Участие специалиста в исполнительном производстве: теория и практика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 29.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Правовое положение специалиста при взаимодействии с судебным приставом-исполнителем 5
1.1 Понятие и правовое регулирование положения специалиста в исполнительном производстве 5
1.2 Деятельность специалиста в исполнительном производстве на примере участия специалиста-оценщика 8
Глава 2. Вопросы взаимодействия судебного пристава-исполнителя, специалиста и сторон исполнительного производства 15
2.1 Законодательное закрепление полномочий судебного пристава-исполнителя по привлечению специалиста 15
2.2 Обжалование действий судебного пристава-исполнителя о привлечении специалиста 21
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Как уже было отмечено, субъектами обжалования действий и постановлений судебного пристава могут являться стороны исполнительного производства и иные заинтересованные лица, которые полагают, что действиями пристава нарушены их интересы. Кроме того, следует остановиться на двух способах обжалования действий судебного пристава-исполнителя, а также принятых им постановлений.В соответствии с главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен административный порядок обжалования указанных действий и актов. Данным порядком предусмотрено следующее. Жалоба об обжаловании постановлений и действий (бездействия) СПИ подается старшему судебному приставу, в подчинении у которого осуществляет деятельность судебный пристав-исполнитель, ведущий исполнительное производство. Исключение составляют действия и постановления главного судебного пристава.Если постановление судебного пристава-исполнителя, которое обжалуется, утверждено старшим судебным приставом отдела, жалоба подается на его действие (бездействие) главному судебному приставу субъекта федерации. Жалоба может быть подана через должностное лицо, действия которого обжалуются, а также непосредственно должностному лицу, уполномоченного рассмотреть такую жалобу, при этом выбор делает податель жалобы. Срок для подачи жалобы также установлен ФЗ «Об исполнительном производстве». Этот срок составляет десять дней со дня, когда было вынесено постановление или совершено действие. Если лицо не знало, то есть не было извещено, о совершении действия или принятии постановления, то десятидневный срок для обжалования исчисляется с момента, когда лицо узнало о совершении действия (бездействии).Жалоба, подаваемая в порядке подчиненности, должна быть составлена в письменной форме и подписана подающим ее лицом или его представителем, в таком случае должна быть приложена доверенность. Содержание жалобы, подаваемой по подчиненности, должно соответствовать правилам, установленным ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве». После принятия жалобы она должна быть рассмотрена по существу. Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в рассмотрении жалобы по существу. К ним относятся вопросы обжалования действий относительно взыскания исполнительского сбора, нарушение сроков обжалования, а также другие основания, четко установленные ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве». Отказ оформляется соответствующим постановлением, которое может быть обжаловано. Если жалоба принята к рассмотрению, то рассматривающее ее должностное лицо в течении 10 дней принимает решение в рамках полномочий, установленных ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве», которое также оформляется постановлением. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо отказывает в ее удовлетворении, либо отменяет обжалуемое постановление, приняв новое решение или обязав нижестоящее должностное лицо принять новое решение.Второй способ защиты прав заинтересованных лиц в исполнительном производстве – обжалование действий (бездействия) или постановления судебного пристава в судебном порядке, в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Заявление об оспаривании действий или постановления подается в суд, расположенный в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.Такое заявление (административное исковое заявление) подается в суд и рассматривается в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ или Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Заявление подается в арбитражный суд в том случае, если обжалуется действие по исполнению исполнительного документа, который выдан арбитражным судом; исполняются требования в отношении гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; если исполнительное производство возбуждено в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении гражданина в связи с его предпринимательской деятельностью, а также других случаях, которые специально установлены АПК РФ. В остальных случаях обжалование действий и постановлений СПИ осуществляется путем подачи административного искового заявления в соответствии с требованиями, установленными главой 22 КАС РФ, в суд общей юрисдикции.Круг субъектов, которые вправе обжаловать действия и постановления СПИ, в том числе, в части привлечения или непривлечения специалиста к участию в исполнительном производстве, установлены не только ФЗ «Об исполнительном производстве», АПК РФ и КАС РФ, но и определены Верховным Судом РФ в Постановлении от 17.11.2015 № 50. Так Постановлением к субъектам обжалования относятся взыскатель, должник, иные заинтересованные лица которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Право оспаривания действий и постановлений предоставляется органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства. Прокурор вправе в судебном порядке оспорить постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов в случаях, предусмотренных законом. Кроме того, оспаривание возможно лицом, которое выступает в защиту другого лица в установленных законом случаях.Ответчиком по административному исковому заявлению должен являться судебный пристав-исполнитель, а в качестве заинтересованных лиц привлекаются территориальный отдел службы судебных приставов и другая сторона (либо обе стороны) исполнительного производства.Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Заявление должно быть рассмотрено судом в срок, не превышающий 10 дней с момента подачи заявления. Таким образом, оспаривание (обжалование) действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя о привлечении или непривлечении специалиста к участию в исполнительном производстве осуществляется на основании норм, установленных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также процессуальным законодательством, в частности Кодексом административного судопроизводства РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя рассматривается двумя способами: в порядке подчиненности (административный) и в порядке судебного производства. ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что специалистом в исполнительном производстве является лицо, обладающее специальными знаниями, не заинтересованное в исходе исполнительного производства, привлекаемое судебным приставом-исполнителем путем вынесения постановления по собственной инициативе или по ходатайству стороны исполнительного производства. Представляется, что в ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» имеется пробел, который состоит в отсутствии указания на то, каким образом закрепляется в исполнительном производстве устная консультация специалиста. Для его устранения в ч. 2 ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» предлагаем включить положение об обязательности составления акта, в котором фиксируются пояснения специалиста.В законе необходимо прямо закрепить правовое положение оценщика, который, по сути, является специалистом, так как отчет об оценке в исполнительном производстве представляет собой институт процессуального права, который является законодательно обособленной совокупностью норм, составляющих источники процессуального права, которые обеспечивают законченное регулирование определенной группы процессуальных правоотношений, в конечном итоге направленных на осуществление исполнительных действии.Таким образом, судебный пристав-исполнитель является обязательным субъектом правоотношений со специалистом в исполнительном производстве, что определяет названные выше полномочия. Он подчиняется органам исполнительной власти, которые названы в действующем законодательстве. То обстоятельство, что судебный пристав-исполнитель, являясь должностным лицом, которое состоит на государственной службе, говорит о его исключительном праве на производство принудительного исполнения, а также свидетельствует о его специальной правосубъектности. То есть, на современном этапе развития российской правовой системы нормативное регулирование института исполнения в части полномочий нуждается в усовершенствовании.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (ред. от 27.06.2016) // Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/, 09.02.2016. Дата обращения: 25.04.2018г.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ // «Российская газета». -№ 49. - 11.03.2015.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ // «Российская газета». -№ 137. - 27.07.2002.Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «Об исполнительном производстве» // Российская газета, № 223, 06.10.2007.Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета». - № 95. - 05.05.2006. - (ред. от 03.11.2015).Постановление Правительства РФ от 03.07.2007 № 423 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков» // Российская газета, № 151, 14.07.2007.Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 29 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» // «Российская газета». - № 270. - 30.11.2015.Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.03.2018 № 4-КГ17-83 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. - М.: Статут, 2016. - 560 с.Бобошко Н.М. Принципы оценки недвижимости как теоретическая основа определения ее стоимости // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №11. С.116-118.Брой М.А. Исполнительное производство — эволюция законодательства // Europeanresearch, № 3 (4), 2015, С. 76-79.Валеев Д.Х. Исполнительное производство в системе права Российской Федерации //Правоведение. 2001. № 5. с.169-178.Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: учебник. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2014. - 455 с.Копылова С.А. Статус специалиста и возможность использования специальных знаний в работе судебных приставов // Актуальные проблемы российского права, № 3, 2009, С. 605-615.Ованца Е.А. Специфические особенности процесса оценки стоимости недвижимости // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: экономика и право. 2012. №3. С.41.Чернова А.В. Стоимость недвижимости, способы и показатели ее оценки // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. №2. С.46.Ярков В.В. Проблемы реализации судебных актов // Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991. с.80-81.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (ред. от 27.06.2016) // Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/, 09.02.2016. Дата обращения: 25.04.2018г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ // «Российская газета». -№ 49. - 11.03.2015.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ // «Российская газета». -№ 137. - 27.07.2002.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «Об исполнительном производстве» // Российская газета, № 223, 06.10.2007.
7. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
8. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета». - № 95. - 05.05.2006. - (ред. от 03.11.2015).
9. Постановление Правительства РФ от 03.07.2007 № 423 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков» // Российская газета, № 151, 14.07.2007.
10. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
11. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 29 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
12. Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
13. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» // «Российская газета». - № 270. - 30.11.2015.
15. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.03.2018 № 4-КГ17-83 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
16. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. - М.: Статут, 2016. - 560 с.
17. Бобошко Н.М. Принципы оценки недвижимости как теоретическая основа определения ее стоимости // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №11. С.116-118.
18. Брой М.А. Исполнительное производство — эволюция законодательства // Europeanresearch, № 3 (4), 2015, С. 76-79.
19. Валеев Д.Х. Исполнительное производство в системе права Российской Федерации //Правоведение. 2001. № 5. с.169-178.
20. Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: учебник. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2014. - 455 с.
21. Копылова С.А. Статус специалиста и возможность использования специальных знаний в работе судебных приставов // Актуальные проблемы российского права, № 3, 2009, С. 605-615.
22. Ованца Е.А. Специфические особенности процесса оценки стоимости недвижимости // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: экономика и право. 2012. №3. С.41.
23. Чернова А.В. Стоимость недвижимости, способы и показатели ее оценки // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. №2. С.46.
24. Ярков В.В. Проблемы реализации судебных актов // Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991. с.80-81.

Вопрос-ответ:

Какое правовое положение занимает специалист при взаимодействии с судебным приставом исполнителем?

Правовое положение специалиста в исполнительном производстве определено законодательством и предусматривает особые полномочия и обязанности специалиста при участии в исполнительном процессе во взаимодействии с судебным приставом исполнителем. Он имеет право проводить оценку имущества, составлять акты и заключения, а также давать рекомендации и консультации по вопросам исполнительного производства.

Какая деятельность осуществляется специалистом в исполнительном производстве?

Специалист в исполнительном производстве выполняет ряд функций, включающих проведение оценки имущества, составление актов и заключений, а также дачу рекомендаций и консультаций по вопросам исполнительного производства. Он также может участвовать в оспаривании результатов оценки и защите интересов стороны, от которой поступила запрос на оценку.

На примере участия специалиста оценщика опишите деятельность специалиста в исполнительном производстве?

В примере участия специалиста оценщика в исполнительном производстве, его задачами являются проведение оценки имущества, составление актов и заключений о результате оценки, а также предоставление рекомендаций и консультаций сторонам исполнительного производства. Это включает определение рыночной стоимости имущества, оценку правомерности и допустимости оценки, а также при необходимости участие в оспаривании результатов оценки и защите интересов стороны, от которой поступила запрос на оценку.

Каким образом осуществляется взаимодействие специалиста с судебным приставом исполнителем и сторонами исполнительного производства?

Взаимодействие специалиста с судебным приставом исполнителем и сторонами исполнительного производства осуществляется путем обмена информацией, проведения совместных действий и согласования планов и мероприятий по исполнительному производству. Специалист может предоставлять оценочные данные и документы, выполнять требования судебного пристава исполнителя, а также принимать участие в совещаниях и объяснениях по вопросам исполнительного процесса.

Какое правовое положение имеет специалист при взаимодействии с судебным приставом исполнителем?

Правовое положение специалиста при взаимодействии с судебным приставом исполнителем регулируется законодательством и предусматривает определенные обязанности и права для специалиста.

Какая деятельность выполняется специалистом в исполнительном производстве?

В исполнительном производстве специалист может выполнять различные функции, в том числе оценку имущества, экспертизу, юридическую консультацию и другие. Примером такой деятельности может быть участие специалиста-оценщика.

Каким образом происходит взаимодействие судебного пристава исполнителя и специалиста?

Взаимодействие судебного пристава исполнителя и специалиста происходит на основе существующего законодательства. Судебный пристав исполнитель обращается к специалисту для получения необходимой информации или проведения оценки имущества, и специалист в свою очередь предоставляет необходимые материалы или результаты своей работы.

Какие вопросы может регулировать законодательство в области взаимодействия судебного пристава исполнителя и специалиста?

Законодательство может регулировать вопросы о порядке обращения к специалисту, о правах и обязанностях специалиста, о сроках и формах предоставления информации, а также о возможности оспаривания решений специалиста.

Какова роль специалиста в исполнительном производстве?

Роль специалиста в исполнительном производстве заключается в предоставлении профессиональной помощи судебному приставу исполнителю. Специалист может дать экспертное заключение, оценить стоимость имущества, предоставить юридические консультации и принять участие в других процессах исполнительного производства.