Разработка и оценка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии (на примере ОАО
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Система управления персоналом организации 11
1.2. Особенности управления персоналом в гостиничном бизнесе 13
1.3. Основные методы управления персоналом в организации 28
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСТИНИЦЫ «ПОДМОСКОВЬЕ» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Подмосковье» 36
2.2. Анализ персонала гостиницы 41
2.3. Исследование системы управления персоналом гостиницы 51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСТИНИЦЫ «ПОДМОСКОВЬЕ» 61
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом гостиницы «Подмосковье» 61
3.2. Оценка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом гостиницы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложения 81
Полностью удовлетворены взаимоотношениями с администрацией 34,1%, удовлетворены 59,1%, не достаточно удовлетворены 6,8%. В сравнении с прошлым анкетированием отсутствует ответ «совершенно не удовлетворен», уменьшилось количество ответов «недостаточно удовлетворен» (8/3).
Большинство опрошенных сотрудников – 59,1% гордится, что работают в этом коллективе, 36,4% – скорее гордятся, чем нет, 1 человек – скорее не гордится, чем гордится, и 1 человек не испытывает чувства гордости за свой коллектив.
Используя полученные результаты, можно по наиболее предпочитаемым ответам составить общий портрет сотрудника гостиницы «Подмосковье».
Сотрудник гостиницы «Подмосковье», несомненно, чувствует себя членом своего коллектива, он удовлетворен отношением к себе товарищей по работе, и даже, если бы представилась возможность перейти в другой коллектив, он, скорее всего, остался бы здесь. Сотрудник гостиницы «Подмосковье» удовлетворен взаимоотношениями с администрацией, и считает, что в целом взаимоотношения в этом коллективе являются, вероятно, такими же или даже лучше, чем в большинстве других коллективов. К тому же он считает, что в данном коллективе, все же сложились традиции взаимной поддержки и взаимовыручки, и гордится тем, что работает в данном коллективе.
Несмотря на то, что общий портрет сотрудника гостиницы «Подмосковье» выглядит достаточно благополучно, есть варианты ответов, отражающие крайнее недовольство работников взаимоотношениями с администрацией и в коллективе в целом и отсутствием традиций взаимной поддержки. Некоторые сотрудники воздерживались от ответов. Возможно, это в некоторой степени связано с недовольством материальной поддержкой сотрудников, о чем неоднократно спрашивали опрашиваемые.
Для выявления проблем в управлении гостиницей «Подмосковье» сотрудникам этого предприятия было предложено заполнить анкету (табл. 11).
Таблица 11 – Анкета «Качество трудовой жизни»
Показатели Экспертная оценка по 10-бальной шкале 1. Трудовой коллектив. Сумма баллов 1. Хороший психологический климат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Участие сотрудников в управлении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Позитивная мотивация сотрудников к труду 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Минимальные стрессы на работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Эффективность работы коллектива 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Продолжение таблицы 11 2. Оплата труда. Сумма баллов 1. Применяемая система оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Возможности дополнительной работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Премии по итогам квартала-года 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Премии за выслугу лет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Ощущение экономического благосостояния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Руководство организацией. Сумма баллов 1. Доверие к руководителям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Стабильная кадровая политика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Удовлетворённость стилем руководства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Преданность организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Желание работать в будущем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Служебная карьера. Сумма баллов 1. Возможность роста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Планирование служебной карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Руководство способствует карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Сочетание личных целей и целей организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 К анкете полагается такая инструкция: просчитайте, пожалуйста, показатели качества трудовой жизни сотрудников и дайте Вашу оценку по 10-бальной шкале. При этом 10 баллов характеризуют наибольшее достижение, а 1 балл – самое низкое.
Пересчитайте сумму баллов по каждому разделу и сравните с бальной оценкой качества трудовой жизни по разделу:
до 24 – неудовлетворительно;
25-34 – удовлетворительно;
35-44 – хорошо;
свыше 45 – отлично.
Анкеты в гостинице «Подмосковье» заполняли все сотрудники, результаты каждого сотрудника суммировались по каждому разделу, после чего суммарный результат делился на 14 (для получения среднего значения по предприятию в целом). Усредненный результат представим в таблице 12.
Таблица 12 – Результаты анкетирования в гостинице «Подмосковье»
№п/п Показатель балл расшифровка 1. Трудовой коллектив 43 хорошо 2. Оплата труда 51 отлично 3. Руководство организацией 32 удовлетворительно 4. Служебная карьера 22 неудовлетворительно Таблица 12 показывает, что сотрудники гостиницы «Подмосковье» довольны своей заработной платой и сложившимся трудовым коллективом, однако не высоко ценят руководство учреждением и не удовлетворены служебной карьерой.
В заключение второй главы можно сделать вывод о том, что в ходе анализа управления гостиницей «Подмосковье» были выделены негативные моменты: высокая текучесть персонала, конфликты.
Таблица 13 - Выявленные проблемы в системе управления персоналом гостиницы «Подмосковье»
Оцениваемые элементы Характеристика Что принесет изменение Подбор и адаптация персонала Проведение психологического тестирования сотрудников при приеме на работу и при расстановке кадров Мероприятие позволит снизить конфликтные ситуации и сформировать благоприятный психологический климат в коллективе Обучение и повышение квалификации сотрудников Выявлены негативные причины в системе обучения персонала:
Для небольшого гостиничного предприятия следует находить новые альтернативные подходы к обучению персонала предприятия Мероприятие будет способствовать повышению знаний и профессиональных умений Мотивация труда Среди недостатков отмечено отсутствие в системе оплаты и стимулирования труда надбавок стимулирующего характера Предприятие получит замотивированный и лояльный персонал, повысится производительность труда
В целях совершенствования управления гостиницей «Подмосковье» необходимо устранить все негативные стороны управления, для чего необходимо разработать мероприятия по совершенствованию управления.
В качестве таких мероприятий автором был разработан проект мероприятий, включающий, представленные в таблице 13.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСТИНИЦЫ «ПОДМОСКОВЬЕ»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом гостиницы «Подмосковье»
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что методы управления персоналом в гостинице «Подмосковье» не достаточно хорошо работают, вследствие чего на предприятии имеется высокая текучесть кадров, которая составила 10%, то есть находится на уровне, позволяющем инвестировать в персонал.
В связи с этим, руководству гостиницы «Подмосковье» рекомендуется выполнить следующие три мероприятия по совершенствованию:
подбора и адаптация персонала;
обучения и повышения квалификации сотрудников;
мотивация труда персонала.
Рассмотрим эти 3 мероприятия детально.
1. Подбор и адаптация персонала
Руководству гостиницы «Подмосковье» рекомендуется выполнить следующие решения по совершенствованию подбора персонала: анкета, заполняемая на этапе подбора кадров громоздка. В связи с этим, разработаем новую анкету кандидата, которая будет подходить под род деятельности именно гостиничного предприятия и будет понятна кандидатам при приеме на работу в гостиницу.
Четкое описание процедуры первоначальной адаптации, ее формализация и внедрение позволит снизить в гостинице текучесть кадров среди вновь прибывших сотрудников, подготовить их к реальным условиям труда.
Эффективная программа по адаптации должна содержать:
цели и задачи процесса адаптации;
планируемые результаты реализации программы адаптации;
содержание всех планируемых мероприятий;
график проведения мероприятий (сроки реализации программы в целом и каждого ее мероприятия конкретно, ответственные за проведение каждого мероприятия);
порядок контроля проведения адаптационных мероприятий и подведения их итогов.
2. Обучение персонала. Как показало исследование, обучение персонала в гостинице «Подмосковье» должно охватывать пространство от неподготовленного сотрудника, до специалиста, имеющего огромный профессиональный опыт, а также применять мало затратные методики.
3. Развитие новых форм мотивации труда персонала.
Рассмотрим и обоснуем данные рекомендации подробно.
Рассматривая технологию обучения как процесс, то в качестве предмета обучения были выделены:
умение работать с клиентами – демонстрация дипломатии, характеристика преимуществ данной компании;
убеждение (аргументация);
работа с возражениями клиента;
поведение в сложных ситуациях.
Рассматривая особенности обучения персонала в гостинице «Подмосковье», делаем акцент на том, что это организация по предоставлению сервисных услуг потребителю. Отсюда вывод: основная часть работников – обслуживающий персонал. Обучение должно охватывать большую часть работников в направлении обучения смежным профессиям. В последующем взаимозаменяемость персонала выгодна не только организации, но и работникам, так как в таком случае оплата труда будет рассчитываться за совмещение должностей. Организация же избежит расходов на дополнительный подбор персонала.
Ранее было отмечено, что одним из ветвей развития в сфере элементов системы управления персоналом, является повышение квалификации и обучение работников гостиницы.
Обучение будет осуществляться при помощи сторонних организаций, которые предоставляют сертифицировано образовательные услуги иным организациям. Невозможно всех работников гостиницы сразу командировать на обучение, именно поэтому руководством планируется проводить обучение в несколько этапов, которые будут следовать друг за другом. При этом, такая организация обучения позволит в короткие сроки обучить всех требующихся работников гостиницы.
Любой руководитель гостиницы, даже не являясь тренером по обучению, может применять на практике в организации следующие правила (рисунок 9).
Рисунок 9 – Правила по обучению персонала в «Подмосковье»
Для повышения квалификации сотрудников собственными силами разработаем программу обучения и тренинги для гостиницы «Подмосковье» (таблица 14).
Проведенное исследование свидетельствует, что гостиница «Подмосковье» должна совершенствовать систему обучения персонала.
Нами разработана программа обучения, которая включает в себя повышение уровня квалификации, посещение курсов и тренингов для сотрудников гостиницы (табл. 14).
Таблица 14 – Программа внешнего обучения персонала (тренингов) в гостинице «Подмосковье»
Направление
обучения Название Должность обучающихся Учебное заведение, организатор Часы Технологии продаж Тренинг «Телефонные продажи» Администраторыслужбы приемаи размещения ТУРШКОЛА, турагентство «География» 4 Конфликтология Тренинг «Эффективные коммуникации в конфликтных условиях» Администраторыслужбы приемаи размещения Приглашенный бизнес тренер 8
Планируется сделать программу обучения как можно более эффективной, но при этом минимизировать затраты, именно поэтому программа обучения в гостинице «Подмосковье» будет проходить частично без отрыва от рабочего процесса. Нами была проанализирована активность гостей гостиницы по заездам во время рабочего дня и выявлены часы, в результате чего выявлено наиболее подходящее время для проведения обучения. Пики активности приходятся на время с 10:00 до 14:00 в течение суток, самое неактивное время в гостинице приходится на 14:00. Таким образом, тренинги лучше проводить в промежутке между 14:00 и 16:00, остальные процессы в обучении будут проходить в свободное от работы время.
Оцениваться эффективность программы будет следующим образом:
1. Английский язык будет оцениваться с помощью тестирования в лингвистическом центре, привлекаемом к организации тренингов по иностранному языку, результаты тестирования дадут полное понимание эффективности программы;
2. Другие тренинги и курсы будут оцениваться с помощью анализа операциональных показателей деятельности каждого сотрудника, анкетирования гостей и обратной связи от сотрудников.
Программа внутрифирменного обучения будет эффективна при ее грамотной корректировке по отношению к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды организации.
Таким образом, в целях развития системы управления персоналом гостиницы «Подмосковье» предлагаются следующие мероприятия: введение скидок на услуги гостиницы за выслугу лет; бонусы для некурящих; проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства; создание комнаты отдыха; создание Доски почёта; проведение спортивных игр для сотрудников гостиницы; обучение персонала на тренингах.
Однако, после прохождения обучающих тренингов управленческим персоналом гостиницы, появится возможность по проведению обучающих семинаров на местах, чтобы впоследствии сэкономить денежные средства на проведение других дополнительных занятий и семинаров по иным направлениям.
3. Мотивация и стимулирование персонала.
Первое мероприятие – совершенствование системы доплат и надбавок стимулирующего характера.
Как было отмечено во второй главе, в гостинице «Подмосковье» система доплат и надбавок стимулирующего характера за профессиональное мастерство существует, но является не регулярным действием. Автором настоящей выпускной квалифицированной работы, рекомендуется ввести:
доплаты по возмещению дополнительных затрат труда, вызванных сложными условиями труда;
надбавки, стимулирующие профессиональное мастерство и стаж работы.
В качестве дополнительного стимулирования к мотивации персонала можно внедрить также систему скидок на услуги гостиницы (в зависимости от стажа работы в гостинице «Подмосковье»).
Так, по результатам проведенного анализа деятельности гостиницы «Подмосковье» можно сделать вывод о том, что система управления персоналом, которая действует на данный момент времени не достаточно эффективна и необходима разработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование.
В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:
1) Введение скидок на услуги гостиницы за выслугу лет. Критерием отбора будет являться непрерывный стаж работы конкретным работником на данном предприятии. Количество отработанных лет будет пропорционально определенному проценту скидки, которая будет распространяться на проживание в гостинице или заказ этим сотрудником и их близким родственникам на проведение различных торжеств в кафе гостиницы, таких как дни рождения, юбилеи, свадьбы.
В гостинице «Подмосковье» рекомендуется система скидок, указанная в таблице 15.
Таблица 15 – Система скидок на услуги гостиницы в зависимости
от стажа работы
Стаж работы на предприятии Скидка После 1 года 5% 3 года 15% 5 лет 20% Свыше 10 лет 30%
Согласно данным таблицы 13, наибольшую скидку в 30% получает сотрудник, который проработал на предприятии 10 и более лет.
2) Бонус для некурящих. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. Курильщиком является каждый второй человек. Для предприятия это может явиться достаточно не приятной проблемой. Некоторые работники организации довольно часто ходят на перекур. Нужно так же отметить, что курение именно на рабочем месте значительно ухудшает экологию помещений. К тому же курящие коллеги вызывают раздражение и негатив у прочих, которым приходится быть пассивными курильщиками.
Для того чтобы замотивировать работников к тому, чтобы они как можно меньше отлучались от работы на курение, во избежание нарушения закона, предлагается ввести бонус для тех, кто не курит или же перестал курить +500 руб. к заработной плате ежемесячно.
Далее рассмотрим нематериальные методы мотивации.
Рекомендуемые мероприятия по улучшению системы нематериального стимулирования в гостинице «Подмосковье» представлены в табл. 16.
Таблица 16 – Основные мероприятия по совершенствованию системы нематериального стимулирования в гостинице «Подмосковье»
Проблемы Мероприятия, направленные на решение выявленных проблем Отсутствие сплоченностиколлектива Смотр-конкурс профессионального
мастерства Неудовлетворительныеусловия труда Оборудование комнаты отдыха Отсутствие обратной связио результатах деятельности Коллективные совещания, собрания, празднования В целях повышения заинтересованности персонала гостиницы «Подмосковье» к трудовой деятельности рекомендуется ежегодно проводить Смотр-конкурс профессионального мастерства среди коллектива, который представлен в табл. 17.
Таблица 17 – Смотр-конкурс профессионального мастерства
Состав группыорганизаторов Директор, администратор Координатором конкурса является повар 1 2 3 Место проведения Гостиница «Подмосковье» Уютная обстановка Цели мероприятия развитие организационнойкультуры; определение уровня профессиональной подготовки; развитие творческой активности сотрудников; повышение сплоченности коллектива Для более успешного проведениямероприятия необходима разработка Положения о проведении смотра-конкурса профессионального мастерства гостиницы «Подмосковье» Продолжение таблицы 17
1 2 3 Информационное
обеспечение объявления размещаются надосках информации; привлечение фотографа и видеооператора В качестве зрителей и болельщиков приглашаются все желающиесотрудники с семьями. Состав участников Коллектив гостиницы делится на команды по несколько человек Состав каждой команды формируется по предложению или желанию из работников Состав жюри Директор, повар, администратор Непосредственное
проведение конкурса Содержание конкурснойпрограммы:
Приветствие каждой команды.Визитка каждой из командПрактические задания
Определение уровня теоретических знаний«Блиц-опрос»
Программа конкурсных заданийпредполагает следующее: проверку теоретических знаний трудовой деятельности участвующего сотрудника; проверку практических умений; оценка уровня взаимодействия участников команд при решении практическихзадач; оценку уровня сплочённости коллектива Итоги конкурса.
Определение победителей Оценка результатов конкурса проводится по балльной
системе. За каждый ответ взависимости от сложноститеоретических вопросов, наосновании полноты показанных теоретических и практических знаний. Оценка от 1 до 10 баллов При подведении итогов, победителем признается команда, набравшая набольшее количество баллов.
Непосредственный процесс внедрения мероприятия «Смотр-конкурс профессионального мастерства» делится на пять этапов:
1. Подготовительный этап.
2. «Запуск» смотра-конкурса.
3. «Финишная прямая».
4. Проведение смотра-конкурса.
5. Подведение итогов смотра-конкурса.
Другим направлением мотивации трудового процесса является создание уютной комнаты отдыха. Здесь важно учесть интерьер и отделку помещения.
Один из приемов надёжной мотивации – определение «лучших сотрудников». Определять можно за месяц, за квартал, за год или за какие-то иные периоды времени. И как способ награждения и поощрения лучшего сотрудника предлагается использовать такой вариант, как доска почёта.
«Доска почёта» — одна из форм морального поощрения трудящихся применяемая еще в СССР с 1957 г.
Как правило, Доска почета – прикрепленный к стене или отдельно стоящий прямоугольный стенд или щит с именами и портретами ограниченного числа лиц, заслуги которых признаны достойными общественного поощрения.
Доску почета можно определить как некую форму культуры, форму публикации и визуализации общественного признания социальной группой заслуг отдельной личности перед данной группой и перед более широкой общественностью в ряду с ограниченным кругом лиц. В информативном плане Доска почета обязательно обнародует сведения о победе указанных на ней лиц в некотором общественном соревновании. И, как следствие, обнародование имен номинантов
Критерии отбора для попадания на доску почёта: лучшие продажи; инициативность; безупречное выполнение всех должностных обязанностей; заинтересованность в выполняемой работе; умение работать в команде; комментарии гостей в книге отзывов и предложений.
Лучший сотрудник определяется на основании отзывов гостей и по итогам голосования, которое проводится внутри коллектива. На номинацию «Лучший сотрудник месяца» имеет право претендовать человек, проработавший в гостинице более трёх месяцев.
Оглашаться итоги должны после проведения голосования, на общем собрании, с поздравлениями и вручением грамот под аплодисменты. В качестве поощрения сотрудникам можно вручить не большой подарок. Это может быть бутылка дорогого алкоголя, сертификат на спа-процедуры или билет в театр.
Таким образом, предложенные выше рекомендации по совершенствованию управления персоналом в «Подмосковье», реализуют основные предложения, которые были выдвинуты в процессе анализа системы управления персоналом. К ним относятся:
- подбор и адаптация персонала;
- обучение и повышение квалификации персонала;
- мотивация персонала,
Результаты всех рекомендаций по внедрению мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице сведем в таблицу 18.
Таблица 18 – Сводные результаты мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Подмосковье»
Наименование мероприятий Содержание мероприятий Результат мероприятий 1. Организация проведения подбора и адаптации новых сотрудников Эффективная программа по адаптации должна содержать следующие элементы:
задачи и цели процесса адаптации;
содержание всех запланированных мероприятий;
планируемые результаты программы адаптации;
график проведения данных мероприятий.
Порядок проведения контроля адаптационных мероприятий, а также подведение итогов При внедрении программы по адаптации персонала в организации произойдет снижение уровня текучести кадров на 5%, а также снижение затрат на подбор и поиск сотрудников не только полностью покрывает затраты на программу 2. Усовершен-ствовать мероприятия по обучению персонала Обучение должно охватывать большую часть сотрудников в направлении обучения смежным профессиям. В последующем взаимозаменяемость персонала выгодна не только предприятию, но и работникам, так как в таком случае оплата труда будет рассчитываться за совмещение должностей. Предприятие также избежит расходов на дополнительный подбор персонала 3. Разработать новые формы мотивации персонала Данное мероприятие заключается в совершенствовании системы надбавок и доплат стимулирующего характера Доплаты за высокий уровень профессионального мастерства позволят стимулировать высококвалифицированные кадры и будут способствовать удержанию работников
Из вышесказанного следует отметить, что управление персоналом гостиничного предприятия важно осуществлять с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления, так как используемые методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации.
3.2. Оценка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом гостиницы
Для оценки экономической эффективности предлагаемых мероприятий необходимо сопоставить затраты на их реализацию и предполагаемый экономический эффект.
1. Чтобы внедрить программу работы с сотрудниками в период подбора и адаптации, рассчитаем издержки на применение данной программы. Данные приведем в таблице 19.
Таблица 19 – Инвестиционные затраты для мероприятия № 1: Организация и проведение мероприятий по подбору и адаптации сотрудников
Статья расходов, руб. Затраты, тыс. руб. Расходы на разработку анкеты кандидата и программы, в т.ч. доплата специалисту – разработчику анкеты 9,8 Расходы на разработку новых тестов и программ для отбора кандидата 15,0 Проведение мероприятий по введению в должность вновь принятого работника, в т.ч. проведение обучающих тренингов 32,0 Доплата наставнику по организации адаптации работников 18,0 Итого 74,8
Как показали данные расчета в таблице 19, от внедрения мероприятий по проведению новых методов подбора и адаптации сотрудников, гостиница понесет издержки, которые выразятся в расходах на мотивацию специалиста – разработчика программы и на расходы по разработке программы. В итоге, издержки составят 74,8 тыс. руб.
2. Расходы на обучение персонала гостиницы «Подмосковье» на будущий отчетный период рассмотрим в таблице 20.
Таблица 20 – Инвестиционные затраты для мероприятия № 2: Обучение и повышение квалификации персонала гостиницы в прогнозном показателе (год)
Название и вид обучения Условия проведения, продолжительность дней Стоим. 1 час. с 1 чел., тыс.руб. Кол-во обучаемых, чел. Затраты на 1 чел., тыс.руб. Затраты с группы обучаемых., тыс.руб. Тренинг Этика поведения в сфере обслуживания" 4 2,0 14 8,0 112,0 Тренинг «Эффективные коммуникации в конфликтных условиях» 4 1,7 14 6,8 95,2 5 шагов к эффективности: оптимизируем бизнес-процессы 2 2,0 3 4,0 12,0 Всего 18,8 219,2
Таким образом, затраты на обучение персонала гостиницы составят 219,2 руб.
3. Произведем расчеты затрат на установление доплат за условия труда работы для 14 чел., работающих не менее 3 месяцев в данной гостинице, с повышенными плановыми показателями по реализации гостиничных услуг, средний коэффициент составит доплат и надбавок стимулирующего характера составит 1,2% в месяц.
По данным исследований экономико-социологического характера производительность труда снижается на 10-15% по причине замены работника. Высокие показатели труда являются одним из основных показателей эффективности системы кадрового контроля на предприятии. Снижение текучести кадров увеличение стабильности и закрепление кадров гостинице может быть достигнуто применением ежемесячных надбавок за стаж работы. Длительный стаж работы в гостинице способствует росту профессиональных навыков, опыта работ и росту производительности труда. Для удержания работников, целесообразно ввести надбавку, которая выплачивается как ежемесячная надбавка к должностному окладу и тарифным ставкам в размере 5% ежемесячно. Однако, за нарушение трудовой и производственной дисциплины или в связи с ухудшением показателей работы, а также при переходе на другую работу надбавка за труд – отменяется.
Из данных 2 главы ВКР, известно, что средняя среднемесячная заработная плата труда 1 работника составила 52,6 тыс. руб.
В рассматриваемом примере сумма надбавки составит 2630 руб. на 1 работника в месяц.
В год сумма надбавки составит 31560 руб. на 1 работника. На всех 14 чел. в ФОТ составит: 31560*14 = 441,84 тыс.руб. Именно данную сумму надбавки будем применять в дальнейших расчетах прибыльности проекта по мероприятию № 3.
Таким образом, инвестиционные затраты для мероприятия № 3 выразятся в затратах в сумме 441,84 тыс.руб.
Если не производить такие надбавки, по данным исследований экономико-социологического характера, производительность труда снизится на 10-15% по причине замены работника из-за частного увольнения и высокой текучести кадров. Высокие показатели труда являются одним из основных показателей эффективности системы кадрового контроля на предприятии. Снижение текучести кадров увеличение стабильности и закрепление кадров гостинице может быть достигнуто применением ежемесячных надбавок за стаж работы. Длительный стаж работы в гостинице способствует росту профессиональных навыков, опыта работ и росту производительности труда. Для закрепления наиболее квалифицированной части рабочих, имеющих опыт работы в данной сфере, вводится надбавка за непрерывный стаж работы, которая выплачивается как ежемесячная надбавка к должностному окладу и тарифным ставкам за стаж работы. За нарушение трудовой и производственной дисциплины или в связи с ухудшением показателей работы, а также при переходе на другую работу надбавка за труд – отменяется.
Для того, чтобы рассчитать экономический эффект предлагаемых мероприятий по вариантам необходимо рассчитать следующие показатели:
1. Простой срок окупаемости:
Простой Ток = Инвестиционные затраты /
Прибыль от продаж (1)
2. Простая норма прибыли равна рентабельности активов
ROI = (доход – затраты) / затраты × 100% (2)
3. Чистая текущая стоимость по показателю Accounting Rate of Return (учетная норма прибыли):
ARR = (чистая среднегодовая прибыль /
0,5 * общая сумма инвестиций) * 100% (3)
NPV = = Чистый дисконтированный поток для i периода /
(1 + Ставка дисконтирования)I (3.3)
4. Внутренняя норма прибыли (IRR) - рассчитывается как процент, при котором:
NPV = 0 (4)
5. Чистый дисконтированный доход:
ЧДД = Прибыль от реализации проекта - Стоимость программы (5)
5. Текучесть персонала:
Тп = Кол-во уволившихся работников / ССЧ (6)
6. Экономический эффект от изменения текучести персонала:
Этк = Среднегодовой ущерб от Тек.перс. * (1 – (Тек.перс1 / Тек.перс0) (7)
Из анализа ТЭП во 2-й главе, известно, прибыль от реализации продаж в 2018 г. на предприятии повысилась на 11,8% по сравнению с данными предыдущего года и составила 689 тыс.руб. Как известно на практике, после внедрения предложенных мероприятий, прибыль увеличится еще на 5% и таким образом, должна составить около 17%. Выручка от реализации продаж в 2018 г. выросла на 10,8% и составила 28369 тыс.руб. Согласно внедрению проекта по данному мероприятию, она увеличится на 3%, и составит около 14% в росте показателя.
Проведем соответствующие расчеты по мероприятиям в таблице 21.
Таблица 21 – Расчет прибыли с учетом изменений по мероприятиям
Наименование показателя 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Всего за год Сред. значение Прибыль от продаж,
тыс. руб. -180,4 364,5 301 286 771,9 192,98 Выручка от реализации проекта,
тыс. руб. 5242 8104 10247 8760 32353 8088,25
1. Простой срок окупаемости:
Ток мероприятия № 1= 921 / 74,8 = 0,1 года
Ток мероприятия № 2= 921 / 353,6 = 2,6 года
Ток мероприятия № 3= 921 / 883,8 = 1,04 года.
2. Простая норма прибыли равна рентабельности активов:
ROI мероприятия № 1= 771,9 – 74,8 / 74,8 = 9,3%
ROI мероприятия № 2= 771,9 – 353,6 / 353,6 = 1,9%
ROI мероприятия № 3= 771,9 – 441,84 / 441,84 = 0,75%
3. Чистая текущая стоимость по показателю Accounting Rate of Return (учетная норма прибыли):
ARR мероприятия № 1= (192,98 / 0,5 * 74,8) * 100% = 2,9%
ARR мероприятия № 2= (192,98 / 0,5 * 219,2) * 100% = 8,5%
ARR мероприятия № 3= (192,98 / 0,5 * 441,84) * 100% = 17,05%
4. Искомую внутреннюю норму прибыли (IRR) мы рассчитали в EXCEL с помощью функции ВСД. Получили значение 181, т.е. внутренняя норма доходности данного проекта. Если перевести эту величину в проценты, то она равна 18,1%.
Для проекта по трем мероприятиям значение IRR согласно расчету ВСД, будет равно 18,1%.
5. Чистый дисконтированный доход:
Ставка дисконта будет равна 9,3%.
NPV (ЧДД)= -180,4 / (1+0.93)^0 + 364,5 / (1+0.93)^1 + 301/(1+0.93)^2 + 286/(1 +0.93)^3 = -160,7 + 188,9 + 155,9 + 148,2 = -1000 + 178,57 + 239,16 + 498,25 = -332,3 < 0.
5. Текучесть персонала:
Тп = 14 / 10 = 1,4%.
6. Экономический эффект от изменения текучести персонала:
14 * (1 - 0,14 / 0,10) = 19,6 тыс.руб.
Ниже приведена сравнительная таблица показателей по всем трем рассмотренным мероприятиям (таблица 22).
Таблица 22 - Сравнительная таблица показателей по всем трем рассмотренным мероприятиям
Финансовые показатели проекта Единица измерения Номер разработанного мероприятия 1 2 3 Инвестиционные затраты по проекту тыс.руб 74,8 219,2 441,84 Текущие затраты тыс.руб - - - Прибыль от продаж тыс.руб 771,9 771,9 771,9 Продолжение таблицы 22
Прибыль от проекта за квартал тыс.руб 192,98 192,98 192,98 Срок окупаемости проекта квартал 0,1 2,6 1,04 Простая норма прибыли % 9,3 1,9 0,75 Чистая текущая стоимость по проекту, ARR тыс.руб 2,9 8,5 17,05 Внутренняя норма прибыли по проекту, IRR % 18,1 18,1 18,1 Чистый дисконтированный доход, NPV (ЧДД) Тыс.руб -332,3 -332,3 -332,3 Текучесть персонала % 1,4 1,4 1,4 Экономический эффект от изменения текучести кадров тыс.руб 19,6 19,6 19,6 Показатель удовлетворенности персонала % 70% 82% 94%
Исходя из данных таблицы 20, видно, что по третьему проекту мероприятия самый высокий экономический эффект по чистой текущей стоимости по проекту и показателю удовлетворенности персонала. Этот показатель имеет достаточно высокое значение для того, чтобы окупить инвестиции.
Однако, надо заметить, что максимальный социальный эффект в последствии увеличится по второму варианту проекта, и на данном этапе предприятию следует отдать предпочтение второму проекту мероприятия – совершенствование обучения и повышения квалификации персонала – это самый важный из трех предложенных, - инвестиционный показатель в систему управления персоналом в организации.
Социальная эффективность предлагаемых мероприятий заключается в следующем:
повышение лояльности персонала; закрепление работников за предприятием;
улучшение социально-психологического климата, сплочение коллектива; поддержание здоровья; формирование важных личностных качеств человека;
повышение квалификации персонала, наиболее полное использование потенциала сотрудников, повышение трудовой и творческой активности;
снижение текучести кадров;
развитие эмоционального интеллекта у менеджеров; формирование навыков разрешения сложных ситуаций
После внедрения предложенных мероприятий, не стоит ждать незамедлительного эффекта. Это время выделяется на адаптацию сотрудников гостиницы к нововведениям в системе управления персоналом. Изменения, вызванные внедрением усовершенствованной системы управления персоналом, только формируются.
Однако, внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице адаптации позволит снизить коэффициент текучести кадров до с 10 до 1,4%, что является хорошим показателем, учитывая тот факт, что данные меры дополнительного финансирования не требуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Гостиница «Подмосковье» – это парк-отель для отдыха активных людей, и здоровый образ жизни.
Гостиница «Подмосковье» расположена в экологически чистом районе в 50 км от Москвы. На 15 гектарах благоустроенной территории находятся живописное лесное озеро и великолепный хвойно-лиственный лес, парковая зона с фонтанами, аллеями, детской площадкой и песчаным пляжем. Вокруг озера расположены полянки для барбекю, летом работает ресторан на воде.
Управление персоналом гостинице «Подмосковье» осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются все сотрудники. Директор отвечает за весь административный, общеобразовательный процесс.
Основной особенностью структуры управления является то, что директор свои управленческие воздействия направляет на координацию деятельности команды.
Эффективное управление гостинице «Подмосковье» облегчает достижение поставленных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку.
В ходе анализа управления гостиницей «Подмосковье» были выделены негативные моменты: высокая текучесть персонала, конфликты в коллективе.
В целях совершенствования управления гостиницей «Подмосковье» необходимо устранить этим моменты, для чего необходимо разработать определенные мероприятия. В качестве таких мероприятий были предложены: психологическое тестирование сотрудников при приеме на работу и при расстановке кадров; использование в деятельности предприятия системы самообразования и дистанционного обучения; повышение квалификации персонала.
Данные мероприятия позволят исключить негативные моменты в управлении гостиницей за счет того, что проведение психологического тестирования сотрудников при приеме на работу и при расстановке кадров позволит снизить конфликтные ситуации и сформировать благоприятный психологический климат в коллективе.
Использование в деятельности гостиницы системы самообразования и дистанционного обучения направлено на повышение квалификации специалистов административного направления.
Повышение квалификации сотрудников будет способствовать повышению качества обслуживания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Управление персоналом. – М.: Прогресс, 2017. – 401 с.
Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 368 с.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инфра М, 2019. – 303 с.
Макарова И.К. Управление персоналом. – М.: Академия, 2018. – 397 с.
Переверзев М.Р., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2018. – 330 с.
Реньге В. Корпоративная культура. – М.: Терра, 2017. – 374 с.
Роббинз С.П. Основы организационного поведения. – М.: Прогресс, 2016. – 586 с.
Рябчинский Л.С. Современное предпринимательство. – М.: Просвещение, 2016. – 725 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра М, 2015. – 394 с.
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М.: Наука, 2016. – 278 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 350 с.
Смирнов Э. А. Теория организации. – М: Бек, 2017. – 601 с.
Современная экономическая мысль. /Под ред. С.А. Вайнтрауба. – М.: Прогресс, 2016. – 226 с.
Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе. – СПб.: Нева, 2018. – 523 с.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – СПб.: Питер, 2017. – 522 с.
Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. – К.: МАУП, 2016. – 368 с.
Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: Акалис, 2018. – 477 с.
Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М.: Сентябрь, 2017. – 417 с.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер, 2018. – 491 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. – М.: Аспект пресс, 2019. – 680 с.
Приложение 1
Схема выплат в гостинице «Подмосковье», осуществляемых из фонда заработной платы
Приложение 2
Анкета
Прочитайте, пожалуйста, вопросы анкеты и дайте на них ответы.
1. Видите ли вы себя в будущем работником данного предприятия?
2. Удовлетворены ли Вы выполняемой работой?
3. Какие на ваш взгляд имеются недостатки в существующей системе оплаты труда?
4. Что для вас является стимулом к работе на данном предприятии?
Приложение 3
Анкета
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?
А) чувствую себя членом коллектива;
Б) участвую в делах коллектива.
2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?
А) Полностью удовлетворен;
Б) Удовлетворен;
В) Недостаточно удовлетворен;
Г) Совершенно не удовлетворен.
3. Если бы вам предоставилась возможность, вы бы перешли в другой коллектив?
А) Однозначно нет;
Б) Скорее всего остался бы в этом коллективе;
В) Скорее перешел бы, чем остался;
Г) Охотно перешел бы работать в другой коллектив.
4. Какие взаимоотношения сложились в вашем коллективе?
А) Лучше, чем в большинстве других;
Б) Вероятно так же, как и в большинстве других коллективов
В) Хуже, чем в большинстве других коллективов
Г) Считаю, что значительно хуже, чем в других коллективах
5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?
А) Однозначно да
Б) Скорее да, чем нет
В) Скорее нет, чем да
Г) Однозначно нет
6. Как бы вы оценили свои взаимоотношения с администрацией?
А) Полностью удовлетворен
Б) Удовлетворен
В) Недостаточно удовлетворен
7. Испытываете ли вы чувство гордости за свой коллектив?
А) Да, я горжусь, что работаю в этом коллективе
Б) Скорее да, чем нет
В) Скорее нет, чем да
Г) Нет, я не испытываю чувство гордости за свой коллектив
42
2. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 368 с.
3. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инфра М, 2019. – 303 с.
4. Макарова И.К. Управление персоналом. – М.: Академия, 2018. – 397 с.
5. Переверзев М.Р., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2018. – 330 с.
6. Реньге В. Корпоративная культура. – М.: Терра, 2017. – 374 с.
7. Роббинз С.П. Основы организационного поведения. – М.: Прогресс, 2016. – 586 с.
8. Рябчинский Л.С. Современное предпринимательство. – М.: Просвещение, 2016. – 725 с.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра М, 2015. – 394 с.
10. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М.: Наука, 2016. – 278 с.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 350 с.
12. Смирнов Э. А. Теория организации. – М: Бек, 2017. – 601 с.
13. Современная экономическая мысль. /Под ред. С.А. Вайнтрауба. – М.: Прогресс, 2016. – 226 с.
14. Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе. – СПб.: Нева, 2018. – 523 с.
15. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – СПб.: Питер, 2017. – 522 с.
16. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. – К.: МАУП, 2016. – 368 с.
17. Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: Акалис, 2018. – 477 с.
18. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М.: Сентябрь, 2017. – 417 с.
19. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб.: Питер, 2018. – 491 с.
20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. – М.: Аспект пресс, 2019. – 680 с.
Вопрос-ответ:
Для чего нужна разработка и оценка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии?
Разработка и оценка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии необходимы для повышения эффективности работы организации, улучшения взаимодействия с сотрудниками, повышения их мотивации и развития, а также для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.
Какие основные методы управления персоналом могут быть использованы в организации?
Основные методы управления персоналом в организации могут включать такие инструменты, как разработка и внедрение системы мотивации и стимулирования персонала, проведение обучения и развития сотрудников, установление четких процедур и правил работы, а также организация системы обратной связи и контроля за выполнением задач.
Какие особенности управления персоналом есть в гостиничном бизнесе?
В гостиничном бизнесе особенности управления персоналом могут включать высокую текучесть кадров, необходимость работать с многонациональной командой, особые требования к качеству обслуживания клиентов и необходимость поддерживать высокую мотивацию у сотрудников в условиях частых смен графиков работы и интенсивной рабочей нагрузки.
Какие теоретические и методологические основы используются при разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом?
При разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом используются теоретические и методологические основы, включающие в себя принципы управления персоналом, модели мотивации и стимулирования, теории развития и обучения, а также методы оценки эффективности работы персонала и системы управления.
Как проводится исследование системы управления персоналом гостиницы "Подмосковье"?
Исследование системы управления персоналом гостиницы "Подмосковье" может проводиться путем анализа текущих процессов и процедур, опроса и сбора мнений сотрудников, проведения сравнительного анализа с лучшими практиками в отрасли, а также путем использования стандартных методов исследования качества управления персоналом.
Какие теоретические основы используются при разработке мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятии?
При разработке мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятии используются основные теоретические принципы и методология управления персоналом, включая системный подход, теорию мотивации, трудового права и психологии рабочих отношений.
Какие особенности управления персоналом в гостиничном бизнесе нужно учитывать при разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии?
В гостиничном бизнесе особенно важно управление кадрами, так как персонал является ключевым ресурсом. При разработке мероприятий необходимо учитывать особенности работы в сфере обслуживания, разработать эффективные методы мотивации персонала и установить систему наград и поощрений.
Какие методы управления персоналом могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии?
При разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии могут быть использованы различные методы, такие как классификация рабочих мест, разработка системы оценки работы и качества персонала, обучение и развитие сотрудников, а также установление четких правил и процедур.