Критерии и показатели качества современного процесса воспитания.
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 03.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Современный процесс воспитания в условиях общеобразовательного учреждения 5
2. Критерии качества процесса воспитания 7
3. Показатели качества процесса воспитания 10
4. Методические рекомендации по применению критериев и показателей качества процесса воспитания в учреждениях общего среднего образования 11
Заключение 25
Список литературы 26
Объективное определение эффективности воспитательного процесса во многом будет зависеть от [13]:- степени соответствия содержания и организации воспитательного процесса требованиям нормативно-правовой базы, потребностям общества- систематической диагностики состояния профессионального роста учителей;- степени удовлетворенности родителей жизнью образовательного учреждения;- возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе организации серии совместных мероприятий (органы школьного самоуправления, детские общественные организации);- участия в организации воспитательного процесса социальных партнеров (учреждений дополнительного образования, гражданско-патриотических клубов, спортивных музыкальных студий и групп и т. д.);- уровня профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, заместителя директора по воспитательной работе, умение взаимодействовать с учителями, учащимися, родителями при принятии управленческих решений и контролировать развитие воспитательной деятельности на уровне образовательных учреждений. Рассмотрим критерии и показатели качества процесса воспитания и методику их изучения (табл. 4)Таблица 4. Критерии и показатели качества процесса воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образованияСоставляющие качества воспитанияКритерииПоказателиМетодики изученияКачество процесса воспитанияКачествоцелеполаганияСогласование целей и задач с интересами личности, с потребностями государства и общества; объективность, реализм; уровень постановки цели в общеобразовательных задачах. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях образовательной системы в учреждении. Эффективность инновационных подходов.Документация, анализ производительности и контроля.Качество содержания процесса воспитанияЗнания, навыки, умения и навыки деятельности и поведения в личностном развитии:интеллектуальные (знание умственной деятельности, операций; готовность к совместной творческой деятельности; уровень когнитивного развития; уровень творчества и т. д.);психологический (уровень трудоспособности, усталость; стрессоустойчивость; уровень тревожности, тревожности; уровень саморегуляции и т. д.);духовный (человеческие способы взаимодействия, отношения; поведенческая культура; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность самооценки и т. д.); физический (соответствие показателей здоровья региональным стандартам; уровень заболеваемости, отсутствие хронических заболеваний и т. д.).Диагностические методики.Качество организации воспитательной деятельностиНаправления, виды деятельности;оказываемые дополнительные образовательные услуги;связи с другими учреждениями.Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процессаТехнологии организации образовательной деятельности, в том числе формы, методы педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников образовательного процесса.Общественно важные традиции в коллективе.Общественно полезные акции.Организация информационной работы.Организация работы музеев, общественно-политических и гражданско-патриотических клубов.Организация работы общественных объединений.Уровень работы первичных организаций БРСМ и БРПО.Эффективность студенческих тел.Организация культурных, спортивных, рекреационных, туристических и краеведческих мероприятий.Организация и уровень культуры питания студентов.Система работы по охране здоровья студентов.Эффективная профилактика безнадзорности и правонарушений, вызывающая привыкание поведение.Состояние травмы.Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация.Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.Качество результатов процесса воспитанияУровеньвоспитанностиЦенностная ориентация студентов выражается в заинтересованности различных сфер деятельности (спорт, бизнес, творчество, учеба, здоровье и т. д.) И общении.Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, модифицирована М.В. Сергеевой).Ориентация личности студента (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии государства.Умение саморегулироваться, дисциплина. Способность противостоять негативным тенденциям.Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын); методика «Мой выбор».Личные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимная поддержка, честность, уважение, доверие и т. д.).Методика определения уровня развития личностных качеств, необходимых для успеха (М.П. Нечаев); Методика «Самоанализ (анализ) личности» (подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована Т.А. Мироновой).Операционные навыки (организаторские способности, желание сотрудничать, умение договариваться, распределять обязанности и т. д.).«Я – лидер» (Е.С. Федоров и др.); методика изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков).Уровень культуры командных отношенийВзаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт.Методика «Мишень» (Н.А. Лутошкин).Уровень культуры предметно-пространственных отношенийИнституциональная репутация, внешность, символика, стиль жизни.Методика оценки эффективности работы руководителей классов (Нечаев М.П.) (оценка всех составляющих образовательного процесса; показатели эффективности); методика изучения удовлетворенности родителей работой учебного заведения (Е.Н. Степанов).Качество воспитательного процессУправление качеством воспитательногопроцессаСуществование структуры, функционально ответственной за воспитательную работу.Система контроля качества воспитания.Существование эффективных механизмов стимулирования творческой активности.Методология «Стиль учебного руководства» (О.И. Мотков); Методика оценки эффективности воспитательной деятельности (М.П. Нечаев); Методология «Наш лидер» (подготовлено О.И. Мотковым).Открытие системы воспитания. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, группами и отдельными лицами в интересах студентов. Эффективность использования образовательного пространства общества. Оказание психологической, педагогической, юридической и иной помощи семье, студенту, преподавателю.Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (М.П. Нечаев).Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Человеческое творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Школьный персонал. Морально-психологический климат.Методика «Моя семья» (модификация методики М Егоровой).Качество обеспечения процесса воспитанияНормативно-методическое обеспечение образовательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов по воспитательной работе в образовательном учреждении. Существование правовых и методологических основ организации воспитательной работы и эффективность их использования.Анализ документации, результатов деятельности и контроля.Просвещение работа для персонала. Уровень профессиональной, психологической и воспитательной культуры педагогов, знание теорий и концепций образования, последние разработки и теоретические основы в сфере образования и др. Развитие карьеры.Методология «Уровень подготовки ключевых навыков, необходимых классному учителю в профессиональной деятельности» (Дж. Роуэн); методика оценки эффективности работы руководителей классов (Нечаев М.П.) (оценка всех составляющих воспиатетльного процесса, показатели эффективности); Техника «Коском-2» (подготовлена В. Н. Куницыной).Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, клубов, комнат самоуправления для студентов, общественных организаций, спортивных залов, бассейнов, компьютерных уроков и т. д.).Поставка оборудования. Состояние библиотечного фонда.Условия деятельности СППС.Информационная поддержка воспитательного процесса.Эффективность вложения средств в реализацию воспитательного процесса.Таким образом, на каждый критерий и показатель качества процесса воспитания имеется своя определенная методика.ЗаключениеПроцесс воспитания играет особую роль в жизни образовательного процесса. И качество воспитания зависит от выбранных образовательным учреждением критериев и показателей.Образовательное пространство - это не только совокупность объектов, между которыми устанавливаются отношения, это результат творческой и интеграционной деятельности, и основной компонент образовательной системы школы. В работе были рассмотрены критерии и показатели, зависящие от них. Была разработана методика по совершенствованию процесса воспитания с помощью актуальных критериев и показателей.Цель работы достигнута полностью, задачи решены в полном объеме.Список литературы1. Афонина, Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.-512с.2. Воронов, В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В.В. Воронов. - М.: Школа-Пресс, 2000.-96с.3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова - М.: Асгард, 2001.4. Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. - Владимир: Владимирская школа. - 1998.- 208 с.5. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. - М.: Академия, 2003.6. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения / В.Т. Кабуш. - Мн.: Академия, 1995.7. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: ВЛАДОС, 2000.8. Катович, Н.К. Воспитания мониторинг / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 1. – С.261, 263.9. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2000.-160с.10. Нечаев, М.П. Оценка качества воспитания в у условиях реализации ФГОС. – Москва, УЦ «Перспектива», 2014. – С. 511. Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива». – 2015. – С.88 .12. Новикова, Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции / Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 11. - С. 61-64.13. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Автореферат дисс... доктора пед. наук / С.Д. Поляков. - Мн., 1993. С. 57.14. Строим воспитательную систему Школы самовыражения. Концепция. Программа. Целевая программа "Профессиональное самоопределение учащихся" // Классный руководитель. - 2001. - №5. - С. 3-36.15. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. - М.: Педобщество России, 1999.-264с.
2. Воронов, В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В.В. Воронов. - М.: Школа-Пресс, 2000.-96с.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова - М.: Асгард, 2001.
4. Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. - Владимир: Владимирская школа. - 1998.- 208 с.
5. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. - М.: Академия, 2003.
6. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения / В.Т. Кабуш. - Мн.: Академия, 1995.
7. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: ВЛАДОС, 2000.
8. Катович, Н.К. Воспитания мониторинг / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 1. – С.261, 263.
9. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2000.-160с.
10. Нечаев, М.П. Оценка качества воспитания в у условиях реализации ФГОС. – Москва, УЦ «Перспектива», 2014. – С. 5
11. Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива». – 2015. – С.88 .
12. Новикова, Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции / Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 11. - С. 61-64.
13. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Автореферат дисс... доктора пед. наук / С.Д. Поляков. - Мн., 1993. С. 57.
14. Строим воспитательную систему Школы самовыражения. Концепция. Программа. Целевая программа "Профессиональное самоопределение учащихся" // Классный руководитель. - 2001. - №5. - С. 3-36.
15. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. - М.: Педобщество России, 1999.-264с.
Вопрос-ответ:
Какие критерии и показатели можно использовать для оценки качества современного процесса воспитания в общеобразовательном учреждении?
Для оценки качества современного процесса воспитания в общеобразовательном учреждении можно использовать следующие критерии и показатели: эффективность воздействия на воспитанников, соответствие целей и задач процесса воспитания, уровень мотивации воспитанников, развитие личностных качеств, социализация и адаптация воспитанников, доступность и гибкость процесса воспитания, качество взаимодействия педагогов с воспитанниками и их родителями, наличие и эффективность дополнительных программ и мероприятий по воспитанию.
Какие критерии можно использовать для оценки качества процесса воспитания в общеобразовательном учреждении?
Для оценки качества процесса воспитания в общеобразовательном учреждении можно использовать такие критерии, как организационно-методическая работа, социокультурная среда, педагогический коллектив, индивидуальная работа с воспитанниками, эмоционально-волевая сфера воспитанников, социальное и профессиональное самоопределение воспитанников, культура межличностных отношений.
Какие показатели можно использовать для оценки качества процесса воспитания в общеобразовательном учреждении?
Для оценки качества процесса воспитания в общеобразовательном учреждении можно использовать следующие показатели: уровень знаний и навыков воспитанников, степень усвоения ценностей и норм поведения, активность и самостоятельность воспитанников, развитие творческих способностей, коммуникативные и адаптационные навыки, социализация и самоопределение воспитанников, уровень доверия и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, реализация дополнительных программ и мероприятий по воспитанию.
Какие критерии и показатели определяют качество современного процесса воспитания?
Критериями качества современного процесса воспитания могут быть: социализация личности, развитие творческого потенциала, формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств, активное участие в социуме. Показателями качества могут выступать: успешность социальной адаптации, уровень саморазвития и самореализации, проявление творческого подхода к проблемам, морально-этические навыки и компетенции, уровень активности в общественной жизни.
Каковы критерии качества процесса воспитания?
К критериям качества процесса воспитания относятся: целостность и системность, активность и самостоятельность, творческое развитие личности, принятие и полноценное усвоение ценностей общества, содействие социализации и адаптации личности, соблюдение общепринятых этических норм и правил.
Какие показатели качества используются в процессе воспитания?
Показателями качества процесса воспитания могут быть: успешность достижения образовательных целей, развитие навыков самоорганизации и самоуправления, осознанное отношение к себе и окружающему миру, нравственное поведение, умение работать в коллективе, готовность к деятельности, социальная активность и ответственность.
Как применять критерии и показатели качества процесса воспитания в школах и учреждениях общего среднего образования?
Для применения критериев и показателей качества процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях могут быть использованы различные методические рекомендации. Например, можно проводить систематическую оценку процесса воспитания с помощью анкетирования учащихся и родителей, а также наблюдение за их социальной активностью и поведением. Также можно проводить анализ результатов образовательной деятельности в контексте достижения целей воспитания. Важно создать условия для самооценки и саморефлексии учащихся, чтобы они могли активно влиять на процесс своего собственного воспитания.
Какие критерии и показатели можно использовать для оценки качества современного процесса воспитания в условиях общеобразовательного учреждения?
Для оценки качества современного процесса воспитания можно использовать следующие критерии: 1) целостность и системность; 2) активность и сотрудничество; 3) индивидуализация и дифференциация; 4) развитие личности и социализация; 5) психологическое благополучие и безопасность.
Какие показатели качества могут быть использованы для оценки процесса воспитания в образовательном учреждении?
Для оценки процесса воспитания в образовательном учреждении можно использовать такие показатели качества, как: 1) уровень самоорганизации и самостоятельности учеников; 2) развитие коммуникативных навыков; 3) понимание и уважение культурного наследия; 4) умение работать в коллективе; 5) развитие творческого мышления и творческой активности.
Какие методические рекомендации могут быть предложены для применения критериев и показателей качества процесса воспитания в учреждениях общего среднего образования?
Для применения критериев и показателей качества процесса воспитания в учреждениях общего среднего образования рекомендуется следующее: 1) проводить анализ существующих практик и определить основные направления развития процесса воспитания; 2) разработать план мероприятий по реализации критериев и показателей качества; 3) проводить систематическую оценку и контроль за процессом воспитания; 4) сотрудничать с родителями и общественностью для достижения общих целей воспитания; 5) учитывать индивидуальные особенности учащихся при планировании и реализации воспитательных мероприятий.