Рекреативная физическая культура. Влияние различных форм оздоровительно-рекреативных занятий на состояние здоровья и физическую подготовленность занимающихся
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты физической рекреации
1.1 Понятие и задачи физической рекреации
1.2 Признаки физической рекреации
1.3 Функции физической рекреации
2 Методические аспекты физической рекреация
2.1Формы и методы физической рекреации
2.2 Методические аспекты физической рекреация студентов во вне учебного процесса
3 Влияние различных форм оздоровительно-рекреативных занятий на состояние здоровья
Заключение
Список используемой литературы
Оказалось, что более 62% посетителей современных фитнес-центров - это женщины.
Таблица 1 - Классификация видов аэробики и их влияние на организм
Разновидность аэробики и фитнес - гимнастики Влияние на организм занимающихся I II III IV Классическая (низкой интенсивности) 4 2 1 2 Классическая (высокой интенсивности) 3 3 1 3 Степ - аэробика 3 3 2 3 Слайд - аэробика 1 2 2 2 Аэробика со скакалкой 3 3 1 2 Аква - аэробика 2 1 1 2 Аква - джогинг 1 3 1 2 Кикбоксинг 2 3 2 3 Тайбо, карате 2 3 2 3 Ушу, тайчи 2 1 1 2 Динамическая йога 1 1 2 2 Джаз-аэробика 3 3 2 3 Фитнес с использованием тренажеров 1 1 4 3
Примечания:
I - воспитание чувства ритма, музыкальности;
II - воздействие на кардиореспираторную систему;
III - развитие силовых способностей;
IV - общая физическая подготовленность, включая координационные способности.(2 с.6)
Полученная информация свидетельствует о том, что женщины составляют большинство среди посетителей фитнес клубов и поэтому организация и содержание занятий для женщин этой возрастной группы представляют особый научный и практический интерес.
Анализ научно-методической литературы, касающейся проблемы организации физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами показал, что в настоящее время разработана педагогическая технология комплексного использования разных видов гимнастики в процессе оздоровительных занятий, установлена специфика проявления срочного и кумулятивного эффекта занятий различными видами оздоровительной гимнастики (аэробика, степ-аэробика, комбинированная программа), обоснованы и разработаны содержание и методика занятий ритмической гимнастикой, разработана методика занятий атлетической гимнастикой с женщинами в зависимости от их соматического развития.
Доказана целесообразность и эффективность использования приемов программирования физкультурно-оздоровительных занятий, основанного на оптимизации физической нагрузки и подборе специальных терапевтических упражнений в зависимости от особенностей функционального состояния и заболеваний занимающихся, разработана и обоснована комплексная программа занятий аквафитнесом для реализации физкультурно-оздоровительных, рекреационных и социально-психологических потребностей и интересов женщин, рассмотрены общие положения построения занятий аэробной велокинетикой.
Особое место в системе средств, повышающих двигательную активность женщин, занимает система упражнений под общим названием "Велокинетика", которая включают как езду на велосипеде в естественных условиях, так и нетрадиционные упражнения с использованием специализированных тренажеров.(5 с.11)
Езда на велосипеде - превосходные аэробные упражнения, которые помимо оздоровительных воздействий создают великолепный эмоциональный фон и удовольствие от их использования. Езда на велосипеде по характеру нагрузки (вертикальные усилия) частично напоминает подъем по лестнице, по влиянию на организм - ходьбу пешком, передвижение на лыжах, бег, плавание. Она обеспечивает тренировку органов кровообращения и дыхания, стимулирует обмен веществ, улучшает подвижность суставов и укрепляет мышцы нижних конечностей. Необходимость во время езды на велосипеде поддерживать заданный темп работы, сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве предъявляют повышенные требования к согласованности функций двигательного аппарата, вестибулярного и зрительного анализаторов, обостряя мышечное чувство, улучшая координацию движений, равновесие, периферическое зрение.
Езда на велосипеде в естественных условиях требует соответствующей экипировки (шлем, очки, специальные велотуфли и др.), индивидуального подбора велосипеда и гораздо большего внимания к безопасности, чем ходьба или бег. Недостаточный опыт езды на велосипеде, погодные условия, состояние трассы, боязнь перед вероятностью получения травмы - все это накладывает ограничения на занятие женщинами велокинетикой в естественных условиях.
В последние годы приобрели популярность занятия в фитнес группах с использованием специализированных велотренажеров под названием "Спинбайк-аэробика" ("Сайклинг-аэробика", "Спининг-аэробика"), которую разработал и применил на практике в 1993 году американский тренер Джонни Голдберг.(17 с.2)
Популярность этого вида аэробики обусловлена тем, что направленное, высокоэффективное стимулирование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, функций опорно-двигательного аппарата, уровня энергетического обмена организма занимающихся, в целом характерное для процесса тренировки на велотренажерах, в системе различных видов велокинетики гармонично дополнено целым рядом других положительных факторов. Наряду с основным видом тренировочной работы - педалированием, используются разнообразные варианты движений, в которых участвуют мышцы туловища и верхнего плечевого пояса, что способствует развитию выносливости различного типа, динамической и статической силы, скоростных качеств, способности быстро переключаться с одного режима тренировочной работы на другого.
К положительным стороны спинбайк-аэробики также относятся:
- точная дозировка нагрузки на сердечно-сосудистую систему;
- возможность тренироваться независимо от погодных и климатических условий;
- проведение групповых занятий с учетом индивидуальных уровней подготовленности каждого занимающегося;
- в сочетании со сбалансированным питанием прекрасный метод для снижения веса тела;
- исключение несчастных случаев, которые могут произойти на велосипедных прогулках и тренировках на природе.
Тренировочная работа аэробного и аэробно - анаэробного энергетического обмена, ее важнейшие параметры (продолжительность активных фаз, смена темпа, паузы отдыха и релаксации) программируются характером музыкального сопровождения, обеспечивающего высокий эмоциональный фон занятий, что привлекает и делает этот вид двигательной активности эффективным при проведении кондиционной тренировки, оздоровительно-рекреативных занятий, коррекции телосложения женщин. (2 с.15)
Таким образом, среди множества оздоровительных технологий для женщин спинбайк-аэробика является популярным и эффективным видом оздоровительной двигательной активности и представляет собой комплекс модифицированных упражнений, выполняемых групповым методом с музыкальным сопровождением, и объединяет традиционные формы подготовки на велотренажерах с гимнастическими упражнениями, что обеспечивает широкий диапазон нагрузок различной направленности и величины.
Заключение
Таким образом, физическая рекреация, в современном понимании – это деятельность, удовлетворяющая потребности людей в перемене вида деятельности, в активном отдыхе, в неформальном общении в процессе занятия физическими упражнениями.
Основными признаками физической рекреации являются следующие:
– прямо или косвенно основывается на двигательной активности;
– использует физические упражнения в качестве главных средств;
– осуществляется в свободное или специально выделенное время;
– предполагает культурно-ценностное отношение к досугу;
– способствует интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию и имеет необходимое для этого содержание;
– осуществляется добровольно;
– оказывает оптимизирующее влияние на физическое, психическое и духовное самочувствие человека;
– способствует пропаганде и распространению здорового образа жизни (включает образовательно-воспитательные компоненты);
– носит, преимущественно, развлекательный характер;
– характеризуется наличием определенных рекреационных услуг, более или менее профессионализированных;
– осуществляется, в основном, в природных условиях;
– имеет собственную научно-методическую базу.
Особенностью современного рассмотрения проблематики физической рекреации является тот факт, что многочисленные разработанные теоретические положения, методики и практические рекомендации касаются, в первую очередь, организации активного отдыха взрослого населения. В рамках функционирования школьной системы физического воспитания физкультурно-рекреационный компонент деятельности преимущественно игнорируется.
Для заполнения данного пробела во второй главе работы приведены методические аспекты физической рекреации детей и студентов.
Методические аспекты физической рекреации детей можно рассмотреть на основе подвижных игр.
Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся.
Проблема рекреации студентов вне учебного процесса в настоящее время представляет актуальный теоретический и практический интересы с точки зрения восстановления, укрепления и формирования здоровья молодежи. Разработанные методические и методологические подходы при проведении физической рекреации студентов в летнее каникулярное время является важным валеологическим и воспитательным процессом, направленным на подготовку разносторонне развитых и физически подготовленных специалистов.
Основой физической рекреации студентов в оздоровительно-спортивном лагере вуза являются:
а) немедикоментозные средства оздоровления - физические упражнения, двигательные режимы, массаж, трудотерапия;
б) естественные факторы природы - солнечные и воздушные ванны, аэротерапия, купание в открытом водоеме, ландшафт природной местности;
в) формы валеологических занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба и плавание, оздоровительный бег, занятия на "тропе здоровья", самостоятельные занятия, выполняемые в природных условиях.
Физическая рекреация студентов в оздоровительно-спортивном лагере только тогда дает весомый положительный результат, когда ее проведение вписывается в массово-развлекательные программы активного отдыха: дискотеки, туристические походы, экскурсии по живописным природным и культурным местам, вечера вопросов и ответов, физкультурные праздники и т. д.
Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о том, что на современном этапе развития цивилизации здоровье человека во многом зависит от его двигательной активности, которая в меру технизации различных сторон жизненного пространства имеет тенденцию к снижению. Естественная двигательная активность человека уже не в состоянии восполнить образовавшийся дефицит движения, поэтому в мире активно развиваются новые разновидности оздоровительной двигательной активности, что приводит к росту числа научно-исследовательской деятельности в данной области.
Список используемой литературы:
Аксенова, О. Э. Пропаганда физической культуры как фактор приобщения школьников к спортивным занятиям / О. Э.Аксенова // Материалы конференции «Проблемы физического воспитания учащейся молодежи». – Карачаевск.: 2009.-с.173.
Апанасенко Л.Г. "Спорт для всех" и новая феноменология здоровья // Наука в олимпийском спорте. - Спец. выпуск "Спорт для всех". -2008. - с.36-40.
Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте./И.В.Аулик.- Медицина,2007.-213 с.
Выдрин, В. М., Николаев, Ю. М. Физическая рекреация / В. М. Выдрин, Ю. М. Николаев. – Теория и практика физической культуры. – М: 2004. – № 9. – с. 12.
Давыдов В.Ю. Новые фитнес системы (Новые направления, методики, оборудование и инвентарь). / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова. Волгоградская ГАФК - Волгоград, 2009. - 140с.
Ильин, Е. П. Некоторые психологические аспекты массовой физической культуры / Е. П. Ильин // Психологический журнал. – М.: 2007. –№ 5. – с. 77–83.
Калинкин, Л. А., Матов, В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. – М.: 2007. – № 1. – с. 8–11.
Куликов И.А. Физическая рекреация студентов во вне учебного процесса / И.А.Куликов.– Белгород.: 2009.-40с.
Орлов, А. С. Концепция социологии рекреации / А. С. Орлов // Социологические исследования. – М.: 2007. – № 9. – с. 102–106.
Озонов А.Т.Рекреационные услуги для жизни //Отдых и спорт.-№6.-2009 г.
Рыжков, Ю. Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: Учеб. пос. / Ю. Е. Рыжков. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007.-344с.
Рыжков, Ю. Е. К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» / Ю. Е. Рыжков // Теория и практика физической культуры. – М.: 2008. – № 4. – с. 55–57.
Рыжков, Ю. Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке / Ю. Е. Рыжков // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб.: 2008. – № 40. – с. 75–78.
Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории / Бердус М., Боген М., Бердус Г., Чувилин В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М.: 2008. - с. 521-522.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.-7-е изд.,стер.-М.: Издательский Центр «Академия»,2009.-стр.430.
Хазова, С. А. Оптимизация подготовки специалистов по физической культуре и спорту к физкультурно-рекреационной деятельности / С. А. Хазова // Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации российского образования: Сборник материалов конференции. – М.: МПГУ, 2007. – с. 178–182.
Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френкс Оздоровительный фитнесс.- К.: Олимпийская литература, 2008. - 367 с.
Goldberg G. Spinning instructors manual (Phase 1, 2). - New York:Simon & Shuster, 2008. - 253 p.
Howley E.T., Don Franks B. Health Fitness Instructor’s Handbook (third Edition). - Human Kinetics, 2007. - 496 p.
Falsetti H. Heart Rite Response and Calories Burned in a Spinning Class. - New York: Simon & Shuster, 2009. - 417 p.
Sharkey B.J. Fitness and health (Fourth Edition).- Human Kinetics, 2006.- 432 p.
Smith K. Caloric Expenditure Duringa Spinning Class - New York: Simon & Shuster, 2006. - 425 p.
2
Динамические наблюдения за студентами
Средства физической рекреации
Физические упражнения Естественные факторы
оздоровления: аэротерапия, воздушные и солнечные
ванны, водные процедуры,
ландшафт
Вспомогательные оздоровительные средства
Катание на лодке
Прогулки
Пешеходный туризм Рыбная ловля и другие
Физкультурные праздники
Соревнования по плаванию, теннису, спортивным играм и другие
Система оздоровительных массово-физкультурных мероприятий
Соблюдение студентами распорядка дня и двигательного режима
Самоконтроль
Формы занятий
Утренняя гигиеническая гимнастика
Оздоровительная гимнастика
Дозированная ходьба
Оздоровительный бег
Плавание
Занятия на «тропе здоровья»
На фоне естественных природных факторов
Методы физической рекреации
Развлекательно – культурные мероприятия
Дискотека
Подвижные игры
Пропаганда физической
культуры: устная, наглядная, печатная
1.Аксенова, О. Э. Пропаганда физической культуры как фактор приобщения школьников к спортивным занятиям / О. Э.Аксенова // Материалы конференции «Проблемы физического воспитания учащейся молодежи». – Карачаевск.: 2009.-с.173.
2.Апанасенко Л.Г. "Спорт для всех" и новая феноменология здоровья // Наука в олимпийском спорте. - Спец. выпуск "Спорт для всех". -2008. - с.36-40.
3.Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте./И.В.Аулик.- Медицина,2007.-213 с.
4.Выдрин, В. М., Николаев, Ю. М. Физическая рекреация / В. М. Выдрин, Ю. М. Николаев. – Теория и практика физической культуры. – М: 2004. – № 9. – с. 12.
5.Давыдов В.Ю. Новые фитнес системы (Новые направления, методики, оборудование и инвентарь). / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова. Волгоградская ГАФК - Волгоград, 2009. - 140с.
6.Ильин, Е. П. Некоторые психологические аспекты массовой физической культуры / Е. П. Ильин // Психологический журнал. – М.: 2007. –№ 5. – с. 77–83.
7.Калинкин, Л. А., Матов, В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. – М.: 2007. – № 1. – с. 8–11.
8.Куликов И.А. Физическая рекреация студентов во вне учебного процесса / И.А.Куликов.– Белгород.: 2009.-40с.
9.Орлов, А. С. Концепция социологии рекреации / А. С. Орлов // Социологические исследования. – М.: 2007. – № 9. – с. 102–106.
10.Озонов А.Т.Рекреационные услуги для жизни //Отдых и спорт.-№6.-2009 г.
11.Рыжков, Ю. Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: Учеб. пос. / Ю. Е. Рыжков. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007.-344с.
12.Рыжков, Ю. Е. К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» / Ю. Е. Рыжков // Теория и практика физической культуры. – М.: 2008. – № 4. – с. 55–57.
13.Рыжков, Ю. Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке / Ю. Е. Рыжков // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб.: 2008. – № 40. – с. 75–78.
14.Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории / Бердус М., Боген М., Бердус Г., Чувилин В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М.: 2008. - с. 521-522.
15.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.-7-е изд.,стер.-М.: Издательский Центр «Академия»,2009.-стр.430.
16.Хазова, С. А. Оптимизация подготовки специалистов по физической культуре и спорту к физкультурно-рекреационной деятельности / С. А. Хазова // Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации российского образования: Сборник материалов конференции. – М.: МПГУ, 2007. – с. 178–182.
17.Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френкс Оздоровительный фитнесс.- К.: Олимпийская литература, 2008. - 367 с.
18.Goldberg G. Spinning instructors manual (Phase 1, 2). - New York:Simon & Shuster, 2008. - 253 p.
19.Howley E.T., Don Franks B. Health Fitness Instructor’s Handbook (third Edition). - Human Kinetics, 2007. - 496 p.
20.Falsetti H. Heart Rite Response and Calories Burned in a Spinning Class. - New York: Simon & Shuster, 2009. - 417 p.
21.Sharkey B.J. Fitness and health (Fourth Edition).- Human Kinetics, 2006.- 432 p.
22.Smith K. Caloric Expenditure Duringa Spinning Class - New York: Simon & Shuster, 2006. - 425 p.
Вопрос-ответ:
Какие задачи решает физическая рекреация?
Физическая рекреация имеет ряд задач, включающих укрепление здоровья, повышение физической подготовленности, устранение усталости и стресса, повышение работоспособности и повышение качества жизни.
Какие формы и методы физической рекреации существуют?
Физическая рекреация включает различные формы и методы, такие как физкультурно-оздоровительные занятия, спортивные игры и соревнования, активный отдых на природе, плавание, йога, фитнес и другие.
Какой эффект оказывает физическая рекреация на здоровье и физическую подготовленность?
Физическая рекреация положительно влияет на здоровье, укрепляет иммунную систему, улучшает кардиоваскулярную функцию, повышает выносливость и силу мышц, улучшает гибкость, координацию и равновесие.
Как эффективно заниматься физической рекреацией студентам во вне учебного процесса?
Для эффективной физической рекреации студентам рекомендуется выбрать форму занятий, которая им нравится, регулярно заниматься, соблюдать технику безопасности, участвовать в спортивных мероприятиях и играх, и уделять внимание таким аспектам как разминка, растяжка и восстановление после тренировки.
Какие функции выполняет физическая рекреация?
Физическая рекреация выполняет функции укрепления и поддержания здоровья, предупреждения заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния, развития физических качеств, социализации и повышения качества жизни.
Какие задачи ставятся перед физической рекреацией?
Основные задачи физической рекреации включают поддержание и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности, снятие усталости и стресса, развитие координации и гибкости, общее оздоровление и повышение жизненного тонуса.
Какие признаки имеет физическая рекреация?
Физическая рекреация отличается следующими признаками: добровольность, сознательное осознание необходимости занятий, разнообразие форм и методов, отсутствие стресса и излишней нагрузки, возможность выбора приоритетных видов активности.
Какие функции выполняет физическая рекреация?
Физическая рекреация выполняет ряд функций, включая психологическую разгрузку, укрепление иммунной системы, улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Какие формы и методы физической рекреации существуют?
Существует множество форм и методов физической рекреации, включая занятия в фитнес-клубах, спортивные игры и соревнования, групповые занятия по йоге или пилатесу, плавание, бег, занятия на свежем воздухе, прогулки и другие формы активных видов отдыха.
Как влияют различные формы оздоровительно-рекреативных занятий на состояние здоровья и физическую подготовленность?
Различные формы оздоровительно-рекреативных занятий имеют положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность. Например, фитнес-занятия могут помочь улучшить общую выносливость и силу мышц, плавание развивает дыхательную и сердечно-сосудистую систему, йога способствует расслаблению и улучшает гибкость. Все эти формы активного отдыха помогают поддерживать здоровье и повышать физическую подготовленность.
Какие задачи ставятся перед физической рекреацией?
Физическая рекреация ставит перед собой несколько задач. Первая задача заключается в укреплении здоровья и улучшении физической подготовки участвующих. Вторая задача — обеспечение отдыха и развлечения, включая уменьшение перегрузок и стресса. Третья задача — развитие общеобразовательных качеств, таких как самовыражение, эмоциональная устойчивость и социализация. И, наконец, четвертая задача — продвижение здорового образа жизни и формирование практики заниматься физической активностью.