Типичные ошибки, нарушающие точность и ясность речи
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 06.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Критерии хорошей речи
2. Основные нарушения орфоэпических норм
3. Основные виды стилистических и грамматических ошибок
4. Классификация лексических ошибок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
);- нарушение норм лексической сочетаемости (смыслового согласования); к этой разновидности примыкают плеоназм и тавтология: Я торопливо побрёл. Народный фольклор. Купить покупки.Помимо этих ошибок также стоит учитывать, что незнание или слабое знание лексического значения слова делает его нормативное употребление практически невозможны, как и искажение звуковой оболочки слова тоже приводит к лексической ошибке.Необходимо ещё и соблюдение правил лексической сочетаемости (смыслового согласования), которая представляет собой приспособление лексических единиц друг к другу в речи либо на основе их семантики, либо в силу языковой традиции: в первом случае сочетаемость/несочетаемость лексических единиц в речи обусловлена сочетаемостью/несочетаемостью соответствующих реалий или понятий: например, березовый лес (норма) – березовый взгляд (ошибка), во втором случае (при соблюдении языковой традиции) – устойчивым употреблением слов в сочетании только с однимдвумя другими словами: например, карие глаза (норма) – карие волосы (ошибка).Также многие лексические ошибки связаны незнанием точного значения слова.Это, как правило, либо устаревшие и редкие слова (довлеть, алтын, кибитка, буланый), либо заимствованные (альянс, тривиальный, джихад,рентабельный). Подобных ошибок легко избежать, если узнать точное значение слова по словарю.Одной из разновидностей лексических ошибок является объединение похожих словосочетаний: играть значение вместо играть роль или иметь значение; уделить значение вместо придаваться значение и уделить внимание; оплатить за проезд вместо оплатить проездзаплатить за проезд; одеть куртку - надеть куртку и одеть ребёнка. Для устранения данной ошибки необходимо знание соответствующих правил и запоминание правильного употребления. Лексические ошибки возможны при искажении фразеологизма, например, замене в нём одного слова другим, внешне похожим: играть главную (вместо первую) скрипку; пока суть (суд) да дело, свежо приданое (предание), да верится с трудом.Наиболее сложными разновидностями можно считать неустраненную многозначность и нарушение норм смыслового согласования. Здесь трудности возникают как при квалификации ошибки, так и в процессе правки при необходимости изменения контекста с максимальным сохранением авторского содержания.Знание лексических норм – одно из условий хорошей речи, так как лексические нормы способствуют точному выражению мыслей без многословия, пустословия, обеспечивают ясность и логичность высказывания.ЗАКЛЮЧЕНИЕРечевая культура личности - показатель общей культуры человека, культуры мышления, чувств, поведения. Именно речевая культура во многом определяет качество нравственного воспитания личности, речевая культура - это содержательная основа и важнейший процессуальный компонент речевой деятельности. Так, процесс воспитания речевой культуры ученика невозможен без достаточной культуры речи учителя.Чтобы научить говорить, соблюдая акцентологические, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в школьном возрасте. Для повышения уровня точности и ясности языка необходимо чтение словарей и различных высокохудожественных произведений, исправление ошибок, извлеченных из устной речи окружающих, рекламы, частое обращение к словарям и справочникам в случае затруднения при использовании того или иного слова. Повышение культуры речи является актуальной проблемой в современном обществе. Необходимо выражать свои мысли правильно, точно, последовательно, чтобы окружающие могли понять тебя. Однако стоит учитывать, что культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и более доходчивое, выразительное и наиболее уместной, а, следовательно, и стилистически оправданное. СписоклитературыВинокур, Т.Г. Из бесед о культуре речи [Текст] / Т.Г. Винокур// Русская речь. – 1967. – №3. – 10 с.Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т.В. Жеребило. – 5-е изд., испр-е и доп. – Назрань; изд-во "Пилигрим", 2010. – 486с.Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, B. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с.Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Н. А. Еськова, C. Н. Борунова, В. Л. Воронцова; под ред. Н. А. Еськовой. – М.: АСТ, 2015. – 1008 с.Панов, М.В. О литературном языке / М.В. Панов. // Труды по общему языкознанию и русскому языку. – М., 2007. – 91-92 с.Шубина, Н.Г. Культура речи: курс лекций для бакалавров [Текст] / Н.Г. Шубина. – Старый Оскол: изд-во «Оскол-Информ» / СОФ НИУ «БелГУ», 2012. – 129 с.
1. Винокур, Т.Г. Из бесед о культуре речи [Текст] / Т.Г. Винокур// Русская речь. – 1967. – №3. – 10 с.
2. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т.В. Жеребило. – 5-е изд., испр-е и доп. – Назрань; изд-во "Пилигрим", 2010. – 486с.
3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, B. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с.
4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Н. А. Еськова, C. Н. Борунова, В. Л. Воронцова; под ред. Н. А. Еськовой. – М.: АСТ, 2015. – 1008 с.
5. Панов, М.В. О литературном языке / М.В. Панов. // Труды по общему языкознанию и русскому языку. – М., 2007. – 91-92 с.
6. Шубина, Н.Г. Культура речи: курс лекций для бакалавров [Текст] / Н.Г. Шубина. – Старый Оскол: изд-во «Оскол-Информ» / СОФ НИУ «БелГУ», 2012. – 129 с.
Вопрос-ответ:
Какие критерии определяют хорошую речь?
Хорошая речь должна быть точной, ясной и понятной для аудитории. Она должна быть грамматически и стилистически правильной, а также соответствовать орфоэпическим нормам.
Какие основные нарушения орфоэпических норм могут возникать в речи?
Основные нарушения орфоэпических норм связаны с неправильным произношением слов и звуков. Например, это может быть неправильное ударение в словах, недостаточное или избыточное выделение звуков при произношении.
Какие виды стилистических и грамматических ошибок могут возникать в речи?
В речи могут возникать различные стилистические и грамматические ошибки. Например, это могут быть неправильное использование временных форм глаголов, неверное построение предложений, некорректное использование лексических единиц в определенном контексте и т.д.
Как можно классифицировать лексические ошибки в речи?
Лексические ошибки в речи можно классифицировать по разным признакам. Например, одной из разновидностей лексических ошибок является нарушение норм лексической сочетаемости, когда слова комбинируются между собой неправильно. Также смысловое согласование может быть нарушено, когда слово используется с неподходящим значением. К таким ошибкам можно отнести плеоназм и тавтологию, когда в предложении используются лишние или повторяющиеся слова. Еще одна разновидность лексических ошибок - неправильное использование иностранных слов в русском языке.
Какие ошибки следует учитывать помимо описанных ранее?
Помимо описанных ранее ошибок, также стоит учитывать, что незнание или слабое знание лексического значения слов может привести к неправильному использованию и пониманию речи. Также важно учитывать особенности ударения и интонации при произношении слов. Эти факторы также могут привести к неправильной интерпретации сообщений.
Какие ошибки нарушают точность и ясность речи?
Ошибки, которые нарушают точность и ясность речи, включают неправильное использование слов, незнание или неправильное использование орфоэпических норм, стилистические и грамматические ошибки, а также неправильное использование лексических сочетаемостей и смыслового согласования.
Какие критерии определяют хорошую речь?
Хорошая речь должна быть точной, ясной, грамматически правильной, стилистически соответствующей контексту, иметь правильную орфоэпию и использовать лексические сочетаемости и смысловое согласование. Она должна быть понятна и легко воспринимаема аудиторией.
Какие основные нарушения орфоэпических норм встречаются в речи?
Основные нарушения орфоэпических норм включают неправильное произношение звуков, неправильное ударение в словах, неправильное произношение сложных и непривычных для языка слов, неразличение носовых звуков и другие подобные ошибки.
Какие виды стилистических и грамматических ошибок встречаются в речи?
Стойлитические и грамматические ошибки могут включать неправильное использование времен глаголов, неправильное использование предлогов, нарушение согласования между подлежащим и сказуемым, неправильное использование местоимений и другие ошибки, которые влияют на точность и ясность высказывания.
Как можно классифицировать лексические ошибки в речи?
Лексические ошибки могут быть связаны с нарушением норм лексической сочетаемости, то есть неправильным использованием слов в определенных контекстах. Они могут также быть связаны с применением плеоназма и тавтологии, то есть излишним использованием одних и тех же слов или выражений. Важно также сохранять единство стиля и избегать незнания или слабого знания лексического значения слов.
Какие критерии определяют хорошую речь?
Хорошая речь обладает такими качествами, как точность, ясность, эмоциональная нагрузка, грамматическая правильность, умение правильно выбирать и использовать слова, умение передавать свои мысли и идеи в понятной форме, а также следование принятым стилистическим и орфоэпическим нормам.