Финансовое право как отрасль Российского права
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1 Понятие финансового права 5
1.2 Предмет и метод финансового права 7
Глава 2. Правовое регулирование финансового права 12
2.1 Источники финансового права 12
2.2 Субъекты финансового права 17
Заключение 20
Список использованных источников 22
субъекты финансового права делят на три группы, к которым относятся публичные образования, коллективные и индивидуальные субъекты. Публичные образования, которые формируются по территориальному признаку, представляют собой образования с определенными юридически закрепленными границами, населением, органами власти, которыми реализуются права и обязанности, принадлежащие конкретному образованию. К числу таких субъектов относятся Российская Федерация, субъекты государства, муниципальные образования. Государство распространяет власть на всю свою территорию и в соответствии с Конституцией РФ в ведении РФ находится финансовое законодательство. Кроме того, государство действует и как хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на создание финансовых и материальных условий, необходимых для выполнения своих задач и функций. Коллективными субъектами финансового права являются такие образования, которые наделены признаком организационного единства. Это органы государственной власти, бюджетные учреждения, юридические лица. Как было отмечено ранее органы государственной власти являются одним из основных субъектов финансового права, поскольку именно посредством их деятельности реализуются властные полномочия государства, отличающие финансовое право от других отраслей. Органы государственной власти можно определить как существенный элемент государственного механизма. В их организации и деятельности отражено функциональное и структурноеразнообразие. Государственные органы власти составляют государственный аппарат, который можно определить как некое объединение элементов, построенное на общности задач и процессов деятельности по осуществлению государственных функций.Органы государственной власти делятся в зависимости от полномочий публичного образования, которые реализуются соответствующим органом, в зависимости от той территории, на которую распространяются полномочия того или иного органа, то есть от территориального масштаба компетенции.Государственные органы соподчинены друг другу, то есть складываются властные отношения между ними.Органы государственной власти можно разделить на вышестоящие и нижестоящие. Следует отметить, что такое деление касается, в первую очередь, исполнительной и судебной ветвей власти. Например, Указом Президента РФ утверждена структура органов исполнительной власти, из которого следует, что вся система исполнительной власти осуществляет свою деятельность в конечном итоге под руководством Президента РФ. Что касается индивидуальных субъектов финансового права, к ним относятся граждане РФ, которые вступают в отношения по поводу государственных займовТаким образом, субъектами финансового права являются публичные образования, органы государственной власти и органы власти муниципальных образований, которые отнесены к числу коллективных субъектов финансового права, бюджетные учреждения, иные юридические лица, граждане, которые являются индивидуальными субъектами финансового права.ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать следующие выводы. Финансовое право является отраслью российского права, которая имеет публичный характер. Финансовое право – это совокупностью правовых норм, которые связаны между собой, и которыми регламентированы общественные отношения, связанные с формированием и расходованием публичных финансов, то есть финансов, формируемых и расходуемых государством, субъектами государства и муниципальными образованиями.Предметом отрасли финансового права являются общественные отношения, которые возникают при осуществлении публичными образованиями финансовой деятельности. Финансовые отношения характеризуются такими чертами, которые выделяют их из системы других общественных отношений.Под методом финансового права понимается совокупность правовых средств и приемов, применением которых обусловлено регулирование финансовых отношений. Основной особенностью предмета и метода финансового права является государственно-властный характер. Система источников финансового права построена на принципе соответствия каждого правового акта нормам акта, имеющего большую юридическую силу. Финансовое право составляют источники, которыми урегулированы отношения в нескольких сферах государственной деятельности, чем обусловлено их многообразие.Источники финансового права являются формой выражения финансово-правовых норм. Источниками финансового права, рассматриваемого в качестве отрасли права, являются правовые формы, которые официально принимаются государством.Эти правовые формы содержат в себе финансово-правовые предписания. В совокупности эти правовые формы образуют систему источников финансово права. Нормативные акты представляют собой совокупность правовых норм, которые устанавливают правовое положение участников финансовых отношений, определяют круг их прав и меру ответственности. Указанный признак позволяет взаимно связать все нормативные акты, которые регулируют финансовые отношения, объединить их в систему, построенную на иерархической соподчиненности, основанной на юридической силе актов. Субъектами финансового права являются публичные образования, органы государственной власти и органы власти муниципальных образований, которые отнесены к числу коллективных субъектов финансового права, бюджетные учреждения, иные юридические лица, граждане, которые являются индивидуальными субъектами финансового права. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета, № 77, 10.04.2013.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета, № 273, 05.12.2018. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 268 «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы» // Российская газета, № 62, 28.03.1997.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.Горбунова О. Н. Роль норм финансового права в управлении делами государства и общества // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 4. С. 8-19.Грачева Е.Ю. Финансовое право России: вчера и сегодня // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, № 3, 2012, С. 20-38.Иванников И.А. Легитимность и эффективность государственной власти в России: теоретико-методологический анализ // TerraEconomicus, № 7, № 4-3, 2009, С. 30-34. Малый А.Ф. О принципах организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, №. 155, № 4, 2013, С. 55-61. Кабирова К. А., Маннасова А. А., Бойко Н. Н. К вопросу о понятии финансового права // Colloquium-journal, № 12 (36), 2019, С. 119-120.Осипова Г.М. Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, № 2, 2014, С. 12-15.Пиликин Г.Г. О понимании предмета финансового права России с позиции структуры финаносового права // Вестник Пермского университета. Юридические науки, № 3, 2011, С. 45-53.Пятковская Ю.В. Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению // BaikalResearchJournal, 2, 2016, С. 20.Пятковская Ю.В. Финансовое право в системе публичного и частного права // LexRussica, № 2 (123), 2017, С. 61-69.Чашин А.Н. Источники права: форма - содержание – смысл // Евразийская адвокатура, № 1 (38), 2019, С. 95-98.Чепунов О.И. Вопросы классификации органов власти // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, № 311, № 7, 2007, С. 151-155.Шкирчак С.И. К вопросу о моделях взаимодействия государственной власти и гражданского общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, № 28, № 22 (165), 2013, . 174-181.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета, № 77, 10.04.2013.
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, № 127, 13.07.2002.
8. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета, № 273, 05.12.2018.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
10. Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 268 «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы» // Российская газета, № 62, 28.03.1997.
11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.
13. Горбунова О. Н. Роль норм финансового права в управлении делами государства и общества // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 4. С. 8-19.
14. Грачева Е.Ю. Финансовое право России: вчера и сегодня // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, № 3, 2012, С. 20-38.
15. Иванников И.А. Легитимность и эффективность государственной власти в России: теоретико-методологический анализ // Terra Economicus, № 7, № 4-3, 2009, С. 30-34.
16. Малый А.Ф. О принципах организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, №. 155, № 4, 2013, С. 55-61.
17. Кабирова К. А., Маннасова А. А., Бойко Н. Н. К вопросу о понятии финансового права // Colloquium-journal, № 12 (36), 2019, С. 119-120.
18. Осипова Г.М. Финансовые отношения и их финансово-правовое регулирование в условиях глобализации рынка // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, № 2, 2014, С. 12-15.
19. Пиликин Г.Г. О понимании предмета финансового права России с позиции структуры финаносового права // Вестник Пермского университета. Юридические науки, № 3, 2011, С. 45-53.
20. Пятковская Ю.В. Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению // Baikal Research Journal, 2, 2016, С. 20.
21. Пятковская Ю.В. Финансовое право в системе публичного и частного права // Lex Russica, № 2 (123), 2017, С. 61-69.
22. Чашин А.Н. Источники права: форма - содержание – смысл // Евразийская адвокатура, № 1 (38), 2019, С. 95-98.
23. Чепунов О.И. Вопросы классификации органов власти // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, № 311, № 7, 2007, С. 151-155.
24. Шкирчак С.И. К вопросу о моделях взаимодействия государственной власти и гражданского общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, № 28, № 22 (165), 2013, . 174-181.
Вопрос-ответ:
Что такое финансовое право?
Финансовое право - это отрасль права, которая регулирует отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Какие являются источники финансового права?
Источниками финансового права являются конституция, законы, подзаконные нормативные акты, международные договоры, судебная практика и доктрина.
Какие субъекты относятся к публичным образованиям в финансовом праве?
В финансовом праве публичные образования включают государство, муниципальные образования и государственные унитарные предприятия.
Какие субъекты относятся к коллективным субъектам в финансовом праве?
В финансовом праве к коллективным субъектам относятся коммерческие организации, банки, страховые компании и др. Они осуществляют финансовую деятельность и подчиняются законодательству в этой области.
Какие субъекты относятся к индивидуальным субъектам в финансовом праве?
Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица, которые принимают участие в финансовых отношениях, например, плательщики налогов, получатели государственных пособий и др.
Что такое финансовое право?
Финансовое право - это отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с формированием, распределением, использованием и контролем государственных финансовых ресурсов.
Какие субъекты относятся к публичным образованиям в финансовом праве?
К публичным образованиям в финансовом праве относятся государственные органы и организации, муниципальные органы и организации, а также иные государственные и муниципальные учреждения.
Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?
К коллективным субъектам финансового права относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также другие коллективные организации, которые участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов.
Какие субъекты относятся к индивидуальным субъектам финансового права?
К индивидуальным субъектам финансового права относятся физические и юридические лица, которые имеют финансовые обязательства перед государством или муниципалитетом, а также получают финансовую поддержку от государства или муниципалитета.
Какие источники регулируют финансовое право?
Источниками финансового права являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с законодательством.
Что такое финансовое право?
Финансовое право - это отрасль российского права, которая регулирует отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства как целого и его субъектов.
Какие субъекты можно выделить в финансовом праве?
Субъекты финансового права делятся на три группы: публичные образования, коллективные и индивидуальные субъекты. Публичные образования включают государственные органы и органы местного самоуправления. Коллективные субъекты представлены различными организациями и учреждениями, такими как банки, страховые компании и т.д. Индивидуальные субъекты - это граждане, которые участвуют в финансовых отношениях как потребители или предприниматели.