Возрастные особенности половых стереотипов подростков и юношей реферат

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психофизиология
  • 32 32 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ 5
В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Особенности полоролевой идентификации подростков 9
1.2. Половые стереотипы в юношеском возрасте 15
Глава II. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время также достаточно широко используются тестовые методы исследования таких гендерных конструктов, как маскулинность и фемининность, позволяющие выявить степень психологической андрогинии личности [11].Распространено построение типологической личностной характеристики подростков. Это, в частности, является востребованным при анализе групп подростков из разных социальных групп. Типологическая личностная характеристика позволяет не просто описать имеющуюся ситуацию (характер половой идентификации, самовосприятие подростком себя по принадлежности к мужскому либо женскому полу), но и позволяет объяснить природу, причины, закономерности возникновения и развития половой самоидентификации в каждом конкретном случае, составить прогноз, и т.п. Типологическая характеристика личности включает в себя:- тип психологического пола личности;- признаки социально-педагогической ситуации развития;- характеристику признаков половой идентификации [2].К наиболее распространенным методикам исследования гендерных параметров относятся также:- репертуарная решетка Дж. Келли (TPP), в построении которой используется теория личностных конструктов. Испытуемый с помощью оценочных шкал оценивает набор объектов, после чего идет формирование личностного конструкта индивида;- полоролевой опросник C.EeM (BSRI), позволяющий высчитать коэффициент андрогинии по соотношению шкал женственности и мужественности;- миннесотский личностный тест – MMPI Шкала Mf, результаты которого отражают степень идентификации индивида с культурно закрепленными стереотипными представлениями о социальной роли мужчины и женщины;- исследование гендерных схем личности методом семантического дифференциала (по О.Л. Кустовой), основанная на предложении ряда характеристик мужчины и женщины в виде прилагательных, а испытуемый относит их к понятиям «Я», «Идеальный мужчина», «Женщина в отличие от мужчины», «предназначение мужчины» и т.д. [11].Наиболее распространенными методами при изучении подросткового возраста являются:- метод свободных описаний, относящийся к самоописательным личностным тестам. Учитывая, что в подростковом возрасте увеличивается самосознание, становление образа внутреннего «Я», данный метод широко используется в целях изучения половой идентификации у подростков;- психосемантические методы;- метод прямого опроса;- различные варианты проективных методов.В работе с подростковым и юношеским возрастом нашел свое применение также метод семантического дифференциала[12].Кроме того, в изучении половой идентификации используются графические методы, которые относятся к классу проективных ипозволяют изучить гендерные установки в структуре личности, в том числе установки, касающиеся семейного взаимодействия, а также гендерные установки у детей. Предлагаемые методики основаны на разных техниках и принципах.Исследование может проводиться индивидуально или в группах. Методики можно использовать комплексно или независимо друг от друга.К таким методам можно отнести проективную методику «Рисунок мужчины и женщины» (РМиЖ), модификация Н.М. Романовой, где по рисункам интерпретируется отношение испытуемого к мужским и женским социальным ролям. Преимущества использования рисуночной техники при исследовании гендерных аспектов актуализации личности связаны с высокими проективными способностями методик данного класса, информативностью в плане отражения эмоциональных аспектов отношения, слабой структурированностью стимульного материала, возможностью максимального самовыражения для личности. В рисунке на заданную тему как в зеркале отражается специфика психологического и социального опыта человека. В данном случае это характерные особенности гендерной социализации личности, актуализируемые в символической форме[29].Другой проективной методикой является методика ФПО (фигура-поза-одежда), предложенная Д.К. Соломоновой. Рассмотрим данную методику поподробнее. Методика состоит из 18 предъявляемых испытуемому в случайной последовательности картинок: две серии по три карточки в каждой с выраженным атрибутом «фигура», то же – с атрибутом «поза» и атрибутом «одежда». Предлагаемая методика позволяет сенсибилизировать исследование полового самосознания человека и установить индивидуальные представления о полоролевых нормах субъектов, степень их усвоенности, структуру полоролевой идентичности, индивидуальные полоролевые предпочтения, особенности сексуальных предпочтенийОсобенностью стимульного материала является то, что в каждой картинке прорисован лишь один атрибут пола, а два других остаются неидентифицируемыми (к примеру, прорисована поза, а одежда и фигура объекта, изображенного на картинке, остаются не дифференцируемыми по полу). Таким образом создается ситуация неопределенности стимула, допускающая неоднозначную трактовку изображения и позволяющая изучать систему личностных смыслов данного человека, обусловленных полом.Проективный характер данного метода заключается в том, что неопределенность стимула способствует тому, что восприятие в большей степени детерминируется прошлым опытом человека, его индивидуальными предпочтениями, системой личностных смыслов. В каждой серии картинок – три варианта: 1) с прорисовкой мужских признаков; 2) с прорисовкой женских признаков; 3) с прорисовкой признаков, которые могут быть приписаны как мужскому, так и женскому полу. Испытуемому предлагают оценить:- каждую карточку по степени выраженности отдельно мужских и женских признаков по 4-балльной шкале (от 1 балла, означающего отсутствие выявляемых признаков, до 4 баллов, характеризующих максимальную степень выраженности выявляемых мужских либо женских признаков);- каждую карточку по степени близости изображаемого объекта к существующему у данного индивида идеалу (полоролевым предпочтениям), приписывая балльные оценки от 1 до 4;- степень похожести испытуемого на объект, изображенный на картинке;- степень сексуальной привлекательности каждой карточки.При обработке результатов исследования проводят количественный и качественный анализ. При дальнейшем анализе необходимо сопоставить показатели по разным шкалам у данного испытуемого и показатели, заданные в тесте (степень корреляции между ними). Таким образом, сопоставляются 16 оценок по данному показателю с 16 оценками по другому показателю. Полученные результаты позволяют оценить, в какой степени испытуемый точно определяет полоролевые качества по всем основным атрибутам, заданным в тесте, а также то, в какой степени самоидентификация, полоролевые предпочтения, сексуальная привлекательность зависят от стереотипов, заданных в стимульном материале, и собственных представлений о мужских и женских качествах [30].Таким образом, обзор методов изучения половой идентификации позволил, с одной стороны, увидеть их многообразие и, с другой, - отметить сложность в выборе приоритетных методов исследований. Каждая методика способна удовлетворить лишь какой либо определенной группе характеристик, актуальных для исследования в каждом конкретном случае. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:В отношении формирования стереотипов полового поведения в подростковом возрасте выделяют ранний и поздний периоды. На начальном этапе подросткового периода половое поведение в значительной степени обусловлено представлением подростка о своей половой принадлежности, стремлением быть и вести себя как другие лица одного с ним пола. Отсутствуют четкие представления о социально-половых ролях, адекватное понимание ожиданий и требований социума в полоролевом поведении, наблюдаются недостаточная рефлексивность в познании самого себя, в анализе своих переживаний, чувств и поступков. К концу подросткового периода происходит снижение «градуса напряженности» в принятии себя как мужчины.В юношеском возрасте продолжается половое самоопределение, складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе. Параллельно с выстраиванием отношений со своим и противоположным полом, со сверстниками и лицами старшего возраста, в юношеском возрасте происходит осознание себя в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции, формирование жизненных планов, профессиональное определение.Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. На освоение половой роли сильное влияние оказывают социальное окружение и положение в семье. Благополучные, полные семьи являются идеальными условиями для наиболее бесконфликтного полового самоопределения подростков и юношей. Обзор методов, используемых при определении возрастных особенностей половых стереотипов, позволил, с одной стороны, увидеть их многообразие и, с другой, - отметить сложность в выборе приоритетных методов исследований. Каждая методика способна удовлетворить лишь какой либо определенной группе характеристик, актуальных для исследования в каждом конкретном случае.Таким образом, половая идентичность личности, бурно начинаясь на этапе раннего подросткового периода, успешно заканчивается к концу юношеского периода при оптимальном соотношении всех внешних и внутренних факторов.Список использованной литературыАлмазова С. Л. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола // Специальное образование. – 2010, № 1. – С. 5-15.Бобкова Т. С. Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростков // Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – С. 195-202.Борисова Д. П., Дворянчиков Н. В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2013, № 3. Возрастная психология. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: https//studlife.net/preview/2899163/page:8/Дубровинская Н. В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. – 2015, Т. 41, № 2. – С. 113-122.Ильин Е. П. Пол и гендер. – СПб. : Питер, 2010. – 1250 с.Каркищенко Е. А. Гендерные стереотипы: дискурсные средства формирования и репрезентации в коммуникативном поведении подростков / диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. – М., 2013. Коваленко М. В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте : дисс. на соискание степ. канд. психол. н. – Ставрополь, 2002. – 182 с.Матвеева Е. В., Баранова Э. А. Полоролевое поведение современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 4 (80). Ч.3 – С. 123-128.Медведева И. А. Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - № 28, 2012. – С. 1287-1293.Методы и методики исследования в гендерной психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/322110/psihologiya/metody_metodiki_issledovaniya_gendernoy_psihologiiНугаева О. Г. Обзор методов изучения половой идентификации у детей с нарушенным и с нормативным типом поведения // Специальное образование. – 2002. - № 1. – С. 25-29.Посошенко Л. В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека // Известия Южного федерального университета. Тематический выпуск. – 2006. – С. 142-146.Психологические особенности подростка / Образовательный портал Слово. [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43990.phpФилиппова С. А. Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте / диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. – М., 2009. – 189 с.Фокина Е. В. Гендерные стереотипы подростков, оставшихся без попечения родителей, и их сверстников из семей // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 5. – С. 177-179.Формирование половой самоидентификации : доклад по медицине. [Электронный ресурс]. URL : https://www.docsity.com/ru/formirovanie-polovoy-samoidentifikacii/1226860/Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-detey-podrostkovogo-i-yunosheskogo-vozrasta.Хасанова С. А. Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. № 4. – С. 29-35. Полоролевая идентичность [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1657166/psihologiya/polorolevaya_identichnostПершина А. В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 716-718. — URL https://moluch.ru/archive/101/22699/ Рубинштейн С. Л. Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/120174/psihologiya/stanovlenie_polorolevoy_gendernoy_identichnostiКаштанова С. Н., Николаева А. Н. Исследование полоролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16508Чижова Е. А., Романова О. Н. Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-polorolevoy-identichnosti-i-mehanizmov-adaptatsii-u-podrostkov-iz-nepolnyh-semeyОсобенности полоролевой идентификации у подростков с нарушениями поведения [Электронный ресурс]. URL: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/osobennosti-polorolevoy-identifikatsii-22080.htmlЮношеский возраст / Возрастная психология. Часть 2. – Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), учебные материалы [Электронный ресурс]. URL:https://studfile.net/preview/2899163/page:7/Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с/Кокоренко В. Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития : Дис. ... канд. психол. наук.- СПб., 2006 - 247 с.Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс] : метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям «Социальная работа (по направлениям)» и «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск : БГУ, 2013. – 86 с.Ильин Е. П. Пол и гендер [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/61782

Список использованной литературы

1. Алмазова С. Л. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола // Специальное образование. – 2010, № 1. – С. 5-15.
2. Бобкова Т. С. Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростков // Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – С. 195-202.
3. Борисова Д. П., Дворянчиков Н. В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2013, № 3.
4. Возрастная психология. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: https//studlife.net/preview/2899163/page:8/
5. Дубровинская Н. В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. – 2015, Т. 41, № 2. – С. 113-122.
6. Ильин Е. П. Пол и гендер. – СПб. : Питер, 2010. – 1250 с.
7. Каркищенко Е. А. Гендерные стереотипы: дискурсные средства формирования и репрезентации в коммуникативном поведении подростков / диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. – М., 2013.
8. Коваленко М. В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте : дисс. на соискание степ. канд. психол. н. – Ставрополь, 2002. – 182 с.
9. Матвеева Е. В., Баранова Э. А. Полоролевое поведение современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 4 (80). Ч.3 – С. 123-128.
10. Медведева И. А. Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - № 28, 2012. – С. 1287-1293.
11. Методы и методики исследования в гендерной психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/322110/psihologiya/metody_metodiki_issledovaniya_gendernoy_psihologii
12. Нугаева О. Г. Обзор методов изучения половой идентификации у детей с нарушенным и с нормативным типом поведения // Специальное образование. – 2002. - № 1. – С. 25-29.
13. Посошенко Л. В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека // Известия Южного федерального университета. Тематический выпуск. – 2006. – С. 142-146.
14. Психологические особенности подростка / Образовательный портал Слово. [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43990.php
15. Филиппова С. А. Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте / диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. – М., 2009. – 189 с.
16. Фокина Е. В. Гендерные стереотипы подростков, оставшихся без попечения родителей, и их сверстников из семей // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 5. – С. 177-179.
17. Формирование половой самоидентификации : доклад по медицине. [Электронный ресурс]. URL : https://www.docsity.com/ru/formirovanie-polovoy-samoidentifikacii/1226860/
18. Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-detey-podrostkovogo-i-yunosheskogo-vozrasta.
19. Хасанова С. А. Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. № 4. – С. 29-35.
20. Полоролевая идентичность [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1657166/psihologiya/polorolevaya_identichnost
21. Першина А. В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 716-718. — URL https://moluch.ru/archive/101/22699/
22. Рубинштейн С. Л. Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/120174/psihologiya/stanovlenie_polorolevoy_gendernoy_identichnosti
23. Каштанова С. Н., Николаева А. Н. Исследование полоролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16508
24. Чижова Е. А., Романова О. Н. Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-polorolevoy-identichnosti-i-mehanizmov-adaptatsii-u-podrostkov-iz-nepolnyh-semey
25. Особенности полоролевой идентификации у подростков с нарушениями поведения [Электронный ресурс]. URL: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/osobennosti-polorolevoy-identifikatsii-22080.html
26. Юношеский возраст / Возрастная психология. Часть 2. – Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), учебные материалы [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/2899163/page:7/
27. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с/
28. Кокоренко В. Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития : Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006 - 247 с.
29. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс] : метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям «Социальная работа (по направлениям)» и «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск : БГУ, 2013. – 86 с.
30. Ильин Е. П. Пол и гендер [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/61782

Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности существуют в формировании половых стереотипов подростков и юношей?

В подростковом и юношеском возрасте формирование половых стереотипов происходит под влиянием различных факторов, таких как семья, школа, общество. Одной из возрастных особенностей является процесс полоролевой идентификации, когда подростки начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу и формируют свое представление о социальных ролях и ожиданиях, связанных с этой принадлежностью.

Какие особенности полоролевой идентификации можно наблюдать у подростков?

В подростковом возрасте полоролевая идентификация происходит через поиск и определение собственного пола, то есть подростки начинают осознавать себя как представителей определенного пола (мужского или женского) и стремятся соответствовать общепринятым стереотипам как внешне, так и в поведении. Однако, в этом процессе могут возникать конфликты и несоответствия между желаемой социальной ролью и реальностью, что может влиять на формирование половых стереотипов.

Какие половые стереотипы характерны для юношеского возраста?

В юношеском возрасте половые стереотипы могут быть более жесткими и усиленными. Юноши часто сталкиваются с ожиданиями общества в отношении их мужественности, силы, независимости и активности. Они могут чувствовать давление быть "настоящим мужчиной" и соответствовать социальным стереотипам, связанным с этой ролью.

Какие методы используются для определения возрастных особенностей половых стереотипов?

Для определения возрастных особенностей половых стереотипов могут использоваться различные методы исследования. Одним из них является анализ семейного и школьного окружения подростков и юношей, а также изучение влияния общественных норм и ценностей на формирование половых стереотипов. Кроме того, широко применяются тестовые методы исследования, такие как опросники и анкеты.

Какие возрастные особенности влияют на формирование половых стереотипов у подростков и юношей?

Возрастные особенности, такие как процессы полового созревания, поиска идентичности и социализации, оказывают влияние на формирование половых стереотипов у подростков и юношей. В этом возрастном периоде молодые люди начинают осознавать свою гендерную принадлежность и сталкиваются с ожиданиями и нормами общества в отношении мужской и женской ролей.

Какие особенности половой ролевой идентификации можно наблюдать у подростков?

У подростков можно наблюдать процесс формирования половой ролевой идентификации, когда они начинают определять сами для себя, какие черты и поведенческие стереотипы соответствуют мужской или женской роли. Они могут испытывать давление со стороны общества и родителей, которые ожидают, что они будут соответствовать определенным стереотипам поведения для своего пола.

Каковы половые стереотипы, свойственные юношескому возрасту?

В юношеском возрасте молодые люди могут подвергаться половым стереотипам, связанным с мужественностью, силой, агрессивностью и сексуальной активностью. Они могут сталкиваться с ожиданиями быть храбрыми, сильными и независимыми, а также проявлять лидерские качества. Однако такие стереотипы могут оказывать давление на юношей и ограничивать их свободу в выражении эмоций и интересов.

Какие методы используются при определении возрастных особенностей половых стереотипов?

При определении возрастных особенностей половых стереотипов используются различные методы исследования. Среди них могут быть анализ социологических данных, наблюдение за поведением подростков и юношей, интервьюирование и опросы, использование тестовых методов и т.д.

Каковы преимущества использования тестовых методов при исследовании половых стереотипов?

Использование тестовых методов позволяет более объективно измерить существующие половые стереотипы среди подростков и юношей. Тесты могут помочь выявить предрасположенность к стереотипному мышлению, а также проследить изменения в половых стереотипах на протяжении определенного временного периода.