Независимый (аудиторский) финансовый контроль
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 05.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития аудиторской деятельности 5
1.1 История возникновения аудита и аудиторской деятельности 5
1.2 Особенности государственного аудита и контроля 11
1.3 Понятие и содержание негосударственного аудита и аудиторской деятельности 18
ГЛАВА 2 Особенности развития независимого финансового аудита в РФ 23
2.1 Особенности правового регулирования независимого финансового аудита в РФ 23
2.2 Проблемы развития правового регулирования финансового аудита в РФ 26
2.3 Перспективы финансового аудита в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 35
Исследуя опыт иныхтиповработы, нужно отметить, что для отображения механизма саморегулирования, необходимо время, серьезная и конструктивнаядеятельность представителей профессионального общества и страны.Последовательное эволюционное развитие аудиторской работы связано с обеспечением качества услуг аудиторского характера. Неблагоприятным последствием для экономики всего мира можно считать кризис доверия к специальности аудитора, поскольку юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность,перестают рассматривать финансовую отчетность как основной источник правильныхсведений чтобы принять решения об инвестировании денег. Это, конечно, приводит к уменьшению инвестиционного объема и к упадку экономики целиком. В первую очередь акцент в проверке качества аудита может быть перенесен на организации саморегулирования. ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008 года стал переходной точкой на новый этап правового регулирования аудиторской деятельности. Так, были изменены подходы законодательного характера к главным критериямисследуемого правового института – аудиту, аудиторской работе, услугам аудиторов. Были скорректированы основания и порядок проведения проверок аудиторского характера и правовой статус субъектов работы аудиторов был определен абсолютно по-новому. Следует подчеркнуть, что ФЗ предполагает переход на инуюрегулирующую аудит систему, которая в своей базе содержит саморегулирование.Посредствам ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008 г. не получилось искоренить все накопленные в этой сфере проблемы. проблемы, Этот ФЗ не содержит правила регулирования внутреннего аудита. Эта проблема сегодня спровоцировала сегодня в РФвозникновение такой ситуации, при которой аудит для бизнеса не имеет адекватного законодательного обеспечения.Согласно с нормами законодательства для большей части хозяйствующих субъектов необходима обязательная проверка, которая должна проводиться каждый год. Расширение сферы аудита определяется и потребностями пользователей в получении достоверных данных о финансовом положении субъектов сферы рынка. В этих аспектах нужна четкость и определенность содержания норм законодательства, которые применяются.Так, исходя из вышеизложенного, следуетотметить, что результаты аудиторских проверок, оказания сопутствующих услуг во многих случаях - одни из веских оснований принятия решений экономического характера.В специализированной литературе часто исследуется вопрос нормативно-правового регулирования работы в аудиторской сферы, но в то же время нет общего категорийного аппарата. Но такая информация не толькополезна специалистам в сфере юриспруденции, но и специалистам в сфере экономических отношений, поскольку знание нормативно-правового регулирования помогает четко сформировать условия контракта оказания аудиторских услуг, выстроить правоотношения сторон контракта в период их реализации и дать определение специфики услуг, которые были оказаны, определить горизонт потребностей информационного характера.Правоприменительная судебная практика дает основание сделать вывод, что часто возникают спорные ситуации и непонимание значения аудита, экспертизы контрактов в ходе разбирательства в судебных органах и прочее.В связи с этим, следуетотметить, что функции государственного регулирования аудиторской работы осуществляет уполномоченный орган федерации, Министерство финансов РФ. При этом, нормативно-правовое регулирование не завершается на совокупности нпа, которые принимаются ведомством исполнительной власти финансового характера. Аудиторская деятельность работа на базеФЗ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, на основании иных нпа.Правовые нормы, регламентирующие аудиторскую работу, могут содержаться в различныхнпа. Некоторая часть из них - в прямой взаимосвязи с аудиторской работой, в то время как другие - комплексные и включают нормы, касающиесяразличных сфер работы экономического субъекта, в том числе и аудиторской.Система нпа, действующаясегодня ирегаламентирующая аудиторскую работу, имеет многоуровневый характер. В специфической литературе такие правовые акты можно дифференциировать на несколько уровней регулирования: ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные правила аудиторской деятельности, законодательные и подзаконные нпа, внутренние правила аудиторских организаций саморегулирования, нормативные документы министерств и служб федерации, внутренние регламенты.Сегодня есть потребность в уточнении системы нормативно-правового регулирования аудиторской работы, структурирования нпа по их юридической силе.В Конституции РФнет указания на то, в чьем ведении может находиться аудиторскаяработа. В соответствии сост. 71 Конституции РФ, финансовое регулирование может касатьсявопросов ведения РФ,что означает регулирование со стороны страны в области финансов, установление независимого контроляфинансового характера достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности у экономических субъектов. В результате этого, регулированиеаудиторской работыможет относиться к ведению РФ.Сегодня представляется целесообразным рассмотреть нпа, регулирующие аудиторскую работу, расположив их по структурно в зависимости от их юридической силы.2.3 Перспективы финансового аудита в РФДля совершенствования и развития аудиторской работы в РФ сегодня необходимо следовать разработанныхОсновных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года(далее – Направления). Этот документ -система взглядов на развитие аудиторской работы в РФ на период до 2022 г. Направленияпредполагают внесениеопределённых изменений в нормы законов РФ об аудиторской работе, разработки и издания актов для регулирования и реализации организационных, образовательных, просветительных, информационных мероприятий.В процессе развития актуальность получает обеспечение стабильности функционирования института аудита. Первоочередное значение в этом имеет выявление рисков развития в современном обществе. Предотвращение последствий рисков требует реализации скоординированных действий институтов профессии аудитора и аудиторского рынка. При этом изменения института аудита могут происходить с учетом потребностей и готовности сообщества и страны и возможностей, потребностей и готовности профессии аудитора.Важным направлением совершенствования аудита можно назвать усиление контроля и мониторинга качества аудиторских услуг, которые направлены не на контроль за характеристиками работы аудиторских юридических лиц (количество аудиторов, которые были аттестованы ранее, количество и типы заключений аудиторов, количество проверок, обязательное прохождение обучения аудиторов), а на результаты проверок по существу, на выделение стандартных нарушений, выявление их причин и выделение зон риска, приводящих к ошибкам, искажениям отчётности и снижению уровня её достоверности. Конечно, предполагается, что такое направления совершенствования аудиторской деятельности должно получить необходимое законодательное закрепление с построением структуры в законодательстве, определяющий порядок осуществления и реализации функций контроля. Это даст возможность также разработать меры по минимизации рисков, смягчению их воздействия на результаты работыюридических лиц за счёт формирования определенных обязательств. Целесообразно расширить информацию, которая может быть опубликована на сайте Минфина России и в сведениях о рейтинговых агентств, о типах услуг, которые оказываются, и задачах, которые решают аудируемымиюридическими лицами. Это положение требует законодательного регулированияи закрепления с целью того, чтобы выбор услуг аудитора был осознанным и сформированном на основе полученной официальной информации.После введения единого аттестата вопрос об аттестации и повышении квалификации аудиторов остро и широко обсуждается в профессиональном сообществе аудиторов РФ. Это имеет отношение к таким двум аспектам. Во-первых, нет полной ясности о правах аудиторов, которые имеют аттестаты старого образца, которые определяют квалификацию в проведении аудита субъектов различныхобластей экономики аудита (объекты реального сектора экономики), банковского и страхового аудита (объекты финансового сектора экономики), аудита бирж, бюджетных и внебюджетных фондов инвестирования. Ряд аудиторов получили специфические аттестаты по проведению проверок отчётности, которая была проведена при использовании стандартов в учёте РФ становится актуальным. Эти аттестаты были выданы без ограничения срока действия и, следовательно, могут быть использованы и в настоящее время. Однако чёткого регламента их использования до сих пор нет, кроме того, что они не дают право подписывать аудиторские заключения по проверке социально значимых предприятий. На наш взгляд, в сложившихся условиях первостепенным является решение следующих задач: 1) Согласованность стандартов профессий специалистов, регулирующих контроль над работой экономических субъектов, между собой. Это относится к стандартам «Аудитор», «Внутренний аудитор», «Внутренний контролёр». 2) Соответствие требований разработанных и принятых стандартов номам законодательства, которое действует, ФЗ «Об аудиторской деятельности», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», нормамзаконодательства, которые регулируют организацию контроля финансового сектора в секторе экономики страны. Большое значение имеет учёт требований ст. 13 ФЗ (№ 402Ф3) «О бухгалтерском учёте» об организации систем внутреннего контроля в субъектах экономики.3) Соответствие требований повышения квалификации, установленные в аудиторском сообществе и в стандартах профессионального характера. Этот вопрос имеет большое значение, потому что ответственность за организацию контроля над качеством аудита несут в первую очередьсро, хотя в последнее время большое внимание такомувопросу уделяли Росфиннадзор, Минфин России, который как орган регулирования, во-первых, контролировал контроль со стороны сро и, во-вторых, анализировал результаты контроля от Росфиннадзора. ЗАКЛЮЧЕНИЕГлобальный характер современного бизнеса, увеличение количества субъектов предпринимательства и осложнения их структур организационного характера приводит к усилению роли менеджмента, который направлен на выбор пути юридического лица на базе анализа внешней и внутренней среды.В результате этого очень усилилась политическая и рыночная унификация современного общества; произошли научно-технологические достижения, например,в сфере информационно-коммуникационных систем; произошло углублениевопросовэкономического и экологического характера. Современные юридические лица поддерживают связи со многими партнерами, ориентируются на конкурентов, учитывают и предусматривают разные требования потребителей, общественных юридических лиц, страны и далее. Эти факторы определяют нужду в глубоком анализе внешней среды. Ключевой аспект внешнего окружения юридического лица - это сфера или отрасли, в которой она ведет конкурентную борьбу.Аудит - один из важных элементов экономики рыночного характера, который способствует развитию работы в бизнес-сфере. Сегодня, аудиторская работа развивается быстро, поскольку за последние годы был сделан шаг на пути правового регулирования аудиторской работы в РФ: произошло расширение структуры организационного характера управления аудиторской работой, увеличение роста доли услуг, которые сопутствуют аудит и повышение уровня качества; сделаны шаги к развитию системы контроля качества услуг по аудиту в пределах профессиональных аудиторских объединений. Большой комплекс вопросов, связанных с правовым регулированием аудиторской работы, до сегодняшнего дня еще не получил определенного решения. К ним можно отнести недостаточное исследование основ и теории аудита и определение правовой природы аудиторской работы.Это также требует научное обоснование и уточнение категорийного аппарата в области аудита.В РФ аудиторская работа регламентируется нормами законодательства федерации. Система нормативно-правового регулирования аудиторской работы- восьмиуровневая и состоит из 3 групп нпа: законодательных актов, подзаконных нпа и международных контрактов, среди элементов каждого уровня системы регулирования нормами права аудиторской работыесть определенная иерархическая связь.Несмотря на то, что на сегодняшний момент в сфере аудита в РФ действует несколько законодательных актов, которые приняты относительно недавно, стоит отметить, что остаются еще нерешенные моменты в этой сфере. К таким моментам стоит отнести более четкое и структурированное правовое регулирование государственного аудита, прописывание отдельных норм в отношении внутреннего независимого аудита на предприятиях. Список использованной литературыЗаконодательство РФКонституция РФ от 12.12.1993. [Электронныйдокумент]. Режим доступа:http://www.constitution.ruБюджетный кодекс РФ от 31. 07. 1998 № 145-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW19702/Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW5142/Налоговый кодекс РФ от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/consdocLAW19671/Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. [Электронныйдокумент]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW18815/ Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1. [Электронныйдокумент]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/consdocLAW28966/ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6.12.2011 № 402-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW122855/ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.[Электронныйдокумент]. Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83311/ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW144621/ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. [Электронныйдокумент]. Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW144624/Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года" (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 20.11.2019 № 50.[Электронныйдокумент]. Режимдоступа:http://www.consultant.ru/document/consdocLAW338253/Книги и учебная литератураАрефкина Е.И.,Грачева Э.Ю. Правовыеосновыбухгалтерскогоучета: учебник. – М. Проспект, 2013. – 312 с.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (по-статейный). М.: Юстицинформ, 2014. 242 с. Двуреченских В. А. Основыгосударственногоаудита. М. :Изд-во .Патриот., 2011.Измоденов А. К. Бюджетныйконтроль: учебник. 2-е изд.,перераб. и доп. Екатеринбург :Изд-воУрГЭУ, 2014. Лосева А. С. Состояние рынка аудиторских услуг и перспективы его развития: Сб. статей 6 Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. Пенза. 2018. С. 120-123.Матасова О.И. Тенденции и перспективы развития аудита в Российской Федерации. Экономика и бизнес. 2018. С. 74-79.Рябухин С. Н. Аудитэффективностииспользованиягосударственныхресурсов.М. :Наука, 2004.Саунин А. Н. Аудитэффективностииспользованиягосударственныхсредств:вопросытеории и практики. М. :Высшаяшкола, 2005.Саунин А.Н. Федеральный закон «О Счетной палате Россий-ской Федерации»: новая редакция с новыми проблемами // Фи-нансовое право. 2014. № 5. С. 8 – 14.Симонова Е.В. Финансовыйконтрользаосуществлениемгосударственныхзакупок. Экономическаясреда. – 2014. – №1(7). – С. 123-129.Степашин С. В. Государственныйаудит и экономикабудущего. М. :Наука. 2008.Франц О. Б., Франц В. А. Высшееобразование в сферепубличногоаудита: практическиепотребности и инновации // Вопросыуправления. 2012. № 4 (21).Шапиро О.С. Проблемы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Государство и право. Т. 1. С. 8. С. 65-72.Шахрай С. М. Государственныйаудиткакрезультатинтеграцииюридическогои экономическогообразования. Вестникфинансовойакадемии. 2010. № 4 (58).Шмалий О.В. СчетнаяпалатаРоссийскойФедерациикакорганфинансовогоконтроля. Бизнес в законе. 2016. № 67 С. 341-345.Электронные ресурсыПравовыеосновыаудиторскойдеятельности и методикапроведенияаудита [Электронныйресурс] / Режимдоступа: http://auditfin.com/fin/2002/1/rkudryashov/rkudryashov.asp
Законодательство РФ
1. Конституция РФ от 12.12.1993. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.constitution.ru
2. Бюджетный кодекс РФ от 31. 07. 1998 № 145-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW19702/
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW5142/
4. Налоговый кодекс РФ от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW19671/
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW18815/
6. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW28966/
7. ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6.12.2011 № 402-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW122855/
8. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.[Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83311/
9. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW144621/
10. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW144624/
11. Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года" (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 20.11.2019 № 50. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW338253/
Книги и учебная литература
12. Арефкина Е.И., Грачева Э.Ю. Правовые основы бухгалтерского учета: учебник. – М. Проспект, 2013. – 312 с.
13. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (по-статейный). М.: Юстицинформ, 2014. 242 с.
14. Двуреченских В. А. Основы государственного аудита. М. : Изд-во .Патриот., 2011.
15. Измоденов А. К. Бюджетный контроль: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2014.
16. Лосева А. С. Состояние рынка аудиторских услуг и перспективы его развития: Сб. статей 6 Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. Пенза. 2018. С. 120-123.
17. Матасова О.И. Тенденции и перспективы развития аудита в Российской Федерации. Экономика и бизнес. 2018. С. 74-79.
18. Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М. : Наука, 2004.
19. Саунин А. Н. Аудит эффективности использования государственных средств: вопросы теории и практики. М. : Высшая школа, 2005.
20. Саунин А.Н. Федеральный закон «О Счетной палате Россий-ской Федерации»: новая редакция с новыми проблемами // Фи-нансовое право. 2014. № 5. С. 8 – 14.
21. Симонова Е.В. Финансовый контроль за осуществлением государственных закупок. Экономическая среда. – 2014. – №1(7). – С. 123-129.
22. Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. М. : Наука. 2008.
23. Франц О. Б., Франц В. А. Высшее образование в сфере публичного аудита: практические потребности и инновации // Вопросы управления. 2012. № 4 (21).
24. Шапиро О.С. Проблемы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Государство и право. Т. 1. С. 8. С. 65-72.
25. Шахрай С. М. Государственный аудит как результат интеграции юридического и экономического образования. Вестник финансовой академии. 2010. № 4 (58).
26. Шмалий О.В. Счетная палата Российской Федерации как орган финансового контроля. Бизнес в законе. 2016. № 67 С. 341-345.
Электронные ресурсы
27. Правовые основы аудиторской деятельности и методика проведения аудита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://auditfin.com/fin/2002/1/rkudryashov/rkudryashov.asp
Вопрос-ответ:
Какая история возникновения аудита и аудиторской деятельности?
История аудита и аудиторской деятельности начинается с древних времен, когда торговцы и владельцы предприятий нуждались в защите своих интересов и проверке финансовой отчетности. В современном виде аудит развивался вплоть до XX века, когда появились первые аудиторские компании и образовались профессиональные ассоциации аудиторов.
Какие особенности государственного аудита и контроля существуют?
Государственный аудит и контроль осуществляются государственными органами и направлены на проверку соблюдения законодательства, эффективность использования бюджетных средств и предотвращение коррупции. Особенностью государственного аудита является его обязательный характер для организаций, которые получают государственное финансирование.
Что включает в себя понятие негосударственного аудита и аудиторской деятельности?
Негосударственный аудит и аудиторская деятельность включают в себя независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности и деятельности организаций, проводимую независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Основная задача негосударственного аудита - дать объективное мнение о достоверности финансовой отчетности и эффективности внутреннего контроля.
Какие особенности правового регулирования независимого финансового аудита в РФ?
Правовое регулирование независимого финансового аудита в РФ осуществляется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными актами. Надзор за аудиторами и аудиторскими фирмами осуществляет Аудиторская палата РФ. Особенностью российского законодательства является установление обязательного аудита для крупных организаций и организаций с государственным участием.
Что такое независимый аудиторский финансовый контроль?
Независимый аудиторский финансовый контроль - это процесс оценки и проверки финансовой отчетности организации с целью выявления и предотвращения финансовых рисков и ошибок.
Какова история возникновения аудита и аудиторской деятельности?
История аудита и аудиторской деятельности уходит своими корнями в древнюю историю, когда во времена Египетской цивилизации существовал аналогичный процесс контроля и оценки финансовых данных. С течением времени аудит развивался и принимал все более сложные формы, а в конце концов стал отдельной профессиональной деятельностью.
Какие особенности государственного аудита и контроля?
Государственный аудит и контроль имеют свои особенности, такие как привязка к государственным структурам и органам, а также осуществление контроля за исполнением бюджетных средств. Они также несут ответственность за правильность и достоверность финансовой отчетности государственных организаций.
Какие проблемы развития правового регулирования независимого финансового аудита в РФ?
Проблемы развития правового регулирования независимого финансового аудита в РФ включают в себя сложности с законодательным обеспечением методологии аудита, отсутствие единого стандарта аудиторской работы, а также недостаток квалифицированных аудиторов.