Социологические методы в социальной работе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 11.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………..…… 3
1. Методологические основания исследования в социальной работе ..5
1.1. Содержание исследования в социальной работе …………….….... 5
1.2. Социологическое исследование как технология социальной работы …………………………………………………………………………….8
2. Классификация методов в социальной работе …………..……....... 12
2.1. Специфические методы исследования в социальной работе ......... 12
2.2. Примеры практического использования методик диагностики в социальной работе …………………………………………………..…………. 16
Заключение …………………………………………..…………………. 33
Список использованных источников и литературы ……………….… 34
Фрагмент для ознакомления

Это связано как минимум с тремя обстоятельствами. Во-первых, содержание конструкта «личностная зрелость» в современной психологии является крайне неоднозначным и допускает разные трактовки, в результате чего не всегда понятно, о какой именно форме инфантилизма могут свидетельствовать низкие показатели по шкалам личностной зрелости. Во-вторых, показатели личностной зрелости в большинстве случаев являются обобщенными, что не позволяет оценить на их основе степень выраженности отдельных параметров социально - психологического инфантилизма личности. В-третьих, нерешенным в методическом плане остается вопрос о возможностях диагностики проявлений социально-психологического инфантилизма личности в подростковом возрасте, а также на более ранних этапах жизненного пути. Сказанное выше определяет необходимость разработки психодиагностического инструмента, который позволил бы осуществлять дифференцированную диагностику проявлений социально-психологического инфантилизма личности, находящейся на различных этапах жизненного пути. В качестве ориентиров в этой работе могут выступать критерии, используемые при сравнении личностной зрелости и социально-психологического инфантилизма. На основе теоретического анализа можно выделить ряд таких критериев, на основе которых могут конструироваться шкалы методики оценки социально-психологического инфантилизма личности:
• активность – пассивность;
• инициативность – безынициативность;
• ответственность – безответственность;
• стремление к саморазвитию – стагнация;
• способность к конструктивному просоциальному взаимодействию с социальной средой – нарушения социально-психологической адаптации личности. Очевидно, что перечисленные характеристики проявляются в различных сферах активности личности и опосредованы социальными представлениями о «нормативном развитии» личности, находящейся на том или ином этапе жизненного пути. Методика диагностики социально-психологического инфантилизма, опирающаяся на изложенные выше принципы, в данный момент находится в разработке, и мы надеемся в скором будущем опубликовать результаты этой работы. Однако нам представляется, что проведенный нами теоретикометодологический анализ феномена «социально-психологический инфантилизм» представляет интерес не только в диагностическом, но и в консультационном аспекте работы психолога. Обозначенные выше дихотомии могут становиться темами для обсуждения в рамках консультирования тех клиентов, в основе жизненных затруднений которых лежит их собственная инфантильная позиция в отношениях с окружающими людьми и миром в целом. Определение признаков пассивности, безынициативности, безответственности и стагнации развития в социальном поведении клиента, анализ причин их возникновения и возможностей преодоления являются одним из эффективных ресурсов психологической помощи клиентам, жизненные затруднения которых обусловлены в первую очередь их личностными особенностями и возможностями.
Особенности методов в работе с семьей.
В современной социологии, внимание к семьям с тремя и более детьми следует объяснить углубляющимися условиями социального и экономического кризиса, а так же, духовно-психологическим шоком в обществе. Трудности, прежде всего, экономического характера усугубились в обществе распространенностью стереотипов в отношении большой девиантности многодетных семей, и в свою очередь, отсутствием перспектив выхода из сложившейся ситуации. В результате этого, крайне важным является тот факт, что важнейшим становится осуществление эффективной социальной поддержки семьям многодетным, которая могла бы повысить их статус и престиж в обществе. Для этого необходимо с субъективной позиции самих многодетных семей, как получателей данных услуг оценку всей системе социального обслуживания, выявить основные пробелы и проблемы в административных регламентах, по которым осуществляется соответствующая помощь и поддержка данной целевой группы.
В ходе личного посещения Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району эксперт дал такую характеристику: «В холле учреждения не у кого было спросить, куда нужно пройти, чтобы получить необходимую услугу. Прием ведет на втором этаже, в связи с чем, человеку с ограниченными физическими возможностями не предоставляется никакой возможности попасть к специалисту. Сами кабинеты имеют таблички с названиями и ФИО специалистов, на некоторых висят списки необходимых для получения услуги документов. Людей в очередях много. Помещение, в целом, чистое, светлое и просторное».
На основании полученных результатов можно дать следующие рекомендации для органов социальной защиты и общественных организаций:
- необходимо усилить контроль за исполнением нормативно-правовых актов всех уровней; совершенствовать правовую базу социальной защиты, в
частности, многодетных семей, внедрять и расширять спектр предоставляемых услуг для оптимизации жизнедеятельности многодетной семьи и повышения ее статуса;
- усовершенствовать информационную компанию в сфере предоставления официальных услуг и мер поддержки многодетным семьям среди данной целевой аудитории.
Повысить уровень компетенции сотрудников органов социальной защиты населения посредством проведения тренингов по теме профессионального выгорания, организации супервизии, психологических консультации и организации тренингов на соответствующие тематики .




Заключение



Современный социум сталкивается с широким кругом проблем. Для их успешного решения необходимо осуществление социальной диагностики – деятельности по выявлению самих проблем, определению их причин, возможных путей и способов решения.
Когда мы анализируем процессы, помогающие активизировать и эффективно управлять человеческими ресурсами, то это значит, что мы вооружаемся теми технологиями (приемами, методами, средствами и т.д.), которые имеют социальную природу и учитывают те объективные основы и субъективные факторы, которые собственно и определяют типологию поведения человека в основных сферах его профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Социальная диагностика взаимосвязана практически со всеми (как общие, так и частными) технологиями социальной работы, она предваряет их, позволяет выбрать технологию, адекватную конкретной ситуации, на основе поставленного социального диагноза и позволяет оценить результаты использования той или иной технологии в уже конкретном случае. Например, в процессе коррекции девиантного поведения подростка диагностика осуществляется для выявления причин и фактов, способствующих девиантному поведению, для разработки программы коррекции с учетом выявленных индивидуальных особенностей подростка, для оценки промежуточных результатов и в целом успеха коррекции.
Особая значимость профессионализма социального работника при осуществлении социальной диагностики продиктована необходимостью выбора адекватных мер социальной защиты и поддержке граждан.


Список использованных источников и литературы


Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. 480 с.
Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 21 – 27
Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – 373 с.
Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – 296 с.
К.А. Великжанина Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. С.286.
Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – С.150.
Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – С.194.
Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – С.328.
Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 26.
К.А. Великжанина эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.









21

Список использованных источников и литературы


1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
2. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. 480 с.
3. Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
4. Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 21 – 27
5. Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
6. Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
7. Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
8. Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
9. Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
10. Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
11. Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
12. Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – 373 с.
13. Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – 296 с.
14. К.А. Великжанина Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.

Вопрос-ответ:

Какие методологические основания лежат в основе исследования в социальной работе?

Методологические основания исследования в социальной работе включают в себя принципы социологии, психологии, антропологии и других социальных наук. Важными принципами являются принцип системного подхода, эмпирического исследования, объективности, активного участия клиента и др.

Что такое социологическое исследование и как оно связано социальной работой?

Социологическое исследование - это метод, который используется в социальной работе для изучения социальных явлений, проблем и процессов. Оно помогает социальным работникам получить объективную информацию о клиентах, их потребностях и проблемах, а также способствует разработке эффективных методов и стратегий работы с ними.

Как классифицируются методы в социальной работе?

Методы в социальной работе могут быть классифицированы по разным признакам. Одним из основных признаков является специфические методы исследования, которые разработаны специально для социальной работы. Кроме того, методы могут быть классифицированы по уровню индивида (индивидуальные, групповые, общественные), по целям работы (профилактические, диагностические, коррекционные и др.) и по форме воздействия (консультирование, тренинг, супервизия и др.).

Какие примеры практического использования методик диагностики в социальной работе?

Методики диагностики в социальной работе используются для определения потребностей, проблем и ресурсов клиентов, а также для планирования и оценки работы с ними. Некоторые примеры методик диагностики включают опросники, анкеты, наблюдение, анализ документов и т. д. Например, социальный работник может использовать анкету для выяснения материального положения семьи клиента и определения возможности предоставления ему социальной помощи.

Какие методологические основания используются при исследовании в социальной работе?

В социальной работе при исследованиях используются различные методологические основания, такие как системный подход, идеи гуманизма, анализ социальных отношений и процессов, а также применение социологических концепций и моделей.

Какое значение имеет социологическое исследование в социальной работе?

Социологическое исследование в социальной работе играет важную роль, так как позволяет более глубоко понять социальные проблемы и потребности клиентов, выявить факторы, влияющие на их жизнь, и разработать эффективные стратегии работы.

Какие методы классифицируются как специфические для исследования в социальной работе?

Среди специфических методов исследования в социальной работе можно выделить методы наблюдения, опросов, групповых исследований, анализа документов и архивов, а также методы экспертной оценки.

Можете ли привести примеры практического использования методик диагностики в социальной работе?

Да, конечно. Примерами практического использования методик диагностики в социальной работе могут быть исследование социально-психологического состояния семьи и оценка степени ее адаптации, определение проблемных областей в поведении подростков, оценка качества жизни людей с ограниченными возможностями и другие.

Какова классификация методов в социальной работе?

Методы в социальной работе можно классифицировать на общесоциологические, специальные и индивидуальные. Общесоциологические методы включают анализ документов, опросы, наблюдение. Специальные методы включают методы анкетирования, группового анализа, экспертную оценку. Индивидуальные методы включают методы интервью, истории жизни, рефлексивные методы.

Какие методологические основания использовались в исследовании в социальной работе?

В исследовании в социальной работе были использованы следующие методологические основания: понятийное обозначение объекта исследования, определение целей и задач исследования, выбор методов сбора и анализа данных, а также использование теоретических конструкций и моделей.

Какие специфические методы исследования применяются в социальной работе?

Среди специфических методов исследования в социальной работе можно выделить методы наблюдения, опроса, интервьюирования, анализа документов и статистических данных, а также методы социоматриц и социодиагностики. Эти методы помогают получить информацию о социальных и психологических характеристиках клиентов и оценить предварительные результаты социальной работы.