Проектный подход как фактор повышения эффективности и качества государственного управления

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственная служба
  • 87 87 страниц
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 10.01.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика проектного подхода в системе государственного управления 7
1.1. Исторические предпосылки проектного подхода в системе государственного управления 7
1.2. Зарубежный опыт проектного подхода в системе государственного управления 15
Глава 2. Опыт реализации проектного подхода в системе государственного управления Российской Федерации 28
2.1. Содержание приоритетных национальных проектов в системе государственного управления Российской Федерации 28
2.2. Результаты реализации приоритетных национальных проектов 44
Глава 3. Проблемные аспекты проектного подхода в системе государственного управления Российской Федерации 52
3.1. Кадровые проблемы реализации проектного управления в системе государственного управления Российской Федерации 52
3.2. Основные направления совершенствования проектного управления в системе государственного управления Российской Федерации 66
Заключение 75
Список литературы 80

Фрагмент для ознакомления

Результаты успеха национальных проектов в большей степени будут зависеть от эффективной работы регионов, что требует от органов исполнительной власти федерального уровня создание оптимальной системы координации ветвей власти.
- законодательный. Законодательно не утверждены термины приоритетных проектов и национальных проектов, следовательно, данные проекты не имеют правового статуса, как документы стратегического планирования.
(Слайд 8)
Реализация национальных проектов является стратегической задачей эффективного развития государства на плановый период до 2030 года. Сформированные направления совершенствования качества жизни населения затрагивают такие сферы, как образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие бизнеса, инфраструктура.
Однако, реализация данных проектов возможна при соблюдении следующих условий:
- привлечения внебюджетных средств, источниками которых может стать выпуск государственных облигаций;
- увеличение налоговых отчислений;
- государственно-частное партнерство. Важной задачей во время реализации национальных проектов станет сбалансированность источников финансирования, минимизация нагрузки на бюджет и максимально эффективное использование привлеченных средств.
(Слайд 9)
Проектный подход в государственном секторе, воплощенный в рамках административных реформ современных государств, стал одним из эффективных способов публичного менеджмента, способствующих достижению стратегических приоритетов в различных отраслях общественного сектора. Государства, которые пошли по пути использования возможностей проектного управления для решения задач государственной политики, демонстрируют различные по своим организационно-структурным и содержательным характеристикам практики проектной деятельности.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить три приоритетных направления развития проектного управления в регионах:
1. Формирование централизованной системы повышения квалификации по адаптивным программам специалистов в сфере проектного управления (возможно по государственному заданию).
2. Совершенствование системы мотивации участия в проектной деятельности как государственных и муниципальных служащих, так и руководителей учреждений- инициаторов проектов.
3. Создание федеральной коммуникативной платформы специалистов в сфере проектного управления.
(Слайд 10)
Благодарю за внимание!

Список литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – N 31. – Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 30.06.2014. – N 26 (часть I). – Ст. 3378.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Текст] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. – 08.04.2013. – N 14. – Ст. 1652.
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 14.05.2018. – N 20. – Ст. 2817.
5. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 26.07.2019) <Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации> [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 22.11.2010. – N 47. – Ст. 6166.
6. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 (ред. от 03.10.2018) "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации") (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 24.10.2016. – N 43. – Ст. 6028.
7. Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" (вместе с "Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации") [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 23.10.2017. – N 43 (Часть II). – Ст. 6323.
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р <Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года> [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 15.10.2018. N 42 (часть II). – Ст. 6480.
9. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 30.07.2019) "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации") [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 05.11.2018. – N 45. – Ст. 6947.
10. ГОСТ Р 58184-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения [Текст] (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.07.2018 N 426-ст). – М.: Стандартинформ, 2018.
11. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. Аппаратом Правительства РФ 12.03.2018 N 1937п-П6) [Текст] // http://www.consultant.ru/

2. Научная литература
12. Бойко, А.Н. Проектное управление в России как компонента стратегического управления [Текст] / А.Н. Бойко // Самоуправление. – 2019. – Т. 2. – № 3 (116). – С. 65-67.
13. Булах, Г.В. Проектное управление как форма организации деятельности по реализации стратегии в государственных органах власти [Текст] / Г.В. Булах // Финансовая экономика. – 2018. – № 6. – С. 679-680.
14. Валяева, Е.С. Государственные программы в системе стратегического планирования: механизм интеграции и реализация принципов проектного управления [Текст] / Е.С. Валяева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 2. – № 3. – С. 31-41.
15. Васильева, Е.В. Перспективы применения инструментов и технологий управления знаниями в проектной деятельности государственных служащих [Текст] / Е.В. Васильева // Управленческие науки в современном мире. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 170-174.
16. Виноградов, В.Н. К вопросу о систематизации управления федеральными проектами развития образования [Текст] / В.Н. Виноградов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 1 (101). – С. 97-104.
17. Герасимова, Е.А. Проблемы развития проектной деятельности в органах государственного управления [Текст] / Е.А. Герасимова // Финансовая экономика. – 2018. – № 7. – С. 2424-2428.
18. Горшкова, А.А. Развитие проектного управления в России в органах государственной и муниципальной власти [Текст] / А.А. Горшкова // Материалы Ивановских чтений. – 2018. – № 2 (20). – С. 53-66.
19. Денисова, А.И. Анализ информационно-аналитического обеспечения проектной деятельности поддержки государственного управления [Текст] / А.И. Денисова // Вестник университета. – 2018. – № 12. – С. 15-22.
20. Добросоцкий, В.И. Проектное управление в государственном секторе и бизнесе [Текст] / В.И. Добросоцкий // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 8. – С. 12-20.
21. Дроздов, А.И. Проектное управление в органах государственной власти [Текст] / А.И. Дроздов // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. – 2018. – № 1 (45). – С. 248-251.
22. Дятлова, Е.Н. Специфика проектной деятельности менеджера государственного и муниципального управления [Текст] / Е.Н. Дятлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2019. – Т. 21. – № 67. – С. 10-15.
23. Еремин, В.В. Формирование системы контроля выполнения решений в процессе государственного проектного управления [Текст] / В.В. Еремин // Проблемы управления. – 2019. – № 2. – С. 9-18.
24. Еремина, Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов [Текст] / Т.Н. Еремина // Вестник евразийской науки. – 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 15-22.
25. Зайков, В.П. О реализации принципов проектного менеджмента в системе государственного и муниципального управления [Текст] / В.П. Зайков // Вестник Университета Российской академии образования. – 2018. – № 2. – С. 81-87.
26. Закурдаева, Е.В. Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных программ [Текст] / Е.В. Закурдаева // Научные вести. – 2019. – № 5 (10). – С. 15-19.
27. Зеленкова, К.В. Организация проектного управления в органах государственной власти [Текст] / К.В. Зеленкова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 19 (60). – С. 34-35.
28. Зеленцова, С.Ю. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст] / С.Ю. Зеленцова // Регион: системы, экономика, управление. – 2018. – № 3 (42). – С. 105-110.
29. Зеленцова, С.Ю. Кадровые проблемы реализации проектного управления в системе государственного и муниципального управления [Текст] / С.Ю. Зеленцова // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. – № 1 (44). – С. 94-98.
30. Иваненко, В.А. Проектное управление в органах государственной власти [Текст] / В.А. Иваненко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82). – С. 32-35.
31. Карлова, А.И. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти [Текст] / А.И. Карлова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – С. 804-808.
32. Колесникова, Ю.С. Использование проектного управления в реализации государственной политики [Текст] / Ю.С. Колесникова // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2018. – № 3. – С. 55-60.
33. Корсак, Ю.А. Актуальные проблемы проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации [Текст] / Ю.А. Корсак // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 2 (29). – С. 444-447.
34. Костарева, Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в российской федерации: проблемы и перспективы [Текст] / Л.В. Костарева // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 37-44.
35. Ламыш, М.В. Внедрение проектного управления в работу органов государственной власти [Текст] / М.В. Ламыш // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 4 (29). – С. 380-384.
36. Лапыгин, Ю.Н. Проблемы внедрения проектного управления: государственная и муниципальная служба [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. – 2018. – Т. 7. – № 3. – С. 22-30.
37. Лукин, А.Н. Использование проектного метода в государственном и муниципальном управлении: от декларирования к результативности [Текст] / А.Н. Лукин // Социум и власть. – 2019. – № 2 (76). – С. 37-45.
38. Лукина, Е.В. Методология применения проектного управления при разработке и реализации государственных программ [Текст] / Е.В. Лукина // Вестник науки. – 2019. – Т. 1. – № 3 (12). – С. 72-75.
39. Луковникова, Н.С. Финансирование приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в целях развития национальной экономики Российской Федерации [Текст] / Н.С. Луковникова // Финансовый менеджмент. – 2019. – № 4. – С. 66-76.
40. Мельникова, А.Ю. Внедрение проектного управления в государственном секторе [Текст] / А.Ю. Мельникова // Синергия Наук. – 2019. – № 34. – С. 241-245.
41. Мирошниченко, И.В. Проектное управление в государственном секторе: зарубежный опыт и российская практика [Текст] / И.В. Мирошниченко // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2019. – Т. 3. – № 3. – С. 360-368.
42. Мустафаев, А.А. Процессный и проектный подход в государственном управлении и бизнесе [Текст] / А.А. Мустафаев // Финансовая экономика. – 2019. – № 6. – С. 165-168.
43. Мустафина, Л.А. Совершенствование применения методов проектного управления в рамках реализации национальных проектов [Текст] / Л.А. Мустафина // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 111-118.
44. Нещерет, А.К. О реализации проектного подхода в государственном управлении и местном самоуправлении [Текст] / А.К. Нещерет // Управленческое консультирование. – 2018. – № 7 (115). – С. 8-16.
45. Опочинский, Ф.М. Анализ проблем проектного управления, на решение которых нацелено государственное регулирование [Текст] / Ф.М. Опочинский // ИнноЦентр. – 2018. – № 1 (18). – С. 44-49.
46. Павлова, О.А. Региональные проекты в системе здравоохранения в рамках приоритетных национальных проектов [Текст] / О.А. Павлова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.5 (28). – С. 287-296.
47. Панина, О.В. Проектное управление в органах государственной власти [Текст] / О.В. Панина // Альманах мировой науки. – 2017. – № 1-2 (16). – С. 122-125.
48. Пивень, А.Д. Критерии выбора приоритетных национальных проектов с позиции обеспечения экономической безопасности [Текст] / А.Д. Пивень // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2018. – № 1. – С. 148-154.
49. Пяткин, Е.А. Особенности развития систем управления проектной деятельности органов исполнительной государственной власти [Текст] / Е.А. Пяткин // Студенческий. – 2018. – № 21-1 (41). – С. 80-83.
50. Раменская, Л.А. Особенности проектного управления в органах государственной власти на региональном уровне [Текст] / Л.А. Раменская // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – С. 111-115.
51. Рябова, Т.М. Возможности использования проектного управления в деятельности современных органов государственной власти [Текст] / Т.М. Рябова // Новое поколение. – 2018. – № 15. – С. 106-110.
52. Симонов, С.В. Проектный менеджмент в государственном управлении [Текст] / С.В. Симонов // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – № 1 (47). – С. 36-40.
53. Смолина, Е.Ю. Особенности внедрения в деятельность органов государственной власти методов проектного управления [Текст] / Е.Ю. Смолина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – Т. 3. – № 4 (14). – С. 256-258.
54. Соколов, М.С. Критерии эффективности государственного и регионального управления в контексте проектного подхода [Текст] / М.С. Соколов // Теоретическая и прикладная экономика. – 2017. – № 1. – С. 96-112.
55. Тузкова, Д.К. Методические основы стимулирования участников проектной деятельности в государственном управлении [Текст] / Д.К. Тузкова // Финансовая экономика. – 2018. – № 7. – С. 2469-2474.
56. Туманова, З.В. Проектное управление - эффективный инструмент принятия решений на государственном и муниципальном уровнях [Текст] / З.В. Туманова // Ученые записки. – 2019. – № 1 (29). – С. 83-87.
57. Хутяева, Е.Р. Проектное управление как современный метод формирования системы государственного стратегического менеджмента в России [Текст] / Е.Р Хутяева. // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 6 (103). – С. 123-125.
58. Цуркан, М.В. Понятие "проектные компетенции" в контексте внедрения проектного подхода в систему государственного управления [Текст] / М.В. Цуркан // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 1. – С. 62-74.
59. Чеботарева, А.А. Влияние проектного подхода на систему управления испольнительных органов государственной власти [Текст] / А.А. Чеботарева // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-4 (28). – С. 464-468.
60. Шведов, В.В. Проблемы внедрения проектного управления в государственной службе [Текст] / В.В. Шведов // Наука и бизнес: пути развития. – 2018. – № 8 (86). – С. 83-85.
61. Шпиро, Л.А. Проектное управление в структуре деятельности органов государственной власти Российской Федерации [Текст] / Л.А. Шпиро // Вестник современных исследований. – 2018. – № 9.4 (24). – С. 351-353.
62. Шубцова, Л.В. Оценка деятельности государственного и муниципального служащего в проектном управлении [Текст] / Л.В. Шубцова // Самоуправление. – 2019. – Т. 2. – № 2 (115). – С. 284-287.
63. Щекочихина, С.В. Зарубежный опыт внедрения государственного проектного управления [Текст] / С.В. Щекочихина // Самоуправление. – 2019. – Т. 2. – № 2 (115). – С. 236-237.
64. Юнусова, Л.Н. Пути совершенствования развития методов проектного управления в рамках реализации государственных программ [Текст] / Л.Н. Юнусова // Финансы и учетная политика. – 2019. – № 8 (12). – С. 26-33.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет проектный подход в государственном управлении?

Проектный подход в государственном управлении имеет огромное значение, так как он позволяет повысить эффективность и качество работы государственных структур. Он позволяет управлять сложными задачами, заранее определять цели, ресурсы и сроки выполнения проектов, а также контролировать их исполнение.

Какие исторические предпосылки легли в основу проектного подхода в государственном управлении?

Историческими предпосылками проектного подхода в государственном управлении стали изменения в современном мире, такие как усложнение задач, необходимость быстрого и эффективного реагирования на изменения, а также развитие информационных технологий и управленческих методик.

Какой зарубежный опыт внедрения проектного подхода в государственное управление можно выделить?

Зарубежный опыт внедрения проектного подхода в государственное управление демонстрирует успешные результаты в многих странах. Например, в США проектный подход применяется на федеральном уровне для реализации крупных программ и инициатив. В Сингапуре этот подход используется для развития городской инфраструктуры. А в Германии проектный подход применяется для решения сложных социально-экономических задач.

Какой опыт реализации проектного подхода существует в системе государственного управления России?

В России опыт реализации проектного подхода в системе государственного управления накоплен во многих областях. Проектный подход успешно применяется в реализации приоритетных национальных проектов, таких как "Демография", "Экология", "Образование". Он также используется при разработке и реализации программ развития регионов и отдельных отраслей экономики.

Какие преимущества проектного подхода в сфере государственного управления?

Проектный подход в сфере государственного управления обладает рядом преимуществ. Он позволяет более эффективно использовать ресурсы, оптимизировать процессы, снизить риски и повысить качество результата. Также он способствует развитию управленческих навыков и повышению ответственности за достижение целей проекта.

Какой опыт реализации проектного подхода имеет Российская Федерация?

Российская Федерация имеет опыт реализации проектного подхода в системе государственного управления. Данный опыт можно наблюдать на всех уровнях власти - от федерального до муниципального. В последние годы в России активно осуществляются проекты в различных сферах, таких как строительство инфраструктуры, развитие образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Проектный подход позволяет более эффективно планировать и управлять процессами, повышать прозрачность и качество государственного управления.

Какие исторические предпосылки легли в основу проектного подхода в системе государственного управления?

Исторические предпосылки проектного подхода в системе государственного управления связаны с необходимостью повышения эффективности государственных программ и проектов. В конце XX века во многих странах мира стало понятно, что традиционные методы управления не обеспечивают достижение поставленных целей и требуют существенной модернизации. В результате начал развиваться проектный подход, основанный на принципах управления проектами. Этот подход стал позволять более эффективно структурировать и управлять проектами в государственном секторе.

Каково понятие и общая характеристика проектного подхода в системе государственного управления?

Проектный подход в системе государственного управления представляет собой методологию, основанную на использовании проектных методов и инструментов для решения задач и достижения целей государственного управления. Он включает в себя определение целей и задач проекта, планирование и управление ресурсами, контроль и оценку результатов. Проектный подход помогает повысить эффективность и качество государственного управления, так как позволяет более точно определить цели, разработать четкий план действий и оценить достигнутые результаты.