Современные историки о повседневной жизни советских людей (реферат по истории)
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 07.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОВСЕДНЕВНЫЙ СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 5
1. Параметры оценки образа жизни. 5
2. Национальный вопрос. 5
3. Социальные конфликты. 7
4. Спор «физиков и «лириков». 9
5. Праздники. 9
6. Потребление в СССР. 11
7. Мода и стиль советского человека. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Так, незатейливую, более простую, чем в Российской империи одежду послереволюционных лет, представлявшую собой доминирование военной формы и пролетарского костюма, сменили платья «чарльстон», с заниженной талией времён НЭПа. В 1930-е годы, во времена смягчения международного политического климата, сближаются советская и западная моды.Вместе с хрущёвской «оттепелью» проникает в советскую моду западный стиль, перерастающий в низкопоклонство перед западной поп-культурой в1970-е засилье субкультур западного типа 1990-х годов.Очевидно, что заграничные веяния в моде на поп-культуру являлись идеологической диверсией, разрушающей советский образ жизни, и как следствие – советскую идеологию: ««Мы уходим из общества не для того, чтобы в стоpонепpезиpать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество ещё пpи жизнинашего поколения!», – говорили хиппи. Вместе с западными субкультурами в СССР пришла романтизация наркомании и аутоагрессивного поведения, разрушение преемственности поколений. При этом этот деструктивный для СССР процесс позиционировался, как прогрессивное, антитоталитарное, освободительное движение: «И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Это была дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже»,– это был уже бунт против советского образа жизни, индивидуальной стратегии выживания, «видимого подчинения предписанной ритуальности и одновременно стремления максимально оградить собственную частную жизнь».Таким образом, мода в Советском Союзе вышла из-под идеологического контроля и стала одним из факторов разрушения идеологии СССР.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, повседневная жизнь советских людей была подчинена государственной идеологии. Однако, в то же время, большое влияние имел социальный сектор заботы о быте. Такие вопросы, как обеспечение жильём, работой, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и товарами первой необходимости в Советском Союзе были в приоритете: «У меня давно была задумка организовать большие делегации из представителей различных слоёв населения западных стран в нашу страну. Но показывать им не церкви, музеи и балет, а нашу повседневную жизнь. Пусть осмотрят наш, советский образ жизни! Конечно, у нас есть что критиковать. Но у нас есть и многое такое, чему западные люди позавидовать могут. Например, у нас нет безработицы. Террористов нет».Официальная политика в СССР – интернационализм и равенство, была частью идеологической догмы, и держалась на авторитете государственной власти, пропаганде СМИ (также принадлежавших государству) и мирному сосуществованию. Социальные конфликты в советском развитом обществе были нивелированы относительным социально-имущественным равенством граждан и политикой социального обеспечения в СССР. Однако, советское общество было стратифицировано: социальное разделение сфер знаний – примета иерархического общества. Это происходило потому, что сферы знаний долгое время искусственно разделялись на идеалистическое, духовное, иррациональное религиозное, и материалистическое, рациональное, научное. Концептуально советское общество был разделено на представителей «умственного» и «физического» труда, тогда как, в действительности, имеет место на разделение «производственного» и «управленческого» труда. Отделение труда «физического» от «умственного» означает, что пролетарий не должен развиваться интеллектуально, что означает перекос в развитии и деградацию, тогда как развитие и образование ставилось, первоначально, во главу угла формирования человека нового, советского типа. Несмотря на сохранённую цель советской пропаганды – воспитание нового, советского человека, она приняла вид чисто внешнего, декоративного оформления, праздничного единства массовых демонстраций идеологической верности.В то же время, потребительские идеалы советского общества уходили от послереволюционного аскетизма к роскоши комфорту. Немало в этом сделали представители управленческих партийных, творческих и научных элит, служивших примером для производственных масс. Элиты приняли за ориентир западный тип неограниченного потребления, что фактически увело в сторону от идеологии строительства справедливого общества. Таким образом, современные историки в своих трудах о повседневной жизни советского общества показывают, как советский образ жизни был разрушен благодаря неумелому политическому управлению.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВБлумер Г. Коллективное поведение. / Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН ИНИОН. Центр. социал. науч.-информ. Отдел социологии и социальной психологии. М., № 2, 2008. Гоголь Н.В. О лиризме наших поэтов. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-248-.htm Гурова О. Отношение к вещам в советском обществе. Был ли Homoconsumens в СССР? Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. / Новосибирск. 2005. Демиденко Ю. Петроград. Мода. 1917. // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. № 45 Доценко А. Дети цветов. //Родина. №-2. 2006. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. / М. Мысль. 1969. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / М. Academia.2001. Зиновьев А.А. Катастройка. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.zinoviev.ru/rus/katastroika.html Зубкова Е. Ю. В круге ближнем. Частная жизнь советского человека // Родина. 2008. № 7. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т.II. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b51.htm КПСС. Съезд 25-й. Стенографический отчёт. 24 февраля 5 марта 1976 г. [В 3-х т.]. Т. I. / М. Политиздат, 1976. Куратов О. В. Хроники русского быта (1950—1990) / М. 2004. Лызлова Т. Евреи прибрали к рукам Россию. // Родина. №-2. 2006. С.35.Маркедонов С. М. Постсовесткий антисемитизм: истоки и предпосылки. Турбулентная Евразия. / М. Academia. 2010. Рольф М. Советские массовые праздники. / М. РОССПЭН. 2009. Совет министров РСФСР. Постановление от 18 марта 1966 г. N 261. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://web.archive.org/web/20151117015815/http://kadastr61.ru/biblioteka/9-postanovleniya/925--18--1966--n-261--------.html Толстикова С.Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде. / Педагогика и психология. Педагогика высшей школы. 2012. № 2. Фрaнклин Б. Жизнь БенджaминaФрaнклинa. Автобиография. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.rulit.net/books/zhizn-bendzhamina-franklina-avtobiografiya-read-6848-1.html Фурсов А.И. Колокола истории. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://royallib.com/read/fursov_andrey/kolokola_istorii.html#0 Шаповалов В.Ф. Откуда придёт «дух капитализма»? (О духовных предпосылках рациональных рыночных отношений). // Социологические исследования. 1994. № 2. С.24 Шаповалов В.Ф. Откуда придёт «дух капитализма»? (О духовных предпосылках рациональных рыночных отношений). // Социологические исследования. 1994. № 2. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / М. 2002.
1. Блумер Г. Коллективное поведение. / Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994.
2. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН ИНИОН. Центр. социал. науч.-информ. Отдел социологии и социальной психологии. М., № 2, 2008.
3. Гоголь Н.В. О лиризме наших поэтов. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-248-.htm
4. Гурова О. Отношение к вещам в советском обществе. Был ли Homoconsumens в СССР? Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. / Новосибирск. 2005.
5. Демиденко Ю. Петроград. Мода. 1917. // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. № 45
6. Доценко А. Дети цветов. //Родина. №-2. 2006.
7. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. / М. Мысль. 1969.
8. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / М. Academia.2001.
9. Зиновьев А.А. Катастройка. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.zinoviev.ru/rus/katastroika.html
10. Зубкова Е. Ю. В круге ближнем. Частная жизнь советского человека // Родина. 2008. № 7.
11. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т.II. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b51.htm
12. КПСС. Съезд 25-й. Стенографический отчёт. 24 февраля 5 марта 1976 г. [В 3-х т.]. Т. I. / М. Политиздат, 1976.
13. Куратов О. В. Хроники русского быта (1950—1990) / М. 2004.
14. Лызлова Т. Евреи прибрали к рукам Россию. // Родина. №-2. 2006. С.35.
15. Маркедонов С. М. Постсовесткий антисемитизм: истоки и предпосылки. Турбулентная Евразия. / М. Academia. 2010.
16. Рольф М. Советские массовые праздники. / М. РОССПЭН. 2009.
17. Совет министров РСФСР. Постановление от 18 марта 1966 г. N 261. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://web.archive.org/web/20151117015815/http://kadastr61.ru/biblioteka/9-postanovleniya/925--18--1966--n-261--------.html
18. Толстикова С.Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде. / Педагогика и психология. Педагогика высшей школы. 2012. № 2.
19. Фрaнклин Б. Жизнь БенджaминaФрaнклинa. Автобиография. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.rulit.net/books/zhizn-bendzhamina-franklina-avtobiografiya-read-6848-1.html
20. Фурсов А.И. Колокола истории. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://royallib.com/read/fursov_andrey/kolokola_istorii.html#0
21. Шаповалов В.Ф. Откуда придёт «дух капитализма»? (О духовных предпосылках рациональных рыночных отношений). // Социологические исследования. 1994. № 2. С.24
22. Шаповалов В.Ф. Откуда придёт «дух капитализма»? (О духовных предпосылках рациональных рыночных отношений). // Социологические исследования. 1994. № 2.
23. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / М.
Вопрос-ответ:
В какой форме представлялась одежда советских людей после революции?
Одежда советских людей после революции представляла собой более простую и незатейливую форму, в основном доминировали элементы военной формы.
Какие параметры использовались для оценки образа жизни советских людей?
Для оценки образа жизни советских людей использовались параметры, такие как национальный вопрос, социальные конфликты, спор физиков и лириков, праздники, потребление, мода и стиль.
Как национальный вопрос влиял на образ жизни советских людей?
Национальный вопрос влиял на образ жизни советских людей, так как различные народности имели свои традиции, обычаи и особенности, которые отражались в повседневной жизни.
Какие социальные конфликты возникали в советском обществе?
В советском обществе возникали различные социальные конфликты, связанные, например, с распределением ресурсов, жилищными условиями или трудовыми отношениями.
Какой стиль и мода были характерны для советского человека?
Советский человек отличался скромностью в стиле и моде. Были популярны простые и недорогие вещи, а модные тенденции западных стран ограниченно проникали в советскую жизнь.
Какие параметры оценки образа жизни советских людей указывают историки?
Историки оценивают образ жизни советских людей на основе таких параметров, как материальное положение, уровень потребления, социальные конфликты, национальный вопрос, спор физиков и лириков, праздники, мода и стиль.
В чем заключается национальный вопрос в повседневной жизни советских людей?
Национальный вопрос в повседневной жизни советских людей был связан с проблемами национальных меньшинств, их социальным положением, языковыми и культурными правами.
Какие социальные конфликты возникали в советской повседневности?
В советской повседневности возникали социальные конфликты, связанные с распределением товаров и услуг, долей в общественном потреблении, доступом к привилегиям и престижным профессиям. Также существовали конфликты между различными социальными группами, такими как интеллигенция и рабочие, горожане и сельские жители.
Каковы споры физиков и лириков, которые олицетворяются в повседневной жизни советских людей?
Спор физиков и лириков в повседневной жизни советских людей символизировал противостояние между наукой и искусством, рациональностью и эмоциональностью, техническим прогрессом и духовными ценностями. Этот спор отражался в различных аспектах жизни, таких как образование, культура, массовая пропаганда и повседневные предпочтения людей.
Какие праздники имели особое значение в советской повседневности?
В советской повседневности особое значение имели такие праздники, как 1 мая (День международной солидарности трудящихся), 7 ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции), 9 мая (День Победы), 8 марта (Международный женский день). Эти праздники отражали идеологические ценности и события, связанные с коммунистической историей СССР.