Образ русалка в европейских и в русских сказках

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 25 25 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 30.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Литературные произведенияЕвропейская русалкаВсем известна русалочка, созданная талантом великим датским сказочникомГ.Х.Андерсен.Происхождение Русалочки в сказке Андерсена остается неизвестным. Е В сказке Андерсена русалочья вселенная существует сама по себе, откуда он появился - непонятно, но ясно, что с появлением человека этот мир никак не связан. Русалки живут издавна на дне, существуют сами по себе. Русалочка – это дочь морского царя, живёт в подводном царстве вместе со своей семьёй. «Странное дитя была эта Русалочка», - говорит о ней автор. Она действительно была странной. Сёстры её жили в мире привычных вещей, а Русалочку тянуло к необычному. «Больше всего любила Русалочка рассказы о людях», и «никого не тянуло на поверхность моря так сильно, как её». От бабушки она узнала о том, что людям, в отличие от русалок, дана бессмертная душа, которая «улетает в небо, прямо к мерцающим звёздам». Русалочка полюбила принца, которого спасла во время кораблекрушения, и решила уйти к людям.Истинная любовь всегда связана с жертвами. Русалочка так и не добилась ответной любви от принца и должна была умереть. Чтобы спастись, она должна была вонзить нож в сердце принца. Но Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны: "Еще минута - и она бросила его в волны, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной». Русалочка превращается в морскую пену.Русская русалка Русская мифология – это уклад жизни русского народа. Она включает в свой состав в качестве важнейших частей единого целого укорененные в национальном сознании идеи и верования, характерный для русских образ мышления, ценностные ориентации народа и свойственныеему переживания. Эта целостность «национальных мироощущений и воззрений выражает себя в мифологии, в представлениях о мире и человеке, в фольклоре, в богословии, в различных теориях и учениях, в искусстве, литературе, в традиционных способах поведения и взаимопонимания, в обычаях обустройства личной и общественной жизни. Из единства всех составляющих возникает неповторимый облик национальной культуры». К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественном искусстве, относится русалка.Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, А. Н. Толстой, А. Ремизов, Н. Гумилев, В. В. Набоков и другие. «Литературные» русалки более яркие, чем фольклорные. Образы русалки в произведениях русских поэтов и писателейВ творчестве Пушкина, по мнению исследователей: «русалочий сюжет» занимает особое, уникальное место. Он волновал воображение поэта на протяжении почти всей его творческой биографии.Образ русалки встречается в поэме «Руслан и Людмила», а так же в одноименном стихотворении «Русалка».У Пушкина русалка - сказочный персонаж, который, как и в традиционной славянской мифологии, связан не только с водой, но и с деревьями. В лесах русалки избирают преимущественно старые деревья. Так, у Пушкина «Русалка на ветвях сидит».В стихотворение «Русалка» поэт описывает встречу этого фольклорного существа с представителем христианства (монахом).Русалка по Пушкину внешне очень схожа с традиционной, которая может быть представлена различно. В стихотворение четко прослеживается загадочное число «три», характерное для фольклора, это и использует Пушкин в стихотворении – три встречи русалки и монаха. Первая встреча – пугает его:Глядит, невольно страха полный;Не может сам себя понять.Второй встречи монах уже ждет:Всю ночь не спал старик угрюмыйИ не молился целый день -Перед собой с невольной думойВсе видел чудной девы теньРусалка возвращается к нему:Дубравы вновь оделись тьмою;Пошла по облакам луна,И снова дева над водоюСидит, прелестна и бледнаУ М. Ю. Лермонтова русалка встречается только один раз без портретных характеристик.Русалка существует в ночной ипостаси мира, т. к. именно в это время она менее заметна, ее можно только услышать. Вокруг реки нет ни одной живой души, способной ею любоваться, но ее песня печальная долетает до берегов.В традиционной мифологии - русалка: «прекрасными голосами зачаровывают мореплавателей мотив опасности русалки , в поэзии получал уточнение: опасна поющая дева».Русские поэты, в том числе и М. Ю. Лермонтов, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом.Таким образом, волшебное пение поэтических русалок – результат «влияния творчества европейских собратьев по перу» и М. Ю. Лермонтов, описывая в стихотворении свою русалку, опирался на европейские традиции трактовки данного образа.Общепризнано, что Н. Гоголь – один из самых демонических писателей русской литературы. В «Майской ночи или утопленнице» писатель впервые создает диалогическую коммуникацию между инфернальным персонажем и человеком в форме диалога.В сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» данный персонаж вступает в диалог с человеком.Н. В. Гоголь же не боится ввести данную трактовку образа. Его русалочка не только говорит с героем, но и просит о помощи: «- Парубок, - говорила она и что-то неизъяснимо трогательное слышалось в её речи. – Парубок, найди мне мою мачеху. Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя».Так, русалка по Гоголю отличается от традиционной девы-рыбы тем, что вступает в диалог с человеком, а славянская – нет.3) Русалки в искусстве разных стран.Изображения русалок можно найти в древнегреческой керамике и мозаике. Многие из этих русалок имеют расщепленный хвост; Эта особенность обычно встречается в древних представлениях о внешности русалки. Русалки уже давно стали популярной темой у художников. Одна из самых известных картин русалки, русалка, была написана Джоном Уильямом Уотерхаусом с 1895 по 1905 год. Образец позднего искусства в стиле Британской академии, произведение дебютировало со значительным успехом (и обеспечило Уотерхаусу место члена Королевской академии).Русалки также популярны как в литературе, так и в кино. Помимо знаменитой сказки Андерсена "Русалочка", русалки появились в романе "морские феи" Л. Фрэнка Баума, "Питер Пэн" Джеймса Барри и многих других произведениях детской литературы и фантастики. В кино русалки были предметом многих комедий, таких как "Миранда" (1948) и "всплеск" (1984), а также знаменитой анимационной адаптации "Русалочки" Уолта Диснея.На официальном гербе Варшавы, столицы Польши, изображена русалка с мечом и щитом. Многочисленные легенды рассказывают о происхождении Варшавской русалки; самая известная описывает русалку, которая запутывала сети рыбаков. Из-за ее чарующего пения рыбаки не причинили ей вреда, но богатый купец захватил ее, чтобы выставлять на ярмарках. Спасенная одним из молодых людей города, русалка была благодарна и поклялась защищать город в случае необходимости.Первая русалка, которую мы встречаем в этой интригующей, великолепно произведенной книге, нарисована алой краской на стене в Мадриде, держащей сердце, а не зеркало. Значит, это не обычная русалка; но по мере того, как фольклорист и драматург София Кингсхилл углубляется в их сложную культурную историю, становится ясно, что такой вещи нет. Русалки могут быть великолепны, но смертоносны, как те, что в "Пиратах Карибского моря" заманивают моряков в море, а затем обнажают свои ужасные клыки и идут на убийство. Они могут быть уязвимы, как Ариэль в диснеевской веселой Русалочке. Они могут быть предвестниками бурь или символами женского непостоянства."Встретить русалку всегда рискованно", - пишет Кингсхилл. Фолкстонский политик, который бросает карьеру и невесту ради русалки в новелле Герберта Уэллса "морская дама", погружается в волны и, как сухо пишет Кингсхилл, "нежно утоплен ею".Этот мотив перевернут в западноафриканских историях о русалках, которые выходят замуж за мужчин и магически защищают их на всю оставшуюся жизнь. Хенрик Ибсен-обычно не поклонник счастливого конца-действительно позволяет своей русалочьей героине в "Леди из моря" найти способ перестать барахтаться на сухой земле своего брака. И, конечно же, классический всплеск 1980-х годов! заканчивается все тем, что искрохвостаяДэрил Ханна везет Тома Хэнкса в подводный рай — хотя ясно, что если он пойдет с ней, то никогда не сможет вернуться на сушу.Кингсхилл очень интересен уродливыми, сморщенными останками существ, которые когда-то появлялись на выставках уродов: обезьяньи трупы, изрубленные и пришитые к отрубленным лососевым хвостам. Некоторые люди действительно хотят, чтобы русалки существовали; один из самых причудливых и красивых изображений, воспроизведенных здесь (это действительно стоит только для фотографий),-это гравюра на дереве из Нюрнбергской Библии XV века, на которой изображены русалки, плавающие вокруг Ноева Ковчега. Богословы, очевидно, решили, что русалки должны были погибнуть от наводнения, потому что они были аномальными, а следовательно, явно греховными; но потом решил, что, поскольку они были водными, когда море захлестнуло сушу, они должны были вести себя как обычно.Селки появляются в этой любопытной книге, как и сирены и полуженщина-полузмей Мелузина. Мы также не были полностью убежденыв том, что Кингсхилл читает ‘Русалочку " Ганса Христиана Андерсена; она почти полностью сосредоточена на том, как Русалочка жаждет души, но это происходит в конце истории, после того как она провела годы, одержимая миром над волнами, и упала головой на хвост для прекрасного принца и спасла его жизнь. И только тогда она начинает думать, что ей вполне может понравиться душа. Эта часть истории кажется прикрученной к стене. Я всегда надеялся, что она бросит его, вернется к морю и найдет любовь с милым Водяным, но русалки никогда не захватывали воображение таким же образом. Мерфолк (русалочий народ) почти всегда являются женскими полом.ЗаключениеС детства в нашеподсознание входят сказки, волшебные, добрые или злые. И если читателю любого возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, безусловно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т.д. И не удивительно ведь, эти самыегерои созданы народным сознанием именно как мифологические, напрямую связанные с природойВ быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода является славянская мифология.Особый интерес представляет сопоставление образов русалок в фольклорном варианте и авторских произведениях писателей и поэтов.В фольклоре девы- рыбы - героини легенд, преданий, поверий, обрядов и обычаев народов разных стран. Они живут в водной стихии, отличаются от человека рыбьим хвостом и вступают с человеком в сложные отношения.«Литературные» девы не менее разнообразны, чем фольклорные. Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль, художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора. И все жеесть общие мотивы, сюжеты, есть традиционные для литературы характеристики внешности русалки, её поведения.В русской литературе рано сложился собственный мифологический образ, опирающийся на русские народные поверья, но часто наделенный и чертами близкого ей европейского персонажа.Может быть, и нет никакого волшебства в природе и быть не может. Но людям хочется верить, что существуют волшебные существа и связь с ними. Потому что человек не хочет быть одиноким в мире, в котором жизнь несётся с огромной космической скоростью, где постоянно подстерегают опасности. Человеку хочется почувствовать, что он находится под покровительством каких-то потусторонних сил природы, что они помогут ему преодолеть опасности, предостерегут его, предскажут. Давайте вместе верить в волшебный сказочный мир!Список используемой литературы:1. Славянская мифология. Словарь-справочник. М., 19982. Мифологический словарь под ред. Е.М.Милетинского. М., Советская энциклопедия, 19913. Андерсен Г.Х. Сказки. Серия «Золотая цепь», Ростов-на-Дону: «Феникс», 19994. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 19955. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2007.6. Мей Л.А. Стихотворения. Изд-во «Советская Россия», 19857. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки. М.: Изд-во Эксмо, 20068.Толстой А.Н. Русалочьи сказки. Изд-во ЭксмоНаталис, 2010

1. Славянская мифология. Словарь-справочник. М., 1998
2. Мифологический словарь под ред. Е.М.Милетинского. М., Советская энциклопедия, 1991
3. Андерсен Г.Х. Сказки. Серия «Золотая цепь», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
4. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995
5. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2007.
6. Мей Л.А. Стихотворения. Изд-во «Советская Россия», 1985
7. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки. М.: Изд-во Эксмо, 2006
8.Толстой А.Н. Русалочьи сказки. Изд-во Эксмо Наталис, 2010

Вопрос-ответ:

Что известно о происхождении русалки в сказке Андерсена?

Происхождение Русалочки в сказке Андерсена остается неизвестным. В сказке русалочья вселенная существует сама по себе, откуда она появилась непонятно, но ясно, что с появлением человека этот мир никак не связан.

Кто является отцом русалочки в сказке Андерсена?

В сказке Андерсена русалочка является дочерью морского царя.

Существует ли специальное место, где живут русалки в сказке Андерсена?

Русалки живут на дне морей и океанов, существуют сами по себе. У них есть своя вселенная.

Откуда возникают русалки в европейских сказках?

По происхождению русалок в европейских сказках существуют разные версии. Одна из них гласит, что русалки являются духами умерших женщин или утонувших моряков.

Какой образ имеет русалка в русских сказках?

В русских сказках русалка изображается как красивая и загадочная существо, обладающая ревнивым нравом и способностью превращаться, например, в человека или животное.

Кто создал русалочку?

Русалочка была создана великим датским сказочником Г. Х. Андерсеном.

Откуда появилась русалочка в сказке Андерсена?

Происхождение русалочки в сказке Андерсена остается неизвестным. В самой сказке сказано, что русалочья вселенная существует сама по себе и не связана с миром людей.

Кто является русалочкой в русских сказках?

В русских сказках русалкой является дочь морского царя, она живет в море и на дне реки.