Теория речевой деятельности.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 30.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть 4
Заключение 12
Список литературы 14
Он создает метальные репрезентации языкового и образного характера. В актах мысли осуществляется переработка этой информации. Как результат мыслительной работы, знания о мире упорядочиваются сознанием, помещаясь впоследствии в память. Здесь сознание использует в своей работе не только знания, но и убеждения, оценки, мнения. В нем создается достаточно целостная картина мира, или его модель, где в большой степени предопределено человеческое поведение (в том числе и коммуникативное). Эта же модель постоянно модифицируется и дополняется в процессе жизнедеятельности.
Таким образом, речевой деятельности направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.
Заключение
Главным и универсальным видом взаимодействия между людьми в человеческом обществе является речь, речевая деятельность.
Таким образом, деятельность общения и речевая деятельность рассматриваются в общей психологии как общее и частное, как целое и часть. Речь в этом случае может рассматриваться как форма и одновременно способ деятельности общения. Как справедливо указывает И.А. Зимняя, речь, речевая деятельность является неотъемлемой составной частью личности человека, она теснейшим образом связана с его сознанием. Таким образом, РД является одним из важнейших условий осуществления интеллектуальной деятельности (познание, осознание, аналитико-синтетическая деятельность, творчество).
Важно отметить, что язык, выступающий как основное средство речевой деятельности и являющийся ее неотъемлемой составной частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) – в этом и состоит его сущность.
Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения). Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй – индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.
Таким образом, речевой деятельности направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.
Список литературы
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 - 1984, т.2, с. 358.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М. 1998. – 156 с.
Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М.: Просвещение, 2014. – 264 с
Дридзе Т.Н. Язык и социальная психология. М., 1980
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982 Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // РЯШ, 1985, № 1.
Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // РЯШ, 1985, № 1.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва, 2000.
Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.
Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 64-72.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 1987.
Клюканов И.Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования // Язык, дискурс и личность. Тверь, 1990. С. 69-73.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 21-28.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2007. – 214 с.
Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 5-20.
Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику. М., 1997.
Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 606-607
Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
Рубинтштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 317 с.
Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Дашков и Ко. – 2015. – 392 с.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. — М., 1977.
Уфимцева Н. В. Человек и его сознание: проблемы формирования// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М., 1993.
Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы и психофизиологические механизмы внутренней речи. — М., 1979.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи изд. «Владос» 2000 год, Москва
Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/Под ред. Е. С. Кубряковой. — М., 1991.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность, Ленинград, 1974
15
2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М. 1998. – 156 с.
3. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М.: Просвещение, 2014. – 264 с
4. Дридзе Т.Н. Язык и социальная психология. М., 1980
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982 Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // РЯШ, 1985, № 1.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // РЯШ, 1985, № 1.
7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва, 2000.
8. Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.
9. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 64-72.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 1987.
11. Клюканов И.Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования // Язык, дискурс и личность. Тверь, 1990. С. 69-73.
12. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
13. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 21-28.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2007. – 214 с.
15. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 5-20.
16. Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику. М., 1997.
17. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 606-607
18. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
19. Рубинтштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 317 с.
20. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Дашков и Ко. – 2015. – 392 с.
21. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. — М., 1977.
22. Уфимцева Н. В. Человек и его сознание: проблемы формирования// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М., 1993.
23. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы и психофизиологические механизмы внутренней речи. — М., 1979.
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи изд. «Владос» 2000 год, Москва
25. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/Под ред. Е. С. Кубряковой. — М., 1991.
26. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность, Ленинград, 1974
Вопрос-ответ:
Что создает метальные репрезентации?
Метальные репрезентации создаются языкового и образного характера.
Чем занимаются акты мысли?
Акты мысли осуществляют переработку информации о мире.
Как сознание упорядочивает знания о мире?
Сознание помещает знания о мире в память, создавая достаточно целостную картина мира или его модель.
Как сознание использует убеждения, оценки и мнения?
Сознание использует убеждения, оценки и мнения в своей работе, чтобы создать более целостную картину мира.
Что предопределено в создании картины мира сознанием?
В создании картины мира сознанием в большой степени предопределено использование знаний и убеждений.
Какая основная идея статьи?
Основная идея статьи заключается в том, что в актах мысли осуществляется переработка информации, создаются ментальные репрезентации языкового и образного характера, а знания о мире упорядочиваются и помещаются в память.
Каким образом происходит переработка информации в актах мысли?
Переработка информации в актах мысли происходит путем создания ментальных репрезентаций языкового и образного характера. Сознание использует знания, убеждения, оценки и мнения для создания достаточно целостной картины мира или его модели.
Какие результаты можно ожидать от мыслительной работы?
Результатом мыслительной работы является упорядочение знаний о мире сознанием и их помещение в память. Также возможно создание достаточно целостной картины мира или его модели.
Какое значение имеют знания, убеждения, оценки и мнения в актах мысли?
Знания, убеждения, оценки и мнения играют важную роль в актах мысли. Они помогают сознанию создать ментальные репрезентации языкового и образного характера, а также упорядочить знания о мире и создать целостную картину мира или его модель.
Что понимается под ментальными репрезентациями?
Под ментальными репрезентациями понимается создание языковых и образных представлений в актах мысли. Эти представления помогают организовать знания о мире и создать целостную картину мира или его модель.
Что такое теория речевой деятельности?
Теория речевой деятельности - это научное направление, изучающее коммуникативные процессы в речи и их влияние на мышление и познание человека.