Статистический анализ уровня образования россиян.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 27 + 27 источников
- Добавлена 14.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического анализа уровня образования 5
1.1. Система уровней образования в Российской Федерации 5
1.2. Статистические методы и средства анализа и оценки уровня образования 7
Глава 2. Оценка уровня образования россиян статистическими методами 17
2.1. Анализ показателей общего и профессионального образования в России 17
2.2. Анализ структурных сдвигов в распределении населения России по уровню образования 25
Глава 3. Уровень образования россиян, как фактор формирования научно-технического потенциала страны 30
3.1. Научно-технический потенциал, как сфера деятельности научных кадров 30
3.2. Анализ динамики и построение прогноза подготовки научных кадров в России 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
С. Бляхман, Ю.В. Будавей) – при рассмотрении потенциала учитываются результаты научно-технической деятельности в виде новых знаний и применения этих знаний на практике. 3. Комбинированный вариант (А.Е. Варшавский, А.О. Ладный, В.Л. Макаров, А.Н. Фоломьев) основан на оценке совокупности как научно-технических ресурсов, так и результатов их практического использования. Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является комбинированный вариант, характеризующий не только состояние, но и эффективность реализации имеющихся ресурсов. Подход с позиций развития потенциала: Узкое толкование (А.Н. Авдулов, Л.С. Бляхман, А.М. Кулькин, Ю.В. Яковец) – НТПт рассматривается исключительно в рамках системы отношений производителей и потребителей в сфере создания, распространения и использования знаний во всех областях науки и техники или, другими словами, в научно-технической сфере (сфере науки и техники). Широкое толкование (В.И. Громека, Ю.М. Каныгин, П.Г. Олдак) – трактовка потенциала определяется его влиянием на развитие территории в целом.Комбинированный вариант (И.О. Калинников, П.А. Кульвец) отражает состояние НТПт в пределах сферы науки и техники и его соответствие потребностям территории. В современных условиях, когда научно-технические достижения не только обеспечивают решение задач развития территории, но и выступают в качестве интенсивного фактора ее экономического роста, наиболее содержательным является комбинированный вариант понимания научно-технического потенциала. Подход с позиций организации потенциала: Фрагментарное представление (А.И. Анчишкин, Ю.В. Будавей, А.О. Ладный) – потенциал рассматривается как его отдельные составляющие элементы, не связанные между собой. Системное представление (Е.Г. Василевский, В.А. Жамин, Л.Э. Миндели, А.Н. Фоломьев) – потенциал трактуется как совокупность элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность или, другими словами, систему. Таким образом, с учетом направлений, выбранных в рамках четырех рассмотренных подходов, нами было сформулировано следующее определение. Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и результатов научно-технической деятельности, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и внешней средой в определенных организационно-управленческих условиях для решения задач текущего и перспективного развития территории (в рамках данного исследования – региона), повышения ее конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста.Сущность любого объекта достаточно полно раскрывается посредством выявления составляющих его элементов и их взаимосвязей. Поэтому отдельно рассмотрим структуру научно-технического потенциала региона, которая, согласно сформулированному выше определению, может быть представлена единством трех его составляющих: ресурсной, результативной и управленческой. Ресурсная составляющая является основой функционирования и развития научно-технического потенциала региона. Она состоит из взаимосвязанных компонентов (ресурсов), имеющих различное функциональное назначение: организационного, кадрового, материально-технического, информационного и финансового. Рассмотрим каждый компонент подробнее: Организационный – это совокупность выполняющих научные исследования и разработки организаций региона, различающихся по типам, формам собственности, секторам деятельности, способам финансирования и т. д. Кадровый – включает в себя все виды научнотехнических кадров региона, способных генерировать и реализовывать новые научно-технические идеи, выполнять научную, педагогическую, техническую, организационную, информационную и другую работу, и отражает как их количество, так и квалификацию. Материально-технический – представляет собой средства и предметы научного труда, создающие необходимые условия для осуществления научно-технической деятельности в регионе, и отражает их объем и качественный состав. Информационный – включает в себя объем накопленных и систематизированных к данному моменту знаний и достижений и отражает как информированность ученых региона о мировом опыте, так и наличие собственных оригинальных идей, методик, разработок и т. д. Финансовый компонент – это совокупность фондов денежных средств (различаются по источникам финансирования, секторам деятельности, видам затрат и работ и др.), находящихся в распоряжении сферы науки и техники региона. При этом одна часть финансовых средств расходуется на восполнение элементов научно-технической сферы, другая часть идет на ее функционирование, а третья – на развитие.Результативная составляющая представляет собой результаты функционирования сферы науки и техники и является отражением реализации имеющихся у региона ресурсов и возможностей. Управленческая составляющая характеризует способность научно-технической сферы региона привлекать на принципах коммерческой результативности ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода разработок, а также методы и способы управления этими процессами. Только тесно взаимодействуя между собой и дополняя друг друга, ресурсная, результативная и управленческая составляющие проявляют себя как единая целостность научно-технического потенциала региона, которая дает толчок к новым изменениям качественного и количественного характера, т. е. инновациям.Главное назначение НТПт заключается в том, чтобы в результате его активного использования обеспечивался такой уровень развития науки и технической оснащенности производства в регионе, благодаря которому происходило бы повышение производительности общественного труда, наращивание конкурентоспособности экономики и укрепление ее безопасности, улучшение качества жизни населения и т. д. Таким образом, рассмотрев понятие научно-технического потенциала региона, можно сделать следующие выводы: В литературе отсутствует единое понимание сущности НТПт. В результате анализа имеющихся трактовок нами выделены четыре подхода к определению данной категории (с позиции содержания функционирования, развития и организации). С учетом обозначенных подходов можно определить НТПт региона как совокупность ресурсов и результатов научно-технической деятельности, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и внешней средой в определенных организационно управленческих условиях для решения задач текущего и перспективного развития региона, повышения его конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста. Структура НТПт региона представляет собой единство ресурсной, результативной и управленческой составляющих, от тесной взаимосвязи и оптимального соотношения которых зависят уровень его развития и возможности функционирования в сложившихся условиях. Анализ динамики и построение прогноза подготовки научных кадров в РоссииС целью построения прогноза подготовки научных кадров в России сформируем массив исходных данных, который представляет собой динамический ряд с периодом исследования 15 лет (2004-2018гг.). В качестве источника статистических данных в рамках исследования использовались ресурсы Федеральной службы государственной статистики РФ. Исходные данные для построения прогноза представлены в таблице 13.Таблица 13 - Динамика показателей выпуска из докторантуры с защитой диссертации в 2002-2016 гг., чел.ПериодВыпуск из докторантуры с зашитой диссертации, чел.200442820054222006411200745920084722009461201042820113812012336201338220143942015323201623120171812018151Для исследования тенденции исходного ряда выполним построение графика показателя, характеризующего выпуск из докторантуры с защитой диссертации (рисунок 6).Рисунок 6 - Динамика выпуска из докторантуры с защитой диссертации в России в 2004-2018 гг.Анализ показывает, что в исследуемом периоде наблюдается устойчивая убывающая тенденция подготовки научных кадров в докторантуре.Выполним анализ ряда динамики на основе линии тренда. Для этого выберем модель, наиболее адекватно отражающую тенденцию ряда. Результаты подбора модели средствами SPSS Statisticaпредставлены в таблице 14.Таблица 14 - Результаты подгонки модели линии трендаУравнениеСводка для моделиОценки параметровR-квадратFст.св.1ст.св.2ЗначимостьКонстантаb1b2Линейная,69830,077113,000515,800-18,975Логарифмическая,4199,385113,009520,404-84,090Обратная,1652,567113,133326,900167,709Квадратичная,91464,136212,000391,08625,042-2,751Степенная,3838,073113,014581,425-,278Анализ показывает, что значимыми на 5% уровне являются линейная, логарифмическая и квадратичная модель, но наилучшим образом отражает тенденцию ряда квадратичная линия тренда, для которой показатель R-квадрат = 0,914 (рисунок 7).Рисунок 7 - Результаты подбора линии трендаУравнение линии тренда имеет вид:Выполним расчет параметров уравнения регрессии и построение прогноза. Результаты построения модели представлены таблице 15.Таблица 15 - Результаты построения модели квадратичного трендаСводка для моделиRR-квадратСкорректированный R-квадратСтандартная ошибка оценки,956,914,90032,083ANOVAСумма квадратовст.св.Средний квадратFЗначимостьРегрессия132035,846266017,92364,136,000Остаток12352,154121029,346Всего144388,00014КоэффициентыНестандартизованные коэффициентыСтандартизованные коэффициентытЗначимостьBСтандартная ошибкаБетаПоследовательность наблюдений25,0428,2191,1033,047,010Последовательность наблюдений ** 2-2,751,500-1,993-5,507,000(Константа)391,08628,57813,685,000Анализ показывает, что модель адекватно отражает тенденцию ряда, коэффициенты модели и модель, в целом статистически значимы. При увеличении периода на 1 год происходит снижение показателя выпуска из докторантуры с защитой диссертации в среднем на 2,75 чел..Результаты построения прогноза представлены на рисунке 8.Рисунок 8 - Результаты построения прогноза выпуска из докторантуры с защитой диссертации до 2020 г.Таким образом, результаты прогноза демонстрируют сохранения убывающей тенденции выпуска из докторантуры с защитой диссертации до 2020 г..ЗаключениеВ настоящей работе в соответствии с целью и задачами сформирована теоретическая база исследования, на основе которой выполнен анализ основных показателей, характеризующих уровень образования населения России с применением статистических методов. По результатам расчетов и анализа в работе сформулированы следующие выводы:В 2014-2018 гг. число общеобразовательных организаций снизилось на 12%, что составило 6 тысяч. Доля вечерних общеобразовательных организаций в общем числе уменьшилась на 30,8% или на 0,4 тыс.. В среднем ежегодно число общеобразовательных организаций уменьшалось на 8,8%. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях увеличилась на 5,4%, что в абсолютном выражении составило 730 тысяч человек. В целом по России за рассматриваемый период численность учащихся в общеобразовательных организациях увеличилась на 4,8%, прирост в абсолютном выражении составил 647 тыс. чел. Наибольший прирост наблюдается в Южном федеральном округе, он составил 4,9% или 63 тыс. чел., наименьший – в Дальневосточном федеральном округе, численность увеличилась на 1,1% или на 7 тыс. чел..В 2014-2018 гг. наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности профессиональных образовательных организаций данного уровня. В 2018 г. по сравнению с 2014 г. сокращение превышает более чем в 2 раза. Также наблюдается тенденция снижения численности обучающихся (-27,8%).В 2018 году по сравнению с показателями 2014 года произошло снижение числа профессиональных организаций на 19,1% при снижении численности обучающихся на 7,8%.За рассматриваемый период число организаций высшего профессионального образования снизилось на 14,8%, что составило 165 организаций. В среднем ежегодно число организаций уменьшалось на 3,9%. Численность студентов уменьшилась на 26,1% или на 1840,8 тыс. чел, при этом в среднем ежегодно численность студентов сокращалась на 7,3%. Численность студентов на 10000 человек населения уменьшилась на 27,8% или на 137 чел.Наибольшую долю в общей численности студентов профессиональных организаций составляют студенты в возрасте 21 года, наименьшую – в возрасте 15 лет и младше.В 2018 году по сравнению с показателем 2005 года наблюдается увеличение удельного веса населения с высшим образованием в общей численности экономически активного населения при снижении доли россиян, не имеющих основного общего образования.Анализ результатов расчета коэффициентов структурных сдвигов позволил сделать вывод о значимом изменении структуры населения по уровню образования в России в 2018 году по сравнению с показателями 2005 года.Наибольшую долю безработных составляют лица, которые имеют только среднее (полное) образование. Особенно ярко это наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, где безработные, имеющих только аттестат о среднем образовании, составляют более половины всех безработных. Наименьшую долю безработных составляют лица, не имеющие основного общего образования (не окончившие 9 классов школы). Безработные с начальным профессиональным образованием составляют 20-25% от общего числа безработного населения, со средним профессиональным образованием – 18-23%; с высшим профессиональным образованием – 13-20%.Список использованных источниковАйвазян С.А. Методы эконометрики: учебник. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 238 с.Авдулов, А.Н. Показатели научно технического потенциала. Методы сравнительного анализа / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Курь ер российской академической науки и высшей школы. – 2011. – №12.Будавей, Ю.В. Долгосрочные народнохозяйственные програм мы / Ю.В. Будавей. – М.: МЫСЛЬ, 1980. – 207 сБалдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2012. 312 c.Батракова Л.Г. Теория статистики: Учебное пособие / Л.Г. Батракова. - М.: КноРус, 2013. 528 c.Бляхман, Л.С. Экономика научно технического прогресса / Л.С. Бляхман. – М.: Высшая школа, 2011. – 272 с.Бендиков, М.А. Методологические основы исследования меха низма инновационного развития в современной экономике / М.А. Бен диков, Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – №2. – С. 3 14.Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 238 c.Громека, В.И. США: научно технический потенциал. Социаль но экономические проблемы формирования и развития / В.И. Громе ка. – М., 1977.Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы.- М.: Финансы и статистика, 2011.293 с.Елисеева, И. И.Эконометрика: учебник для магистров / И. И. Елисеева; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. 449 с.Елисеева, И. И.Статистика: учебник для бакалавров / И. И. Елисеева ; отв. ред. И. И. Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. 558 с.Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Ганченко О.И. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие для бакалавров.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 364 с.Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: https://www.fedstat.ru/Задумкин, К.А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования / К.А. Задумкин, И.А. Кондаков. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2012. – 72 с.Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учебник для вузов - 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 283 с.Кульвец, П.А. Научно технический потенциал: сущность, оцен ка, эффективность использования: учеб.пособие / П.А. Кульвец. – Вильнюс: МВССО ЛитССР, 1980. – 55 с.Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного по тенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донец кого национального технического университета. – 2012. – Вып. 68. – С. 88 96. – (Экономические науки).Ладный, А.О. Анализ данных в задачах управления научно тех ническим потенциалом / А.О. Ладный // Интеллектуальные технологии и системы.: сб. учебн. метод.работ и статей аспирантов и студен тов. – Вып. 6. – М.: Эликс+, 2004.Мхитарян В. С.,Архипова М. Ю.,Балаш В. А., Балаш О. С.,Дуброва Т. А., Сиротин В. П. Эконометрика/ Под общ.ред.:В. С. Мхитарян. М.: Проспект, 2014.238 с.Мхитарян В.С. Эконометрика: учебное пособие/ Мхитарян В.С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П.— М.: Евразийский открытый институт, 2012. 224 c.Научно технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Г.М. Добров, В.Е. Тонкаль, А.А. Савельев [и др.]. – Киев: Наукова Думка, 2010. – 347 с.Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА М, 2012. – 724 с.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1402 с.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовников И.А. Теория статистики: Учебник. – 8-е изд. М.: Финансы и статистика, 2016. 656 с.Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/
1. Айвазян С.А. Методы эконометрики: учебник. - М.: Ма¬гистр: ИНФРА-М, 2010. 238 с.
2. Авдулов, А.Н. Показатели научно технического потенциала. Методы сравнительного анализа / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Курь ер российской академической науки и высшей школы. – 2011. – №12.
3. Будавей, Ю.В. Долгосрочные народнохозяйственные програм мы / Ю.В. Будавей. – М.: МЫСЛЬ, 1980. – 207 с
4. Балдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2012. 312 c.
5. Батракова Л.Г. Теория статистики: Учебное пособие / Л.Г. Батракова. - М.: КноРус, 2013. 528 c.
6. Бляхман, Л.С. Экономика научно технического прогресса / Л.С. Бляхман. – М.: Высшая школа, 2011. – 272 с.
7. Бендиков, М.А. Методологические основы исследования меха низма инновационного развития в современной экономике / М.А. Бен диков, Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – №2. – С. 3 14.
8. Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 238 c.
9. Громека, В.И. США: научно технический потенциал. Социаль но экономические проблемы формирования и развития / В.И. Громе ка. – М., 1977.
10. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы.- М.: Финансы и статистика, 2011. 293 с.
11. Елисеева, И. И. Эконометрика: учебник для магистров / И. И. Елисеева; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. 449 с.
12. Елисеева, И. И. Статистика: учебник для бакалавров / И. И. Елисеева ; отв. ред. И. И. Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. 558 с.
13. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Ганченко О.И. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие для бакалавров.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 364 с.
14. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: https://www.fedstat.ru/
15. Задумкин, К.А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования / К.А. Задумкин, И.А. Кондаков. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2012. – 72 с.
16. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учебник для вузов - 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 283 с.
17. Кульвец, П.А. Научно технический потенциал: сущность, оцен ка, эффективность использования: учеб. пособие / П.А. Кульвец. – Вильнюс: МВССО ЛитССР, 1980. – 55 с.
18. Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного по тенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донец кого национального технического университета. – 2012. – Вып. 68. – С. 88 96. – (Экономические науки).
19. Ладный, А.О. Анализ данных в задачах управления научно тех ническим потенциалом / А.О. Ладный // Интеллектуальные техноло гии и системы.: сб. учебн. метод. работ и статей аспирантов и студен тов. – Вып. 6. – М.: Эликс+, 2004.
20. Мхитарян В. С., Архипова М. Ю., Балаш В. А., Балаш О. С., Дуброва Т. А., Сиротин В. П. Эконометрика / Под общ. ред.: В. С. Мхитарян. М.: Проспект, 2014. 238 с.
21. Мхитарян В.С. Эконометрика: учебное пособие/ Мхитарян В.С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П.— М.: Евразийский открытый институт, 2012. 224 c.
22. Научно технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Г.М. Добров, В.Е. Тонкаль, А.А. Савельев [и др.]. – Киев: Наукова Думка, 2010. – 347 с.
23. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА М, 2012. – 724 с.
24. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1402 с.
25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.
26. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовников И.А. Теория статистики: Учебник. – 8-е изд. М.: Финансы и статистика, 2016. 656 с.
27. Федеральная служба государственной статистики URL:
Вопрос-ответ:
Какие существуют уровни образования в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует система уровней образования, которая включает в себя: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.
Какие статистические методы используются для анализа уровня образования?
Для анализа уровня образования используются различные статистические методы и средства, включая сбор и анализ данных, математическую статистику, множественную корреляцию, факторный анализ и другие.
Какие показатели общего и профессионального образования анализируются в России?
В России анализируются различные показатели общего и профессионального образования, такие как количество учащихся, количество выпускников, уровень подготовки учащихся, уровень образования педагогических работников и другие.
Какие структурные сдвиги в распределении населения России по уровню образования изучаются?
Изучаются структурные сдвиги в распределении населения России по уровню образования, то есть изменения в соотношении людей с разными уровнями образования в общей структуре населения. Например, анализируется изменение доли людей с высшим образованием или средним профессиональным образованием.
Что можно сказать о статистическом анализе уровня образования россиян?
Статистический анализ уровня образования россиян является важным инструментом для изучения образовательной ситуации в стране. Он позволяет выявлять тенденции и проблемы в системе образования, определять эффективность образовательных программ, а также разрабатывать и внедрять соответствующие меры для улучшения качества образования.
Какая система уровней образования существует в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует следующая система уровней образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование.
Какие статистические методы и средства используются для анализа и оценки уровня образования?
Для анализа и оценки уровня образования в России используются такие статистические методы и средства, как сбор данных по населению, подсчет и анализ различных показателей общего и профессионального образования, анализ структурных сдвигов в распределении населения по уровню образования и многие другие.
Какие показатели общего и профессионального образования анализируются в России?
В России анализируются различные показатели общего и профессионального образования. Например, анализируются данные об уровне грамотности населения, количество школьников и студентов, образовательные достижения и прогресс, уровень отсева в школах и на вузах, распределение населения по уровню образования и другие показатели.