Основные функции семьи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 20 20 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.01.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Семья как социальный институт 3
2. Структура семьи 7
3. Основные функции семьи 11
Заключение 20
Литература 21
Фрагмент для ознакомления

Главным в воспитании является достижение душевного единения, нравственной связи детей с родителями. Родители ни в коем случае не должны пускать процесс воспитания на самотек. Первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, он за всем наблюдает и учится как вести себя во всяческих ситуациях. Очень важно, чтобы все, чему учат ребенку в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.  Отсутствие универсальной, формализованной и целостной методологии описания семьи как системы представляет собой одну из основных проблем семейной психологии. Разумеется, данный факт имеет свои объяснения адекватные.Во-первых, проблема функционирования семьи находится на стыке разнообразных сфер знания человеческого – биологии, медицины, социологии, экономики, культурологи, и др . В настоящее время следует констатировать факт отсутствия методологии, который способен интегрировать разнообразные сферы знаний в области семьи в общую мета-модель семейного функционирования, то есть модель, которая давала бы возможность рассматривать семейную систему во взаимосвязи с другими областями социальной жизни. Важность подобных междисциплинарных изучений семьи повышается в условиях политического, социального, экономического, и других кризисов. В устойчивых внешних условиях более актуальными являются задачи описания состояния семейной системы и прогнозирования ее дальнейшего развития. В обстоятельстве внешних изменений случается срыв наступивших закономерностей в состоянии системы. И так как данной ситуации свойственны хаос и высокая степень неопределенности, актуализируются проблемы выбора стратегических ориентиров и способности их удерживать в процессе анализа осваиваемых системных феноменов.Во-вторых, изучение семьи как системы неизбежно приводит к столкновению со следующей методологической трудностью: надобностью иметь ввиду то, что показатели параметров семейной системы могут меняться на разных этапах ее существования, что является как следствием нормативных временных изменений, так и результатом влияния на семью многообразных внутренних и внешних факторов (смерть или болезнь одного из ее членов, переезд, потеря работы, рождение ребенка, семейныеконфликты, и т.д.). Подобное характеризование семейной системы изображается суждением «динамическое равновесие», которое отражает ее способность к изменениям при сохранении своей целостности. Это понятие означает, что система не пытается дойти состояния совершенного равновесия (гомеостаза) ). Для того чтобы сберечь жизнеспособность, семейная система обязана, с одной стороны, поддерживать свои границы и свою уникальность, а с другой – подвергаться влиянию внутренних сил, которые связаны с тенденциями роста, развития и изменений (Д. Фримен). Таким образом, базовое противоречие в исследовании семейной системы состоит в том, что в фокусе внимания нужно сохранять ее статические и динамические характеристики. Следует подумать, что разумно искать решение данной методологической проблемы, опираясь на единства борьбы и диалектический закон противоположностей. В физике постмодернической эпохи уже имеется опыт обращения с аналогичными феноменами, например, при описании элементарных частиц, каждая из которых обладает одновременно природой и частицы, и волны. Итак, исследование семейной системы также рассчитывает выявление двух планов ее параметров. Их рассмотрение в конкретный момент времени проявляет статичные характеристики семейной системы, тогда как учет изменений показателей параметров во времени дает представление о ее динамических свойствах.В-третьих, сложность анализа семьи как системы состоит в необходимости учитывать тот факт, что любая система, будучи функциональным целым, представляет собой часть других, гораздо крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимовлиянии и взаимодействии. Так, нуклеарная семья является частью более крупного образования – расширенной семьи, которая в свою очередь входит в состав еще более крупной системы – общества. Таким образом, можно говорить о различных уровнях функционирования семейной системы, отличающихся величиной и набором составляющих их элементов: микросистемный (нуклеарная семья), индивидуальный (отдельный член семьи), мегасистемный (социальное окружение и семья), макросистемный (расширенная семья), (Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович, 2006). В-четвертых, следует помнить тезис, согласно которому систему не разрешается анализировать в отрыве от ее наблюдателя. Именно наблюдатель принимает решение о делении системы на те или иные элементы, такие, как, например, «человек», «переживание», «семья», и др. Каждый исследователь семейной системы конструирует собственные представления о ней, основываясь на делимых им концепциях и своем опыте. Несмотря на то, что «Карта не есть территория» (А. Коржибски), существуют серьезные трудности при анализе тех или иных концепций, сконструированных для понимания и описания таких сложных объектов, как семейные системы. Конструкция семейной действительности отражает не только характеристики семьи, но и характеристики социальной матрицы, представления и теоретические конструкты наблюдателя и др.Итак, сравнительно семейной системы, которая на нынешний день находится в очень нестабильной, неустойчивой сфере, к тому же систематически подвергается внутренним кризисам, связанным с различного рода изменениями, особую актуальность приобретают навыки выявления и описания действующих на нее факторов, анализ существующих закономерностей, их систематизация, анализ взаимосвязей и механизмов. Если в стабильных условиях можно использовать одну объяснительную и описательную модель, то в условиях кризиса важны умения создавать модель, наиболее адекватную сложившейся ситуации. Разработка параметров мультисистемного анализа семейной системы релевантна гибким, вариабельным моделям функционирования семьи. ЗаключениеСемья представляет собой основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества-родительства-родства, и тем самым реализовывающая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также поддержание существования членов семьи и социализацию детей.Семья представляет собой малую социальную группу , которая основана на браке, усыновлении или кровном родстве и связанная общностью быта, взаимной ответственностью и отношениями взаимопомощи.В каждом обществе семья может быть очень разнообразной, обладать своими особыми характеристиками, чертами. Со стороны социологов, семья является социальным институтом, который имеет два типа структуры. Речь идет о нуклеарной и расширенной семьях.Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая, воспитательная (формирование личности ребёнка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, искусством и литературой, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия, организация внутрисемейного общения, отдыха и досуга); социально-статусная, хозяйственно-бытовая; сфера духовного общения, сексуальная, эмоциональная сфера первичного сексуального контроля.ЛитератураБожович Л.И. Личность и ее форм.ирование в дет.ском возрасте. 6-ое изд.- М.: Просвещ.ение , 2018,258с.Буяянов М. И. Ребенок из неблагополу.чной семьи: Записки детского психиатра:. - М.: Просвещ.ение, 2015. - С 124 с.Вацклавик, П. Психоло.гиямеждличностныхкоммуник.аций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Дж.иексон. – СПб. : Речь, 2015. – 123 с.Дружинкин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружкинин. 8-ое изд– СПб. : Питер, 2014. – 631 с.Дымонова, Т.И. Зависимость характеристик супруж.еской семьи от родительской / Т.И. Дымонова // Вопр. психологии. – 2015. -С.100.Ковалев В.Н. Психология семей.ных отношений.- М.: Педагогика, 2018Ковалев В.Н. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2012. - 154 с.Кулик.ова Т. А. Домаш.нее воспитание и сем.ейнаяпед.агогика: - М.: Издат. центр «Академия», 2017. - 456с.Немов Р.С.. Психология. - М. 2016,658с с.Николас, М. Семейная терапия: методы и концепции / М. Николас, Р. Швариц / пер. с англ. А. Шиш.ко, О. Оч.кур,. – М. : Эксмо, 2015. – 137 с.

1. Божович Л.И. Личность и ее форм.ирование в дет.ском возрасте. 6-ое изд.- М.: Просвещ.ение , 2018,258с.
2. Буяянов М. И. Ребенок из неблагополу.чной семьи: Записки детского психиатра:. - М.: Просвещ.ение, 2015. - С 124 с.
3. Вацклавик, П. Психоло.гия междличностных коммуник.аций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Дж.иексон. – СПб. : Речь, 2015. – 123 с.
4. Дружинкин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружкинин. 8-ое изд– СПб. : Питер, 2014. – 631 с.
5. Дымонова, Т.И. Зависимость характеристик супруж.еской семьи от родительской / Т.И. Дымонова // Вопр. психологии. – 2015. -С.100.
6. Ковалев В.Н. Психология семей.ных отношений.- М.: Педагогика, 2018
7. Ковалев В.Н. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2012. - 154 с.
8. Кулик.ова Т. А. Домаш.нее воспитание и сем.ейная пед.агогика: - М.: Издат. центр «Академия», 2017. - 456с.
9. Немов Р.С.. Психология. - М. 2016,658с с.
10. Николас, М. Семейная терапия: методы и концепции / М. Николас, Р. Швариц / пер. с англ. А. Шиш.ко, О. Оч.кур,. – М. : Эксмо, 2015. – 137 с.

Вопрос-ответ:

Что такое семья?

Семья - это социальный институт, основанный на брачных и родственных связях людей, представляющий собой ячейку общества.

Какие основные функции выполняет семья?

Семья выполняет такие функции, как воспитательная функция, экономическая функция, социализирующая функция, репродуктивная функция и эмоционально-психологическая функция.

Какова структура семьи?

Структура семьи включает в себя родителей и их детей. В зависимости от культурных и социальных особенностей, семья может быть моногамной или полигамной.

Какую роль играют родители в воспитании детей?

Родители играют главную роль в воспитании детей. Они должны обеспечивать достижение душевного единства и нравственной связи с детьми, не позволяя процессу воспитания идти самостоятельно.

Почему первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье?

Первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, так как он наблюдает и учится от родителей, как вести себя в различных ситуациях. Это очень важно для его последующего развития и социализации.

Какие основные функции семьи?

Основные функции семьи включают репродуктивную, социализирующую, экономическую и психологическую функции. Репродуктивная функция заключается в процессе рождения и воспитания детей. Семья также выполняет функцию социализации, то есть передает ценности, навыки и знания от одного поколения к другому. Экономическая функция связана с обеспечением материальных потребностей семьи. Психологическая функция заключается в поддержке эмоционального благополучия и развитии личности каждого ее члена.

Что такое семья как социальный институт?

Семья как социальный институт представляет собой установленный обществом и культурой способ совместного проживания и воспроизводства поколений. Она является основной социальной единицей, где формируются отношения между родителями и детьми, передаются нормы и ценности, осуществляются основные функции и процессы воспитания, образования и экономической деятельности.

Какова структура семьи?

Структура семьи может быть различной в зависимости от культурных и социальных факторов. Традиционно семья состоит из мужа, жены и их детей. Однако сегодня существует множество различных типов семей, включая однополые, разводные, многодетные и семьи, где есть только один родитель. Структура семьи также может включать родственников, таких как бабушки и дедушки, и других членов, которые не являются биологическими родителями.

Какие основные функции семьи воспитания и образования детей?

Основные функции семьи в воспитании и образовании детей включают создание условий для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Семья является первым и основным местом, где ребенок учится общению, овладевает базовыми навыками и получает первоначальные знания. Важно, чтобы родители активно участвовали в воспитательном процессе, передавали свои ценности и образцы поведения, обеспечивали эмоциональную поддержку и создавали благоприятную атмосферу для развития личности ребенка.