Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, РАЦИОНАЛЬНОГО ИПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР 6
1.1 Понятие и особенности правового регулирования геологического изучения недр 6
1. 2 Особенности правового регулирования рационального использования и охраны недр 9
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО И ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР 14
2.1 Проблемы правового регулирования геологического рационального использования и охраны недр 14
2. 2 Пути совершенствования законодательства в сфере государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Нужно конкретизировать критерий дприоритетности при выявления случаев изъятия участков земли (например, сельскохозяйственных) для использования в несельскохозяйственной работе. В связи с возможностью пользования такими землями для недропользования важно прописать специфические режимы этого использования и способности денежного оборота таких участков земель над участками земли недр, предусматривая регулирование проблемпередачи участков земли для магистрального транспорта трубопровода, других систем линейных сооружений, которые вязаны с пользованием недр.Нужноуточнить органы, которые занимаютсясогласованием на отвод участка земли при передаче участка недр в пользование на базе конкурсов или аукционов. Этими органами могут стать территориальными органами управления фондом недр субъекта Россий РФ. Важно разработать и утвердить процедуру реализации этого согласования. Нужно уточнить момент возникновения прав на участок земли. Отвод участков земли в границах в пределах территории и оформление прав на землю недропользователей должны реализовывать в порядке, который предусмотреннормами законодательства РФ, после согласования и утверждения проекта работ, которые связаны с недропоьзованием. Такой момент - юридический факт, который влечетопределенные последствия. Нужнодополнить Закон РФ "О недрах", предусматривающее гарантии защиты прав недропользователей перед владельцами недрами участков земли. В случае отказа владельца участка земли в предоставлении такого участка для недропользования после получения их согласия они должны возместить собственнику лицензии на пользование участком недр ущерб, который связан к пользованию участком недр. Учет предложения дает возможностьулучшитьправоотношения между субъектом бизнес работы—владельцем участка земли. Чтобы исключитьзавышенные цены на земельные участки, под которыми имеются залежи ископаемого, нужноформировать цены на земельные участки. Такие цены должны учитывать лишь продуктивную составную часть с точки сельскохозяйственной ценности земельного участка, его расположения в регионах. Прописать правовые нормы, которые устанавливают обязанность субъекта бизнеса — недропользователя сформировать на определенном счету фонд, деньги которого направлены на консервирование или ликвидацию последствий использования недр, на возмещение ущерба природе в результате вины пользователя недрами.Действующий в настоящеевремязакон «О недрах» былпринят в 1992 г., т.е.более10 летназад. Заэтовремябыланакопленазначительнаяправоприменительнаяпрактика, котораявыявилаотдельныенедостатки и пробелы в законодательстве о недрах, и в целяхсозданияединогоправовогополя, прозрачнойсистемызаконодательства, учитывающейинтересыкакгосударства, так и недропользователя, а такжеминимизацииотсылочныхнормнауровнеспециальногозакона. ПравительствомРоссийскойФедера- циибылоприняторешение о необходимостиподготовкиновойредакциизакона о недрах.Говоря о ходеподготовкиуказанногопроекта, отметим, чтоМинистерствомприродныхресурсов РФ совместно с Министерствомэкономическогоразвития и торговлибылподготовленпроектфедеральногозакона «О недрах» и одновременнонаправленнасогласование в федеральныеорганыисполнительнойвласти ипредставлен в Правительство РФ.Законопроектнепредусматриваеткореннойломкидействующейсистемыпользованиянедрами, поскольку, с нашейточкизрения, важнейшимиусловиямиэффективнойработыдобывающихотраслейпромышленностиявляютсяпредоставлениенедропользователямгарантийнанеизменностьусловий, накоторыхимбылипереданы в разработкуместорожденияполезныхископаемых, и эволюционностьразвитиязаконодательства.Исходяименноизэтихпринципов, подготавливаетсяпроектфедеральногозакона.Новойнормойпоотношению к действующемузаконуявляетсяустановленный в проектепорядоквводаместорожденийполезныхископаемых в промышленнуюразработку.В проектефедеральногозакона «О недрах» значительноповышенарольтехническихпроектов.Техническийпроектразрабатываетсяиндивидуальнодлякаждогоместорождения, учитываяегоособенности.В законопроектедостаточнодетальнопрописанапроцедураподготовки и утверждениятехническихпроектов, порядоквнесения в нихизменений и дополнений.Устанавливается, чтопроведениеработ, связанных с пользованиемучасткаминедрбезутвержденных в установленномпорядкетехническихпроектов, а также в ихнарушение, запрещается.Контроль и надзорзасоблюдениемпользователяминедртехническихпроектовосуществляетсяорганамигосударственногогеологическогоконтроля и органамигосударственногогорногонадзора.Для эволюционирования правового регулирования правоотношений, которые связаны з пользованием недрами, нужно предусмотреть такое:Нормами законодательства нужно определять сферу правового регулирования со стороны гражданского или административного законодательства в отношении недропользоватея.В законодательтсве РФ “О недрах” вместопонятий “контракт” и “соглашения”, нужноприменитьтермин “условиянедропользователя”.Обязательтсваповкладу в развитиетерритории, терминыреализациитакихпрограмм, которыереализуютдействияпоохраненедрстоитрассматриватькакдоговоргражданско-правовойнаправленности. Этодаствозможностьвыявитьусловия, которыеуказаны в этихобстоятельствах и учестьспецификуобьекталицензирования.Анализируянормыпроекта, устанавливающиепорядокликвидации и консервациигорныхвыработок, скважин и иныхподземныхсооружений, поотношению к нормамдействующегозаконапредусмотреныследующиенововведения.Преждевсегоопределяется, чтогорныевыработки, скважиныи иныеподземныесооруженияликвидируютсяиликонсервируются в соответствии с технологическимипроектами, получившимиположительноезаключениегосударственнойэкологическойэкспертизы и прошедшимисогласование в органахгосударственногогорногонадзора.Крометого, в статьепроекта, определяющейпорядокконсервации и ликвидациигорныхвыработок и иныхподземныхсооружений, связанных с пользованиемнедрами, определено, чтоконсервация и ликвидацияосуществляетсязасчетсредствсоздаваемогопользователемнедрликвида- ционногофонда, размер, порядокформирования и использованиякоторогоустанавливаютсяПравительствомРоссийскойФедерации.Обращаясь к вопросуответственностипользователейнедрзанегативноевоздействиенаокружающуюсреду, следуетобратитьвниманиенато, что в настоящеевремя в большинстверазвитыхгосударствмирасерьезноезначениеприсовершенствованиизаконодательствауделяетсявопросамохраныокружающейсредыприпользованиинедрами, сохранениюэкологическогоравновесия.Учитываясуществующиетенденцииразвитиязаконодательства, в проектеустановленыспециальныенормы, ужесточающиеответственностьпользователейнедрзавредноевоздействиенаокружающуюсреду.Крометого, вводитсястатья, предусматривающаяобязательноестрахованиеответственностипередгосударством и третьимилицамизапричинениевреданедрам и окружающейсреде.В этойстатьеособооговаривается, чтострахованиеответственностипользователянедрпередгосударством и третьимилицамизапричинениевреданедрам и окружающейсреденеосвобождаетегоотобязанностиустранитьдопущенныеимнарушения и возместитьпричиненныйущерб в пределахсуммы, непокрытойстраховымвозмещением.Проектфедеральногозакона «О недрах» взаимоувязан с федеральнымзаконом «О техническомрегулировании».В текстенашегопроектаимеютсяотсылочныенормынасоответствующиетехническиерегламенты, которыебудутразработаны и приняты в установленныезаконодателемсроки.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе осуществлено теоретическое обобщение и решение научной задачи, которая заключалась в выяснении сущности, особенностей, правовой природы и характерных особенностей права геологического изучения недр, определении проблем формирования совокупности правовых предписаний посвященных геологическому изучению недр, а также разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования геологического изучения недр. В связи с этим сформулированы выводы, предложения и рекомендации, основные из которых сводятся к следующему.. 1. Для решения проблем правового регулирования геологического изучения недр необходима реализация комплекса организационно-правовых, законодательных мер: совершенствование законодательства, системы государственного управления, контроля и надзора, разработки и утверждения государственной концепции развития геологической отрасли с определением долгосрочной стратегии пользования недрами с целью их рационального использования; создание и закрепление на законодательном уровне государственной системы поощрения и санкций в отношении недропользователей при проведении геологоразведочных работ и разработки месторождений полезных ископаемых; урегулирования на законодательном уровне детального порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, для ведения геологических работ; - мероприятий финансово-экономического характера: принятие комплекса экономических, правовых и организационных мероприятий с целью привлечения инвестиций на развитие геологической отрасли и воспроизводство минерально-сырьевого комплекса РФ; проведение за счет государственного бюджета геологических исследований с целью прогнозирования, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, обеспечения комплексного подхода при освоении месторождений на основе современных высоколиквидных технологий;мероприятий разрешительного характера: упорядочение процедуры выдачи специальных разрешений на право геологического изучения недр. 2. Объектом геологического изучения недр как самостоятельного вида недропользования есть отдельная определена в пространстве участок недр, в рамках которой будут проводиться разведочные работы независимо от результатов такого исследования и наличия в ней полезных ископаемых.3. Среди субъектов геологического изучения недр выделяются две категории: в состав первой относятся субъекты предпринимательской деятельности (физические и юридические лица), которые непосредственно осуществляютгеологическое изучение недр - пользователи, вторая категория - это юридические лица (учреждения, организации, государственные органы), которые либо имеют властные полномочия в этой сфере. 4. Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых является разновидностью геологическим изучением недр, но имеет более узкой содержание. При опытно-промышленной разработке осуществляется добыча с месторождения ограниченного количества полезных ископаемых с целью определения его промышленной ценности, уточнения горно-геологических и технологических параметров, необходимых для подсчета запасов ископаемых и сопутствующих компонентов и обоснования выбора рационального метода (технологии) промышленной разработки месторождения.5. Приобретает актуальность в современных условиях внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее прекращение правоотношений по геологическому изучению недр, а именно: регламентации порядка возврата, изъятие участков недр с самовольного пользования; установление ответственности субъектов недропользования и государственных органов за нарушение правил и условий ограничения, приостановления или прекращения права пользования недрами; определение конкретных условий и правил установления размера причиненного вследствие нарушения законодательства о недрах вреда, лиц, имеющих право на предъявление исков по возмещению причиненного ущерба, и процессуально-процедурный механизм взыскания средств по указанным искам. 6. Дополнительными основаниями прекращения права геологического изучения недр должны выступать: в отношении субъектов - физических лиц предпринимателей - смерть - прекращение предпринимательской деятельности и потеря статуса предпринимателя.7. Сегодня необходимо совершенствование законодательства в сфере изучения и исследования недр, а именно усиление ответственности за повреждение окружающей среды и нанесения другого ущерба природе при исследовании и пользовании недрами. Для этого следует усидить административную ответственность, а также предусмотреть в юридических лицах, которые пользуются лицензией на недропользование дополнительных фондов, которые бы использовались в случае вины юридического лица в загрязнении природы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция РФ от 12. 12.1993 года [Электронныйдокумент].Режим доступа:http://www.constitution.ru/ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1. [Электронныйдокумент].Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ФЗ «О охранеокружающейсреды»от 10.01.2002 N 7-ФЗ. [Электронныйдокумент].Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ФЗ «Обособоохраняемыхприродныхтерриториях». [Электронныйдокумент]от 14.03.1995 N 33-ФЗРежим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/ФЗ “О соглашениях о разделепродукции»от 30.12.1995 N 225-ФЗ. [Электронныйдокумент].Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/Проект ФЗ «О недрах» от 28.02.2005. [Электронныйдокумент].Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=150392#08739251195623841УчебнаялитератураАгафонов В.Б. Правовойрежимгеологическойинформации о недрах. - М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. - 240 с.Боголюбов С.А. Экологическоеправо. Учебникдляакадемическогобакалавриата. 5-е издание, переработанное и дополненное. Москва. Юрайт. 2014 г. 382 с.Василевская Д.В., Лаевская Н.В., Литуновская Д.А. Лицензирование недропользования в России: комментарии и документы. М.: Издательство «Юрист», 2013. - 655 с.Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных иужд (на основе государственных контрактов). Автореферат, дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.- 30 с.Ерин В.В. Некоторые особенности выполнения работ по геологическому изучению недр на основе государственного контракта // Юридическая наука, образование и практика: история и современность: Материалы заочной международной-методической конференции. 29.03.2013-Бслгород: Изд-во БУКЭП. 2013.Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации. Корпорация КинроссГолд. 2011. — 89 с.Редько Т.Н. Мировой правопорядок в области недропользования: Учебное пособие. - М.: Восток-Запад, 2010. - 240 с.Научные статьиАгафонов В.И. Рольгеологическойинформации о недрах в развитииминерально-сырьевогокомплексаРоссийскойФедерации: историко-правовойанализ .НефтьГазПраво. - 2009. - №6(90).Дудиков М.В., Мелехин Е.С. Правовые аспекты рационального и комплексного геологического изучения недр // Экологическое право. № 3. 2011.Козловский Е.А. Минерально-сырьевой комплекс остается главной опорой государства // Промышленные ведомости. - 2011. - №1-2.Мазков Е.Ю. Проблемы правового регулирования геологического изучения на континентальном шельфе Российской Федерации // НефтьГазПраво. - 2009. - №4.Налетов К.И. доцент кафедры гражданского и трудового права РГТЭУ, кюн. Юридический статус лицензии (разрешения) на пользование недрами (законодательство, доктрина, арбитражная практика) // Торговое дело. Торговое право. - 2011. - № 1.Салиева Р.Н. Правовая характеристика работ по геологическому изучению недр // Всероссийский научный журнал «Вопросы правоведения». №2. 2011.Электронные ресурсыОфициальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12. 12.1993 года [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.constitution.ru/
2. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/
3. ФЗ «О охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
4. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». [Электронный документ] от 14.03.1995 N 33-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/
5. ФЗ “О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/
6. Проект ФЗ «О недрах» от 28.02.2005. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=150392#08739251195623841
Учебная литература
7. Агафонов В.Б. Правовой режим геологической информации о недрах. - М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. - 240 с.
8. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для академического бакалавриата. 5-е издание, переработанное и дополненное. Москва. Юрайт. 2014 г. 382 с.
9. Василевская Д.В., Лаевская Н.В., Литуновская Д.А. Лицензирование недропользования в России: комментарии и документы. М.: Издательство «Юрист», 2013. - 655 с.
10. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных иужд (на основе государственных контрактов). Автореферат, дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.- 30 с.
11. Ерин В.В. Некоторые особенности выполнения работ по геологическому изучению недр на основе государственного контракта // Юридическая наука, образование и практика: история и современность: Материалы заочной международной-методической конференции. 29.03.2013-Бслгород: Изд-во БУКЭП. 2013.
12. Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации. Корпорация Кинросс Голд. 2011. — 89 с.
13. Редько Т.Н. Мировой правопорядок в области недропользования: Учебное пособие. - М.: Восток-Запад, 2010. - 240 с.
Научные статьи
14. Агафонов В.И. Роль геологической информации о недрах в развитии минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации: историко-правовой анализ .НефтьГазПраво. - 2009. - №6(90).
15. Дудиков М.В., Мелехин Е.С. Правовые аспекты рационального и комплексного геологического изучения недр // Экологическое право. № 3. 2011.
16. Козловский Е.А. Минерально-сырьевой комплекс остается главной опорой государства // Промышленные ведомости. - 2011. - №1-2.
17. Мазков Е.Ю. Проблемы правового регулирования геологического изучения на континентальном шельфе Российской Федерации // НефтьГазПраво. - 2009. - №4.
18. Налетов К.И. доцент кафедры гражданского и трудового права РГТЭУ, кюн. Юридический статус лицензии (разрешения) на пользование недрами (законодательство, доктрина, арбитражная практика) // Торговое дело. Торговое право. - 2011. - № 1.
19. Салиева Р.Н. Правовая характеристика работ по геологическому изучению недр // Всероссийский научный журнал «Вопросы правоведения». №2. 2011.
Электронные ресурсы
20. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
21. Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют правовое регулирование геологического изучения недр?
Правовое регулирование геологического изучения недр характеризуется определенными особенностями. Во-первых, геологическое изучение недр осуществляется исключительно государственными органами, которые имеют специальные полномочия и ответственность. Во-вторых, правовое регулирование направлено на обеспечение рационального использования недр, то есть на оптимизацию и контроль за их использованием с учетом сохранения и охраны природных ресурсов. В-третьих, правовое регулирование геологического изучения недр также включает механизмы контроля за соблюдением законодательства и проведением необходимых проверок и экспертиз.
Какие особенности характеризуют правовое регулирование рационального использования и охраны недр?
Правовое регулирование рационального использования и охраны недр также имеет свои особенности. Во-первых, оно направлено на балансирование между экономическими интересами и сохранением природных ресурсов, чтобы обеспечить устойчивое и эффективное использование недр. Во-вторых, оно предусматривает систему лицензирования и разрешений на деятельность связанную с недрами, а также предусматривает установление прав и обязанностей субъектов, занимающихся разведкой, разработкой и использованием недр. В-третьих, оно предусматривает механизмы контроля за соблюдением законодательства, наказания за нарушения и возможные последствия для нарушителей.
Что подразумевается под понятием "геологическое изучение недр"?
Под геологическим изучением недр понимается комплекс мероприятий, направленных на получение информации о геологическом строении и составе недр, на определение количества и качества находящихся в них полезных ископаемых, а также на изучение возможностей и условий их дальнейшего использования. Геологическое изучение недр включает в себя различные методы и технологии и проводится с использованием специального оборудования и техники.
Какова цель государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр?
Целью государственного контроля является обеспечение эффективного и устойчивого использования недр в интересах государства, общества и будущих поколений. Контроль направлен на предотвращение незаконной добычи и использования и обеспечение соблюдения законодательства по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр.
Какие особенности имеет правовое регулирование геологического изучения недр?
Правовое регулирование геологического изучения недр включает определение прав и обязанностей геологических организаций и специалистов, установление процедуры получения разрешений на геологическую деятельность, а также принятие мер по контролю и надзору за выполнением геологических работ.
Какие проблемы существуют в правовом и геологическом изучении и рациональном использовании недр и какие перспективы их решения?
Одной из проблем является несоответствие законодательства требованиям современной геологической практики, а также недостаточная эффективность контроля и надзора со стороны государства. Для решения этих проблем необходимо проведение реформ в сфере геологического законодательства, повышение квалификации специалистов, а также усиление роли государственного контроля и надзора.
Что понимается под рациональным использованием недр?
Рациональное использование недр – это использование природных ресурсов недр таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности общества и экономики, при этом минимизируя негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивая сохранение ресурсов для будущих поколений.
Какие особенности имеет правовое регулирование рационального использования и охраны недр?
Правовое регулирование рационального использования и охраны недр включает установление требований к деятельности субъектов, осуществляющих использование и охрану недр, определение порядка получения лицензий на деятельность, а также обязательств по проведению контроля и надзора со стороны государства.