Содержание работы соответствует содержанию ПМ 03
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 26.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………….....................................3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования………………………...5
1.1. Сказка как ключевой жанр устного народного творчества в развитии речи детей………………………………………………………………………………………...5
1.2. Особенности формирования словаря посредством развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………12
Выводы по Главе 1. ………………………………………………………………………17
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования………………………..18
2.1. Разработка тематической недели по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста «В мире народных сказок»……………………………………..18
2.2. Сравнительный анализ учебно-воспитательных программ ДОУ в аспекте условий развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок…………………………………………………………………………..26
Выводы по Главе 2. ………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………………………30
Опрос родителей «Знаете ли Вы наизусть народные сказки для разучивания их с детьми?».НОД Лепка героев из сказок «Теремок», «Репка», «Колобок»с использованием веточек и сухих листьев – гербария.Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей. ПрогулкаПрогулка на тему «Наблюдение за погодой в сентябре».Проведение сезонных народных игр на свежем воздухе:- «Без соли соль»,- «Согревалки»,- «У медведя во бору…»,- «Перетяжки».Учить детей проговаривать речевые конструкции в процессе игры.Просмотр мультфильмов по сюжетам прибауток (например, «Сова, совинька, сова» и др.).Просмотр и коллективное обсуждение с воспитателем группы и детьми мультфильмов по сюжетам народных сказок.Формирование связной речи детей.Чт(05.09.2019)Утро Точечный массаж. Оформление стенда группы по теме «В мире сказочных героев». Подготовка речевого уголка к занятиям по развитию речи. Отгадывание загадок, чтение воспитателем стихотворений по теме недели.Проведение утренней гимнастики с проговариванием пестушки.Дежурство в книжном уголке. Воспитатель разучивает с детьми новуюприбаутку, разыгрывает ее посредством рук и жестов, дети заучивают слова и действия.Беседа с родителями «Как заинтересовать ребенка фольклорными произведениями?».ООДАппликацияпо сюжету сказки «Заяц и лиса».Использование ваты, ватных палочек, веточек, гербария, клея, красок и карандашей, губки и салфеток.Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.ПрогулкаПроведение сезонных народных игр на свежем воздухе:- «Без соли соль»,- «Согревалки»,- «У медведя во бору…»,- «Горелки»,- «Осы-пчелы».Учить детей проговаривать речевые конструкции в процессе игры.Пт(06.09.2019)Утро Точечный массаж. Оформление стенда группы по теме «Волшебная сказка». Подготовка речевого уголка к занятиям по развитию речи. Отгадывание загадок, чтение воспитателем стихотворений по теме недели.Проведение утренней гимнастики с проговариванием пестушки.Дежурство в книжном уголке. Воспитатель разучивает с детьми новую пословицу. Беседа над содержанием и смыслом пословицы.Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.НОДИтоговое занятие недели по развитию связной речи на тему «Составляем сказку по сюжетным картинкам». ПрогулкаНаблюдение за погодой. Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в погоде. Проведение сезонных народных игр на свежем воздухе – «Согревалки», «Ручеек». Учить детей проговаривать речевые конструкции в процессе игры. Бег с препятствиями.Отгадывание загадок. Сбор подручного материала природного происхождения для поделок.2.2. Сравнительный анализ учебно-воспитательных программДОУ в аспекте условий развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказокВ связи с необходимостью отметить отличительные аспекты изучения народной сказки детьми второй младшей возрастной группы ДОУ с целью развития связной речи, мы приводим анализ основных программ ДОУ:Примерная образовательная программа ДО «Детство» (2014).Примерная образовательная программа ДО «Радуга» (2014).Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» (2014).Рассмотрим необходимый аспект по каждой из выбранных нами программ.Примерная образовательная программа ДО «Детство» (2014)[5].Данная программа ориентирована на всестороннее развитие дошкольника. При этом реализуется принцип всесторонне развитой личности, очень глубоко в программе освещен принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.Для развития речи детей в младших группах рекомендуется интенсивно изучать фольклор. Здесь рассматриваются все основные виды малых фольклорных форм и народные сказки. Особое значение в дошкольном возрасте, согласно данной программе, уделяется изучению русской народной сказке. Рассматриваются герои, персонажи сказки, объясняется воспитателем мораль сказки. Примерная образовательная программа ДО «Радуга» (2014) [22].Данная программа призывает знакомить детей дошкольного возраста с фольклорной сказкой исходя из следующих принципов:Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.Авторы программы также предлагают использовать на занятиях по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста малых жанров фольклора – потешек, песенок, считалок, загадок.По мнению авторов программы, обращение к малым жанрам устного народного творчества допустимо не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности:- проведение режимных моментов;- сбор на прогулку;- игровая деятельность;- театрализованная деятельность;- творческая деятельность;- работа в речевом уголке и др.В непосредственной работе с фольклорной сказкой авторы программы выделяют основные особенности этого жанра устного народного творчества, с которыми необходимо знакомить детей младших возрастных групп: 1) замедленность действия за счёт повторов; 2) включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; 3) присказки, зачины и их варианты; особые концовки. 3.Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» (2014) [18].В данной программе для детей дошкольного возраста уделяется особое внимание изучению фольклорных произведений, а именно малых фольклорных жанров. Также детей необходимо знакомить с народными сказками как на занятиях по развитию речи, так и путем театрализации.Посредством данной программы реализуется принцип приобщения детей с дошкольного возраста к истории своего народа и страны в целом через знакомство и анализ фольклорных произведений. В связи с этим авторы программы утверждают, что систематические занятия с детьми в аспекте изучения малых жанров фольклора, способствуют более качественному развитию речевой активности детей. Фольклор способствует развитию творческого воображения, речевой фантазии, устной речи ребенка. Выводы по Главе 2.В практической главе настоящей курсовой работы мы рассмотрели специфику развития связной речи младших дошкольников на занятиях в ДОУ посредством использования народных сказок.Мы выявили, что фольклорэффективно влияет на речевое развитие личности младшего дошкольника. Ребятам интересно слушать, обсуждать, воспроизводить и пересказывать сюжеты сказок, а это позволяет говорить об эффективности изучения устного народного творчества.В этой главе мы привели непосредственно разработки тематического планирования мероприятий на неделю, согласно которому воспитатель организуют рабочий процесс обучения и развития по теме недели – развитие связнойречи детей через знакомство с народной сказкой и фольклором в целом.Уникальностью разработанного планирования является то, что развитие речи происходит не только на ООД, но и в другой деятельности детей – физической, игровой, свободной и др. Также мы привели сравнительный анализ программ, по которым работают ДОУ – это «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». ЗаключениеВ настоящей курсовой работе мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенности развитиясвязной речи детей младшего дошкольного возраста посредством народной сказки.Цель и задачи исследования достигнуты и реализованы в полном объеме, что позволяет говорить о масштабности и серьезности данной работы. Наша курсовая работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы. В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся непосредственно специфики приобщения младшего дошкольника к изучению народных сказок, а также особенностей и специфики развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В практической части исследования мы привели непосредственно разработки тематического планирования мероприятий на неделю, согласно которому воспитатель организуют рабочий процесс обучения и развития по теме недели.Уникальностью разработанного планирования является то, что развитие связной речи происходит не только на ООД, но и в другой деятельности детей – физической, игровой, свободной и др. Во втором параграфе этой главы мы привели сравнительный анализ программ, по которым работают ДОУ – это «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». Мы пришли к выводу, что авторы всех трех программ призывают использовать малые жанры фольклора с целью активного развития устной речи младших дошкольников.Список используемой литературы:Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 560 с.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2016. – №2. – С.43-52.Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2-е изд., дополнен., 2018. – 190 с.Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 3-е изд., 2015. – 144 с.Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов), 2- е изд., переработан. – Свердловск, 2016. – С. 24.Литературная энциклопедия. – М., 4-е изд., 2017. – 536 с.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 5-е изд., дополн., 2015. – С. 88.Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. – М.: Прометей, 2-е изд.,2016. – 219 с.Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 3-е изд., дополн., 2017. – 320 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999, № 8. – С.104-108.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 4-е изд., дополн., 2015. – 365 с.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2-е изд., 2015. – 336 с.Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 8-е изд., 2017. – С. 74.Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с фольклором детей 2-4 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2015. - № 3. - С. 52 - 59.Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 3-е изд., 2016. - С. 267 - 269.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 560 с.
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2016. – №2. – С.43-52.
3. Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2-е изд., дополнен., 2018. – 190 с.
4. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
6. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.
7. Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71.
8. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.
9. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 3-е изд., 2015. – 144 с.
10. Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.
11. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов), 2- е изд., переработан. – Свердловск, 2016. – С. 24.
12. Литературная энциклопедия. – М., 4-е изд., 2017. – 536 с.
13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
14. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 5-е изд., дополн., 2015. – С. 88.
15. Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.
16. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. – М.: Прометей, 2-е изд., 2016. – 219 с.
17. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 3-е изд., дополн., 2017. – 320 с.
18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
19. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999, № 8. – С.104-108.
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 4-е изд., дополн., 2015. – 365 с.
21. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2-е изд., 2015. – 336 с.
22. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.
23. Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.
24. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 8-е изд., 2017. – С. 74.
25. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
26. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.
27. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с фольклором детей 2-4 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.
28. Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.
29. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2015. - № 3. - С. 52 - 59.
30. Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 3-е изд., 2016. - С. 267 - 269.