Виды речи по форме выражения мысли: внешняя (устная и письменная) и внутренняя
Заказать уникальное эссе- 15 15 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 24.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Речь как предмет научного познания 4
2. Виды речи 5
Заключение 10
Список литературы 13
Определим выходныеподходы к пониманию речи.Традиционным для отечественной психологии является анализ речи в контексте общепсихологической теории деятельности, которая интерпретирует деятельность как реальныйпроцесс, состоящий из совокупности действий и операций, а основное отличие между видами деятельности видит в специфичности их предметов. По мнению А.Н. Леонтьева, в человеческой деятельности появляется ивозможность обозначения, презентации самого предметного мира, который реализуется с помощью языка и вследствие чего возникает сознание как отражение действительности путемязыковых значений. По меткому выражению Л. Веккера, речевое действие является частным случаем действия, а речевая деятельность представляет собой отдельноевыражение общих принципов организации человеческой деятельности.И.А. Зимняя определяет речевую деятельность как активный,целеустремленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и приема сложившейся и сформулированнойпосредством языка мысли, направленный наудовлетворение потребности человека в процессе общения.Исследуя речевую деятельность в контексте «приема-переработки-выдачи информации» Н.И. Жинкин, отмечает формирование умения творческой интерпретации полученногосодержания и последующего создания устного или письменного речевого высказывания, таким образом, выделяя актуальность понятия собственно о самой информации, котораядобывается, перерабатывается и представляется [9, с. 37]. Кроме того, речевая деятельность является индивидуальным процессом кодирования и декодирования информации в той илииной языковой форме.В современной психологической науке наряду с деятельностным подходом четко определился и другой, который предполагает рассмотрение, прежде всего, речевого акта как событияязыка, общения, то есть активного социального взаимодействия. Такой подход активно разрабатывался еще в 20-30-е годы Н.Н. Бахтиным и Л.С. Выготским.Теоретические идеи Л.С. Выготского содержат положения о речевом общение как единстве общения и обобщения и знаковой опосредованности процесса общения.Действительной же реальностью языка-речи, по М.М. Бахтину, является не абстрактная система языковых форм, является не изолированное монологическое высказывание, и непсихофизиологический акт его осуществления, а социальное событие речевого взаимодействия. Реальной единицей речевого общения он считал высказывание, а единицамиязыка как системы - слова и предложения. Учитывая это положение, минимальной целостной единицей речевого общения и влияния является высказывание [1].В контексте основ теории речевой деятельности, сформулированных А.А. Леонтьевым, последняя определяется автором как частный случай, основной вид знаковой деятельности,логично и генетически предшествует другим ее видам. При этом подходе, отмечается далее, структура речи, что совпадает со структурой действия, а именно содержит: наличиеспецифической (самостоятельной или подчиненной) цели; наличие специфической мотивации; нормативность, что проявляется в факте общественного контроля за ходом и результатомакта общения; результативность - мера совпадения достигнутого результата с целью. Однако ученый подчеркивает, что понятийный смысл терминов «речь» и «речевая деятельность»является различным. Речевая деятельность или речевое действие является специализированным использованием речи для общения. Тогда же, как речь является потенциальнымкомпонентом любой деятельности. Определяя речь как особый и очень сложный вид деятельности, В.А. Семиченко указывает, что оно, вместе с тем, является сложным процессомотражения действительности в специальных символических формах.Список литературыВерба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт – М., 1984.Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Наука, 1958. – 370 с.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – М.: Наука, – 1982. –159с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Психология речи и языка. Психолингвистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_XXIvek.pdfСемиченко В.А. Психология речи: Учеб. пособие / В.А. Семиченко – К.: Магистр - S,1998. – 112 с.Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс, 1976. – 351 с.Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
1. Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
2. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт – М., 1984.
3. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Наука, 1958. – 370 с.
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – М.: Наука, – 1982. –159с.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.
10. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
11. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
12. Психология речи и языка. Психолингвистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_XXIvek.pdf
13. Семиченко В.А. Психология речи: Учеб. пособие / В.А. Семиченко – К.: Магистр - S,1998. – 112 с.
14. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс, 1976. – 351 с.
15. Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Что такое речь?
Речь - это способ выражения мыслей и передачи информации с помощью звуковых сигналов. Она является основным средством коммуникации между людьми.
Какие бывают виды речи?
Виды речи можно разделить на внешнюю устную, внешнюю письменную и внутреннюю. Внешняя устная речь передается с помощью звуков речи и воспринимается через слух. Внешняя письменная речь передается с помощью письменных символов и воспринимается через зрение. Внутренняя речь - это мысленный процесс выражения мыслей без использования звуковых сигналов или визуальных символов.
Каковы основные отличия между видами речи?
Основное отличие между видами речи заключается в способе выражения мысли. Внешняя устная речь основывается на звуковой модальности и использует устные звуки для передачи информации. Внешняя письменная речь основывается на графической модальности и использует письменные символы для передачи информации. Внутренняя речь основывается на внутренней модальности и не требует внешнего выражения, так как она происходит только в мозге.
Какая роль речи в коммуникации?
Речь играет ключевую роль в коммуникации, так как она позволяет нам передавать мысли, чувства, желания и информацию другим людям. С помощью речи мы можем устанавливать контакт с окружающими, обмениваться идеями, выражать свое мнение и понимать других людей. Без речи коммуникация становится затруднительной или даже невозможной.
Как речь изучается в психологии?
Речь изучается в психологии как предмет научного познания. Существуют различные подходы к пониманию речи. Традиционный подход, принятый в отечественной психологии, анализирует речь в контексте общепсихологической теории деятельности. Другие подходы, такие как психолингвистика и нейролингвистика, изучают речь с помощью лингвистических и нейрофизиологических методов исследования.
Что такое речь?
Речь - это форма выражения мысли с помощью звуков или письменного текста.
Какие существуют виды речи?
Существуют три вида речи: внешняя устная речь, внешняя письменная речь и внутренняя речь.
Чем отличается внешняя устная речь от внешней письменной речи?
Внешняя устная речь произносится вслух, используя звуки, интонацию и жесты. Внешняя письменная речь выражается в письменном виде, через буквы и знаки препинания.
Что такое внутренняя речь?
Внутренняя речь - это процесс, когда мы мысленно формулируем свои мысли без произнесения их вслух или записи.
Каково отличие между видами деятельности и видами речи?
Виды деятельности отличаются по своей специфике и целям, а виды речи отличаются по способам выражения мысли.
Что такое речь?
Речь - это способ выражения мыслей, чувств и желаний с помощью звукового кода. Это является одним из основных средств общения между людьми.
Какие бывают виды речи?
Виды речи можно разделить на внешние устную и письменную, а также на внутреннюю, которая происходит внутри нашего сознания.