Развитие силовых способностей у футболистов 15-16 лет
Заказать уникальную дипломную работу- 51 51 страница
- 52 + 52 источника
- Добавлена 21.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития силовых способностей футболистов 15-16 лет на занятиях в школе 6
1.1 Содержание понятий «сила» и «силовые качества» 6
1.2 Психофизиологические особенности подростков 15-16 лет 13
1.3 Особенности развития силовых способностей у подростков 15-16 лет 22
ГЛАВА 2. Организация исследования развития силовых способностей футболистов 15-16 лет 35
2.1 Цели и задачи 35
2.2 Характеристика методов и методик исследования 36
2.3 Описание выборки испытуемых 37
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию силовых способностей футболистов 15-16 лет 38
3.1 Результаты диагностики силовых способностей футболистов 15-16 лет на констатирующем этапе исследования 38
3.2 Программа развития силовых качеств у подростков средствами футбола 40
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Степпер - это тренажер, имитирующий ходьбу по ступенькам, благодаря которому спортивная форма улучшается, мышцы ног укрепляются.Значительное увеличение объема и интенсивности тренировочной нагрузки будет отрицательно воздействовать на организм спортсмена. Воздействие отрицательных факторов, возможно, снижать, осуществляя значительную часть учебно-тренировочного процесса при помощи тренажерных устройств, которые способны разнообразить занятия, повысить их эмоциональность.Исполнение различных упражнений на тренировочных устройствах и тренажерахдает возможность, с одной стороны, сохранять высокую сопряженность с основными соревновательными движениями, а со второй - избирательно воздействовать на развитие нужных физических качеств.На данный момент времени зачастую применяют специальные тренажеры, реже – серию тренировочных устройств. При этом серию чаще всего используют в качестве подсобных снарядов, использование их обычно эпизодическое и не будет оказывать значительного воздействия на организацию и проведение учебного тренировочного процесса.В это же время специальное исследование Набатниковой М.Я. показало, что комплекс тренажеров, еоторый состоит из сорока устройств разнообразной конструкции, объединенных в общую взаимосвязанную систему, дает возможность достигнуть эффекта, который нельзя получить от отдельно взятого устройства. На таком комплексе возможны индивидуальные и групповые тренировки на протяжении длительного периода времени (на основании поставленных задач).С целью развития физических качеств спортсмены должны проводить большую по объему и интенсивности тренировочную работу. Нагрузки на организм при данной работе очень большие, но их результат не всегда может быть пропорциональным затраченным усилиям. Эффект тренировочного занятия во многом будет определяться типом и характером исполняемых упражнений.Физические упражнения в качестве средства тренировки делят на три группы: общеподготовительные (неспецифические), специально-подготовительные (специфические) и основные соревновательные (специальные).Круг общеподготовительных упражнений почти не ограничен, но во время подбора необходимо, чтобы комплексом отражались особенности спортивной специализации.Специально-подготовительные упражнения применяют для направленного и дифференцированного воздействия на развитие двигательных качеств и навыков, которые необходимы спортсменам с целью достижения успеха в определенном виде спорта. На основании преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на развивающие (направленные в основном на развитие физических ачеств) и на подводящие (способствующие главным образом освоению формы, техники движений).Соревновательными упражнения являются упражнения в избранном виде спорта. Данные упражнения используют во время общей и специальной физической, а помимо этого технической подготовки спортсмена. При этом во время повышения спортивного мастерства увеличивают число специальных упражнений.Известно, что если спортсмены на протяжении продолжительного периода времени будут использовать одни и те же упражнения даже самые эффективные, то их организм со временем адаптируется к ним, и упражнения перестанут давать положительный тренировочный эффект в результате стабилизации временных и пространственных характеристик. Снижение эффекта воздействия одних тренировочных средств с позиции физиологии, возможно, объяснить в качестве адаптации нервно-мышечного аппарата к внешним раздражителям, то есть мышцы и центральная нервная система перестают реагировать на ставшее привычным для них внешнее воздействие.Один из путей адаптации и перевода организма на наиболее высокий уровень функционирования, это силовые и скоростно-силовые упражнения разного по масштабу воздействия, которые выполняют с высокой интенсивностью на тренажерных устройствах.Упражнения регионального и особенно локального характера, которые выполняют на тренажерных устройствах, дают возможность, во-первых, избирательно воздействовать на разные, в том числе и на отстающие, группы мышц; во-вторых, значительно интенсифицировать тренировочный процесс, на основании того, что при направленных мышечных нагрузках можно наблюдать менее выраженный сдвиг в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; в-третьих, занятия с применением тренажерных устройств будут проходить наиболее эмоционально.То, что на тренажерах, возможно, повторять более трудные условия заданий, дает возможности для отшлифовки навыков до уровня, практически недостижимого во время естественного учебно-тренировочного процесса.Современные концепции психолого-педагогической теории обучения и принципы общей теории управления при разработке тренажёров для технического совершенствования предусматривают последовательное решение следующих задач:изучение общей структуры деятельности и выделение основных педагогических навыков:анализ требований, предъявляемых к внешней структуре развиваемых навыков, и определение элементов конкретного навыка;изучение внутренней структуры отдельного навыка, его ориентировочной основы;разработка устройств, воспроизводящих в модельных условиях аутентичные режимы мышечной деятельности обучаемых;реализация ориентировочной основы действия за счёт применения средств срочной информации;создание рациональных методик выработки пространственных, временных и силовых компонентов навыка на базе разработанных тренажёров;исследование эффективности процесса формирования двигательных навыков с учётом выявленных закономерностей;уточнение путей рациональной организации процесса обучения и тренировки с использованием тренажёров.Наиболее значимую помощь технические средства оказывают во время обучения молодых спортсменов. Применение тренажерных устройств позволяет улучшить обучение, более быстро формировать нужные умения и навыки, повышать интерес к занятиям и их эффективности.Во время обучения технике перспективным является применение таких тренажерных устройств, которые регламентируют условия исполнения определенных тренировочных упражнений, дают возможность выделять необходимые параметры движений, искусственно акцентировать требуемую фазу, что дает возможности для локализации и усиления процессов в желательном мышечном звене.Интересным является тренажер, со звуковой индикацией качества движений, который изобрел профессор И.П.Ратов «полимиофоническая установка». Принцип действия заключается в том, что во время движения токи работающих мышц будут преобразовываться в звуковые сигналы, и появляется так называемая мелодия движения. Обучающиеся спортсмены стараются добиваться эталонной «мелодии движения», то есть такой, которая появляется во время исполнения упражнений высококвалифицированными спортсменами.В лаборатории биомеханики ВНИИФКа под руководством И.П.Ратова разработали еще один тренажер с биолектрическими упражнениями. Индикатор в нем, это система цветных лампочек, и при движении спортсменов появляется световая мелодия.Исследования И.П.Ратова показывают, что одна из главных причин подавляющего большинства технических ошибок во всех без исключения циклических спортивных упражнениях, это несвоевременная либо излишняя активность функционально второстепенных, так называемых быстрых мышц. Данные мышцы, которые обладают свойством быстро возбуждаться, в результате действия механизмов мышечной координации приводят к снижению активности крупных, но относительно медленно активизируемых мышечных групп, что приводит к снижению рабочего эффекта движений.Знание данных закономерностей позволяет объяснять, что, допустим, излишнее напряжение мышц лица, шеи, сгибателей пальцев, двуглавых мышц плеча, трапециевидных мышц, это причина технического нарушения в спортивных циклических локомоциях (уменьшение длины бегового шага, ослабление гребка и т.д.).Во время совершенствования технического мастерства с применением тренажеров, которые создают искусственно измененные условия, ряд параметров выполняемых движений, возможно, сразу доводить до запланированного уровня, что поспособствует формированию верной ритмической основы двигательных навыков. В последующем во время постоянного контроля и коррекции с применением системы обратной связи формируются все компоненты двигательных навыков во время постепенного перехода от искусственных условий исполнения движений к реальным условиям спортивных упражнений.Во время совершенствования технического мастерства особенное значение будут приобретать технические средства с целью устранения излишней активности мышц, которые непосредственно не участвуют в деятельности, и создания условий упорядочения режимов работы мышц и улучшения межмышечной координации.Спортивные тренажеры используются в футболе для тренировки различных групп мышц. Этот подход относительно не нов и применяется различными тренерами, начиная с середины двадцатого столетия. Различные, в том числе, и новейшие современные медицинские исследования показывают, что грамотно подобранные программы занятий на спортивных тренажерах позволяют в дальнейшем избегать травм различных мышц или связок, которые находятся в группе риска.Современные базы клубов по футболу почти всегда оборудованы новейшими и современными тренажерами. У них есть еще один плюс, так как они не только тренируют силу спортсменов и их выносливость, а, кроме того, позволяют следить за состоянием их здоровья. Кроме того, во время занятий на тренажерах сразу виден процесс работы футболиста над своей физической подготовкой и его возможности.Помимо этого, тренажеры крайне необходимы игрокам в футбол, чтобы правильно восстановиться после матчей. Они позволяют хорошо снимать усталость и, избегая резких перепадов нагрузок переходить от матча к матчу.Таким образом, роль применения тренажёров в футболе не ограничивается тем, что они повышают эффективность учебно-тренировочного процесса благодаря направленным и управляемым физическим нагрузкам. Так, например, технические средства обучения обеспечивают ускоренное совершенствование двигательного навыка, способствуют снижению травматизма и психического напряжения, повышают активность спортсменов. Занятия на специальных тренажерах проводились три раза в неделю в течение двух месяцев.Понедельник – 60% интенсивности от максимальной – малая нагрузка;Среда – 80% интенсивности от максимальной – большая нагрузка;Пятница - 70% интенсивности от максимальной – средняя нагрузка.Перед экспериментальным комплексом футболисты выполняли общепринятую разминку. Экспериментальный комплекс выполнялся в основной части тренировки.Таблица 1 Экспериментальный комплекс на специальных тренажерах проводимых в понедельник(основная часть тренировки)ПОНЕДЕЛЬНИКНаименование упражненияКол-во подходов и повторений1) жим ногами3 подхода *12 раз (тренажер «Горка»);2) разгибание ног на тренажере3 подхода * 12 раз;3) сгибание ног на тренажере 3 подхода * 12 раз;4) в связке два упражнения «Дусет»;- разведение ног на тренажере - сведение ног на тренажере 3 подхода * 12 раз;3 подхода * 12 раз;5) подъем на носках со штангой3 подхода * 20 раз6) бицепс сгибание рук в «скамье Скотта»;в связке два упражнения «Дусет»:- разведение ног на тренажере;- сведение ног на тренажере;- разгибание рук в блоке (кроссовер);3 подхода * 12 раз;3 подхода * 12 раз;3 подход * 12 раз;3 подхода * 12 раз;7) тяга к поясу в наклоне штанги;3 подхода * 12 раз;8) упражнение на пресс (на «римском стуле»)3 подхода * 30 раз.Таблица 2 Экспериментальный комплекс на специальных тренажерах проводимых в среду(основная часть тренировки)СРЕДАНаименование упражненияКол-во подходов и повторений1) присяд со штангой 5 подходов * 12 раз;2) выпады с гантелями 5 подходов * 12 раз;3) дусет разведение ног с тренажерами5 подходов * 12 раз;4) «мертвая тяга» со штангой в руках на заднюю поверхность бедра5 подходов * 12 раз;5) подъем на носках «в Смите»5 подходов по 12 раз;6) сгибание рук с гантелями стоя на бицепс5 подходов * 12 раз;7) разгибание рук с гантелями из-за головы стоя5 подходов * 12 раз;8) сгибание, разгибание туловища на тренажере «Гиперэкстензия»5 подходов * 12 раз;9) упражнения для пресса: подъем ног в «шведской стенке»5 подходов * 10 раз.Таблица 3 Экспериментальный комплекс на специальных тренажерах проводимых в пятницу(основная часть тренировки)ПЯТНИЦАНаименование упражненияКол-во подходов и повторений1) фронтальный присяд со штангой на плечах4 подхода * 12 раз;2) сгибание ногами4 подхода * 12 раз;3) дусет- разведение ног на тренажере- сведение ног на тренажере 4 подхода * 12 раз;4 подхода * 12 раз;4) разгибание в тренажерах4 подхода * 12 раз;5) подъем на носках со штангой4 подхода * 12 раз;6) дусет: «французский жим» штанги лежа, сгибание рук со штангой стоя4 подхода * 12 раз;7) тяга к поясу в наклон штанги4 подхода * 12 раз;8) упражнения на пресс4 подхода * 12 раз.Так же для экспериментальной группы проводились упражнения с резиной в заключительной части тренировки.Таблица 4 Экспериментальный комплекс упражнений (заключительная часть тренировки)ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦАНаименование упражненияКол-во подходов и повторений1. Имитация удара по мячу внутренней частью стопы5 подходов * 20 секунд (правая, левая нога)2. Имитация удара по мячу внешней стороной стопы.5 подходов * 20 секунд. (правая, левая нога)3. Имитация удара по мячу подъёмом.5 подходов * 20 секунд. (правая, левая нога)4. Имитация вброса мяча из за головы с аута.5 подходов * 20 секунд.5. Бег на месте с натянутой резиной.5 подходов * 20 секунд.6. Мах ногой вперед.5 подходов * 20 секунд (правая, левая нога)7. Мах ногой назад.5 подходов * 20 секунд (правая, левая нога)8. Опорный прыжок с места с резиной.3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работыРезультаты сравнения данных о развитии силовых качеств юных футболистов, полученных на контрольном этапе исследования, систематизированы в таблице 5.Таблица 5 – Результаты сравнения данных о развитии силовых качеств юных футболистов, полученных на контрольном этапе исследованияПараметрСреднее значение в экспериментальной группеСреднее значение в контрольной группеВеличина U-критерия Манна-УитниВывод о достоверностиПрыжки с места140±5,7129±6,345достоверно при р≤0,01Бег, 100 м11,36±1,1212,43±1,4157достоверно при р≤0,05Подъем туловища, лежа на спине за 12 сек.13±1,410,5±2,758достоверно при р≤0,05Графически результаты экспериментального исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования представлены в рисунках 2 и 3.Рисунок 2. Динамика силовых качеств у испытуемых экспериментальной группы под воздействием реализации программы Рисунок 3. Динамика силовых качеств у испытуемых контрольной группы Итак, качественный и количественный анализ данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что процесс развития силовых качеств будет эффективен, если применить специально разработанную методику (программу).ЗАКЛЮЧЕНИЕСила футболиста как физическое качество состоит, прежде всего, в преодолении внешнего сопротивления за счет мышечных усилий. Для качественной игры футболист должен обладать достаточной силой, чтобы реализовать рывки за мячом и на свободное место, проводить прыжки за мячом, внезапно останавливаться и менять траекторию своего направления, с силой бить по мячу, быть способным дать отпор противнику в случае силового приема с его стороны и пр.Период развития спортсмена с 15 до 16 лет выступает сензитивным периодом для развития силы, что означает повышенную чувствительность организма спортсмена к силовым нагрузкам в этом возрасте, возможность быстрого прироста этого физического качества, благодаря грамотному тренировочному процессу.В связи со сказанным выполненная выпускная аттестационная работа была посвящена изучению развития силовых качеств футболистов 15-16 лет на занятиях в школе.По итогам выполнения выпускной аттестационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности программы развития силовых качеств у подростков средствами футбола.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:- были охарактеризованы психофизиологические особенности подростков 15-16 лет;- было представлено содержание понятий «сила» и «силовые качества»;- были описаны занятия футболом как средство развития силовых качеств у подростков;- были определены результаты диагностики силовых качеств учащихся 15-16 лет на констатирующем этапе исследования;- была предложена и внедрена программа развития силовых качеств у подростков средствами футбола;- было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.Качественный и количественный анализ эмпирических данных обеспечил доказательство выдвинутой гипотезы исследования о том, что процесс развития силовых качеств будет эффективен, если применить специально разработанную методику (программу).Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.По итогам выполнения работы мы можем сформулировать следующие рекомендации по развитию силовых качестве у футболистов 15-16 лет:- силовой компонент тренировки должен составлять следующую часть времени от общего времени физической подготовки: а) до 20% на подготовительном этапе годичного тренировочного процесса;б) до 30% на специальном подготовительном этапе годичного тренировочного процесса;в) до 25% на соревновательном этапе годичного тренировочного процесса;г) до 15% на переходном этапе годичного тренировочного процесса;- необходимо соблюдать оптимальный баланс в сочетании упражнений с мячом и без мяча;- важно активно использовать специальные комплексы упражнений, направленных на повышение качества силовой подготовкифутболистов;- целесообразно активно использовать в учебно-тренировочном процессе игры вфутбол на площадках разного размера с разным числом игроков.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреев, М.М. Особенности применения 3-го урока физической культуры с преимущественным использованием элементов футбола в начальной школе / М.М. Андреев, М.А. Каймин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 5.Аникеева, Н. Подросток: познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. – 2009. – № 4. – С. 54–59.Алиев С.А., Алиев И.С., Алибекова С.С., Султанов М.Б., Ибргимли А.М. Особенности основныхантропометрических и физиологических показателей подростков в процессе занятий футболом //Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018.С. 138-143.Бекетов, Д. Футбол – игра для всех / Д. Бекетов // Спорт в школе: метод.газ. для учителей физкультуры и тренеров. – 2010. – № 16. – С. 34–44.Бурянов В.Н., Можаев Э.Л., Коновалов И.Е. Особенности развития скоростно-силовых способностейюных футболистов посредством применения авторской программы с вариативным использованиемтренировочных нагрузок // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективыразвития. Казань. 2018. С. 15-18.Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин // Спорт в школе: прил. к газ. «Первое сент.». – 2011. – № 12. – С. 9–16.Возрастная анатомия и физиология ребенка / Л.А. Яковлева; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2013. – 26 с.Волик, П.И. Влияние занятий футболом на организм подростка / П.И. Волик // Университетское образование: культура и наука: материалы международного молодежного научного форума / отв. ред. А.П. Шмакова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянов, 2012. – С. 230–233.Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.Галицын, С. В. Физическая культура как средство профилактики социально-негативного поведения подростков / С.В. Галицын, А.М. Печенюк // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 8. – С. 48–53.Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. – М.: Владос, 2013. – 208 с.Гончаров, Ю.В. К вопросу об актуализации существующей проблемы агрессии в современном спорте / Ю.В Гончаров // Спортивный психолог. – 2009. – № 2. – С. 14–15.Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 431 с.Григорьев С.К., Лавриченко В.В. Направление и содержание многолетней индивидуальной техникотактической подготовки юных футболистов // Современный футбол: состояние, проблемы,инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 19-23.Денисенко Д.С., Сметанина К.С. Особенности развития физических качеств юных футболистов (напримере скоростно-силовой подготовки) // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации иперспективы развития. Казань. 2018. С. 24-27.Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. – М.: Юрайт, 2012. – 527 с.Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 7-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 445 с.Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 636 с.Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2016. – 237 с.Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 253 с.Колесов, Д.В. Современный подросток: взросление и пол / Д.В. Колесов; Рос.акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: МПСИ: Флинта, 2013. – 197 с.Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 214 с.Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.Кулаков, С.А. На приёме у психолога – подросток / С.А. Кулаков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2011. – 350 с.Ложкин, Г.А. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена/ Г.А. Ложкин // Наука в олимпийском спорте. –2017. – №1. – С. 87–92.Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 271 с.Мавлиев Ф.А., Валиахметов А.Х., Еникаев Ш.Р., Назаренко А.С., Коновалов И.Е. Показатели аеробнойработоспособности у спортсменов игровых видов спорта // Учебные записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2018. 1(155). С. 150-153.Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. 195 с.Мальцева, О. Удивительный мяч / О. Мальцева // Здоровье детей. – 2012. – № 4. – С. 18–20.Машковцев, А. Футбол – в школу! / А. Машковцев // Спорт в школе. – 2012. – № 1. – С. 24–25.Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. С. 195.Монаков, Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика / Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2015. – 287 с.Нифонтов, М.Ю. Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков / М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 11. – С. 61–65.Николаев А.Ю., Коновалов И.Е. Развитие скоростно-силовых способностей у юных футболистов //Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва впреддверии ХХХI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 291-293.Переходный возраст / сост. О. Хаткевич. – Минск: Красико-Принт, 2013. – 128 с.Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век: хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – С. 717–777.Платонова, З.Н. Агрессия как фактор адаптации подростков, занимающихся спортом / З.Н. Платонова // Спортивный психолог. – 2009. – № 3. – С. 67–69.Подольский, А.И. Подросток в современном мире: заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – СПб.: Каро, 2017. – 272 с.Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др.; под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 480 с.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.Руцкой, И.А. Футбол и мини-футбол в образовательных учреждениях как средство адаптации к занятиям физической культурой / И.А. Руцкой // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 33–37.Сучилин А.А. Подготовка олимпийского резерва в футболе. Волгоград: Принт, 2017. 236 с.Сергеев М.В. Развитие скоростных способностей футболистов 12 – 13 лет // Современныйфутбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. C. 90-92.Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 335 с.Фаттахов Р.В., Можаев Э.Л. Сенсативные периоды развития физических качеств в футболе //Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018.С. 315-319.Харламов, А.А. Характеристика скоростно-силовых способностей квалифицированных игроков, занимающихся классическим футболом и мини-футболом / А.А. Харламов // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. –№ 10. – С. 289–292.Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2015. – 158 с.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2009. – 450 с.Югова, Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т. Ф. Турова. – М.: Академия, 2011. – 334 с.Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 621 с.
1. Андреев, М.М. Особенности применения 3-го урока физической культуры с преимущественным использованием элементов футбола в начальной школе / М.М. Андреев, М.А. Каймин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 5.
2. Аникеева, Н. Подросток: познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. – 2009. – № 4. – С. 54–59.
3. Алиев С.А., Алиев И.С., Алибекова С.С., Султанов М.Б., Ибргимли А.М. Особенности основных антропометрических и физиологических показателей подростков в процессе занятий футболом // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 138-143.
4. Бекетов, Д. Футбол – игра для всех / Д. Бекетов // Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров. – 2010. – № 16. – С. 34–44.
5. Бурянов В.Н., Можаев Э.Л., Коновалов И.Е. Особенности развития скоростно-силовых способностей юных футболистов посредством применения авторской программы с вариативным использованием тренировочных нагрузок // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 15-18.
6. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин // Спорт в школе: прил. к газ. «Первое сент.». – 2011. – № 12. – С. 9–16.
7. Возрастная анатомия и физиология ребенка / Л.А. Яковлева; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2013. – 26 с.
8. Волик, П.И. Влияние занятий футболом на организм подростка / П.И. Волик // Университетское образование: культура и наука: материалы международного молодежного научного форума / отв. ред. А.П. Шмакова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянов, 2012. – С. 230–233.
9. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.
11. Галицын, С. В. Физическая культура как средство профилактики социально-негативного поведения подростков / С.В. Галицын, А.М. Печенюк // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 8. – С. 48–53.
12. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. – М.: Владос, 2013. – 208 с.
13. Гончаров, Ю.В. К вопросу об актуализации существующей проблемы агрессии в современном спорте / Ю.В Гончаров // Спортивный психолог. – 2009. – № 2. – С. 14–15.
14. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 431 с.
15. Григорьев С.К., Лавриченко В.В. Направление и содержание многолетней индивидуальной техникотактической подготовки юных футболистов // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 19-23.
16. Денисенко Д.С., Сметанина К.С. Особенности развития физических качеств юных футболистов (на примере скоростно-силовой подготовки) // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 24-27.
17. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. – М.: Юрайт, 2012. – 527 с.
18. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 7-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 445 с.
19. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
20. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 636 с.
21. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2016. – 237 с.
22. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 253 с.
23. Колесов, Д.В. Современный подросток: взросление и пол / Д.В. Колесов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: МПСИ: Флинта, 2013. – 197 с.
24. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 214 с.
25. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
26. Кулаков, С.А. На приёме у психолога – подросток / С.А. Кулаков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2011. – 350 с.
27. Ложкин, Г.А. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена / Г.А. Ложкин // Наука в олимпийском спорте. – 2017. – №1. – С. 87–92.
28. Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 271 с.
29. Мавлиев Ф.А., Валиахметов А.Х., Еникаев Ш.Р., Назаренко А.С., Коновалов И.Е. Показатели аеробной работоспособности у спортсменов игровых видов спорта // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. 1(155). С. 150-153.
30. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. 195 с.
31. Мальцева, О. Удивительный мяч / О. Мальцева // Здоровье детей. – 2012. – № 4. – С. 18–20.
32. Машковцев, А. Футбол – в школу! / А. Машковцев // Спорт в школе. – 2012. – № 1. – С. 24–25.
33. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. С. 195.
34. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика / Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2015. – 287 с.
35. Нифонтов, М.Ю. Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков / М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 11. – С. 61–65.
36. Николаев А.Ю., Коновалов И.Е. Развитие скоростно-силовых способностей у юных футболистов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии ХХХI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 291-293.
37. Переходный возраст / сост. О. Хаткевич. – Минск: Красико-Принт, 2013. – 128 с.
38. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век: хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – С. 717–777.
39. Платонова, З.Н. Агрессия как фактор адаптации подростков, занимающихся спортом / З.Н. Платонова // Спортивный психолог. – 2009. – № 3. – С. 67–69.
40. Подольский, А.И. Подросток в современном мире: заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – СПб.: Каро, 2017. – 272 с.
41. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др.; под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 480 с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.
43. Руцкой, И.А. Футбол и мини-футбол в образовательных учреждениях как средство адаптации к занятиям физической культурой / И.А. Руцкой // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 33–37.
44. Сучилин А.А. Подготовка олимпийского резерва в футболе. Волгоград: Принт, 2017. 236 с.
45. Сергеев М.В. Развитие скоростных способностей футболистов 12 – 13 лет // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. C. 90-92.
46. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 335 с.
47. Фаттахов Р.В., Можаев Э.Л. Сенсативные периоды развития физических качеств в футболе // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 315-319.
48. Харламов, А.А. Характеристика скоростно-силовых способностей квалифицированных игроков, занимающихся классическим футболом и мини-футболом / А.А. Харламов // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. –№ 10. – С. 289–292.
49. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2015. – 158 с.
50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2009. – 450 с.
51. Югова, Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т. Ф. Турова. – М.: Академия, 2011. – 334 с.
52. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 621 с.
Вопрос-ответ:
Какие психофизиологические особенности имеют подростки 15-16 лет?
Психофизиологические особенности подростков 15-16 лет включают быстрое физическое и эмоциональное развитие, возрастающую активность и желание экспериментировать, повышенную уязвимость для внешних влияний, нестабильность настроения и внимания, стремление к самостоятельности, низкую устойчивость нервной системы и т.д.
Какие особенности развития силовых способностей у подростков 15-16 лет?
Особенности развития силовых способностей у подростков 15-16 лет включают повышенную чувствительность к тренировочным воздействиям, быстрый рост и развитие мышц, возможность быстрого прогресса в тренировках, необходимость более интенсивных и качественных тренировок для достижения оптимальных результатов, возможность формирования правильной техники выполнения упражнений.
Какая цель и задачи может быть поставлена перед исследованием развития силовых способностей футболистов 15-16 лет?
Целью исследования развития силовых способностей футболистов 15-16 лет может быть определение эффективности тренировочных методов на развитие силовых показателей, выявление высоко-одаренных игроков, оценка динамики развития силовых качеств, а также разработка индивидуальных программ тренировок для футболистов данного возраста.
Какие методы и методики могут быть использованы для исследования развития силовых способностей футболистов 15-16 лет?
Для исследования развития силовых способностей футболистов 15-16 лет могут быть использованы методы биомеханического анализа движений, тестирования силовых показателей, измерения антропометрических параметров, функциональных и психологических тестирований. Кроме того, можно применять различные методики тренировочного процесса, например, комбинированные тренировочные методики или методики, ориентированные на развитие конкретных силовых качеств.
Какие понятия включаются в понятие "сила и силовые качества" при развитии силовых способностей у футболистов 15-16 лет?
Понятия, включенные в понятие "сила и силовые качества" в развитии силовых способностей у футболистов 15-16 лет, включают в себя физические показатели, такие как максимальная сила, скоростно-силовая выносливость, быстрота, реактивная сила. Эти понятия помогают определить уровень развития футболистов и создать программы тренировок, направленные на раскрытие их потенциала.
Какие психофизиологические особенности характерны для подростков возрастом 15-16 лет?
У подростков возрастом 15-16 лет присутствуют следующие психофизиологические особенности: интенсивный рост и развитие организма, формирование половых признаков, усиление гормонального фона, изменение психических процессов, появление интереса к совершествованию в футболе. Эти особенности могут влиять на развитие силовых способностей и требуют особого подхода при тренировках.
Какие особенности развития силовых способностей наблюдаются у подростков возрастом 15-16 лет?
У подростков возрастом 15-16 лет наблюдаются следующие особенности развития силовых способностей: увеличение объема и силы мышц, улучшение координации движений, усиление костно-мышечной системы, повышение физической выносливости и энергии. Эти особенности позволяют тренерам определить границы развития футболистов и создать эффективные тренировочные программы.
Какие цели и задачи ставятся перед исследованием развития силовых способностей футболистов 15-16 лет?
Целями и задачами исследования развития силовых способностей футболистов 15-16 лет являются следующие: определение уровня развития силовых способностей, выявление индивидуальных особенностей каждого футболиста, оценка эффективности тренировочных программ и методик, формирование рекомендаций для тренеров по оптимизации тренировочного процесса.
Зачем нужно развивать силовые способности у футболистов 15-16 лет?
Развитие силовых способностей у футболистов 15-16 лет имеет несколько целей. Во-первых, это помогает улучшить физическую подготовку игроков, что может повысить их производительность на поле. Во-вторых, сильные мышцы предотвращают травмы, так как они способны более эффективно амортизировать удары и переключать нагрузку на связки и суставы. В-третьих, развитие силы помогает футболистам улучшить технику, так как сильные мышцы позволяют им контролировать мяч и проводить более сильные удары.
Какие психофизиологические особенности есть у подростков 15-16 лет, влияющие на развитие силовых способностей?
У подростков 15-16 лет есть ряд психофизиологических особенностей, которые влияют на развитие их силовых способностей. В этом возрасте происходит интенсивный рост и развитие организма, а также изменение гормонального фона. В связи с этим, подростки могут иметь большую энергию и стимулируются к активности. Однако, из-за недостаточного опыта и меньшей силы мышц, подростки могут быть менее устойчивы к нагрузкам и более подвержены травмам, поэтому важно учитывать эти особенности при организации тренировок.
Какие методы исследования используются для изучения развития силовых способностей у футболистов 15-16 лет?
Для изучения развития силовых способностей у футболистов 15-16 лет используются различные методы исследования. Это включает в себя антропометрические измерения (такие как измерение роста, веса, окружности бедра и т.д.), функциональные тесты (например, прыжки, отжимания, приседания и т.д.), а также биомеханический анализ движений. Эти методы позволяют оценить текущий уровень физической подготовки игроков и определить направления для улучшения их силовых способностей.
Какие теоретические аспекты развития силовых способностей обсуждаются в первой главе статьи?
Первая глава статьи "Развитие силовых способностей у футболистов 15-16 лет" обсуждает следующие теоретические аспекты: понятия сила и силовые качества, психофизиологические особенности подростков 15-16 лет, особенности развития силовых способностей у подростков 15-16 лет.