Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 04.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты изучения коррупции и взяточничества….5
1.1 Понятие коррупции и взяточничества ……………………………..5
1.2 Общественная опасность коррупции и взяточничества как необходимость их международного регулирования…………………………...11
2. Деятельность Организации Объединенных Наций по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях……………………………………………………………………..17
2.1 Международный опыт борьбы с коррупцией и взяточничеством….17
2.2 Особенности Декларации ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях……………21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………..27
Предметом коррупции выступает имущественная выгода в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества (ст. 17, 20, 22), а также какое-либо «неправомерное преимущество» (ст. 15, 16, 18, 19, 21), под которым можно понимать как материальные, так и нематериальные выгоды.По мнению некоторых исследователей, непрямая дефиниция, закрепленная в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., содержит в себе «...всю совокупность родовых признаков...»3 коррупции. С подобным утверждением можно согласиться, говоря о коррупции исключительно в узкой ее трактовке. Так, сферой существования коррупции, согласно положениям Конвенции, является только публичный сектор. Субъектами может быть довольно широкий круг лиц: не только физические и юридические лица, но и публичные должностные лица, а также иностранные публичные должностные лица и международные гражданские служащие. Под публичным должностным лицом, согласно ч. 4 ст. 8 Конвенции, понимают «лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государстваучастника, в котором данное лицо выполняет такие функции, и как это применяется в уголовном законодательстве этого Государства-участника». Предметом коррупции по смыслу ст. 8 Конвенции могут выступать любые выгоды, обозначенные в международном документе единым термином «какое-либо неправомерное преимущество» . В объем понятия коррупции включаются в качестве оконченных составов преступлений как обещание, предложение дачи взятки, так и вымогательство взятки, а также соучастие в указанных преступлениях. Таким образом, Конвенция ООН не содержит универсального определения коррупции. Анализ содержания конвенционных признаков этого негативного социально-правового явления позволяет говорить, что в рассматриваемом международном документе понятие коррупции ограничивается исключительно взяточничеством. Вместе с тем положения Конвенции позволяют широко трактовать предмет и субъектный состав коррупционных отношений. В Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г. 5 понятия «коррупция» и «взяточничество», на наш взгляд, отождествляются. Вместе с тем некоторые авторы6 полагают, что в данном международном документе указанные понятия не идентичны. Едва ли можно согласиться с подобным суждением. Анализ содержания Декларации показывает, что термины «взяточничество» и «коррупция» употребляются преимущественно через запятые, т.е. как синонимы. Кроме того, в пп. «b» п. 8, п. 9 и п. 12 содержится исключительно термин «взяточничество», употребляемый, исходя из смысла указанных норм, в качестве синонима коррупции. Все это позволяет говорить о тождестве понятий «коррупция» и «взяточничество» в Декларации ООН. Содержание понятия «взяточничество», «коррупция» раскрывается в Декларации через характеристику форм подкупа: активного (пп. «а» п. 3) и пассивного (пп. «b» п. 3). Субъектом активного подкупа может выступать любое физическое либо юридическое лицо, субъектом пассивного — «государственное должностное лицо или избранный представитель какого-либо государства». Сферой существования коррупции, согласно положениям Декларации, выступает как публичный, так и частный сектор. Помимо подкупа в объем понятия коррупции также включены в качестве оконченных составов преступлений предложение и обещание передачи предмета подкупа, вымогательство и согласие на его получение, а также совершение указанных преступлений в соучастии (пп. «а», «b» ст. 3). Таким образом, в Декларации ООН понятие коррупции раскрывается через характеристику форм подкупа. Вместе с тем субъектный состав коррупции, предмет и сфера ее существования могут быть истолкованы достаточно широко.Принятие и введение в действие Конвенции ООН против коррупции 2003 г. способствовали складыванию широкого подхода к пониманию коррупции через включение в объем этого понятия не только подкупа-продажности, но и различных злоупотреблений служебным положением в корыстных целях либо по мотиву иной личной заинтересованности. Также необходимо отметить расширение перечня субъектов коррупции. Содержание таких существенных признаков, как сфера существования и предмет коррупции, с принятием Конвенции 2003 г. заметно не изменилось.ЗаключениеКоррупция – социально-правовое явление, оказывающее негативное влияние на экономическое развитие и систему государственного управления. Коррупция обладает сложной природой и многообразна в своих проявлениях. Отсюда следует и необходимость принятия комплексных мер от профилактики и борьбы до минимизации ее последствий. Указанные меры должны приниматься, прежде всего, на государственном уровне и сопровождаться их неукоснительным исполнением. Вместе с тем поддержка и пропаганда антикоррупционного поведения со стороны культурных и духовных лидеров, лидеров мнений также может эффективно дополнить государственную политику. Как видно, коррупция может проявляться почти в любых сферах жизни общества, в связи с чем пути противодействия данному явлению должны быть комплексными. Прежде всего, это принятие мер по предупреждению коррупции, выявлению и устранению ее причин. Сюда можно отнести и восстановление утраченных духовно-нравственных ориентиров, повышение уровня общественного правосознания, антикоррупционная экспертиза и общественные слушания проектов нормативно-правовых актов, ротация кадров, поощрение позитивного поведения служащих, общественный и парламентский контроль.Также к основным путям противодействия коррупционным проявлениям относится непосредственная борьба с коррупцией, ее выявление и пресечение (декларирование доходов и создание специальных подразделений), а также минимизация и ликвидаций последствий коррупционных проявлений.Среди международных правовых актов, закрепляющих широкий подход к пониманию коррупции необходимо отметить Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г. Конвенция не содержит унифицированного определения понятия коррупции. Вместе с тем исследователи отмечают, что понятие коррупции может быть раскрыто через анализ закрепленного в этом международном документе перечня коррупционных деяний, подлежащих криминализации, и иных положений КонвенцииСписок литературы«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/ О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.Бондаренко С.В. Коррумпированные общества/ С.В. Бондаренко. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2015. – 368 с.Боровик, В. С. Основы политологии и социологии: моногр. / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.Боровский В. Н., Кулик Д. А. Методы контроля над государственной службой // ScienceTime. 2015. - № 3 (39). С. 63–74.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. –808 с.Гилинский Я.И. Коррупция: теория, российская реальность, социальный контроль // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – Бишкек: Изд-во Промтехком, 2013, № 1 (6). – С. 238-255.Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 10. Т. 36. С. 157.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского/ Т. Гоббс. – М.:Соцэкгиз, 1936. – 503 с.Зайко И. А. Основные проблемы и направления развития контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок/И.А. Зайко // Журнал «Бюджет». Шестые Васильевские чтения. – 2018. Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) на макро уровне на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века, 2016. - №2. – С.113-115.Законодательства Японии в сфере борьбы с коррупцией. URL: http://vlasti.biz/bor-ba-s-korruptsciei/kak-pobedit-korruptsciu/zakonodatel-stvo-yaponii-v-sfere-bor-by-s-korruptsciei.html Козырев, Г.И. Введение в политологию / Г.И. Козырев. - Москва: Огни, 2017. - 280 c.Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: Изд-во «Юриспруденция», 2018. – 688 с.Кузнецова О.А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: проблемы и эффективность // Вестник ТГУ. – 2014. – №2 (130). – С.195-197.Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. - №3. – С. 59-61.Луданова В.Г. Опыт противодействия коррупции в азиатских странах // Символ науки. – 2017. – №7. – С.58-59.Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. – Москва: Юрайт, 2017. – 210 с.Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность/ С.В. Коррупция. – М.: Учебноо-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2010. – 255 с.Мельник, В. А. Политология / В.А. Мельник. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 544 c.Миннигулова Д.Б. Совершенствование административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 30 - 32.Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusadvocat.com/node/39.Нелезенко Н.П. Анализ международного опыта предотвращения и борьбы с коррупцией // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – №4. – С.186-191. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля / Ю.П. Никольская // Финансы. – 2015. – № 9. – С. 56-61.Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 39.Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах // Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. URL: http://dorogisk.ru/antikorruptsionnaya-politika/metodicheskie-materialy/1154/Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения)/ Науч. ред. С.В. Максимов и др. – М.: Спарк, 2016. – 228 с.Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Электронный ресурс. – Точка доступа: https://genproc.gov.ru/.Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») / Д. С. Петросян. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 300 с. http://znanium.com/go.php?id=502379Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В. Э. Полетаев. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 281 с.http://znanium.com/go.php?id=523338.Пугачев, В. П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект пресс, 2016. - 480 c.Шейдер М.В. Основные теоретические подходы исследования коррупции// Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – №2. – С. 72 – 82. Peil M. Consensus and Conflict in African Societies: An Introduction to Sociology/ M.Peil. – L.: Addison-Wesley Longman Limited, 1977. – 369 c.Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr.
1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/
2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
3. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.
1. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.
2. Бондаренко С.В. Коррумпированные общества/ С.В. Бондаренко. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2015. – 368 с.
3. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии: моногр. / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.
4. Боровский В. Н., Кулик Д. А. Методы контроля над государственной службой // Science Time. 2015. - № 3 (39). С. 63–74.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. –808 с.
6. Гилинский Я.И. Коррупция: теория, российская реальность, социальный контроль // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – Бишкек: Изд-во Промтехком, 2013, № 1 (6). – С. 238-255.
7. Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 10. Т. 36. С. 157.
8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского/ Т. Гоббс. – М.:Соцэкгиз, 1936. – 503 с.
9. Зайко И. А. Основные проблемы и направления развития контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок/И.А. Зайко // Журнал «Бюджет». Шестые Васильевские чтения. – 2018.
10. Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) на макро уровне на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века, 2016. - №2. – С.113-115.
11. Законодательства Японии в сфере борьбы с коррупцией. URL: http://vlasti.biz/bor-ba-s-korruptsciei/kak-pobedit-korruptsciu/zakonodatel-stvo-yaponii-v-sfere-bor-by-s-korruptsciei.html
12. Козырев, Г.И. Введение в политологию / Г.И. Козырев. - Москва: Огни, 2017. - 280 c.
13. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: Изд-во «Юриспруденция», 2018. – 688 с.
14. Кузнецова О.А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: проблемы и эффективность // Вестник ТГУ. – 2014. – №2 (130). – С.195-197.
15. Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. - №3. – С. 59-61.
16. Луданова В.Г. Опыт противодействия коррупции в азиатских странах // Символ науки. – 2017. – №7. – С.58-59.
17. Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. – Москва: Юрайт, 2017. – 210 с.
18. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность/ С.В. Коррупция. – М.: Учебноо-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2010. – 255 с.
19. Мельник, В. А. Политология / В.А. Мельник. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 544 c.
20. Миннигулова Д.Б. Совершенствование административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 30 - 32.
21. Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusadvocat.com/node/39.
22. Нелезенко Н.П. Анализ международного опыта предотвращения и борьбы с коррупцией // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – №4. – С.186-191.
23. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля / Ю.П. Никольская // Финансы. – 2015. – № 9. – С. 56-61.
24. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 39.
25. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах // Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. URL: http://dorogisk.ru/antikorruptsionnaya-politika/metodicheskie-materialy/1154/
26. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения)/ Науч. ред. С.В. Максимов и др. – М.: Спарк, 2016. – 228 с.
27. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Электронный ресурс. – Точка доступа: https://genproc.gov.ru/.
28. Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») / Д. С. Петросян. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 300 с. http://znanium.com/go.php?id=502379
29. Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В. Э. Полетаев. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 281 с.http://znanium.com/go.php?id=523338.
30. Пугачев, В. П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект пресс, 2016. - 480 c.
31. Шейдер М.В. Основные теоретические подходы исследования коррупции// Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – №2. – С. 72 – 82.
32. Peil M. Consensus and Conflict in African Societies: An Introduction to Sociology/ M.Peil. – L.: Addison-Wesley Longman Limited, 1977. – 369 c.
33. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr.
Вопрос-ответ:
Что такое декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях?
Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях - это международный документ, принятый Организацией Объединенных Наций, который устанавливает принципы и рекомендации по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях.
Какие теоретические аспекты изучаются в отношении коррупции и взяточничества?
Изучение коррупции и взяточничества включает рассмотрение понятия этих явлений, их общественной опасности, а также необходимости международного регулирования. Важно понять, как эти проблемы влияют на общество и экономику, чтобы разработать эффективные меры по их предотвращению и пресечению.
Почему коррупция и взяточничество требуют международного регулирования?
Коррупция и взяточничество представляют собой общественную опасность, которая охватывает различные страны и организации. Международное регулирование позволяет скоординировать усилия по предотвращению и борьбе с этими явлениями на глобальном уровне. Оно также способствует защите экономических интересов и созданию справедливого и прозрачного бизнес-окружения.
Какая деятельность ООН связана с борьбой с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях?
ООН проводит ряд мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, включая разработку и принятие деклараций, рекомендаций и конвенций, направленных на предотвращение и пресечение этих явлений. Организация также оказывает поддержку государствам-членам в разработке и внедрении мер по противодействию коррупции и взяточничеству в международных коммерческих организациях.
Какие теоретические аспекты изучают коррупцию и взяточничество?
Теоретические аспекты изучения коррупции и взяточничества включают определение понятий, понимание общественной опасности этих явлений и необходимость международного регулирования.
Что подразумевается под понятием коррупции и взяточничества?
Под коррупцией понимается злоупотребление публичными полномочиями, а под взяточничеством - предоставление или получение неправомерных выгод в обмен на влияние или услуги.
Почему коррупция и взяточничество являются общественно опасными явлениями и требуют международного регулирования?
Коррупция и взяточничество наносят значительный ущерб экономике, политике и обществу в целом, приводят к недоверию к властным структурам и нарушают принципы справедливости. Международное регулирование необходимо для сотрудничества между государствами в борьбе с этими явлениями и установления общих стандартов.
Какая деятельность Организации Объединенных Наций направлена на борьбу с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях?
Организация Объединенных Наций проводит ряд программ и инициатив, направленных на противодействие коррупции и взяточничеству в международных коммерческих организациях. В частности, ООН разработала Декларацию о борьбе с коррупцией и взяточничеством, которая определяет принципы и меры для предотвращения и устранения этих явлений.
Какова роль Организации Объединенных Наций в регулировании коррупции и взяточничества в международных коммерческих организациях?
ООН играет важную роль в содействии борьбе с коррупцией и взяточничеством, предоставляя руководящие принципы, поддерживая обмен информацией и опытом между государствами и организациями, и способствуя сотрудничеству в предотвращении и пресечении этих преступлений.