РФ означает, что некоторые источники финансового права имеют более высокий статус и приоритет перед другими. Основными источниками финансового права являются Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также международные договоры. Конституция РФ занимает высший статус в системе источников финансового права, а законы принимаются на основе и во исполнение конституционных норм.
Какие источники финансового права существуют в Российской Федерации?
В России существует несколько основных источников финансового права. Это Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов и других органов исполнительной власти.
Какова роль и значение Конституции РФ в системе источников финансового права?
Конституция РФ является одним из основных источников финансового права. Она устанавливает основные конституционные принципы в области финансового права, определяет права и обязанности граждан и органов власти в сфере финансов, а также гарантирует конституционные права граждан в отношении финансовых отношений.
Какие еще источники финансового права соотносятся с Конституцией РФ?
Помимо Конституции, к источникам финансового права относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов и других органов исполнительной власти. Все эти источники должны быть согласованы с Конституцией и не противоречить ее положениям.
Какова иерархия источников финансового права в Российской Федерации?
По иерархии источников финансового права в России на верхнем уровне находится Конституция РФ. Затем идут федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов и других органов исполнительной власти. Каждый нижестоящий источник не должен противоречить вышестоящему.