Методика применения опор в процессе обучения иноязычному общению школьников на уровне начального общего образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 29.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку в начальной школе с использованием опор 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2. Особенности обучения иноязычной грамматике 7
1.3. Понятие опор и специфика их использования при обучении иностранному языку 11
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку с использованием опор 16
2.1. Исследование исходного уровня сформированности грамматических навыков младших школьников (констатирующий этап) 16
2.2. Разработка и апробация программы по формированию грамматических навыков младших школьников с использованием опор (формирующий этап) 20
2.3. Проверка эффективности разработанной программы (контрольный этап) 22
Выводы по главе 2 25
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 31

Фрагмент для ознакомления

Детальное поэтапное планирование комплекса упражнений позволяет обеспечить учащихся профицитом материалов, а также удовлетворить индивидуальные особенности обучающихся. 2.3. Проверка эффективности разработанной программы (контрольный этап)На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент. Его целью являлось проследить динамику изменения уровня сформированности иноязычного грамматического навыка у обучающихся 4 «Б» класса.На контрольном этапе мы использовали аналогичное констатирующему этапу тестовое задание. Неправильно выбранный вариант ответа считался за ошибку. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов, которые можно было получить за тестирование – 15 баллов. При достаточном уровне учащийся должен выполнить задание без ошибок, либо допускалась 1 ошибка, при уровне близком к достаточному учащийся может допустить до 3 ошибок, при недостаточном уровне более 4 ошибок. Ученикам раздали бланки с заданиями. На выполнение этих заданий учащимся отводилось 40 минут (1 урок). Перед выполнением теста ученики получили инструкцию по выполнению. Было обращено внимание на трудности, с которыми можно встретиться во время выполнения. Во время работы каждый ученик работал самостоятельно, им не разрешалось задавать вопросы учителю. Все работы собирались по завершении урока. Если ученик заканчивал работу раньше времени, ему давалось время для проверки. При достаточном уровне учащийся должен выполнить задание без ошибок, либо допускалась 1 ошибка, при уровне близком к достаточному учащийся может допустить до 3 ошибок, при недостаточном уровне более 4 ошибок. Таким образом, после проверки сформированности грамматического навыка, можно сделать вывод о том, что в данном классе 5 (41%) учеников находятся на достаточном уровне это на (25%) больше чем при проведении констатирующего эксперимента. Число обучающихся соответствующих уровню близкому к достаточному составляет 5 (41%)учеников. Число обучающихся соответствующих уровню недостаточному, сократилось на два человека и стало 2 (17%) ученика (Рис. 3). Рисунок 3. Результаты проверки сформированности грамматического навыка после контрольных диагностических заданий После проведения всех методов, целью которых было проследить динамику изменения уровня сформированности языковой компетенции, было выяснено, что количество учащихся, соответствующих достаточному уровню увеличилось на 3 человека (на 25%), количество учащихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на 1 человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%) (Рис. 4). Рисунок 4. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод, что применение разработанной программы по формированию грамматических навыков учащихся с использованием средств наглядности способствовало повышению уровня сформированности грамматических навыков младших школьников.Выводы по главе 2После проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление уровня сформированности грамматического навыка у учащихся 4 класса, при проведении тестирования выяснили, что, на достаточном уровне находится 2 ученика (16%), на близком к достаточному уровне находятся 6 учеников (50%), на недостаточном 4 человека (33%). На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа, основанная на использовании наглядных средств обучения для формирования грамматических навыков учащихся. В ходе формирующего эксперимента мы использовали видеоролики, фильмы, интерактивную доску.По результатам контрольного эксперимента было выяснено, что на достаточном уровне количество учеников увеличилось на 3 человека (на 25%), количество обучающихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на одного человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная программа способствовала повышению эффективности формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся начальной ступени обучения. ЗаключениеТаким образом, цель настоящей работы заключалась в том, чтобы определить эффективность опор в процессе формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка на начальной ступени обучения.В ходе анализа теоретических источников по проблеме исследования, мы выяснили, что изучение грамматики имеет практическое и образовательно-воспитательное значение и играет первостепенную роль в процессе обучения иностранному языку. Изучение иностранного языка и овладение им на коммуникативном уровне невозможно без знания грамматики и особенностей строения предложения.Младший школьный возраст характеризуется сменой ведущей деятельности с игровой на учебную и появлением нового статуса ученика. Однако, в этом возрасте игра все еще продолжает иметь важное значение в жизни ребенка. Его внимание еще преимущественно непроизвольное, т.е. спровоцированное интересом. Для удержания произвольного внимания большинству младших школьников, особенно первоклассников, требуются значительные усилия. С этой точки зрения использование средств наглядности является возможным решением проблемы, как вызвать и сохранить интерес ребенка к изучению иностранного языка, в частности – способствовать формированию грамматического навыка.Опытно-экспериментальная работа была направлена непосредственно на определение эффективности использования наглядных средств обучения в формировании грамматических навыков младших школьников.После проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление уровня сформированности грамматического навыка у учащихся 4 класса, при проведении тестирования выяснили, что, на достаточном уровне находится 2 ученика (16%), на близком к достаточному уровне находятся 6 учеников (50%), на недостаточном 4 человека (33%). На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа, основанная на использовании наглядных средств обучения для формирования грамматических навыков учащихся. В ходе формирующего эксперимента мы использовали видеоролики, фильмы, интерактивную доску.По результатам контрольного эксперимента было выяснено, что на достаточном уровне количество учеников увеличилось на 3 человека (на 25%), количество обучающихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на одного человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная программа способствовала повышению эффективности формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся начальной ступени обучения. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в ходе теоретического и эмпирического исследования.Список литературыБелякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. – 2013. − № 6. – С.25-28. Бачаров, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л.Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. − 2000. − № 3. − С. 66 - 68. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5 - С. 31-33.Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н.Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.язвысш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. − М.: Академия, 2006. − 336 с. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2009.Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5 - С. 32. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. - М., 2008.Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. − 2007. − № 4. − С. 26 - 27. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие [Текст] / И.И. Зимняя. − М.: Просвещение, 1991. − 221с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2003. − 384 с. Копытко В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи [Текст] / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. − 2017. − №11. − С. 208-212. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2011. – 360 с. Мильруд Р.П. Методика преподавания иностранным языкам. English Teaching Methodology [Текст] / Р.П. Мильруд. – М., 2005. – 400 с. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Миролюбов. – М.: Академия, 2003. – 373с. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие [Текст] / Е.А. Маслынко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. − 5-е изд., стереотип. − Мн.: Высшая школа, 2004. −522 с. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. − М.: Просвещение, 1991. − 287с. Рожкова Ф.М. Kинофильмы на уроках английского языка. - М., 2008. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // Одинцовские чтения [Текст] / Г.К. Селевко. − М.: 2005. – 556 с. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков : теория и практика : учеб. – метод. пособие [Текст] / С.Н. Татарницева. − Тольятти: ТГУ, 2008. − 246 с. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. − М. 2004. − 221 с. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М., 2006. – 256 с. Evans, V. English. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. Evans, V. English. Teacher’s book. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. Evans, V. English. Workbook Spotlight / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. ПриложениеПротокол беседы с учителем английского языка Вопрос №1: Как Вы считаете, важно ли формирование иноязычных грамматических навыков у школьников? Ответ: Да, это основная задача. Вопрос №2: Какие методы и приемы Вы используете на уроке для формирования грамматических навыков? Ответ: Разнообразные методы и приемы. Работа с иллюстрациями, работа в группах, песенки, сравнения, игры, рифмовки, поиск правильного ответа. Вопрос №3: Как Вы считаете, способствуют ли современные учебники формированию грамматических навыков у школьников? Ответ: Способствуют, так как современные учебники предлагают разнообразные виды работы для отработки изученного материала. Вопрос №4: Как Вы считаете, является ли важным для ученика правильно сформированные грамматические навыки? Ответ: Да, конечно. Вопрос №5: Какие задания вы считаете наиболее эффективными для формирования грамматических навыков? Ответ: Имитативные, подстановочные, творческие (креативные) Вопрос №6: Скакими трудностями Вы сталкиваетесь на уроках английского языка, формируя грамматические навыки? Как их можно устранить? Ответ: Учебники. Заменить учебники. Вопрос №7: Как Вы оцениваете уровень сформированности грамматического навыка у школьников? Ответ: Низкий уровень. Вопрос №8: Пользуетесь ли Вы дополнительными источниками для формирования данного навыка? Ответ: Да, пользуюсь материалами из евро-учебников. Вопрос №9: Используете ли вы наглядные средства на своих уроках? Ответ: Да, в основном в начальных классах. Вопрос №10: Считаете ли вы использование наглядных средств эффективными для формирования грамматических навыков? Ответ: ДаЗадания для тестирования1. He______ at the party last night. a) sings b) sang 2. Kim_______ Brad Pitt last month. a) met b) meet 3. I________ a horse for the first time last Saturday. a) ride b) rode 4. Mary and Julie _______ to a concert last night. a) went b) go 5. Cindy______ a new jacket yesterday. a) bought b) buy 6. Did John______ the game? a) won b) win 7. We______ chips and burgers for dinner. a) eat b) ate 8. They didn’t ______ any dinosaurs. a) see b) saw 9. Yesterday we ______ at home. a) be b) were 10. Did you_____ to the cinema yesterday?a) go b) went 11. The boys ______ a camel at the zoo last summer. a) rode b) ride 12. My brother Tom didn’t ______ for his school team. a) swam b)swim13. Liz ______ a letter to Ken a week ago. a) wrote b)writes 14. We ______ to the funfair two days ago. a) go b) went 15. Did you______ Paul at the hospital yesterday? a) meetb)met

1. Белякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. – 2013. − № 6. – С.25-28.
2. Бачаров, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л.Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. − 2000. − № 3. − С. 66 - 68.
3. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5 - С. 31-33.
4. Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-9.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. − М.: Академия, 2006. − 336 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2009.
7. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5 - С. 32.
8. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. - М., 2008.
9. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. − 2007. − № 4. − С. 26 - 27.
10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие [Текст] / И.И. Зимняя. − М.: Просвещение, 1991. − 221с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2003. − 384 с.
12. Копытко В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи [Текст] / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. − 2017. − №11. − С. 208-212.
13. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2011. – 360 с.
14. Мильруд Р.П. Методика преподавания иностранным языкам. English Teaching Methodology [Текст] / Р.П. Мильруд. – М., 2005. – 400 с.
15. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Миролюбов. – М.: Академия, 2003. – 373с.
16. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие [Текст] / Е.А. Маслынко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. − 5-е изд., стереотип. − Мн.: Высшая школа, 2004. −522 с.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. − М.: Просвещение, 1991. − 287с.
18. Рожкова Ф.М. Kинофильмы на уроках английского языка. - М., 2008.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // Одинцовские чтения [Текст] / Г.К. Селевко. − М.: 2005. – 556 с.
20. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков : теория и практика : учеб. – метод. пособие [Текст] / С.Н. Татарницева. − Тольятти: ТГУ, 2008. − 246 с.
21. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. − М. 2004. − 221 с.
22. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М., 2006. – 256 с.
23. Evans, V. English. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.
24. Evans, V. English. Teacher’s book. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.
25. Evans, V. English. Workbook Spotlight / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют младшие школьники в психолого-педагогическом отношении?

Младшие школьники имеют ряд особенностей, которые важно учитывать при обучении иноязычному общению. Они находятся на стадии формирования своей психологической и педагогической самостоятельности, у них активно развивается мышление и речь, они начинают осознавать свое место в социуме. Также младшие школьники характеризуются повышенной активностью и интересом к новому. Все эти особенности нужно учитывать при разработке методики обучения иностранному языку.

Какие особенности связаны с обучением иноязычной грамматике?

Обучение иноязычной грамматике имеет свои особенности. Во-первых, для младших школьников это новое и непривычное знание, поэтому важно привлечь их интерес и мотивацию. Во-вторых, грамматические правила нужно представлять в доступной и понятной форме, использовать игры, упражнения и другие активные методы обучения. В-третьих, необходимо давать школьникам достаточно времени для усвоения и закрепления грамматических правил.

Что такое опоры и как они используются при обучении иностранному языку?

Опоры - это вспомогательные средства, которые помогают школьникам лучше понимать и запоминать грамматические правила и языковые конструкции. Они могут быть представлены в виде таблиц, схем, картинок, рабочих карточек и других материалов. Опоры используются при проведении различных упражнений, игр, ролевых игр и других активностей, направленных на формирование грамматического навыка у школьников.

Какой опыт в области использования опор в процессе обучения иностранному языку был описан в главе 2?

Опыт в области использования опор в процессе обучения иностранному языку был описан в главе 2. Были представлены различные методики и подходы, основанные на использовании опор, такие как использование карточек с изображениями, создание схем и таблиц, использование игр и ролевых игр. Также были приведены примеры уроков, в ходе которых опоры успешно применялись для формирования грамматического навыка у школьников.

Какие методики можно использовать для обучения иноязычному общению учеников начальной школы?

В процессе обучения иноязычному общению школьников на уровне начального общего образования можно использовать различные методики, такие как методика опор. Эта методика предполагает использование вспомогательных материалов, которые помогают ученикам лучше понимать и запоминать грамматические правила и основы языка. Опоры могут быть представлены в различных форматах, например, карточки с изображениями, грамматические таблицы, интерактивные игры и т.д. Важно подбирать опоры, которые будут наиболее эффективными для конкретной группы учеников.

Почему в использовании опор в обучении иностранному языку особое значение имеет начальная школа?

В начальной школе основные навыки и представления об иностранном языке только начинают формироваться у детей. Они еще не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы легко осваивать новый язык. Поэтому использование опор в обучении становится особенно важным. Опоры помогают ученикам более наглядно представить грамматические правила и усвоить основы языка. Они создают поддержку и помогают ученикам чувствовать себя увереннее в процессе изучения иностранного языка.

Какие особенности обучения грамматике иностранного языка у младших школьников?

У младших школьников есть свои особенности обучения грамматике иностранного языка. В этом возрасте дети только начинают осознавать грамматические правила и закономерности языка. Они еще не имеют полного набора знаний и опыта для самостоятельного формирования грамматического навыка. Поэтому важно обучать грамматике с использованием опор, которые помогут детям лучше понять и запомнить правила языка, а также научиться применять их в практическом общении.

Какие особенности характерны для младших школьников в психолого-педагогическом аспекте?

Младшие школьники характеризуются ограниченными возможностями концентрации внимания, низкой саморегуляцией и эмоциональной устойчивостью, склонностью к беспокойству и легкой отвлекаемости. Более старшие младшие школьники имеют более высокий уровень саморегуляции и способности к анализу и синтезу в процессе обучения.

Что такое опоры и как они используются в обучении иностранному языку?

Опоры - это вспомогательные средства, предназначенные для помощи школьникам в усвоении иноязычных явлений, особенно грамматики. Они могут быть представлены в виде таблиц, схем, картинок, аудиозаписей и иных материалов. Опоры помогают учащимся лучше понимать и запоминать грамматические правила, формировать навыки иноязычного общения.

Какую роль играют опоры в формировании грамматического навыка у школьников?

Опоры играют важную роль в процессе формирования грамматического навыка у школьников. Они позволяют учащимся лучше понять и запомнить грамматические конструкции и правила, помогают им применять их в практическом общении. Таким образом, опоры являются необходимым инструментом для успешного изучения иностранного языка в начальной школе.