Разработка экспертной системы автоматизированного управления

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Информационные системы и процессы
  • 87 87 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.02.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 5
I. Аналитическая часть 7
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ» 7
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 7
1.1.2 Организационная структура управления предприятием 8
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия 9
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 15
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов 15
1.2.2 Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 24
1.2.3 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации 26
1.3 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 28
1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 28
1.3.2 Выбор стратегии автоматизации. Постановка задач автоматизации отдела делопроизводства 38
1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач 40
1.4. Обоснование проектных решений 42
1.4.1 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 42
1.4.2 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению 43
1.4.3 Обоснование проектных решений по программному обеспечению 44
Введение 5
I. Аналитическая часть 7
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ» 7
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 7
1.1.2 Организационная структура управления предприятием 8
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия 9
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 15
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов 15
1.2.2 Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 24
1.2.3 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации 26
1.3 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 28
1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 28
1.3.2 Выбор стратегии автоматизации. Постановка задач автоматизации отдела делопроизводства 38
1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач 40
1.4. Обоснование проектных решений 42
1.4.1 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 42
1.4.2 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению 43
1.4.3 Обоснование проектных решений по программному обеспечению 44
II. Проектная часть 46
2.1 Основные этапы жизненного цикла информационной системы 46
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 46
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание 51
2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации 52
2.2. Информационное обеспечение задачи 54
2.2.1. Информационная модель и её описание 54
2.2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 55
2.2.3. Характеристика результатной информации 57
2.3. Программное обеспечение задачи 57
2.3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 57
2.3.2. Характеристика базы данных 59
2.3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей) 60
2.3.4 Описание программных модулей 61
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание 62
III Обоснование экономической эффективности проекта 65
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности 65
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта 69
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложение 81
Фрагмент для ознакомления

При превышении экономии на трудозатратах значений капиталовложений с учетом дисконтирования проект разработки системы считается эффективным. В процессе разработки и внедрения нового программного продукта для автоматизации обработки данных по заявкам на выполнение работ с информационной системой документооборота требуется вложение материальных средств, а также отвлечение специалистов. В случае привлечения финансовых и материальных средств необходима гарантия обеспечения окупаемости и прибыльности проекта. Именно вследствие этого возникает необходимость оценки параметров экономического эффекта от внедрения системы. Обоснование экономического эффекта проектного варианта обработки данных позволяет выявлять степень необходимости и целесообразности расходов, вложенных в создание и реализацию новой информационной системы в условиях администрации управляющей компании ООО «АДС»; проводить оценку срока окупаемости расходов, вложенных в создание программного продукта в сравнении его с существующими нормативами; определить степень влияния внедренного решения на технико-экономические результаты работы компании. В настоящее время существуют следующие направления проведения оценки экономической эффективности проекта автоматизации:•проведение сравнения вариантов организации при использовании различных систем обработки экономических данных по комплексу задач (например, проведение сравнения системы обработки данных, предлагаемых в проекте, с используемой технологией); •сопоставление вариантов реализации базы данных по комплексу задач; •сопоставление различных вариантов при организации технологического процесса по сбору, передаче, обработке и выдаче данных; •сопоставление технологий по проектированию систем, используемых в процессе обработки экономической информации; •сопоставление технологий внутримашинной обработки данных.Достижение экономического эффекта от внедрения информационной системы предполагается за счет следующих факторов: Косвенного эффекта:- увеличения качества выполняемых операций документооборота;- повышения надежности работы с данными;- повышение исполнительской дисциплины. Прямого эффекта, характеризуемого сокращением трудовых, стоимостных показателей.Трудовые показатели включают:1) абсолютное сокращение трудовых затрат (Т) в часах за год:Т = Т0 - Т1, (3.1)где Т0 - трудовые затраты в часах за год на обработку информации по базовому варианту;Т1 - трудовые затраты в часах за год на обработку информации по предлагаемому варианту;2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат (КТ):КТ =Т / T0 * 100% ; (3.2)3) индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YT):YT = T0 / T1. (3.3)К стоимостным показателям относятся: абсолютное снижение стоимостных затрат (C) в рублях за год, коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КC) индекс снижения стоимостных затрат (YC), рассчитываемые аналогично. Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости расходов на внедрение проекта машинной обработки информации (Ток), рассчитываемые в годах, долях года или в месяцах года:Ток = КП /C , (3.4)где КП - расходы на создание проекта (проектирование и внедрение).Хронометраж основных технологических операций в технологии работы специалиста ООО «АДС» приведен в нижеследующей таблице 21.При выполнении расчетов сравнивались параметры работы специалистов в используемой в настоящее время системе и разрабатываемой информационной системе. Годовые объёмы работ оценивались специалистами отдела бухучета и диспетчерской службыООО «АДС».Таблица 21Хронометраж основных технологических операций№ п/пНаименование операций технологического процесса решения комплекса задачОборудо-ваниеЕд. Изм.Объем работы в годНорма выра-ботки / производительность устройств ЭВМ (опер/в час.)Тру-доем-кость (гр5: гр6)Средне-часовая зарплата специалиста (руб.)Часовая норма аморти-зации (руб. за час) / ст. 1 маш.часа (руб.)Часовая стоимость накладных расходов (руб.)Стоимостные затраты [(гр8+гр9+ гр10) *гр7] для ручных операцийСтоимостные затраты [(гр8+гр/9 +гр10 )*гр.7] для операций, вып. на ЭВМ 1234567891011121Ввод данных об аварийных ситуацияхПЭВМраз9000811251802532082340002Ведение базы знанийПЭВМраз300047501802532081560003Печать отчетовПЭВМраз200045001802532081040004Учет работ по заявкеПЭВМраз600020300180253208624005Модернизация базы знанийПЭВМраз7000107001802532081456006Настройка дерева решенийПЭВМраз6000106001802532081248007Тест системыПЭВМраз120101218025320824968Сводный отчетПЭВМраз10025018025320810400Итого8397083.2 Расчёт показателей экономической эффективности проектаДля определения нормативных трудоёмкостей или иных операций (работ) будет использоваться стандарт ОСТ 4.071.030. Данный стандарт перед началом разработки проекта предполагает необходимость определения степени новизны и группы сложности программного обеспечения и задач, решаемых системой автоматизации документооборота. Для определения времени создания и внедрения автоматизированной системы, воспользуемся данными, представленными в таблице22Плановый срок разработки и внедрения системы установлен руководством предприятия в размере 3 месяцев.Ф = n * k * 8n - Количество месяцев; k - Количество рабочих дней в месяцеТакже необходимо воспользоваться поправочным коэффициентом, который рассчитывается по формуле:K = n/1000 где n - количество человек, работающих с ИС после разработки и внедренияОтсюда: K = 20/1000 = 0,020Таблица22Временные затраты по стадиям разработки ИС N п/пСтадии разработки проектаНормативПоправочный коэффициентС учетом поправочного коэффициента, нормо-часыНормо-часыЗначение1.1.202000Обследование объекта управления и оформление материалов обследования47500,02951.2.205000Разработка плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы1110,022,221.3.206000Разработка основных требований к создаваемой системе и составление технического задания53680,02107,361.4.207000 Предварительный расчёт экономической эффективности системы1600,023,2  ИТОГО5639112,782Разработка технического проекта2.1.401000Определение технико-экономических показателей, необходимых для управления объектом4330,028,662.2.402000Разработка структуры автоматизированной системы документооборота»6580,0213,162.3.405000Разработка проектных решений по техническому обеспечению системы  322.4.406000 Разработка логической структуры базы данных16000,022.5.407000Разработка физической организации базы данных33000,02662.6.408000 Разработка алгоритмов формирования базы данных20280,0240,562.7.409000Разработка алгоритмов ведения базы данных36900,0273,82.8.401000Расчёт экономической эффективности системы40440,0280,882.9.411000Уточнение плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы и его частичная реализация5690,0211,382.10.413000 Постановка задачи и разработка алгоритма решения по группам сложности (2 я степень)2360,024,72  ИТОГО17466 317,323Разработка рабочего проекта3.1.603000Разработка технологического процесса сбора и обработки информации15000,020303.2.613000Разработка программ и программной документации 2 - й группы сложности на объектно-ориентированном языке   1320  0,0226,43.3.616000Уточнение расчёта экономической эффективности системы850,021,73.4.617000Завершение мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы14560,0229,12  ИТОГО4361 87,224Внедрение4.1.001000Подготовка условий для обеспечения эксплуатации системы17003432,54.2.002000Комплексная проверка готовности задач, подсистем и системы к сдаче в промышленную эксплуатацию15000.020304.3.004000Сдача задачи заказчику на контрольных примерах в зависимости от группы сложности: 2600,0201,24.4.008002Приёмо-сдаточные испытания задачи с использованием действующей на объекте информации с частотой 1 раз в месяц по 2 группе сложности17000,020344.5.011000Оформление и утверждение документации о сдаче задач и подсистем в промышленную эксплуатацию21000,020424.6.012000Приёмка системы в промышленную эксплуатацию5000,02010  ИТОГО5785 115,7  ОБЩИЙ ИТОГ31651 633,02Итого общая трудоемкость по ОСТ составляет 31651нормо-час.Общая трудоемкость с учетом поправочного коэффициента – 633,02нормо-часа.В 1 месяце 22 рабочих дня, восьмичасовой рабочий день. Тогда 3 месяца * 22 дня * 8 часов = 528 часа.Ф = 528 часаПо имеющимся данным рассчитаем количество человек, которое потребуется для разработки программного продукта:Ч=Т / ФЧ - численность требуемого персоналаТ - затраты времениФ - затраты на фактическое время работыТ = 813,76Отсюда, Числен. = 633,02/528 = 1,2 ≈ 1человекДалее необходимо составить штатное расписание исполнителей с перечислением должностей и окладов(таблица23). Таблица 23Штатное расписаниеп/пДолжностьОклад, руб. в месяц1Разработчик ПО30000 Итого за месяц30000 Итого за плановый срок90000Себестоимость программного продукта складывается из текущих и капитальных расходов.Текущие расходы включают в себя: зарплату, амортизацию, стоимость мебели,расходы на электроэнергию, материалы и прочие расходы.Расходы на оплату труда работников, занятых разработкой системы.Для наглядности данные о расходах на оплату труда представим в таблице24.Таблица 24Расходы на оплату труда работников, занятых разработкой системыДолжностьОклад, руб.Продолжительность работы, мес.ФОТ, руб.Системный администратор30000390000Итого30000390000Расходы на страховые взносы, которые составляют30% от ФОТ: 90 000 * 0,30 = 27000 руб.Амортизация.Норма амортизации определяется так: общая стоимость используемого оборудования /нормативный срок службы. Для разработки ИС используется компьютер стоимостью 33000 руб. Срок службы компьютера составляет 5 лет. Следовательно, сумма амортизации используемого оборудования за год составит:33000 / 5 = 6500 руб.Кроме компьютеров для разработки системы используется принтер, стоимость которого 12000 руб., со сроком службы 5 лет. Амортизация принтера за год составит:12000 / 5 = 2400 руб. Также в процессе разработки системы используется мебель, стоимость которой составляет 40000 руб., а срок службы – 10 лет.Амортизация мебели за год составит:40000 / 10 = 4000Амортизация по всем элементам за 3 месяца составит:((6500 + 2400 + 4000) * 3)/12 = 2325 руб.Расходы на электроэнергию.В комнате подключено 10 энергосберегающих лампочек мощностью 10Вт, в день используется: 10 х 10 х 8 = 800 вт.Два компьютера мощностью 500Вт/час, в день используется: (800+500) х 8 = 10400 вт.Принтер большую часть времени находится в режиме ожидания, поэтому потреблением электроэнергии принтерами можно пренебречь. Потребляемая за день электроэнергия составит:800 + 10400 = 11200Вт или 11,2 кВтТогда, за 3 месяца (66 дней) разработки ИС будет потреблено: 11,22 х 66 = 740 кВтПри тарифе для организации 2,81 руб. за кВт, расходыадминистрации на электроэнергию составят: 740 х 2,81 = 2079 руб.Расходы на прочие оборотные запасы(материалы) приведены в таблице25.Таблица 25Расходы на прочие оборотные запасы(материалы)№ п/пНаименование материалаЕд. измеренияКоличество, шт.Стоимость, руб.Общая сумма, руб.1Бумага А4пачка520010002Картридж для принтерашт.27000140003CD-R/RWшт.10101004Канцелярские принадлежности1000Итого16100Прочие расходы составляют 10000 руб. в месяцПрочие расходы за 3 месяца составят 10000*3 = 30000 руб.Составим смету расходов на разработку и внедрение автоматизированной информационной системы (таблица26).Таблица 26Смета расходов на разработку и внедрение автоматизированной системы№ п/пСтатья расходовСумма, руб.1ФОТ900002Страховые взносы270003Амортизация23254Прочие оборотные запасы(материалы)161005Электроэнергия20796Прочие расходы30000Итого167504Таким образом, получается себестоимость программного продукта, который предполагается использовать как составную часть автоматизации работы администрации. Его цена складывается из расходов на создание и разработку системы и составляет 167504 руб.ЗаключениеВ данной работе разработана экспертная системааварийно-диспетчерской службы для компании, работающий в сфере ЖКХ. В ходе работы была изучена специфика организации, проведен анализ технологии работы специалистов. В рамках данной работы проведен анализ бизнес-процессов работы системы, связанной с обслуживанием заявок на проведение работ по устранению аварийных ситуаций, возникающих в инфраструктуре ЖКХ.Аналитическая часть включает описание комплекса работ, направленных на обоснование необходимости автоматизации: определена сущность задачи, описаны основные свойства существующей информационной системы ООО «АДС», дано описание основному бизнес-процессу, рассмотрены вопросы, связанные с анализом существующих разработок в этой области. Также во второй главе приведено обоснование проектных решений по информационному, программному и техническому обеспечению. В рамках анализа существующих разработок в области автоматизации служб по работе с заявками на установку, обслуживание базы знаний экспертной было показано, что существующие решения не в полной мере соответствуют технологии работы компании и при этом, силами сотрудников ИТ-специалистов компании возможно проведение разработки экспертной системы.Проектная часть посвящена рассмотрению этапов жизненного цикла проекта. Также дана характеристика информационной архитектуре разрабатываемого проекта, построена информационная модель, проведено моделирование «сущность-связь» (ER-модель), описана структура полей таблиц базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации.В рамках реализации проектных решений по разработке информационной системы проведено построение информационной модели, определен набор необходимых сущностей информационной системы, установлены связи между ними, определены реквизиты входных и результатных документов.Далее проведен выбор средств разработки и СУБД, проведена программная реализация системы. Тестирование основных режимов работы системы показало соответствие функционала программы технологическим процессам службы технической поддержки. Разработанная система позволяет осуществлять ввод первичной документации, оперативных данных (обращений клиентов), проводить поиск решения проблемВ результате проектирования поставленные задачи были реализованы. Далее после опытной эксплуатации были проведены оценки экономической целесообразности внедрения разработанного программного продукта и область его применения. В рамках проведения оценки экономической эффективности внедрения системы было показано, что экономический эффект достигается за счет снижения временных затрат на выполнение операций по работе с обращениями клиентов, формирование отчетов. Также косвенный экономический эффект достигается за счет повышения характеристик надежности и сохранения клиентской базы. Подводя итог анализа проекта, можно сказать, что поставленная цель создания экспертной системы достигнута.Список использованных источниковИванова Л. Н. Проектная деятельность в управлении персоналом: учебное пособие / Л. Н. Иванова. - Новосибирск: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, 2016. – 197с.Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учебник / Т.Ю. Базаров. - 15-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. – 314с.Мелихова Н. В. Информационные технологии управления : учебное пособие / Н. В. Мелихова. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2014. - 214 с.Ахметова А. В. Информационные технологии в документационном обеспечении управления / А. В. Ахметова. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО "КнАГТУ", 2014. - 142 с.Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы /Ю.А. Щеглов, д.т.н. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления / В. Н. Задорожный. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - 269 с.Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник / В. В. Баранов, И. В. Горошко, В. Н. Лебедев и др. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.Лебедева С. В. Проектирование информационных систем. Работа с MS SQL Server : учебное пособие / С. В. Лебедева. - Санкт-Петербург: ФГБОУВПО СПГУТД, 2014. - 120 с.Некрасов В. Н., Архипова О. И. Информационно-коммуникационные технологии управления и особенности разрешения их противоречий: монография / В. Н. Некрасов, О. И. Архипова. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. – 105 с.Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Проектирование информационных систем: учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. - Казань : Медицина, 2014. – 200с. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие / Н.Б. Стрекалова, В.Н. Маризина. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие / А. Г. Гагарин, А. В. Костикова. - Волгоград : ВолГТУ, 2015. – 57 с. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие / М. А. Сурушкин. - Белгород : НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с. Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем : (на примере методов структурного системного анализа) : учебное пособие / О. Г. Инюшкина. - Екатеринбург : Форт-Диалог Исеть, 2014. - 240 с. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич; ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие / М. Е. Деменков, Е. А. Деменкова. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с. Баранчиков А. И. Синтез информационных структур хранения данных на основе анализа предметных областей: А. И. Баранчиков. - Рязань: РГУ, 2014. - 229 с. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных / Ю. А. Шичкина. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе : монография / И. А. Микляев. – Архангельск. : ИД САФУ, 2014. – 223с.Ратманова И. Д. Базы данных : учебное пособие / И. Д. Ратманова. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2014. - 159 с.ПриложениеФрагменты программного кодаunit Unit1;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, RzButton, DB, ADODB, StdCtrls;type TForm1 = class(TForm) RzBitBtn1: TRzBitBtn; RzBitBtn3: TRzBitBtn; RzBitBtn4: TRzBitBtn; ADOConnection1: TADOConnection; ADOQuery1: TADOQuery; ADOQuery1code: TAutoIncField; ADOQuery1nam_vop: TWideStringField; ADOQuery2: TADOQuery; ADOQuery2code_otv: TAutoIncField; ADOQuery2code_vop: TIntegerField; ADOQuery2nam_otv: TWideStringField; ADOQuery3: TADOQuery; ADOQuery3code: TAutoIncField; ADOQuery3code_otv: TIntegerField; ADOQuery3sl_vop: TIntegerField; ADOQuery3prim: TWideStringField; ADOQuery4: TADOQuery; ADOQuery4nam_vop: TWideStringField; ADOQuery4prim: TWideStringField; ADOQuery4code_otv: TIntegerField; Label1: TLabel; ADOQuery5: TADOQuery; ADOQuery5prim: TWideStringField; procedure RzBitBtn4Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn1Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn3Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form1: TForm1;implementationuses Unit2, Unit5;{$R *.dfm}procedure TForm1.RzBitBtn4Click(Sender: TObject);beginclose;end;procedure TForm1.RzBitBtn1Click(Sender: TObject);begin with form1.ADOQuery1 do begin close; sql.Clear; sql.Add('select * from vopros'); active:=true; end; form2.DBGrid1.Columns[0].Title.caption:='Код'; form2.DBGrid1.Columns[1].Title.caption:='Критерийэкспертнойсистемы'; form2.Show;end;procedure TForm1.RzBitBtn3Click(Sender: TObject);begin with form1.ADOQuery5 do begin close; sql.Clear; sql.Add('delete from temp_es'); execsql; close; sql.Clear; sql.Add('select * from temp_es'); open; end; with form1.ADOQuery1 do begin close; sql.Clear; sql.Add('select * from vopros'); active:=true; end; form5.Label2.Caption:=form1.ADOQuery1nam_vop.AsString; with form1.ADOQuery2 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from var_otv where code_vop=1'); active:=true; end; form5.Show;end;end.unit Unit2;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, DB, Grids, DBGrids, ExtCtrls, DBCtrls, StdCtrls, Mask, RzButton;type TForm2 = class(TForm) DBGrid1: TDBGrid; DataSource1: TDataSource; Label1: TLabel; DBEdit1: TDBEdit; DBNavigator1: TDBNavigator; RzBitBtn1: TRzBitBtn; procedure RzBitBtn1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form2: TForm2;implementationuses Unit1, Unit3;{$R *.dfm}procedure TForm2.RzBitBtn1Click(Sender: TObject);begin with form1.adoquery2 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from var_otv where code_vop='+form1.ADOQuery1code.AsString); active:=true; end; form3.DBGrid1.Columns[0].Title.caption:='Значение'; form3.edit1.Clear; form3.Show;end;end.unit Unit3;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, Grids, DBGrids, DB, StdCtrls, DBCtrls, ExtCtrls, ADODB, RzButton;type TForm3 = class(TForm) DataSource1: TDataSource; DBGrid1: TDBGrid; DBNavigator1: TDBNavigator; Label1: TLabel; DataSource2: TDataSource; DBText1: TDBText; Edit1: TEdit; RzBitBtn1: TRzBitBtn; ADOQuery1: TADOQuery; ADOQuery1code_vop: TIntegerField; ADOQuery1nam_otv: TWideStringField; RzBitBtn2: TRzBitBtn; ADOQuery2: TADOQuery; ADOQuery2code: TAutoIncField; ADOQuery2nam_vop: TWideStringField; procedure RzBitBtn1Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn2Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form3: TForm3;implementationuses Unit1, Unit4;{$R *.dfm}procedure TForm3.RzBitBtn1Click(Sender: TObject);begin with form3.ADOQuery1 do begin close; sql.Clear; sql.add('select code_vop, nam_otv from var_otv'); open; end; adoquery1.AppendRecord([form1.ADOQuery1code.AsInteger,edit1.Text]); edit1.Clear; with form1.adoquery2 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from var_otv where code_vop='+form1.ADOQuery1code.AsString); active:=true; end; showmessage('Записано');end;procedure TForm3.RzBitBtn2Click(Sender: TObject);begin with form1.ADOQuery4 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from zp1 where code_otv='+form1.ADOQuery2code_otv.AsString); active:=true; end; with form3.ADOQuery2 do begin close; sql.Clear; sql.Add('select * from vopros'); active:=true; end; form4.Edit1.Text:=form1.ADOQuery4prim.AsString; form4.Show;end;end.unit Unit4;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, RzButton, StdCtrls, DBCtrls, DB, ADODB;type TForm4 = class(TForm) Label1: TLabel; DataSource1: TDataSource; Label2: TLabel; Edit1: TEdit; RzBitBtn1: TRzBitBtn; RzBitBtn2: TRzBitBtn; DBText1: TDBText; Label3: TLabel; DataSource2: TDataSource; DBLookupComboBox1: TDBLookupComboBox; ADOQuery1: TADOQuery; ADOQuery1code_otv: TIntegerField; ADOQuery1sl_vop: TIntegerField; ADOQuery1prim: TWideStringField; procedure RzBitBtn2Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form4: TForm4;implementationuses Unit1, Unit3;{$R *.dfm}procedure TForm4.RzBitBtn2Click(Sender: TObject);beginclose;end;procedure TForm4.RzBitBtn1Click(Sender: TObject);var code:integer;begin code:=form1.ADOQuery2code_otv.AsInteger; if form1.ADOQuery4.RecordCount>0 then begin with form1.ADOQuery3 do begin close; sql.Clear; sql.Add('update derevo set (sl_vop='+form3.ADOQuery2code.AsString+') and (prim='+form1.Label1.Caption+trim(edit1.Text)+form1.Label1.Caption+') where code_otv='+inttostr(code)); execsql; close; sql.Clear; sql.Add('select * from derevo'); open; end; end else begin adoquery1.Open; adoquery1.AppendRecord([code,form3.ADOQuery2code.AsInteger,edit1.Text]); end; with form1.ADOQuery4 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from zp1 where code_otv='+form1.ADOQuery2code_otv.AsString); active:=true; end; showmessage('Записано');end;end.unit Unit5;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, RzButton, DBCtrls, DB;type TForm5 = class(TForm) Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; DBLookupComboBox1: TDBLookupComboBox; RzBitBtn1: TRzBitBtn; RzBitBtn2: TRzBitBtn; RzBitBtn3: TRzBitBtn; DataSource1: TDataSource; procedure RzBitBtn1Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn2Click(Sender: TObject); procedure RzBitBtn3Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form5: TForm5;implementationuses Unit1, ComObj;{$R *.dfm}procedure TForm5.RzBitBtn1Click(Sender: TObject);begin with form1.ADOQuery3 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from derevo where code_otv='+form1.ADOQuery2code_otv.AsString); open; end; if form1.ADOQuery3sl_vop.AsInteger>0 then begin with form1.ADOQuery1 do begin close; sql.Clear; sql.Add('select * from vopros where code='+form1.ADOQuery3sl_vop.AsString); open; end; label2.Caption:=form1.ADOQuery1nam_vop.AsString; with form1.ADOQuery2 do begin close; sql.Clear; sql.add('select * from var_otv where code_vop='+form1.ADOQuery3sl_vop.AsString); active:=true; end; if length(trim(form1.ADOQuery3prim.AsString))>0 then form1.ADOQuery5.AppendRecord([form1.ADOQuery3prim.AsString]);end else showmessage('Тестирование завершено. Можнораспечататьрезультаты');end;procedure TForm5.RzBitBtn2Click(Sender: TObject);beginclose;end;procedure TForm5.RzBitBtn3Click(Sender: TObject);var excelapp:variant; i:integer;begin with form1.ADOQuery5 do begin close; sql.Clear; sql.Add('select * from temp_es');open; end;ExcelApp:= CreateOleObject('Excel.Application'); ExcelApp.workbooks.open('C:\exps\itog.xlt'); ExcelApp.WorkSheets[1].Activate; ExcelApp.Visible := False; for i:=1 to form1.ADOQuery5.RecordCount do begin excelapp.cells[2+i,1]:=form1.ADOQuery5prim.AsString; form1.ADOQuery5.Next; end; excelapp.visible:=true; excelapp:=unassigned;end;end.

1. Иванова Л. Н. Проектная деятельность в управлении персоналом: учебное пособие / Л. Н. Иванова. - Новосибирск: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, 2016. – 197с.
2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учебник / Т.Ю. Базаров. - 15-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. – 314с.
3. Мелихова Н. В. Информационные технологии управления : учебное пособие / Н. В. Мелихова. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2014. - 214 с.
4. Ахметова А. В. Информационные технологии в документационном обеспечении управления / А. В. Ахметова. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО "КнАГТУ", 2014. - 142 с.
5. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы /Ю.А. Щеглов, д.т.н. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.
6. Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления / В. Н. Задорожный. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - 269 с.
7. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник / В. В. Баранов, И. В. Горошко, В. Н. Лебедев и др. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.
8. Лебедева С. В. Проектирование информационных систем. Работа с MS SQL Server : учебное пособие / С. В. Лебедева. - Санкт-Петербург: ФГБОУВПО СПГУТД, 2014. - 120 с.
9. Некрасов В. Н., Архипова О. И. Информационно-коммуникационные технологии управления и особенности разрешения их противоречий: монография / В. Н. Некрасов, О. И. Архипова. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. – 105 с.
10. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Проектирование информационных систем: учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. - Казань : Медицина, 2014. – 200с.
11. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие / Н.Б. Стрекалова, В.Н. Маризина. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
12. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие / А. Г. Гагарин, А. В. Костикова. - Волгоград : ВолГТУ, 2015. – 57 с.
13. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие / М. А. Сурушкин. - Белгород : НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
14. Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем : (на примере методов структурного системного анализа) : учебное пособие / О. Г. Инюшкина. - Екатеринбург : Форт-Диалог Исеть, 2014. - 240 с.
15. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич; ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.
16. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие / М. Е. Деменков, Е. А. Деменкова. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с.
17. Баранчиков А. И. Синтез информационных структур хранения данных на основе анализа предметных областей: А. И. Баранчиков. - Рязань: РГУ, 2014. - 229 с.
18. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных / Ю. А. Шичкина. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
19. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе : монография / И. А. Микляев. – Архангельск. : ИД САФУ, 2014. – 223с.
20. Ратманова И. Д. Базы данных : учебное пособие / И. Д. Ратманова. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2014. - 159 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи решает экспертная система автоматизированного управления?

Экспертная система автоматизированного управления решает широкий спектр задач, связанных с управлением предприятием. Например, она помогает оптимизировать бизнес-процессы, прогнозировать и планировать производственную деятельность, принимать решения на основе анализа данных и т.д.

Какие характеристики предприятия нужно учитывать при разработке экспертной системы автоматизированного управления?

При разработке экспертной системы автоматизированного управления необходимо учитывать характеристики предприятия, такие как его размер, отрасль, специфика производства, а также особенности организационной структуры, используемых технологий и т.д. Это позволит создать систему, наиболее эффективно соответствующую потребностям конкретного предприятия.

Какова роль программной и технической архитектуры в экспертной системе автоматизированного управления?

Программная и техническая архитектура играют важную роль в экспертной системе автоматизированного управления. Они определяют структуру и функциональность системы, ее возможности по сбору, хранению и обработке данных, а также ее способность взаимодействовать с другими информационными системами и техническими устройствами на предприятии.

Какие задачи необходимо автоматизировать на предприятии?

Необходимость автоматизации задач на предприятии может быть обусловлена разными факторами, такими как повышение эффективности работы, сокращение затрат, улучшение качества продукции и др. Важно выбрать такие задачи для автоматизации, которые наиболее критичны и принесут наибольшую пользу предприятию, например, автоматизацию учета и анализа данных, планирование производства, контроль качества и т.д.

Как выбрать комплекс задач для автоматизации?

Выбор комплекса задач для автоматизации должен основываться на анализе потребностей и особенностей предприятия. Необходимо определить, какие задачи требуют больших затрат времени и ресурсов, какие из них могут быть автоматизированы и какой эффект можно ожидать от автоматизации. Также стоит учитывать возможности предприятия в области информационных технологий и бюджет на разработку и внедрение автоматизированной системы.

Какие характеристики предприятия и его деятельности нужно учитывать при разработке экспертной системы автоматизированного управления?

При разработке экспертной системы автоматизированного управления необходимо учитывать такие характеристики предприятия и его деятельности, как размер предприятия, его специфика деятельности, структура управления, программная и техническая архитектура информационной системы и другие факторы.

Какова роль организационной структуры управления предприятием при разработке экспертной системы автоматизированного управления?

Организационная структура управления предприятием играет важную роль при разработке экспертной системы автоматизированного управления, поскольку она определяет, как распределены полномочия и ответственность между сотрудниками предприятия. Это влияет на процессы принятия решений и взаимодействия различных участков предприятия, что необходимо учесть при разработке системы.

Какие задачи можно автоматизировать при разработке экспертной системы?

При разработке экспертной системы можно автоматизировать различные задачи, такие как планирование производства, контроль качества, управление запасами, прогнозирование спроса и другие. Автоматизация этих задач позволяет ускорить и оптимизировать производственные процессы и повысить эффективность работы предприятия.

Почему важно выбрать комплекс задач для автоматизации?

Выбор комплекса задач для автоматизации является важным этапом в разработке экспертной системы автоматизированного управления. Это позволяет определить, какие задачи наиболее критичны для предприятия и требуют автоматизации. Такой подход позволяет сосредоточиться на решении наиболее важных проблем и обеспечить максимальную эффективность системы.

Какие факторы нужно учесть при выборе комплекса задач для автоматизации?

При выборе комплекса задач для автоматизации необходимо учитывать такие факторы, как специфика деятельности предприятия, его размер, потребности клиентов, наличие доступных технических и программных ресурсов, а также ожидаемая от системы выгода и эффективность. Все эти факторы помогут определить наиболее подходящий и целесообразный комплекс задач для автоматизации.

Какие задачи решает экспертная система автоматизированного управления?

Экспертная система автоматизированного управления решает задачи оптимизации бизнес-процессов предприятия, принятия решений на основе анализа данных, предсказания и прогнозирования результатов деятельности предприятия.