Потребности_античность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Туризм
  • 26 26 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 08.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1.Древняя Греция: потребность в знании 4
1.1.Характеристика культуры Древней Греции 4
1.2.Потребность в знаниях и ее удовлетворение. Античная забота о себе 6
Глава 2.Характеристика систем воспитания потребностей 12
2.1.Благая жизнь как задача; ценность добродетели и зыбкость удовольствия в философии Сократа и техниках стоиков 12
2.2.Усмирение яростного и чувственного начала души (Платон); подчинение крайности стремлений середине добродетели (Аристотель). Духовные упражнения эпикуреистов, киников, скептиков как способ возвращения к естественному человеку 15
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

В учении Аристотеля представлен взгляд на мораль как на качественную определённость человеческой души. Под душой в данном случае понимается некое соединение разумного и неразумного начал позитивной человеческой деятельности.Аристотель полагал, что наставник должен занимать самое высокое положение в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь» (сам Аристотель в течение трех лет являлся наставником Александра Македонского). Аристотелем в Афинах было создано учебное заведение Ликей. Во многих аспектах Аристотель не соглашался со своим великим учителем. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека. Идеалом счастья и блаженства Аристотель считал упорную работу над постижением основ мироздания. Этико-педагогические воззрения Аристотеля наиболее подробно изложены в трактате «Политика». Одной из важнейших является мысль о необходимости включения в систему общего знания единичного знания.Аристотель не был категоричен в вопросах влияния наследственности на воспитание личности, ее потребностей. В частности, он полагал, что у хороших родителей может быть хорошее потомство, однако при определенных обстоятельствах может выйти и по-иному. Общественное государственное воспитание в системе Аристотеля занимало первое место. Для того, чтобы воспитать свободное население в идеальном государстве, необходимо равное воспитание и образование.Домашнее образование Аристотелем допускалось до семи лет и под началом отца. Тем не менее, философ отмечал необходимость государственного контроля за семейным образованием. Аристотель осуждал практику отказа родителей от воспитания. С семи лет мальчиков должно было воспитывать государство. Предметы начального образования были следующие: грамматика, гимнастика, музыка и в некоторых случаях рисование. Аристотель в воспитании большое значение придавал гимнастике, но гимнастика не должна быть утомительной и изнуряющей (как в традиции спартанского воспитания). Музыка же должна формировать чувство прекрасного, выявлять и развивать прекрасное начало в человеке.Учение Платона и учение Аристотеля представляли две школы, очень разные в аспекте понимания и оценки потребностей человека, категории нравственного. Споры между ними долго не прекращались даже после смерти Платона и Аристотеля, непосредственных основателей данных школ; однако постепенно они утратили первоначальный интерес, так как обе школы сходились уже на том, что нравственное в человеке - не случайное явление, что оно имеет свою глубокую основу в природе человека и что есть нравственные понятия, свойственные всем человеческим обществам [12]Интересна также и позиция эпикуреистов. В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется осуществлением механистического взгляда на мир, материалистического атомизма, провозглашаются этический индивидуализм и эвдемонизм; эпикуреизм обладает выраженной практической направленностью. Как считали представители данной школы, миссия философии – это есть врачевание: ее цель заключается в излечении души от страдания, от страха, человек должен научиться блаженной жизни, научиться наслаждаться своим бытием. Конечно же, для достижения этого идеала эпикурейцами также были предложены определенные духовные упражнения. Духовные упражнения эпикуреистов направлены на то, чтобы научить человека жить в состоянии радости и удовольствия от бытия. Философию Эпикур считал искусством врачевания, а именно, врачевания души. Духовные упражнения эпикуреистов способствуют избавлению от разного рода страхов, которые лишают человека возможности радоваться своему существованию и ценить то, что он имеет.Также духовные упражнения эпикуреистов основаны на воспитании чувства благодарности в человеке. Основной принцип таких духовных упражнений – фиксировать собственное внимание на удовольствии, а не жить в ожидании чего-то плохого, поскольку достаточно часто такие страхи оказываются иррациональными, необоснованными. Если стоики стремились придать душе человека стойкость, то эпикуреисты – снять излишнее напряжение. Широко практиковались эпикуровские сентенции: «Не должно бояться богов; не должно бояться смерти; Благо легко достижимо; зло легко переносимо». Они произносились, читались многократно. Отчасти эта практика немного напоминает современную практику аутотренинга. Представляется, что духовные практики эпикуреистов, безусловно, могут быть полезны при определенных условиях, но они не являются универсальными для современного мира, подчас требующего не расслабленности, а, наоборот, повышенной концентрации внимания, наивысшего напряжения всех сил. Но все же, нельзя не признать, что без расслабленности человек не может в полной мере чувствовать себя счастливым.Обратимся к скептицизму.Скептицизм является философией, типом философского мировоззрения, который носит противоположный характер по отношению к догматизму. Данное философское течение возникает вследствие того, что некоторые античные ученые разочаровались в тех философских направлениях, которые на тот момент сформировались. Одним из наиболее известных представителей скептицизма – Секстом Эмпириком было указано, что в данном направлении, по существу, основными инструментами мышления являются сравнения между данными разума и данными чувств, кроме того, эти данные должны быть противопоставлены друг другу. Согласно позиции скептиков, необходимо ставить под сомнение качество мышления, особенно сильно сомневаться в том, что существуют и являются достоверными догмы-истины, которые должны приниматься в качестве данности и не должны требовать кого-то рода доказательств. Однако скептицизмом в качестве направления философской науки сомнение не рассматривается в качестве основополагающего принципа, он использует его только как полемическое оружие как направление философской науки отнюдь не рассматривает против сторонников догматизма. Философия скептицизма же основана на исповедании принципа явления. Счастливый и гармоничный человек все время отказывается от категоричного взгляда на мир и категоричных суждений. Что касается скептиков, то они открыто отказывались жить по-философски, они намеренно выбирали «жизнь как у всех». То есть, речь идет о сообразности с обычным жизнеустройством, скептиками практиковалось упражнение — воздержание от суждения, чтобы достичь постоянного спокойствия и душевной безмятежности. Скептицизм в философии является направлением, последователи которого выражают сомнения в том, что достоверное знание вообще существует [9].Этот подход достаточно интересен, однако не слишком применим в современном мире, поскольку в нем приходится взять за ориентир определенные достоверные знания, но никак не сомневаться во всем. Более того, современный мир отличается повышенной динамикой, соответственно, маловероятно, что удастся пребывать в состоянии постоянной безмятежности.Ученик Сократа Антисфен (450 - 360 до н. э.) являлся основателем философской школы киников. Он считал, что мир реальных явлений должен служить основой воспитания. Основной метод воспитания – это пример наставника. Антисфен негативно относился к мирским благам и роскоши, соответственно, важнейшей задачей воспитания считал выработку привычки к преодолению трудностей и лишений. Таким образом, как считали киники, чем больше человек в себе сможет преодолеть тягу к вещам и привязанность к материальному, тем более счастливым он сможет стать [4]. ЗаключениеОдной из основных для античного человека была потребность в получении знания. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались в этом отношении воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость самосовершенствования и разностороннего образования. Среди основных предметов выделялись гимнастика и музыка, так как именно они способствовали формированию прекрасного начала в человеке. Для реализации потребности в знаниях в Древней Греции существовала развитая система школьного образования. Школьное образование было разрешено детям свободных и достаточно обеспеченных граждан. Что же касается учителей, то чаще всего они имели низкий социальный статус. Позднее к обучению стали привлекать известных философов. Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы войти в общество полноправных свободнорожденных граждан. Соответственно, школьное образование было направлено на то, чтобы получить необходимые навыки для занятия интеллектуальной деятельностью, развивать культуру тела, приобщаться к нравственным ценностям, быть готовым стать воином. Разрешение указанных задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимнастические школы. В целом, почти все этические учения и системы воспитания потребностей связаныс счастьем как состоянием, которое достижимо при условии воспитания непривязанности и безразличного отношения к сомнительным ценностям и удовольствия жизни. Отчасти схожи позиции стоиков и киников в том, что все происходящее в мире обладает неотвратимым характером. Однако человек должен заниматься выработкой собственного отношения ко всему, принимать то, что послано жизнью, принимать все удары судьбы и сносить их достойно, как подобает мудрецу. Фактор покорности своей судьбе является принципиально важным для античной философииВ частности, стоики верили, что существует так называемый верный разум, космос также обладает разумом, в нем заключена истинная благость, нужно больше прислушиваться к природе, поскольку она знает, что является верным. Вместе с тем, если человек преодолевает в себе зло и тягу к сомнительным ценностям, то он становится добродетельным. Идеал благостной и счастливой жизни, конечно же, сложно достижим. Но все же, в силах человека все необходимое предпринять, чтобы если не достичь, то хотя бы приблизиться к данному идеалу. Список литературыРодс П. Дж. Афинская демократия. http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858Ладынин И.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М.: Слово, 2017. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.phpЛосев А.Ф. История античной эстетики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.phpВодолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2015. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134.Гросс Р. Путь Сократа/ Р. Гросс. - М.: Попурри, 2014. – 320 с.Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2019. — 192 с.Джохадзе Д. В., Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. / Д. В. Джохадзе, Н. И. Джохадзе. Изд. 2-е. — М.: КомКнига, 2018. — 328 с.Адо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdfМакеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568. Платон. Законы. http://www.gumer.info/Кучковский П. В. Парадоксы поступков у киников и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 958-965.

1. Родс П. Дж. Афинская демократия. http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858
2. Ладынин И.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М.: Слово, 2017.
3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.php
5. Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2015. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134.
6. Гросс Р. Путь Сократа/ Р. Гросс. - М.: Попурри, 2014. – 320 с.
7. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2019. — 192 с.
8. Джохадзе Д. В., Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. / Д. В. Джохадзе, Н. И. Джохадзе. Изд. 2-е. — М.: КомКнига, 2018. — 328 с.
9. Адо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdf
10. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568.
11. Платон. Законы. http://www.gumer.info/
12. Кучковский П. В. Парадоксы поступков у киников и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 958-965.

Вопрос-ответ:

Зачем древнегреческой культуре были нужны знания?

Древняя Греция была центром развития философии, науки, искусства и политики. Знания были необходимы для понимания мира, самопознания и развития личности.

Какая была роль знаний в античной культуре?

Знания играли важную роль в античной культуре, помогая людям понимать свое место в мире, развивать свои таланты, улучшать качество жизни и стремиться к совершенству как личность.

Как античная Греция удовлетворяла потребность в знаниях?

Античная Греция удовлетворяла потребность в знаниях через философию, науку, образование и искусство. Философы и ученые постигали природу мира, а ученики обучались в академиях и гимназиях, получая знания и развивая свои навыки.

Какие системы воспитания потребностей существовали в древнегреческой культуре?

В древнегреческой культуре существовали различные системы воспитания потребностей. Одна из них, предложенная Сократом, заключалась в поиске благой жизни, ценности добродетели и контроле над удовольствием. Другая система, основанная на учении Платона и Аристотеля, включала усмирение яростного и чувственного начала души, а также подчинение крайностей стремлений середине добродетелей.

Каким образом древнегреческая культура развивала духовные потребности?

Древнегреческая культура развивала духовные потребности через философию, искусство и образование. Философы обращались к глубоким вопросам о смысле жизни и природе человека, художники создавали произведения, которые вдохновляли и эмоционально обогащали зрителей, а образование помогало людям развивать свои духовные, интеллектуальные и моральные способности.

Какие потребности возникали у древних греков?

Древние греки испытывали потребность в знаниях, самосовершенствовании, благородной жизни и духовности.

Какие системы воспитания существовали в Древней Греции?

В Древней Греции существовали разные системы воспитания, направленные на развитие потребностей человека. Например, философия Сократа и стоиков подчеркивала ценность добродетели и умеренности, а учение Платона и Аристотеля уделяло внимание усмирению разных начал души и стремлению к добродетели.

Какую роль играла забота о себе в древнегреческой культуре?

Забота о себе была важной составляющей древнегреческой культуры. Греки стремились к самосовершенствованию, развитию своих способностей и знаний. Они понимали, что это необходимо для достижения благой жизни и духовного развития.

Какие философы обращались к проблеме потребности в знаниях?

Философы Сократ, Платон и Аристотель в своих учениях обращались к проблеме потребности в знаниях. Они развивали идеи о ценности знания, его влиянии на благую жизнь и духовное развитие человека.

Что означает понятие "благая жизнь" в философии Сократа и стоиков?

В философии Сократа и стоиков понятие "благая жизнь" означает жизнь, основанную на добродетели, мудрости и умеренности. Эти философы считали, что истинное счастье и удовлетворение можно достичь только через развитие в себе этих качеств.

Какие были потребности в знаниях у Древней Греции?

Древняя Греция была известна своей потребностью в знаниях. Греки стремились к познанию мира и углубленному пониманию различных аспектов жизни. Они интересовались философией, наукой, искусством, литературой и любыми проявлениями человеческого творчества. Это была не просто потребность, но и ценность, которую греки ставили на первое место в своей культуре.