Конфликты в организации: причины и возможности управления
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы конфликтов в бизнесе 5
1.1 Понятие, причины и последствия конфликта 5
1.2 Управление конфликтами 8
Глава II. Управление поведением в конфликтных ситуациях в АО «Деметра» 12
2.1 Общая характеристика предприятия 12
2.2 Диагностика конфликтов на предприятии 17
2.3 Предложения по управлению и разрешению конфликтных ситуаций на предприятии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30
В коллективе АО «Деметра» немаловажную роль играют служебные, профессиональные традиции, ритуалы. По сути, это формы проявления коллективной деятельности. Коллективные традиции можно назвать исходным базовым элементом морально-психологического климата, так как они определяют отношение к выполняемой служебной деятельности.
Для повышения морально – психологического климата в коллективе АО «Деметра» предлагается:
- проводить совместные спортивные соревнования (будут участвовать сотрудники вместе с семьями);
- организовывать летние вылазки на турбазы, зимние вылазки на лыжах;
- проводить детские новогодние праздники (новогоднее представление для детей сотрудников).
Повышение уровня формирования профессиональной культуры и достоинства личности связано с множеством трудностей. Одна из таких трудностей - создание системы комплексной диагностики уровня профессиональной культуры. Поэтому создание такой системы диагностики является наиболее актуальной задачей. Это позволит не только выявлять уровень развития профессиональной культуры и достоинства личности, но и отслеживать динамику их становления.
Второе направление снижения конфликтов сотрудников АО «Деметра» – проведение специальных тренингов.
Различные социально-психологические тренинговые упражнения посредством моделирования проблемных ситуаций, деловые игры, а также консультирование сотрудников АО «Деметра», способствуют развитию таких профессионально важных качеств, как социальная отзывчивость, коммуникативная инициативность, психологическая устойчивость, стремление к объективности в принятии решений, владение навыками конструктивного диалога, способность к самоанализу собственных действий, а также росту социально значимой профессиональной мотивации.
Бороться с такими негативными эмоциями, как чувство агрессии, обиды, вины, неполноценности, нахлынувшими в конфликтных ситуациях, бесполезно, а вот научиться управлять ими можно. Именно тренинговые программы помогут сотрудникам АО «Деметра» держать эмоциональный удар со стороны недовольного собеседника и находить выход из сложных ситуаций.
Руководству АО «Деметра», чтобы предупредить и снизить уровень конфликтов внутри компании, уместно со своей стороны организовывать обязательные корпоративы и неформальные встречи между работниками; устанавливать только нормированный график работы с обедами, выходные и праздничные дни для персонала; соблюдать равноправное и объективное отношение к каждому работнику; предоставлять возможность подчиненным, менеджерам компании свободно мыслить, проявлять и реализовывать свой творческий потенциал в процессе работы, генерировать новые идеи.
Также надо учитывать мнение и предложения своих работников во время личного общения, проведения совещаний; делегировать часть своих полномочий подчиненным; разработать анкетирование персонала в конце каждого года или полугодия; ввести внутреннюю систему поощрений.
Кроме этого, во время проведения рабочих совещаний важно правильно доносить до персонала основные цели и миссии компании; держать фокус на мотивации работников, их вовлеченности, заинтересованности непосредственно рабочим процессом; способствовать личному развитию персонала.
Предложенные направления по совершенствованию управления конфликтами между сотрудниками АО «Деметра» можно представить на рисунке 5:
Рис. 5. Основные направления снижения конфликтов в АО «Деметра»
Таким образом, разработанные мероприятия должны привести к снижению конфликтов между сотрудниками АО «Деметра».
Подсчитаем затраты на мероприятия по снижению конфликтных ситуаций.
Таблица 4
Смета затрат на осуществление мероприятий по снижению конфликтных ситуаций в АО «Деметра»
Статья затрат Сумма, руб. Проведение совместных спортивных мероприятий для сотрудников и членов их семей (закупка спортивного инвентаря, призов, памятных сувениров) 45000 Проведение новогодних праздников для детей сотрудников (подарки, аренда помещения, украшение помещения) 40000 Проведение социально-психологических тренинговых упражнений 30000 Итого 115000
Итак, затраты на осуществление мероприятий по снижению конфликтных ситуаций в АО «Деметра» составили 115000 рублей.
Предполагается, что запланированные мероприятия приведут к росту чистой прибыли предприятия на 1,5% относительно уровня 2018 года, то есть на сумму: 41597 тыс.руб. х 1,5% = 624 тыс.руб.
Экономический эффект составит:
Э = 624 тыс.руб. – 115 тыс.руб. = 509 тыс.руб.
Таким образом, снижение конфликтов в АО «Деметра» предлагается вести в нескольких направлениях:
- улучшение морально-психологического климата в коллективе АО «Деметра»;
- проведение социально-психологических тренинговых упражнений.
Затраты на предложенные мероприятия составляют 115 тыс. рублей, а экономический эффект выражается в росте чистой прибыли в сумме 509 тыс.руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех организациях вне зависимости от существующего управления присутствуют различные виды конфликтов. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Исследование конфликтов в АО «Деметра» позволяет сделать следующие выводы.
Акционерное общество «Деметра» является одним из крупнейших хлебопекарных предприятий в Новгородской области.
Хозяйственная деятельность АО «Деметра» характеризуется следующими данными: за 2016-2018 года увеличилась себестоимость продукции, снизилась прибыль от реализации продукции, чистая прибыль. Как следствие, уменьшились показатели рентабельности.
Проведенный тест К.Томаса для выяснения поведения сотрудников АО «Деметра» в конфликтной ситуации показал, что большинство сотрудников склонны использовать стиль соперничества, что является опасным сигналом, так как соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Настораживает такой факт, как то, что никто из сотрудников АО «Деметра» не станет избегать конфликтов.
Анализ показал, что наибольшее количество конфликтов у сотрудников АО «Деметра» на протяжении 2016-2018 годов возникает по поводу взаимозависимости обязанностей.
Большинство организационных конфликтов сотрудников АО «Деметра» длятся не более 2 дней.
В АО «Деметра» используют следующие методы управления конфликтами:
- четкая формулировка требований, то есть разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного сотрудника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей;
- использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия;
- установление общих целей и формирование общих ценностей;
- использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы.
Проведенное исследование привело к разработке следующих направлений совершенствования управления конфликтами между сотрудниками АОО «Деметра»:
- улучшение морально-психологического климата в коллективе АО «Деметра», что предполагает проведение совместных спортивных соревнований для сотрудников и членов их семей, летних вылазок на турбазы, зимних вылазок на лыжах, новогодних праздников для детей сотрудников;
- проведение социально-психологических тренинговых упражнений;
- организовывать обязательные корпоративы и неформальные встречи между работниками; устанавливать только нормированный график работы с обедами, выходные и праздничные дни для персонала; соблюдать равноправное и объективное отношение к каждому работнику; предоставлять возможность подчиненным, менеджерам компании свободно мыслить, проявлять и реализовывать свой творческий потенциал в процессе работы, генерировать новые идеи.
Также руководству АО «Деметра» надо учитывать мнение и предложения своих работников во время личного общения, проведения совещаний; делегировать часть своих полномочий подчиненным; разработать анкетирование персонала в конце каждого года или полугодия; ввести внутреннюю систему поощрений.
Сделанные расчеты показали, что на реализацию предложенных мероприятий необходимы денежные средства в сумме 115 тыс. руб., а экономический эффект выражается в росте чистой прибыли в сумме 509 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - М.: ЮНИТИ, 2017.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2013.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Структура конфликта // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2016.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2017.
Буртовая Е.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 2013.
Григорьева Л.А. Поведение в конфликтных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5-1.
Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново: ИГУ, 2017.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016.
Громова О. Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2018.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2016.
Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2017.
Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2017.
Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Конвалова В.Г. Конфликтология: учебник.- М.: ИНФРА-М., 2016.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Кочергина А.А. Конфликты в организации и как стараться их не допустить // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5.
Кошелев А.Н., Иванников Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2013.
Лукин Ю. Конфликтология: управление конфликтами. – М., 2016.
Машков В. Н. Психология управления. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2017.
Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юристъ, 2016.
Регнет Э. Конфликты в организациях: формы, функции и способы преодоления. – М.: Гуманитарный центр, 2016.
Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11.
Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология. – Ростов на Дону, 2016.
Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф.— Челябинск: Два комсомольца, 2017.
Приложение 1
Организационная структура АО «Деметра»
29
Основные последствия конфликта
Функциональные последствия
Дисфункциональные последствия
Повышать морально-психологический климат в коллективе
Проводить совместные спортивные соревнования для сотрудников и членов их семей
Направления
снижения конфликтности
Проводить новогодние праздники для детей сотрудников
Организовывать летние вылазки на турбазы, зимние вылазки на лыжах
Проведение социально-психологических тренинговых упражнений
Генеральный директор ОАО «Деметра»
Главный бухгалтер
Экономист
Зам.директора по производству
Зам. директора по коммерческим вопросам
Бухгалтерия
Коммерческий отдел
Экспедиция
Цех по производству хлебобулочной продукции
Кондитерский цех
Механик
Транспортный
цех
Складское хозяйство
Начальник охраны
Охранники
Юрист
39
1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - М.: ЮНИТИ, 2017.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2013.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Структура конфликта // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2016.
4. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2017.
5. Буртовая Е.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 2013.
6. Григорьева Л.А. Поведение в конфликтных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5-1.
7. Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Ивано¬во: ИГУ, 2017.
8. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016.
9. Громова О. Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2018.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2016.
11. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2017.
12. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
13. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2017.
14. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Конвалова В.Г. Конфликтология: учебник.- М.: ИНФРА-М., 2016.
15. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013.
16. Кочергина А.А. Конфликты в организации и как стараться их не допустить // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5.
17. Кошелев А.Н., Иванников Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2013.
18. Лукин Ю. Конфликтология: управление конфликтами. – М., 2016.
19. Машков В. Н. Психология управления. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2017.
20. Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юристъ, 2016.
21. Регнет Э. Конфликты в организациях: формы, функции и способы преодоления. – М.: Гуманитарный центр, 2016.
22. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11.
23. Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология. – Ростов на Дону, 2016.
24. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф.— Челябинск: Два комсомольца, 2017.
Вопрос-ответ:
Какие причины конфликтов могут возникать в организации?
Причины конфликтов в организации могут быть различными. Некоторые из них включают несовпадение интересов, конкуренцию за ресурсы, различия во взглядах и ценностях, плохое коммуникационное взаимодействие, неправильное распределение полномочий и ответственности, недостаток лидерского качества, разногласия в межличностных отношениях и другие.
Какие последствия могут возникнуть из-за конфликтов в организации?
Последствия конфликтов в организации могут быть негативными и оказывают влияние на работу и взаимоотношения сотрудников. Это может привести к падению производительности и эффективности, негативному климату в коллективе, ухудшению командной работы, увеличению текучести кадров, потере мотивации сотрудников, снижению доверия и сотрудничества между коллегами.
Как можно управлять конфликтами в организации?
Управление конфликтами в организации включает в себя несколько подходов. Важно создать открытую коммуникацию и понимание между сотрудниками, проводить систематическую диагностику конфликтных ситуаций, разрабатывать стратегии по их управлению, проводить тренинги и обучение сотрудников, стимулировать конструктивные методы разрешения конфликтов, создавать благоприятный рабочий климат и культуру сотрудничества.
Какое поведение можно выявить в конфликтных ситуациях на предприятии?
В конфликтных ситуациях на предприятии можно выявить различное поведение сотрудников. Это может быть проявление агрессии, недовольства, обвинений, блокирования, отстранения, отрицания, компромисса, сотрудничества и других стратегий поведения. Важно проводить диагностику поведения и анализировать его, чтобы разработать эффективные методы управления конфликтами.
Возможно ли управлять конфликтами в организации?
Да, конфликты в организации могут быть управляемыми. Важно провести диагностику конфликтных ситуаций, а затем применить соответствующие стратегии и методы разрешения конфликтов. В хорошо управляемых организациях используются такие подходы, как обучение сотрудников навыкам урегулирования конфликтов, создание командных структур, установление открытого коммуникационного процесса и так далее.
Какими бывают причины конфликтов в организации?
Причины конфликтов в организации могут быть разнообразными. Они могут связываться с различиями в интересах, ценностях и целях сотрудников, недостатком ресурсов, нечеткостью ролей и ответственности, неправильным управлением и многими другими факторами. Конфликты также могут возникать из-за различий во взглядах и стилей коммуникации между сотрудниками.
Что такое конфликты в организации и какие могут быть их последствия?
Конфликты в организации представляют собой ситуации, в которых возникают противоречия между различными сторонами, которые решаются или разрешаются путем борьбы или компромисса. Последствия конфликтов могут быть разными, включая негативное влияние на работу коллектива, падение производительности, потерю доверия и мотивации сотрудников, повышенный уровень стресса и т.д. Однако, при правильном управлении, конфликты также могут приводить к развитию и инновациям в организации.
Как можно управлять поведением в конфликтной ситуации в организации?
Управление поведением в конфликтной ситуации в организации может осуществляться различными способами. Некоторые из них включают использование коммуникативных навыков, таких как активное слушание и эмпатия, применение стратегий разрешения конфликтов, таких как поиск компромисса или взаимное выгодное сотрудничество, установление четких ролей, ответственности и процедур, и т.д. Важно также проводить обучение сотрудников навыкам управления конфликтами и создавать поддерживающую и открытую организационную культуру.
Какие основные причины конфликтов в организации?
Основные причины конфликтов в организации могут быть разнообразными: разногласия в мнениях и ценностях сотрудников, несправедливое распределение ресурсов, конкуренция и недобросовестные действия со стороны сотрудников, неправильное коммуникационное взаимодействие, недостаточная мотивация и неудовлетворенность работников, нечеткость и противоречия в организационных задачах и целях. Все эти факторы могут привести к возникновению конфликтов в организации.
Как можно управлять конфликтами в организации?
Управление конфликтами в организации включает в себя ряд методов и подходов. Важно создать открытую и доверительную обстановку для обсуждения проблем и разрешения конфликтов. Проводить тренинги и обучение сотрудников навыкам управления конфликтами. Разработать эффективные процедуры разрешения конфликтов, которые были бы понятными и доступными для всех сотрудников. Важно также предотвращать конфликты, осуществлять своевременное выявление и анализ причин конфликтов, а также мониторить и оценивать эффективность предпринятых мер по управлению конфликтами.