Государственный долг и его последствия для национальной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 24.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения государственного долга его последствий для национальной экономики 6
1.1. Долговая устойчивость Российской Федерации 6
1.2. Управление государственным долгом 10
2. Особенности государственного долга и его последствия для национальной экономики 18
2.1. Современное состояние государственного долга Российской Федерации 18
2.2. Государственные займы как форма финансирования государственных потребностей 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29


Фрагмент для ознакомления

За все время лишь дважды – в 1994-1995 гг. – Россия не привлекала внешних средств больше, чем производила выплат по погашению долга. В дальнейшем этот принцип н соблюдался.Также следует отметить непродуманную антикризисную политику государства, главные меры которой были направлены на сокращение внешней ресурсной зависимости и прекращение значительной девальвации национальной валюты, а в последствии и внутренней инфляции. Все действия сводились к поддержанию высоких процентных ставок, которые стимулировали увеличение дифференциации доходов, скапливающихся у наиболее состоятельной частинаселения. Также падение интереса к инвестиционным вложениям повлекло за собой снижение экономических стимулов развития производства.К основным методам решения проблемы государственного долга можно отнести бюджетно-экспертные и финансово-технические методы. Долгосрочный метод решения проблемы, а именно бюджетно-экспертный, предполагает увеличение торгового баланса страны, ВВП в последствии государственного бюджета.Финансово-технические методы являются краткосрочными и нацелены на улучшение условий заимствования, уменьшение общей суммы долга и изменение временной структуры платежей. Такими методами могут выступать реструктуризация, консолидация, отсрочка погашений и аннулирование займов. По мнению большинства экспертов именно реструктуризация является одним из основных инструментов решений данной проблемы.Таким образом, наличие государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, нормальное явление для каждой активно развивающейся страны. Если экономика государства стабильна, а законодательная база четко регулирует данную сферу, то государственный долг не является абсолютно отрицательным или положительным фактором для экономики страны.2.2. Государственные займы как формафинансирования государственныхпотребностейОсуществление государственных заимствований является очень выгодным вложением свободных средств. Выпуск государственных ценных бумаг, а также вложение в них денежных средств отличаются повышенной надежностью и ликвидностью.Государственный долг образуется в результате привлечения государством займов. Государственный долг – это долговые обязательства, включающие также обязательства по государственнымгарантиям Российской Федерацией перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и иными субъектами международного права.Платежеспособным гарантом государства по кредитным обязательствам является государственная казна. Государственное имущество обеспечивает полностью государственный долг, но за счет доходов федерального бюджета погашаются долговые обязательства и их обслуживание.Анализ объема и структуры государственного долга Российской Федерации показывает, что впериод 2013-2018 гг. государственный внутренний долг РФ вырос с 5,33 до 9,04 трлн. рублей. При этомсредние темпы прироста государственного долга превышали темпы прироста ВВП страны. Тем не менее, в 2017 г. общий объем внутреннего государственного долга уменьшился с 9,137 трлн. до 9,04 трлн.руб. Внешний государственный долг показал тоже положительную динамику уменьшившись с 11,39трлн. рублей до 10,52 трлн. руб. или на 7,64% (рис. 2).Рис. 2. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации за2013-2018 гг., млрд. руб.Показатель общей долговой нагрузки на экономику выгодно отличает Россию как от развитых,так и от многих развивающихся стран. Проводимая в последние годы долговая политика, в том числемеры по развитию внутреннего долгового рынка, в существенной степени способствовала стабилизации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.В 2017 г. 50 % объема портфеля государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, составляют «стандартные» облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга – ОФЗ-ПД (ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом).Рассмотрим основные показатели рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) 2013-2017 гг. (рис. 3) [3].Рис. 3. Динамика показателей рынка краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) в 2013-2017 гг., млрд. руб.По данным рисунка можно сделать вывод, что объем государственного внутреннего долга по ГКО и ФЗО с каждым годом растет. Больший рост отметился на конец 2017 года. Причиной этомуявляется увеличение задолженности гражданам и предприятиям, то есть невыплата долговых обязательств.Перейдем к рассмотрению краткосрочной и долгосрочной структуры внешнего долга РоссийскойФедерации 2013-2018 гг., а также рассмотрим основные методы стимулирования эффективного притока иностранного капитала (рис. 4).Рис. 4. Объем внешнего долга Российской Федерации 2013-2018 гг., млрд руб.Привлечение разных видов инвестиций (прямых и портфельных) приведет Россию к росту производительности экономики. Прямые инвестиции должны иметь ограничения, а именно на национальные природные ресурсы (вырубка леса, добыча полезных ископаемых и т.д.), а также на производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.д.). Альтернативой прямых инвестиций могут послужить зарубежные кредиты и займы, даже несмотря на увеличение государственногодолга.В настоящее время проблема внешнего долга в России стоит не так остро, и в последние годывнешние заимствования уменьшаются, достигнув пика в 2015 году с отметкой 11,98 трлн. руб. Это произошло вследствие дефицита государственного бюджета, т.е. расходы превышали доходы, и происходила нехватка денежных средств для оплаты импортных товаров и услуг и для выплаты трансфертныхплатежей. С 2015 года внешний государственный долг уменьшается, так как экономика начала стабилизироваться, доходы стали почти наравне с расходами.В результате проведения в последние годы долговой политики, направленной на уменьшение изамещение внешних заимствований внутренними, а также снижение долгового бремя на экономикустраны, привела к результату уменьшения объема внешнего долга РФ, и вследствие получила гарантию по его погашению и обслуживанию.В данное время перед страной стоят важные задачи во многих сферах хозяйства, международных партнерств и т.д., которые направлены на создание новых движущих факторов экономический диверсификации роста. Адаптация к рыночной экономике в настоящее время идет неравномерно,поэтому нужно обратить внимание на развитые и неразвитые регионы и уменьшить их разделение.Также в стране ограничены возможности и финансовые ресурсы, вследствие идет замедление реализации той или иной реформы.Полномасштабное преодоление всех ограничений требует всех необходимыхресурсов, какие Россия может привлечь, как и внутри страны так и извне.ЗаключениеВнастоящее время в долговая устойчивость Российской Федерации характеризуются довольно стабильной. Однако, тенденции и прогнозы на ближайшие периоды может оказать негативное влияние на данный показатель. Рост государственного долга в совокупности с невысокими темпами ВВП и ценами на нефть негативно скажется не только на уровне государственного долга в целом, но и разбалансирует расходы на его обслуживание и погашение, что, в свою очередь, приведет к новому ветку заимствований и неизбежному росту государственного долга.Ситуация с государственным долгом в Российской Федерации стабильна. Тем не менее, в настоящее время существуют определенные проблемы в сфере государственной долговой политики, связанные, прежде всего, с динамикой государственного долга в ближайшие 5 лет, что связано, в том числе с реализацией приоритетных федеральных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.Замедление мирового роста экономики, прогнозируемое Международным валютным фондом на 2019 год в размере 3,5%, повышает риски держания государственного долга для стран с уже развитой экономикой (темпы роста экономик таких стран по прогнозу на 2019 год должны составить в среднем 2%), так как рост ВВП данных стран будет стремительно приближаться к стоимости обслуживания государственного долга. Основными факторами снижения среднемировых темпов роста экономик является торговая война между США и Китаем, а также срочный выход Соединенного королевства из Евросоюза без достижения договоренностей. Поэтому приоритетным направлением деятельности крупнейших экономик мира должен стать поиск компромиссов и договоренностей.Наличие государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, нормальное явление для каждой активно развивающейся страны. Если экономика государства стабильна, а законодательная база четко регулирует данную сферу, то государственный долг не является абсолютно отрицательным или положительным фактором для экономики страны.В результате проведения в последние годы долговой политики, направленной на уменьшение и замещение внешних заимствований внутренними, а также снижение долгового бремя на экономику страны, привела к результату уменьшения объема внешнего долга РФ, и вследствие получила гарантию по его погашению и обслуживанию.В данное время перед страной стоят важные задачи во многих сферах хозяйства, международных партнерств и т.д., которые направлены на создание новых движущих факторов экономический диверсификации роста. Адаптация к рыночной экономике в настоящее время идет неравномерно, поэтому нужно обратить внимание на развитые и неразвитые регионы и уменьшить их разделение. Также в стране ограничены возможности и финансовые ресурсы, вследствие идет замедление реализации той или иной реформы.Полномасштабное преодоление всех ограничений требует всех необходимых ресурсов, какие Россия может привлечь, как и внутри страны так и извне.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.Барышникова К.В. Управление государственным долгом: проблемы и перспективы// Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 578-582.Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]: под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 381.Кокаев З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом // Вестник академии. 2014. № 1. С. 126-132.Малуева В.Д. Управление государственным долгом // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. М., 2018. С. 158-164.Михненко Е.В. Управление государственным долгом: современное состояние и пути улучшения // Наука, образование, инновации: Апробация результатов исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. / под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 271-274.Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 153.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИнфраМ. 2016. С. 93.Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. –Министерство финансов Российской Федерации. 2017 65 с.Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // СПС «Консультант плюс». Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (предварительные итоги). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/libraryОсновные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. // Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ruОфициальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. // Росстат- M., Р76 2017 г. - 511 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Барышникова К.В. Управление государственным долгом: проблемы и перспективы // Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 578-582.
3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]: под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 381.
4. Кокаев З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом // Вестник академии. 2014. № 1. С. 126-132.
5. Малуева В.Д. Управление государственным долгом // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. М., 2018. С. 158-164.
6. Михненко Е.В. Управление государственным долгом: современное состояние и пути улучшения // Наука, образование, инновации: Апробация результатов исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. / под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 271-274.
7. Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 153.
8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИнфраМ. 2016. С. 93.
9. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. –Министерство финансов Российской Федерации. 2017 65 с.
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // СПС «Консультант плюс».
11. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (предварительные итоги). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library
12. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. // Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru
13. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/
14. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/
15. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/
16. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. // Росстат- M., Р76 2017 г. - 511 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучают государственный долг и его последствия для национальной экономики?

Изучение государственного долга и его последствий для национальной экономики включает в себя анализ его влияния на экономический рост, инфляцию, стоимость капитала и другие аспекты экономической активности. Теоретические исследования помогают понять, как государственный долг влияет на финансовую стабильность и устойчивость страны.

Какова долговая устойчивость Российской Федерации?

Долговая устойчивость Российской Федерации зависит от уровня и структуры государственного долга, а также от экономической ситуации в стране. Важными факторами, влияющими на долговую устойчивость, являются способность страны обслуживать и погашать долг, состояние ее экономики и финансовая политика. Российская Федерация стремится к поддержанию устойчивого уровня государственного долга и рациональной политики его управления.

Как осуществляется управление государственным долгом?

Управление государственным долгом включает в себя разработку и реализацию стратегии заемного финансирования, выбор источников займов и их структуры, контроль за погашением и обслуживанием долга. Это задача государственных финансовых органов, которые учитывают текущую экономическую ситуацию, финансовые риски и потребности страны для принятия рациональных решений относительно государственного долга.

Каково современное состояние государственного долга Российской Федерации?

Современное состояние государственного долга Российской Федерации отличается от состояния государственного долга в прошлом. Сейчас Россия имеет умеренный уровень государственного долга и достаточные резервы для его обслуживания. Важно отметить, что Российская Федерация активно развивает внутренний рынок государственных облигаций, что усиливает ее финансовую независимость.

Какую роль играет государственный долг в национальной экономике?

Государственный долг является инструментом финансирования государственных расходов. Он позволяет государству занимать деньги у своих граждан и частных инвесторов. Это позволяет покрыть бюджетные дефициты и осуществлять инвестиции в различные сферы экономики. Однако, если государственный долг становится слишком большим, это может вызывать ряд негативных последствий для национальной экономики.

Что такое долговая устойчивость Российской Федерации?

Долговая устойчивость Российской Федерации - это способность государства выплачивать проценты и погашать основную сумму государственного долга в срок. Она зависит от таких факторов, как экономический рост, уровень инфляции, состояние бюджета и национальной валюты. Если долговая устойчивость низкая, то это может привести к ряду проблем для страны, включая удорожание займов, снижение кредитного рейтинга и нестабильность на финансовых рынках. Таким образом, поддержание высокой долговой устойчивости является важной задачей для России.

Как осуществляется управление государственным долгом?

Управление государственным долгом включает в себя ряд мер и инструментов. Одним из основных инструментов является эмиссия государственных займов на финансовых рынках. Государство также может использовать методы по снижению долга, например, продажу активов или привлечение иностранных инвестиций. Кроме того, государственный долг управляется с помощью фискальной политики, включающей в себя контроль над государственными расходами и налоговой политикой. Все эти меры помогают государству эффективно управлять своим долгом и обеспечить его устойчивость.

Какие теоретические аспекты существуют в изучении государственного долга и его последствий для национальной экономики?

Теоретические аспекты изучения государственного долга и его последствий для национальной экономики включают анализ влияния долга на экономический рост, инфляцию, процентные ставки, внешнюю торговлю и финансовую стабильность страны. Исследования также обращают внимание на взаимосвязь между размером долга и уровнем налоговых ставок, спроса и предложения на рынке труда, а также на роль государственной политики в управлении долгом.

Какова долговая устойчивость Российской Федерации?

Долговая устойчивость Российской Федерации зависит от соотношения государственного долга к ВВП и от способности страны погасить свои долговые обязательства. Российская Федерация имеет относительно низкую долговую нагрузку, поскольку государственный долг составляет около 10% ВВП. Более того, Россия имеет значительные внешние резервы, которые помогают обеспечить финансовую стабильность и устойчивость.

Как управляется государственный долг?

Управление государственным долгом осуществляется с помощью различных инструментов и механизмов. Ключевой инструмент в управлении долгом является эмиссия государственных облигаций, которые продаются инвесторам в обмен на ссудные средства. Государство также может использовать методы долгового планирования, рефинансирования и реструктуризации для управления своими долговыми обязательствами. Центральный банк и финансовое министерство играют важную роль в координации и мониторинге управления долгом.