Текст как объект исследований в гуманитарных науках

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 11 11 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
1. Текст как отражение информационно-языковой реальности……………..4
2. Текст как объект исследований в гуманитарных науках…………………..7
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………….12
Фрагмент для ознакомления

Он известен нам как представитель Тартуско-московской школы, является филологом, культурологом. Многие его работы посвящены разработке проблем семиотики, текстологии, знаково-символьной системе языка.М.Ю. Лотман дает специфическое и своеобразное определение понятию «текст». Так, под термином «текст» ученый понимает абсолютно всякое информационное сообщение, которое на интуитивном уровне позволяет понять человеку его отграниченность от других форм утверждений и информации в общем. Тем самым Лотман подводит к тому, что всякий текст отличается прежде всего общей тематикой предложений, из которых состоит данный текст.Также Лотман дает свои характеристики содержательной стороны текста. К примеру, ученый говорит, что текст имеет свойство яркой выраженности в той или иной знаковой системе – и это четко организованная система.М.Ю. Лотман также указывает нам на ряд функций, которые выполняет текст. Функции текста разнообразны, понятны и просты. Более подробно рассмотрим функции текста, которые выделил Лотман.Согласно роли текстов в культуре в целом они выполняют две наиболее важные функции:Процесс трансформации и передачи значений.Процесс зарождения модернизированных или новых смыслов.Первая функция выполняется наилучшим образом при максимальной однозначности текста. Идеальным предельным механизмом здесь является искусственный язык, тяготеющий к стандартизации.Вторая функция текста – процесс зарождения модернизированных или новейших смыслов. Здесь текст уже не является пассивным элементом социально-гуманитарной реальности, а становится звеном/частью непосредственного процесса создания новых смыслов. Наверное, это одна из значимых функций текста. Процесс зарождения новейших смыслов достигается путем приобретения субъектом (человеком) новых знаний из социальной реальности. Именно здесь отчетливо проявляется связь текста с социальной и гуманитарной реальностью.Одной из важных функций текста является смыслообразующая функция, которая является источником разграничения и разъяснения множества смыслов. Именно в связи с этим, можно отметить, что текст является предшественником языка и это давно доказанный факт, признанный и одобренный историками и культурологами. Примером этого являются древние тексты, которые стали памятниками культуры – тексты архаического содержания, исторические справки.Также имеет место быть и творческая функция. Она проявляется в процессе приращения смыслов в системе одного текста. Процесс приращения смысла текста модернизирует его и текст становится новым, модернизированным или трансформированным.ЗаключениеРассмотрев тему данного реферата, мы пришли к заключению, что текст является отражением социально-гуманитарной реальности и служит для развития и обогащения знаниями человека. Посредством текста поднимается культурный уровень человека. Текст – это фиксированный комплекс мыслей и замыслов того или иного автора, выраженный в символьно-знаковом аспекте.Текст может включать и содержать сразумножество смыслов, следовательно, именно в этом состоит его символичность: символ - сама множественность смыслов, следовательно, понимание текста не может ограничиться лишь тем смыслом, который вложил в него автор.Посредством текстов мы общаемся, коммуницируем, развиваемся и культурно обогащаемся. Текст – это активный знаковый «учитель». Читающий текст всегда имеет определенный проект: даже самый непосредственный смысл читается в свете некоторых ожиданий. Однако изначальный проект не может не пересматриваться по мере проникновения в текст. Список использованной литературы:Корниенко Е.Р. Текст сквозь призму философии М.М, Бахтина. – М., 2010. – С.128-134.БартР.Смерть автора // Избр. работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1994. – С. 384-391. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С.290.БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1989.БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – С.35-40.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. С.90.Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. – М.: Наука. Лотман, Ю. М., 1981. – С.80.

1. Корниенко Е.Р. Текст сквозь призму философии М.М, Бахтина. – М., 2010. – С.128-134.
2. Барт Р. Смерть автора // Избр. работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1994. – С. 384-391.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С.290.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1989.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – С.35-40.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. С.90.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. Лотман, Ю. М., 1981. – С.80.

Вопрос-ответ:

Какие работы посвящены разработке проблем семиотики текстологии знаково-символьной системы языка?

Многие работы М. Ю. Лотмана посвящены разработке проблем семиотики, текстологии и знаково-символьной системы языка.

Какой школе принадлежит М. Ю. Лотман?

М. Ю. Лотман является представителем Тартуско-московской школы в гуманитарных науках.

Какие научные направления изучает М. Ю. Лотман?

М. Ю. Лотман занимается филологией и культурологией. Он исследует проблемы семиотики, текстологии и знаково-символьной системы языка.

Что известно о М. Ю. Лотмане?

М. Ю. Лотман - филолог и культуролог, представитель Тартуско-московской школы. Он известен своими работами по семиотике, текстологии и знаково-символьной системе языка.

Какие исследования проводит М. Ю. Лотман?

М. Ю. Лотман проводит исследования в области гуманитарных наук. Он работает над проблемами семиотики, текстологии и знаково-символьной системы языка.

Кто известен нам как представитель Тартуско-московской школы?

М.Ю. Лотман

В каких науках применяется текст как объект исследований?

Текст как объект исследований используется в гуманитарных науках.

На какие проблемы посвящены работы М.Ю. Лотмана?

Многие работы М.Ю. Лотмана посвящены разработке проблем семиотики, текстологии и знаково-символьной системы языка.

Какие науки помогают понять текст как отражение информационно-языковой реальности?

Понять текст как отражение информационно-языковой реальности помогают филология и культурология, которыми занимается М.Ю. Лотман.

Какую роль играет текст в гуманитарных науках?

Текст играет роль объекта исследований в гуманитарных науках, таких как филология и культурология.

Что изучает представитель Тартуско-московской школы М.Ю. Лотман?

М.Ю. Лотман изучает проблемы семиотики, текстологии и знаково-символьной системы языка.

Какое специфическое и своеобразное представление о тексте даёт М.Ю. Лотман?

М.Ю. Лотман рассматривает текст как объект исследований в гуманитарных науках, отражающий информационно-языковую реальность.