Школы и педагогическая мысль эпохи Средневековья
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ШКОЛЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 5
1.1.Социально-экономическая характеристика средневекового общества 5
1.2. Типология школ в Средневековье 9
1.3.Городские школы и университеты Средневековья 14
2.ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ВОСПИТАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 19
2.1. Педагогическая мысль в эпоху средневековья 19
2.2.Особенности педагогического воспитания в эпоху Средневековья 24
2.3. Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы. Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов». «Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом. В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий. Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе. К тому же появилась относительно стройная структура образования. Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли. Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом. Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми. Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.2.3. Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.Жизнь настоящих средневековых рыцарей была очень сложна, и не менее сложно было получить звание «рыцарь». Для этого требовалось приложить усилия и пройти хорошую военную и физическую подготовку. Только закаленные телом и духом удостаивались чести служить королю.Начиная с десятого века нашей эры, феодальный строй захватывает практически все Европейские государства. В ранней эпохе феодализма, рыцари, были основными военными силами, которые защищали свое государство, своего сеньора и короля от внешних и внутренних угроз.Самым главным феодалом был король, затем ступенькой ниже шли герцоги и графы, а после бароны и виконты. А вот они, в свою очередь, уже были сеньорами (хозяевами) еще меньших феодалов, коими и были рыцари.За службу своему господину эти мелкие феодалы получали наделы земли, и обязаны были нести военную службу. Таким образом, подпадая под власть лордов, эти люди находились в зависимости и становились вассалами.Другими словами, рыцари - это представители аристократии, которые одновременно были кастой хорошо обученных воинов. Годами они усиленно оттачивали свое военное мастерство, физическую выносливость, ловкость и силу.Воспитание феодала происходило в форме служения мальчиков после 7 лет при знатном господине или короле пажами. В 14-16 лет они становились оруженосцами, сопровождали сюзерена в походах и на охоте, участвовали в рыцарских турнирах. А в 21 год их посвящали в рыцари. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение оружием, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, игра на музыкальном инструменте). Чтение и письмо были необязательны, поэтому рыцари эпохи раннего средневековья часто были неграмотны. В поведении и жизни рыцаря основополагающей была идея служения господину, служения даме сердца. Идеи рыцарского воспитания послужили образцом для гуманистической педагогики эпохи Возрождения. Девочки обычно получали домашнее воспитание. Многие их них обучались в женских монастырях, некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов, знали грамоту, обучались иностранным языкам, рукоделию, музыке. Для того, чтобы дети дворянства могли получить титул рыцаря, их отдавали с семи лет на воспитание своему лорду-хозяину. До возраста 14 лет они были при дворе местного феодала в роли пажей, изучая великосветские манеры, а также придворный этикет, занимаясь при этом и физическими упражнениями.Нередко, если хозяин сам являлся рыцарем, и тогда подростки служили у него в качестве оруженосцев. При этом они учились всем особенностям рыцарской жизни: ухаживали за лошадьми, чистили доспехи и оружие, сопровождали лорда в турнирах. При достижении 21 года происходил обряд посвящения юноши в рыцари.Если учёных обучали семи свободным искусствам, то будущих профессиональных воинов, рыцарей, обучали семи рыцарским добродетелям. Среди них числились: – верховая езда – поскольку рыцарь должен уметь сражаться верхом, ведь рыцарство являлось мощнейшей силой на поел боя, в том числе, и благодаря тому, что они являлись тяжёлой кавалерией, сметавшей пехоту и способной наносить очень стремительные удары;– фехтование – как профессиональному воину, рыцарю был жизненно важен навык фехтования;– владение копьём – копьё рыцари использовали верхом; благодаря ускорению, которое создавал скачущий конь, сила удара таким копьём была ошеломляющей;– плавание – нет, не для того, чтобы спастись (в тяжёлой броне (ок. 30 кг, не считая оружия) любой пловец потонет) -- как настоящий воин, рыцарь должен быть выносливым; продержаться в бою без физической тренировки неподготовленный человек едва ли сможет более двух минут, после уже просто не будет сил и дыхания, а плавание как нельзя лучше тренирует выносливость и укрепляет мускулатуру рук и ног. – соколиная охота – как представитель высшего сословия, рыцарю предписывалось охотиться; в древние времена охота являлась привилегией власть имущих и символизировала собой добытчика, который не только защищал своих подопечных, но и снабжал едой, однако позднее, назначение охоты стало чисто практическим: выслеживая и загоняя зверя, рыцари учились взаимодействовать сообща со своими сподручными, маневрировать, быстро реагировать и действовать на местности, а также изучали ландшафт своих владений – каждый рыцарь должен был хорошо знать свои владения, чтобы использовать все преимущества местности для их защиты;– сложение стихов – каждый, уважающий себя рыцарь должен был уметь сложить стихи в честь прекрасной дамы, а также красиво рассказать о своих подвигах;– игра в шахматы – со временем, каждый рыцарь имел шанс получить новый титул и занять более высокое положение в армии, возглавив определённую группу людей, и чтобы успешно командовать ими во время военной кампании, было необходимо получить навыки стратегического мышления, который как нельзя лучше развивались во время игры в шахматы.Обучение проходило в течение долгих 14 лет -- всё это время они учились не только упомянутым выше навыкам, но и послушанию и этикету. В 7 лет мальчики уходили на службу к сеньору в качестве пажа и выполняли всякие незначительные поручения и функции слуги. В 14 лет юноши удостаивались чести стать оруженосцами и рыцарей и следовали за ними повсюду куда бы они ни отправились связанные клятвой личной верности. В 21 год молодые люди посвящались в рыцари и опоясывались мечами. Однако, такой возраст посвящения в рыцари закрепился лишь ближе к 12-13 веку. В 8 веке, когда рыцарство только появилось, церемония акколады (посвящения и опоясывания) происходил, когда мальчику исполнялось 13-15 лет.Акт посвящения в рыцари занимал особое место в физическом воспитании воина. Наверное, это можно сравнить с аттестатом о школьном образовании, который получают сегодняшние школьники по окончании школы. После получения титула рыцаря перед молодым человеком открывалась «дорога в жизнь». Ему доверялось защищать свою страну, короля и своего хозяина. У него появлялся смысл существования.Перед актом посвящения в рыцари следовало придерживаться воздержания и умеренности во всем, в том числе в еде и напитках. Необходимо было исповедоваться, чтобы с чистой душой и сердцем принять новое гордое звание.Всех кандидатов подвергали определенным испытаниям, суть которых заключалась в следующем: необходимо было на скаку при помощи копья проколоть чучело, сделанное из соломы. Также у каждого рыцаря были поручители, которые подтверждали его честность и добропорядочность, и то, что у кандидата есть собственные земли. После этого “новенький” рыцарь давал торжественную клятву. В клятве говорилось о том, что рыцарь обязуется чтить и исполнять все добродетели. Затем господин символически ударял соискателя развернутым плашмя мечом и произносил заключительные слова. Когда все формальности были соблюдены, а испытания успешно пройдены, рыцарь получал непременные атрибуты всех рыцарей - меч, золотые шпоры, щит и рыцарский специальный пояс. Теперь он становился уже полноправным членом рыцарского ордена.Носить звание рыцаря было делом почетным, но этот титул не передавался по наследству, его нужно было заслужить. Кроме того, рыцарь мог произвести в рыцари любого простолюдина. Правда, происходило это крайне редко, так как рыцарю полагалось вести великосветскую жизнь (посещение балов и турниров), и иметь деньги на содержание лошадей (как минимум двух) и на очень хорошие доспехи.Начав совершенствоваться физически в юном возрасте, рыцарь никогда не переставал укреплять свое тело постоянными тренировками с мечом, ездой на коне. Развитие и оттачивание навыков в военном ремесле было целью жизни рыцаря. Он всегда готовился к войне.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ Средние века (V – XVII) образ западного общества, его культура, педагогика и образование существенно изменились по сравнению с античной эпохой. Это было связано с утверждением нового типа социально-экономических отношений, новых форм государственности и трансформацией культуры в связи с проникновением христианства.Философско-педагогическая мысль раннего Средневековья определила свою главную цель в спасении. Основной источник образования считался божественным. Носителями христианской педагогики и нравственности были служители католичества.То, что доминировало в педагогике раннего Средневековья, было элементом авторитаризма верующего. Многие христианские идеологи открыто проявляли враждебность к идеалам античного просвещения, требуя исключить их из образовательных программ греко-римской литературы. Они верили, что монашество может быть моделью образования. Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к мирским благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков были важнейшими человеческими добродетелями, унаследованными Средневековьем.Церковные школы появились как наследники древних традиций. В Средневековой Европе существовало три основных типа церковных школ: школы масонства, епископские (соборные) и приходские школы. Они были доступны прежде всего высшим классам средневекового общества. И их главной целью было обучение духовенства.При монастырях были организованы школы масонства, где обучались мальчики 7-10 лет. Учителями были образованные монахи. Школы олмонри были хорошо снабжены рукописными книгами. Студенты изучали грамматику, риторику, диалектику, а затем арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Епископские (соборные) школы открывались в церковных центрах, резиденции главы архиепархии. Помимо чтения, письма, счета и Закона Божьего преподавались грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых других случаях – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Приходские школы были самыми распространенными. Эти школы располагались в доме священника или церковной ложе. Их посещала небольшая группа мальчиков, где за небольшую плату священник обучал детей Закону Божьему на латыни, письменности и церковному пению.Методы обучения основывались на развитии ретенции и механической памяти. Наиболее распространенным методом обучения был катехизический (в форме "вопрос-ответ"), посредством которого учитель вводил некое абстрактное знание, подлежащее запоминанию, не объясняя сам предмет или явление.Рыцарская культура также оказала огромное влияние на систему образования в Средние века. Феодалы внушали своим детям идеал рыцарского воспитания, включавшего в себя самопожертвование, послушание и личную свободу одновременно. Наряду с рыцарским идеалом существовала программа “семи рыцарских добродетелей": верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сочинение стихов и игра на музыкальных инструментах.Образование женщин было полностью домашним. Капелланы и монахини часто учили девочек читать и писать. Широко распространенной была практика отдавать девушек из знатных семей в монастыри, где их обучали латыни, изучали Библию и приобретали благородные манеры. Девочек из непривилегированных социальных слоев обучали домашнему хозяйству, рукоделию и основам Библии.В XII – XV вв. школьная система средневековой Европы изменилась. Появились первые городские и ремесленные училища. Ремесленные школы были для детей ремесленников, где им давали общее образование (чтение, письмо, арифметика, геометрия и природные элементы). Обучение в этих школах велось на родном языке и латыни.В конце XII – начале XIII века появились первые университеты. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, теологический и философский. Однако преподавание началось со специального, подготовительного факультета, где преподавались знаменитые “семь свободных искусств” (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). А так как в латинском искусстве это “Артас”, то кафедра называлась художественной, где преподавание велось на латыни. Студенты обычно делились по нациям, общинам.Основными методами преподавания были лекции (обязательные ежедневные и освежающие вечерние), а также диспуты. Учитель (обычно мастер или лицензиат) назначил тему. Его помощник-бакалавр-вел дискуссию, отвечал на вопросы и комментировал выступление. Как правило, большая карьера писца, нотариуса, судьи, адвоката и прокурора ждала аспиранта.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.2.Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.3. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 c.4. Васильева, З.И. История педагогики и образования: Учебник / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2014. - 224 c.5.Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 c.6. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.7. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 675 c.8.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века 3-е изд. / А.И. Пискунов и др. - М.: Сфера, 2017. - 496 c.9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. - М.: Сфера, 2014. - 496 c.10. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 512 c.11.Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2016. - 446 c.12. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 448 c.13. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.14. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.15. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 260 c.16. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.17. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.18.Смирнов, В. И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2016. - 304 c.19.Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика / И.В. Трайнев. - М.: Сфера, 2015. - 320 c.20. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 272 c.
1.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
2.Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
3. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 c.
4. Васильева, З.И. История педагогики и образования: Учебник / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2014. - 224 c.
5.Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 c.
6. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.
7. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 675 c.
8.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века 3-е изд. / А.И. Пискунов и др. - М.: Сфера, 2017. - 496 c.
9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. - М.: Сфера, 2014. - 496 c.
10. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 512 c.
11.Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2016. - 446 c.
12. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 448 c.
13. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.
14. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.
15. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 260 c.
16. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.
17. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.
18.Смирнов, В. И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2016. - 304 c.
19.Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика / И.В. Трайнев. - М.: Сфера, 2015. - 320 c.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 272 c.
Вопрос-ответ:
Какие типы школ существовали в эпоху Средневековья?
В эпоху Средневековья существовало несколько типов школ: монастырские школы, церковные школы, городские школы и университеты.
Какая была социально-экономическая характеристика средневекового общества?
Средневековое общество было феодальным, разделенным на три основные социальные группы: духовенство, дворянство и крестьянство. Экономически оно было основано на земледелии и феодальной системе.
Какие особенности были характерны для педагогической мысли и воспитания в эпоху Средневековья?
В эпоху Средневековья педагогическая мысль была в значительной степени связана с религией. Воспитание было направлено на формирование веры и моральных ценностей, а основными принципами были покорность и подчинение.
Каким образом происходило воспитание светских феодалов в эпоху Средневековья?
Воспитание светских феодалов в эпоху Средневековья происходило по системе рыцарского воспитания. Они обучались боевому искусству, этикету, риторике и другим навыкам, необходимым для рыцарской жизни.
Какие были главные черты городских школ и университетов в Средневековье?
Городские школы и университеты в Средневековье отличались от монастырских и церковных школ своей светской направленностью и большей акцентировкой на научные знания. Они были местами, где обучались не только будущие духовные лица, но и будущие ученые и правители.
Какая была социально-экономическая характеристика средневекового общества?
Средневековое общество было феодальным, где господствовала система феодализма. Верхушка общества состояла из дворянства и церковных деятелей, которые владели землей и населяли замки. Ниже находился слой свободных граждан, торговцев и ремесленников. На самом нижнем слое располагалась крестьянская община, которая обрабатывала землю и служила феодалам в обмен на защиту.
Какие типы школ существовали в эпоху Средневековья?
В эпоху Средневековья существовали различные типы школ. Одна из них - монастырские школы, которые находились при монастырях и воспитывали будущих священников. Также были кафедральные школы, связанные с соборами и франковыми школами, где дети феодалов получали образование. Кроме того, существовали и городские школы, которые обучали детей горожан и ремесленников.
Что было особенным в городских школах и университетах Средневековья?
Городские школы и университеты Средневековья отличались от других типов школ. Они были более доступны для широких слоев населения и давали возможность получить образование не только феодальной аристократии. Они занимались преподаванием различных дисциплин, включая математику, медицину и право. Университеты являлись центрами научной активности и привлекали ученых со всей Европы.
Что характерно для педагогической мысли в эпоху Средневековья?
Педагогическая мысль в эпоху Средневековья была преимущественно религиозной. Главной целью воспитания было воспитание верного и богобоязненного человека. Образование считалось священным делом, и школы часто были связаны с церковью. Воспитание также включало развитие нравственности и этических ценностей.
Какие типы школ существовали в Средневековье?
В Средневековье существовали городские и церковные школы. Городские школы обычно осуществляли обучение грамоте и основам математики. Церковные школы были более высокого уровня и предлагали обучение священников, монахов и других духовных лиц.
Какова была роль университетов в Средневековье?
Университеты в Средневековье играли важную роль в образовании. Они были центрами научных исследований и обучения. Университеты предлагали широкий спектр дисциплин, включая философию, теологию, право и медицину. Они были местом встречи ученых и студентов, где последние могли обменяться знаниями и идеями.