Исследования простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 25.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие сведения об особенностях проявления простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет 5
1.1. Особенности развития сенсорных систем человека, сенсомоторная реакция 5
1.2. Определение простых зрительно-моторных реакций в современном спорте 11
ГЛАВА 2. Особенности простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет 15
2.1. Организационно-методические основы исследования 15
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Средний показатель равен 3,31 ± 0,33. Медиана (Ме) (численное значение признака, расположенное в середине ранжированного ряда), равна 3,92. Коэффициент вариации (Сv) равно 45,04%, что говорит о том, что ряд неоднороден.Стандартное квадратичное отклонение (σ) равно 1,49. Исходя из закона больших чисел, в интервал М± σ попадает 68,3% всех вариантов, в интервал М±2σ – 95,5% всех вариантов выборки.Исходя из этого, 68,3% выборки будут попадать в интервал 1,82 – 4,80, а 95,5% – в интервал 0,33 – 6,29. Следовательно, 68,3% выборки будут иметь низкие показатели вплоть до патологических изменений. Даже при расширении диапазона до 95,5% выборки показатели будут относиться к средним значениям.Рисунок 4. Показатель устойчивости корковых реакций (УР)Исходя из рисунка 5 можно видеть, что показатель уровня функциональных возможностей (УФВ) варьирует от 8,10 (патологический показатель) до 26,58 (средний показатель).Показатели вариационного ряда будут следующими:М ± m = 14,82 ± 1,48. Ме = 17,51.σ = 6,64.Сv = 44,80%.М±σ = 8,18 – 21,46.М±2σ = 4,28 – 30,79.Таким образом, выборка неоднородная, 68,3% выборки попадает в интервал 8,18 – 21,46 (патологические изменения – низкий показатель), 95,5% попадает в интервал 4,28 – 30,79 (патологические изменения – среднее).Рисунок 5. Показатель уровня функциональных возможностей (УФВ)Таким образом, обследуемые проявили достаточно высокие показатели скорости реакции, однако она неоднородна. Показатели устойчивости корковых реакций и уровня функциональных возможностей низки, часто подходят под категорию патологических изменений.Возможно, данный факт можно объяснить двумя причинами. Во-первых, на скорость реакции могут влиять возрастные особенности подростков, в частности особенности развития нервной системы. Во –вторых, может иметь место дефект в системе подготовки спортсменов, в частности в тренировке реакции.Полученные данные позволяют дать следующие рекомендации:Провести обследование скорости реакции всех спортсменов, проанализировать выявленные аномалии, сравнить результаты подростков 15-16 лет с результатами футболистов других возрастных групп.Разработать систему тренировки скорости реакции. Скорость реакции тренируется посредством выполнения того или иного упражнения на время, а также измерения реакции на тот или иной раздражитель. Следует понимать, что скорость реакции в футболе – этоспособность спортсмена в максимально короткий промежуток времени совершать двигательные действия, решать двигательные задачи. Известны три основные формы проявления быстроты:Латентное время двигательной реакции;Скорость одиночного сокращения; Темп движений.Т.е. повышение быстроты реакции позволяет повысить эффективность футболистов как спортсменов, будет способствовать повышению их соревновательного потенциала.На быстроте спортсменов в полной мере отражаются такие физические качества как сила, выносливость, ловкость, гибкость, умения расслаблять мышцы, не вовлеченные в работу. Важны также психологические установки и проявления волевых усилий. Иными словами, программа по повышению выносливости должны быть комплексной, органично вписываться в тренировочный процесс в целом, включать в себя в том числе и упражнения, тренирующие другие физические качества спортсменов.В обязательном порядке внедрить систему постоянного контроля быстроты реакции спортсменов. Такой контроль может организовываться поэтапно, в начале и в конце отдельных тренировочных блоков, в начале и в конце сезона. Таким образом, были получены сведения, которые позволяют говорить о низком уровне устойчивости корковых реакций и уровня функциональных возможностей футболистов 15-16 лет в конкретной исследованной группе. Это позволяет сделать вывод о необходимости мер по выявлению причин низкого уровня устойчивости корковых реакций и уровня функциональных возможностей, повышению данных показателей. Этому может поспособствовать обширная программа обследования и тренировки скорости реакции.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном исследовании были исследованы особенности скорости простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет.В результате проделанной работы были деланы следующие выводы:Сенсорная система организма человека представляет собой совокупность отдельных анализаторов, путей проведения сигнала, механизм его обработки в головном мозге, передачи ответного сигнала на исполнительные органы. Сенсорная система человека обладает определенными свойствами, позволяющими ей адекватно реагировать на динамически меняющуюся окружающую среду. При рождении человека большая часть компонентов сенсорной системы человека сформирована, однако ее развитие продолжается на протяжении первых лет жизни. Сенсорная деятельность теснейшим образом связана с моторной деятельностью. При этом время сенсомоторной реакции индивидуально, состоит из сенсорного и моторного периода. Иными словами, нервная система человека не может мгновенно реагировать на те или иные раздражители и «время отклика» может составлять 150-250 мс и более.В спорте сегодня изучение сенсомоторных реакций занимает важное место, поскольку позволяет оценить быстроту спортсмена. Как показывает анализ литературы, скорость простой зрительно-моторной реакции позволяет оценить не только быстроту спортсмена, но и определить функциональные характеристики их нервной системы.На фактическом примере была определена скорость простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет. Было отмечено, что на фоне достаточно высокой скорости реакции, показатели функционального состояния нервной системы у испытуемых низкие. На основе полученных данных были даны рекомендации по повышению скорости реакции у футболистов 15-16 лет.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАслаев С. Т., Шаяхметова Э. Ш., Румянцева Э. Р. Динамика сенсомоторного реагирования и чувства времени в процессе адаптации боксеров к тренировочным нагрузкам// Вестник Башкирск. ун-та., 2012. – №1. – С. 86-88. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. – М.: АспектПресс, 2012. – 368 с.Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы// Ульяновский медико-биологический журнал, 2019. – №3. – С. 38-51.та обращения: 18.11.2019).ЛытаевС.А. Психофизиология: учеб.пособие/ С.А. Лытаев, М.В. Александров, М.С. Березанцева. – СПб.: СпецЛит, 2018. – 256 с.Медведева О.А., АлексанянцГ.Д., Минко О.В., Кнебель Я., Хартманн З. Особенности простой зрительно-моторной реакции юношей, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ, в зависимости от соматотипа // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2014. – №4. – С. 69-73.Немцев О.Б., ГогодзеБ.М., НемцеваН.А., Борисов А.Б., Гришин А.Ф. Влияние кофеина на время простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора// Ученые записки университета Лесгафта, 2017. – №12 (154). – С. 195-198.НехорошковаА.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор)// Вестник северного (арктического) федерального университета. Серия: медико-биологические науки, 2015. – №1. – С. 38-48. Петрова Т.Г., Хасанова Н.Н., Филимонова Т.А., ГречишкинаС.С., Кузьмин А.А. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у студентов-футболистов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, 2013. – №4 (125). – С. 120-124. Психофизиология: учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Александрова.. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – Х.: Полиграф-М, 2016. – 464 с.СютинаВ.Н., КалинчеваЯ.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям// Вестник ТГУ, 2011. – №9. – С. 104-109.ФедюковичН.И. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И. Федюкович. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 573 с.Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. Т.1./ под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. снем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 537 с.Физиология человека: Учебник/ под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2016. – 664 с.ХалфинаР.Р., КислицынМ.Н., Лебедев В.Н. Особенности сенсомоторной реакции спортсменов служебно-прикладного вида спорта// Вестник КемГУ, 2015. – №2-5 (62). – С. 113-117.ШахановаА.В., КоблевЯ.К., Петрова Т.Г., НамитоковаА.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-дзюдоистов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, 2010. – №3. – С. 49-56.ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Щвырев; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.Якимович Е.П., Немцова В.в., Ключников Д.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие для вузов/ Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – 54 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аслаев С. Т., Шаяхметова Э. Ш., Румянцева Э. Р. Динамика сенсомоторного реагирования и чувства времени в процессе адаптации боксеров к тренировочным нагрузкам// Вестник Башкирск. ун-та., 2012. – №1. – С. 86-88.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. – М.: АспектПресс, 2012. – 368 с.
3. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы// Ульяновский медико-биологический журнал, 2019. – №3. – С. 38-51.та обращения: 18.11.2019).
4. ЛытаевС.А. Психофизиология: учеб.пособие/ С.А. Лытаев, М.В. Александров, М.С. Березанцева. – СПб.: СпецЛит, 2018. – 256 с.
5. Медведева О.А., АлексанянцГ.Д., Минко О.В., Кнебель Я., Хартманн З. Особенности простой зрительно-моторной реакции юношей, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ, в зависимости от соматотипа // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2014. – №4. – С. 69-73.
6. Немцев О.Б., ГогодзеБ.М., НемцеваН.А., Борисов А.Б., Гришин А.Ф. Влияние кофеина на время простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора// Ученые записки университета Лесгафта, 2017. – №12 (154). – С. 195-198.
7. НехорошковаА.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор)// Вестник северного (арктического) федерального университета. Серия: медико-биологические науки, 2015. – №1. – С. 38-48.
8. Петрова Т.Г., Хасанова Н.Н., Филимонова Т.А., ГречишкинаС.С., Кузьмин А.А. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у студентов-футболистов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, 2013. – №4 (125). – С. 120-124.
9. Психофизиология: учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Александрова.. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – Х.: Полиграф-М, 2016. – 464 с.
11. СютинаВ.Н., КалинчеваЯ.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям// Вестник ТГУ, 2011. – №9. – С. 104-109.
12. ФедюковичН.И. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И. Федюкович. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 573 с.
13. Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. Т.1./ под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. снем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 537 с.
14. Физиология человека: Учебник/ под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2016. – 664 с.
15. ХалфинаР.Р., КислицынМ.Н., Лебедев В.Н. Особенности сенсомоторной реакции спортсменов служебно-прикладного вида спорта// Вестник КемГУ, 2015. – №2-5 (62). – С. 113-117.
16. ШахановаА.В., КоблевЯ.К., Петрова Т.Г., НамитоковаА.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-дзюдоистов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, 2010. – №3. – С. 49-56.
17. ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Щвырев; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.
18. Якимович Е.П., Немцова В.в., Ключников Д.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие для вузов/ Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – 54 с.






Вопрос-ответ:

Какие особенности развития сенсорных систем человека влияют на простую зрительно-моторную реакцию у футболистов 15-16 лет?

Развитие сенсорных систем, таких как зрение и моторика, играет важную роль в формировании простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет. В этом возрасте зрительная система достигает своей зрелости, что позволяет футболистам точно воспринимать и анализировать информацию с положения игроков и мяча на поле. Моторика, в свою очередь, развивается и улучшается, что позволяет футболистам более точно контролировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуации на поле.

Как определяют простые зрительно-моторные реакции в современном спорте?

В современном спорте простые зрительно-моторные реакции определяются с помощью специальных тестов и испытаний. Один из таких тестов - это тест на реакцию на световой сигнал, где спортсмену необходимо быстро нажать на кнопку, когда он видит световой сигнал. Также используются тесты на реакцию на звуковой, тактильный или другой визуальный сигнал. Эти тесты позволяют оценить скорость и точность реакции спортсмена на внешние стимулы.

Как проводилось исследование особенностей простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет?

Исследование особенностей простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет было проведено с использованием организационно-методических основ. Футболистам были предложены различные задания, где они должны были быстро реагировать на визуальные или звуковые сигналы. Затем были проанализированы результаты исследования и сделаны выводы о характерных особенностях простой зрительно-моторной реакции у данной возрастной группы футболистов.

Какие особенности развития сенсорных систем у футболистов возникают в возрасте 15-16 лет?

В возрасте 15-16 лет у футболистов происходит интенсивное развитие сенсорных систем, таких как зрение и моторика. Это связано с активным участием в тренировочном процессе и регулярными тренировками, которые способствуют повышению координации движений и развитию реакции на визуальные стимулы.

Что представляет собой простая зрительно-моторная реакция?

Простая зрительно-моторная реакция - это способность футболиста быстро реагировать на визуальные стимулы и выполнять необходимые движения. При этом информация поступает от глаз к мозгу, где происходит обработка данных, после чего они передаются к мышцам, которые осуществляют соответствующее движение. Эта реакция является важным навыком для успешной игры в футбол и требует постоянного тренировочного процесса для ее улучшения.

Какие методы используются для исследования простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет?

Для исследования простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет можно использовать различные методы, такие как тестирование на реакцию с помощью специальных устройств, анализ видеозаписей тренировок и матчей, а также оценку производительности по результатам выполнения специально разработанных упражнений.

Какие организационно-методические основы применяются при исследовании простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет?

При исследовании простой зрительно-моторной реакции у футболистов 15-16 лет используются различные организационно-методические основы. Важно предоставить спортсменам комфортные условия для выполнения тестов, объяснить им цель их проведения и правила выполнения заданий, а также записать результаты и проанализировать их с учетом возрастных особенностей и физического развития каждого участника исследования.

Какие особенности развития сенсорных систем у футболистов 15-16 лет?

Особенности развития сенсорных систем у футболистов 15-16 лет связаны с формированием и созреванием нервной системы. В этом возрасте происходит активное развитие зрения, слуха, тактильных ощущений и прочих сенсорных систем. У футболистов этого возраста усиливаются и улучшаются восприятие и реакция на визуальные стимулы, что является важным фактором в их тренировочном и соревновательном процессе.

Что подразумевается под простыми зрительно-моторными реакциями в современном спорте?

Простые зрительно-моторные реакции в современном спорте - это быстрые движения и реакции, которые происходят в ответ на визуальные сигналы. Такие реакции требуют от спортсмена быстрого восприятия визуального стимула и мгновенного выполнения соответствующего движения. Примером простой зрительно-моторной реакции может быть отскок вратаря в футболе для отражения удара по воротам.

Какие особенности простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет?

Простые зрительно-моторные реакции у футболистов 15-16 лет имеют определенные особенности. В этом возрасте футболисты обладают хорошим развитием моторики и координации движений, что позволяет им быстро и точно реагировать на визуальные сигналы. Однако, такие реакции могут быть ещё несколько медленнее, чем у более опытных спортсменов. Кроме того, футболисты этого возраста могут испытывать трудности с осознанием и оценкой ситуации на поле, что также может влиять на их простые зрительно-моторные реакции.

Как проходило исследование простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет?

Исследование простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет проходило с использованием специальных организационно-методических приемов. Футболистам были предъявлены различные визуальные сигналы, на которые они должны были реагировать как можно быстрее. Затем время, затраченное на реакцию, фиксировалось и анализировалось. Таким образом, в результате исследования получены данные о скорости и точности простых зрительно-моторных реакций у футболистов 15-16 лет.