Государственный надзор в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Товароведение
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 5
1.1 Анализ действующей нормативно-правовой базы 5
1.2 Проблемы законодательного регулирования безопасности и качества продуктов питания 8
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУТОВ 10
2.1 Разделение полномочий органов государственного надзора и контроля 10
2.2. Основные направления регулирования качества пищевой продукции 13
3 ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 21
3.1 Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции 21
3.2 Таможенный контроль в отношении пищевых продуктов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Фрагмент для ознакомления

Процесс современного развития мировой экономики требует новых подходов к применению мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Кроме того, интеграция России в мировую экономику поднимает многие вопросы, такие как: развитие современных методов государственного регулирования внешней торговли, ускорение развития национальной экономики и защита российских производителей, а также поддержка конкурентоспособности российских продовольственных товаров в мире. В частности, в рамках движения продовольственных товаров основными функциями таможенных органов являются:- проведение таможенного контроля, а также совершенствование методов проведения таможенных операций, которые, в свою очередь, призваны создать условия, способствующие ускорению оборота пищевой продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС);- содействие развитию внешней торговли российскими продовольственными товарами и установлению внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;- пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, а также таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые продовольственные товары;- соблюдение запретов и ограничений, применяемых при перемещении пищевой продукции через таможенную границу ЕАЭС [17, c.120].За последние 10 лет произошло резкое ухудшение показателей биологической полезности сельскохозяйственного пищевого сырья и качества продуктов питания в целом. Около половины продуктов питания и напитков, поступающих в продажу, не соответствуют санитарным нормам. В этой связи участие таможенных органов в контроле за перемещением продовольственных товаров является весьма актуальным. Каждая партия пищевой продукции, ввозимая в ЕАЭС (в меньшей степени это касается экспортируемой продукции), проверяется таможенными органами на соответствие документам, подтверждающим ее санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную безопасность, а также на соответствие требованиям качества и безопасности, установленным техническими регламентами или национальными стандартами. Пищевая продукция, поступающая на территорию Российской Федерации, не допускается к ввозу и помещению под соответствующую таможенную процедуру без протоколов лабораторных исследований и заключений экспертов о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам. Должностным лицам таможенных органов необходимо проводить проверку документов и информации, в том числе с использованием системы управления рисками. После этого должностные лица федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные в области фитосанитарного, санитарно-карантинного, ветеринарного надзора, в соответствии со своей компетенцией осуществляют досмотр ввозимых товаров в специально оборудованных местах. Если пищевая продукция вызывает обоснованные сомнения в области безопасности и качества, государственные контролирующие органы проставляют в товаросопроводительных документах отметку о запрете или разрешении ввоза продукции.Пресечение реализации нелегальной и контрафактной продукции возможно только совместными усилиями специалистов надзорных органов Россельхознадзора, Ространснадзора и Роспотребнадзора. Федеральная таможенная служба России (ФТС России) по вопросам обеспечения безопасности пищевых продуктов тесно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в рамках системы государственного контроля: Министерством промышленности и торговли, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Росприроднадзором, Росздравнадзором, Министерством сельского хозяйства, Россельхознадзором, Федеральной службой безопасности Российской Федерации [19, c. 168]. Взаимодействие контролирующих органов на границе имеет большое значение. Обмен информацией между Федеральной таможенной службой России и другими контролирующими органами способствует повышению эффективности государственного контроля за перемещением пищевой продукции, в отношении которой установлены запреты и ограничения на внешнеторговую деятельность. В целях повышения эффективности таможенного контроля пищевой продукции, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС, таможенные органы и контролирующие государственные органы осуществляют обмен информацией и документами, необходимыми для таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий. Связь между таможенными органами и федеральными органами исполнительной власти осуществляется в основном через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее-СЭВ). СЭВ позволяет таможенным инспекторам обращаться к информационным ресурсам других федеральных органов исполнительной власти и получать эти документы. Такое взаимодействие можно считать движением к единому окну, т. е. услугой, которая избавляет участников внешнеэкономической деятельности от необходимости собирать документы в разных уполномоченных органах. У ФТС России уже есть практический опыт в этом направлении. В свободном порту Владивосток таможенные органы обязаны принимать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, перевозимых на территории порта, не только для таможенных целей, но и для других органов, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска. Перевозчики и заинтересованные лица с помощью бесплатных сервисов в личном кабинете предоставляют предварительную информацию о санитарно-карантинном, транспортном и фитосанитарном контроле, а должностное лицо таможенного органа через СЭВ передает эти данные в электронном виде в Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор, получая от них соответствующие решения о разрешении или запрете ввоза пищевой продукции. Следует отметить, что данная технология позволяет участникам внешнеэкономической деятельности один раз представить необходимую информацию, которая становится доступной всем государственным контролирующим органам, а таможенным органам-оптимизировать работу на пункте пропуска и ускорить прохождение государственного контроля на границе. Необходимо создать интегрированную систему взаимодействия, которая будет служить единым шлюзом, обеспечивающим маршрутизацию электронных сообщений между пятью государствами-членами ЕАЭС, охватывающую не только таможенные, но и все другие услуги.Таможенные органы, а также иные федеральные уполномоченные государственные органы должны обеспечивать экономическую безопасность Российской Федерации путем осуществления контроля за ввозом продовольственных товаров. Продовольственная безопасность является одной из составляющих внутренней экономической безопасности. Федеральный закон "о продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в объеме, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должно производиться собственным сельскохозяйственным сектором. В настоящее время международное положение Российской Федерации значительно осложняет продовольственную безопасность, поэтому государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям: реализация мер, связанных с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие агротехнологий и повышение конкурентоспособности отечественной пищевой продукции; принятие мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества пищевых продуктов. В концепции развития таможенных органов (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-Р) определено важное направление деятельности таможенных органов в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны, а именно пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных продуктов непосредственно на государственную границу, что позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих продуктов в страну, предотвратить негативные последствия их распространения.Таким образом, таможенный контроль пищевой продукции на современном этапе развития таможенных органов требует дальнейшего совершенствования. Перспективные изменения в таможенном контроле на исследуемой территории в первую очередь связаны с предстоящим вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Необходимо продолжать учитывать мировой опыт таможенного контроля пищевой продукции и создавать современную нормативно-правовую базу для достижения эффективности межгосударственных проектов на уровне интеграционного объединения ЕАЭС [20].ЗАКЛЮЧЕНИЕГлобальная торговля продовольствием оказывает огромное воздействие как на здоровье населения, так и на экономику стран. По данным ВОЗ, ежегодно около 600 миллионов человек заболевают и 420 000 человек умирают от болезней, передающихся с пищей. Потери в производительности и расходах на торговлю и лечение составляют 110 млрд. долл. США ежегодно, главным образом в странах с низким и средним уровнем дохода.Потребители во всем мире вправе ожидать, что купленные и потребляемые ими продукты питания, безопасны и высокого качества. Хорошие, безопасные продукты являются основой полноценного питания. Помимо обеспечения здоровья потребителей, безопасность пищевых продуктов также имеет решающее значение для обеспечения доступа сельскохозяйственных производителей к рынкам. Это в свою очередь способствует экономическому развитию и снижению уровня бедности.Безопасность пищевых продуктов-отсутствие или безопасные, приемлемые уровни риска пищевых продуктов, которые могут нанести вред здоровью потребителей.В настоящее время в систему органов исполнительной власти по государственному надзору и контролю входят Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.Эти органы исполнительной власти, в свою очередь, обязаны предоставлять органам государственной власти, гражданам (в том числе индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам соответствующую информацию относительно: качества и безопасности пищевой продукции; соблюдения требований нормативных документов; государственной регистрации пищевой продукции; подтверждения соответствия ее нормативным документам; нормативных документов и мер по предотвращению реализации некачественной и опасной пищевой продукции.В настоящее время решается проблема производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, создания систем качества в производственном процессе у поставщиков-производителей сельскохозяйственной продукции-сельскохозяйственных кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ и др. оставаться неразрешенным. Речь идет о создании в каждом из них системной, документально оформленной организации контроля за всеми технологическими процессами, которые в конечном итоге обеспечивают то или иное качество сельскохозяйственной продукции. С момента вступления в силу Федерального закона "о качестве и безопасности пищевой продукции" прошло много лет, и сдвиги в совершенствовании контроля качества сельскохозяйственной продукции на уровне ее производителей незаметны. Этому есть как субъективные, так и объективные причины (среди последних-частые реорганизации, связанные с приватизацией, банкротством и т.д.)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/2.Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - М.: Российская таможенная академия, 2016. – 52 c3. Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник / /под ред. Галузо В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 367 с.4.Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под ред. Г. П. Геращенко. — М.: Юрайт, 2018. — 234 с.5.Дмитриева Е.О. Современная политика в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Экономические отношения. – 2014. – № 2(8). – c. 49-55 6.Дюмулен И.И. Международная торговля: тарифное и нетарифное регулирование. - Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2015. 7.Зубач А.В. Таможенное право. Учебник для бакалавров, Юрайт, 20168.Кириллов Ю.Г., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. – 192 c. 9.Кошман Е.А. Нетарифное регулирование: роль таможенных органов // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы II всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Г. Шантаренко. 2015. – c. 472-476.10.Мещериков В.А. Соглашение по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО (отдельные аспекты применения) // Сибирский юридический вестник. 2016. №2. 11.Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник / под ред. С. А. Новикова. — М.: Юрайт, 2018. — 302 с.12.Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.]; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М.: Юрайт, 2018. — 392 с.13.Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник / под ред. В. В. Покровская. М.: Юрайт, 2018. — 298 с.14.Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум: учебное пособие / В. Н. Сидоров. М.: Юрайт, 2018. — 267 с.15.Скляренко С. А., Нечаев Б. П., Тимошина А. В., Перегудова Е. П., Моргунова Т. Д. Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 332-33316.Таможенный менеджмент: Учебное пособие / под ред. Мантусова В.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 319 с.17.Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / /под ред. И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2018. - 320 c.18.Хохлова А. В., Хохлова О. М. Безопасность продуктов питания в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 41–4519. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник / под ред. А.Г. Чернявский. – М.: «ЮСТИЦИЯ», 20168. – 556 с.20. Центр международной торговли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/rossiya-i-mir-prodovolstvie/ (дата обращения: 08.10.2019)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/
2.Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - М.: Российская таможенная академия, 2016. – 52 c
3. Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник / /под ред. Галузо В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 367 с.
4.Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под ред. Г. П. Геращенко. — М.: Юрайт, 2018. — 234 с.
5.Дмитриева Е.О. Современная политика в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Экономические отношения. – 2014. – № 2(8). – c. 49-55
6.Дюмулен И.И. Международная торговля: тарифное и нетарифное регулирование. - Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2015.
7.Зубач А.В. Таможенное право. Учебник для бакалавров, Юрайт, 2016
8.Кириллов Ю.Г., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. – 192 c.
9.Кошман Е.А. Нетарифное регулирование: роль таможенных органов // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы II всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Г. Шантаренко. 2015. – c. 472-476.
10.Мещериков В.А. Соглашение по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО (отдельные аспекты применения) // Сибирский юридический вестник. 2016. №2.
11.Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник / под ред. С. А. Новикова. — М.: Юрайт, 2018. — 302 с.
12.Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.]; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М.: Юрайт, 2018. — 392 с.
13.Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник / под ред. В. В. Покровская. М.: Юрайт, 2018. — 298 с.
14.Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум: учебное пособие / В. Н. Сидоров. М.: Юрайт, 2018. — 267 с.
15.Скляренко С. А., Нечаев Б. П., Тимошина А. В., Перегудова Е. П., Моргунова Т. Д. Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 332-333
16.Таможенный менеджмент: Учебное пособие / под ред. Мантусова В.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 319 с.
17.Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / /под ред. И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2018. - 320 c.
18.Хохлова А. В., Хохлова О. М. Безопасность продуктов питания в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 41–45
19. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник / под ред. А.Г. Чернявский. – М.: «ЮСТИЦИЯ», 20168. – 556 с.
20. Центр международной торговли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/rossiya-i-mir-prodovolstvie/ (дата обращения: 08.10.2019)

Вопрос-ответ:

Как регулируется безопасность и качество пищевых продуктов?

Безопасность и качество пищевых продуктов регулируются через государственный надзор и контроль.

Какие органы осуществляют государственный надзор в области безопасности и качества пищевых продуктов?

Государственный надзор в области безопасности и качества пищевых продуктов осуществляется несколькими органами: Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Роскачеством и другими.

Какие проблемы существуют в законодательном регулировании безопасности и качества продуктов питания?

Существуют проблемы с законодательным регулированием безопасности и качества продуктов питания, такие как несовершенство нормативно-правовой базы, слабая координация между различными органами надзора, недостаточный контроль за производством и хранением продуктов.

Какие полномочия у органов государственного надзора и контроля в области безопасности и качества пищевых продуктов?

Органы государственного надзора и контроля имеют полномочия по проведению проверок на предприятиях пищевой промышленности, отлову и уничтожению непригодной продукции, контролю санитарных условий производства и др.

Какова система государственного регулирования в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов?

Система государственного регулирования в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов включает в себя разделение полномочий между органами государственного надзора и контроля, осуществление проверок и контроля на предприятиях пищевой промышленности, разработку и улучшение нормативно-правовой базы и т.д.

Какая нормативно-правовая база обеспечивает безопасность и качество пищевых продуктов?

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов включает ряд законов и нормативных актов, таких как Федеральный закон "О безопасности и качестве пищевых продуктов", Постановление Правительства РФ "О системе государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов" и др.

Какие проблемы существуют в законодательном регулировании безопасности и качества продуктов питания?

Проблемы законодательного регулирования включают отсутствие единого законодательного акта, недостаточное внедрение новых технологий и методов контроля, неэффективность механизмов ответственности за нарушение правил безопасности и качества продуктов питания.

Как разделены полномочия органов государственного надзора и контроля?

Органы государственного надзора занимаются непосредственным контролем за соблюдением требований к безопасности и качеству пищевых продуктов, проводят инспекции и проверки субъектов хозяйствования. Органы контроля обеспечивают правовое регулирование и разработку нормативных актов в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов.

Какие принципы основывают систему государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов?

Система государственного регулирования основана на принципах государственной регистрации пищевых продуктов, государственного контроля за процессами и производством пищевых продуктов, гармонизации законодательства с международными стандартами и техническими регламентами.

Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за безопасностью и качеством пищевых продуктов?

Государственный надзор и контроль осуществляют Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и Роскачество (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Они осуществляют проверки, принимают меры по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов.