Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками при выявлении, расследовании и предупреждении этих преступлений.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Криминалистика
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 27.02.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками при выявлении, расследовании и предупреждении этих преступлений 4
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Существующие методикиразрабатываются применительно к тем незаконным действиям, которые законодательобозначил в соответствующих статьях Уголовного кодекса как преступные. Но предусматривая уголовную ответственность за незаконный оборот контролируемых средств ивеществ, он показал тем самым опасность любого незаконного действия с этими средствами и веществами, не зависимо от его места вобщем цикле этого оборота. Приорганизованном обороте существуетраспределение ролей между преступнымигруппами, входящими в то или иное преступное формирование. Поскольку уголовная ответственность индивидуальна, то каждый еечлен должен отвечать за те незаконные действия, которые совершил именно он, в соучастиис другими лицами. Но преступная цепочка всеравно должна быть прослежена до конца исделать это возможно только при едином подходе к расследованию таких преступлений.Поэтому, следователю или дознавателю необходимо не ограничиваться единичным эпизодом незаконных действий конкретного лица, закоторый он задержан сотрудниками правоохранительных органов, но принимать соответствующие меры к выяснению остальных обстоятельств, касающихся незаконных действий навсех этапах преступной деятельности его самого или преступного формирования и выявлениювсех лиц, причастных к этому.При расследовании уголовных дел рассматриваемой категории имеются некоторые проблемы:1. Законодатель, разрешив назначение ипроизводство экспертизы до возбуждения уголовного дела, по сути сделал только половинушага вперед, не регламентировав некоторыеобстоятельства, связанные с этим. Поскольку спостановлением о назначении экспертизы и еерезультатами необходимо знакомить потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, не разъяснил как поступать в этих случаях, посколькув стадии возбуждения уголовного дела еще нетни подозреваемых, ни обвиняемых.2. Такая ситуация, когда в деле имеютсяподозреваемые, может возникнуть только привозбуждении уголовного дела в результатеоперативно-тактической комбинации по задержанию преступников с поличным. Поэтому, в тех случаях, когда уголовное дело возбуждается по материалам оперативных проверок,следует при предварительном исследованииобнаруженных контролируемых средств иливеществ, специалисту составлять не справку, азаключение, которое могло бы иметь доказательственное значение, как и заключение эксперта. В данном случае следует обратить внимание на зарубежный опыт, где такая практикаиспользуется давно.3. Следует определить значение такогозаключения. В данном случае можно пойти поаналогии со статьей 204 УПК РФ, регламентирующей заключение эксперта, а также разъяснить, что следует понимать под «суждением»специалиста и на основе чего он может судитьо том или ином предмете исследования.4. В п. 1 ч. 2 ст. 58 УПК РФ законодательзапрещает отказывать стороне защиты привлекать специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его компетенцию. Не понятно, как оценивать его заключение втех случаях, если он разъясняет результатыэкспертного исследования, проведенного с использованием инструментальных методов, неопираясь на такие методы в своем суждении.Поскольку при совершении преступленийрассматриваемых нами видов остаются нетолько идеальные, материальные, но и информационные следы, а в связи с развитиемнаучно-технического прогресса и внедренияего результатов в практику расследованияпреступлений могут появиться другие, например, звуковые и т.д., для их обнаруженияи использования в доказывании могут потребоваться иные технические средства, не обозначенные в законодательстве. Использовать их при производстве следственных действий становится проблематичным.В целях решения этой проблемы необходимов п. 2.3ст. 38 УПК РФ, раскрывающим полномочия следователя, после слов: приниматьрешение о производстве следственных и иныхпроцессуальных действий, дополнить: и технических средств, в целях обнаружения, фиксации, изъятия, исследования следов и иныхобъектов и использовать их в доказывании поделу. При таком подходе следователь сможетобнаруживать и изымать следы и иные предметы, могущие стать впоследствии доказательствами, применяя те технические средства, которые целесообразны в конкретной ситуации.В качестве доказательств в последнеевремя по уголовным делам, рассматриваемойкатегории, используются электронные носителиинформации, которые значительно отличаютсяот других предметов и объектов, используемыхв изобличении виновных и выяснении различных обстоятельств незаконного оборотанаркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, как посвоим свойствам, так и тактики их осмотра.В связи с эффективным и единообразным использованием таких объектов в расследовании преступлений необходимо признать ихсамостоятельными видами осмотра. В настоящее время актуализироваласьпроблема функционирования специализированных учетов, ориентированных на расследование преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами:по способу незаконных действий; личностныхданных преступников; коротких текстовыхсообщений; голосу и речи.Процесс расследования преступлений,связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ осуществляется, как правило, в условиях противодействия со стороны участников организованногопреступного формирования и иных лиц, незаинтересованных в пресечении их преступной деятельности в рассматриваемой намисфере. Поскольку чаще всего за незаконныйоборот таких средств или веществ задерживают рядовых членов преступного формирования, в числе других способов противодействия используются дача ложных показаний или отказ от дачи показаний. Обговариваются эти способы заранее с руководителями звеньев, групп, организаций.Эффективным способом преодоления такогопротиводействия расследованию, в числедругих, является заключение с таким лицомсоглашения о сотрудничестве. Данный фактпозволяет получить информацию о другихчленах того или иного формирования, в томчисле и его руководителе, канале поступления наркотических средств, психотропных,сильнодействующих, ядовитых веществ вданное формирование и их сбыта, а такжеиные обстоятельства незаконного оборотав рассматриваемой сфере.ЗаключениеДля того, чтобы уголовные дела рассматриваемой категории эффективно расследовались и выявлялись все этапы преступной деятельности, необходимо тесное сотрудничество с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел, прежде всего, оперативных сотрудников и специалистов.Взаимодействие с оперативными сотрудниками должно осуществляться с момента получения ими информации о занятии незаконной деятельностью с рассматриваемыми средствами или веществами конкретным лицом или лицами. На этой стадии осуществляется следственное сопровождение оперативно-розыскных мероприятий, заканчивающееся проведением оперативно-тактической комбинации по задержанию преступников с поличным и возбуждением уголовного дела. Однако в стадии расследования таких преступлений во взаимодействии следователей и оперативных сотрудников следует обратить внимание на следующие существующие проблемы:1. практика выполнения п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ обусловливает формальное отношение к отдельному поручению следователя и ответов на них со стороны оперативных сотрудников. 2. ст. 89 УПК РФ, в основе своей запрещает использовать результаты оперативных мероприятий в качестве доказательств по уголовному делу. В данном случае оказывается дезорганизующее влияние на оперативных сотрудников и не мобилизует их к должному выполнению своих обязанностей. Поскольку в самом начале законодатель устанавливает запрет на использование таких материалов, и лишь затем оговаривает причину: если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, N 7, ст. 900.Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995, N 33, ст. 3349.Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Рос. следователь. 2015. № 24. С. 41-44.Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений специализированными подразделениями дознания органов внутренних дел: учеб. пособие / Т. Ф. Скогорева [и др.]. Волгоград, 2016. С. 10.Плеснева Л. П. Взаимодействие следователя с органами дознания: правовые и организационные основы: моногр. Иркутск, 2016. С. 59.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, N 7, ст. 900.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
6. Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Рос. следователь. 2015. № 24. С. 41-44.
7. Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений специализированными подразделениями дознания органов внутренних дел: учеб. пособие / Т. Ф. Скогорева [и др.]. Волгоград, 2016. С. 10.
8. Плеснева Л. П. Взаимодействие следователя с органами дознания: правовые и организационные основы: моногр. Иркутск, 2016. С. 59.

Вопрос-ответ:

Какими методиками пользуются следователи и оперативные сотрудники при выявлении и предупреждении преступлений?

Существуют различные методики, которые разрабатываются и применяются в работе следователей и оперативных сотрудников. Они включают в себя такие действия, как проведение оперативных наблюдений, сбор оперативной информации, использование оперативно-розыскных мероприятий, установление источников информации и многое другое. Все эти методы позволяют выявить преступления, собрать необходимые доказательства и предотвратить их совершение.

Какие незаконные действия предусмотрены в уголовном кодексе и требуют вмешательства следователя и оперативных сотрудников?

Уголовный кодекс законодательно обозначает различные преступные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность. К таким действиям относятся, например, незаконный оборот контролируемых веществ, незаконное оружие, преступления в сфере экономики, наркопреступления и многое другое. Следователи и оперативные сотрудники занимаются выявлением, расследованием и предупреждением таких преступлений.

Каким образом следователь и оперативные сотрудники сотрудничают между собой при расследовании и предупреждении преступлений?

Взаимодействие между следователем и оперативными сотрудниками очень важно для успешного расследования и предупреждения преступлений. Они обмениваются оперативной информацией, планируют совместные мероприятия, координируют свои действия, обсуждают тактику и стратегию работы. Такое сотрудничество позволяет более эффективно использовать ресурсы и специализацию каждого участника процесса, что приводит к более успешным результатам в борьбе с преступностью.

Что такое оперативные наблюдения и какие методы используются при их проведении?

Оперативные наблюдения - это один из методов оперативно-розыскной деятельности, который позволяет следить за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, собирать информацию о их действиях и передвижениях. Для проведения оперативных наблюдений используются различные методы, такие как физическое наблюдение, технические средства слежения, наблюдения с применением специальной техники, использование информационных систем и баз данных, а также анализ полученной информации для выявления связей и схем действий преступников.

Какие методики существуют для взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками?

Существующие методики разрабатываются применительно к тем незаконным действиям, которые законодатель обозначил в соответствующих статьях Уголовного кодекса как преступные. Они включают такие аспекты, как сбор и анализ информации, планирование оперативных мероприятий, взаимодействие между следователем и оперативными сотрудниками, а также сотрудничество с другими службами и органами правопорядка.

Каким образом следователь и оперативные сотрудники взаимодействуют при выявлении преступлений?

Следователь и оперативные сотрудники взаимодействуют путем обмена информацией и координации своих действий. Оперативные сотрудники собирают необходимую информацию, проводят оперативные мероприятия и передают полученные данные следователю. В свою очередь, следователь анализирует полученную информацию, проводит дополнительные расследования и принимает необходимые решения по делу.

Какие аспекты включает в себя взаимодействие между следователем и оперативными сотрудниками?

Взаимодействие между следователем и оперативными сотрудниками включает сбор и анализ информации, планирование оперативных мероприятий, координацию действий и обмен необходимой информацией. Также важным аспектом является взаимное доверие и сотрудничество между следователем и оперативными сотрудниками.

Как следователь сотрудничает с другими службами и органами правопорядка?

Следователь сотрудничает с другими службами и органами правопорядка путем обмена информацией, координации совместных оперативных мероприятий и совместного анализа данных. Он также может запросить содействие и сотрудничество других служб и органов для разрешения определенных вопросов в рамках расследования.

Для каких незаконных действий существуют методики взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками?

Существующие методики разрабатываются применительно к тем незаконным действиям, которые законодатель обозначил в соответствующих статьях Уголовного кодекса как преступные. Это могут быть такие преступления, как контрабанда, незаконный оборот наркотиков, организация преступных сообществ и другие.

Какие методики существуют для взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками?

Существуют различные методики взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при выявлении и расследовании преступлений. Одна из них - совместная оперативно-розыскная деятельность (СОРД). В рамках этой методики следователь и оперативные сотрудники тесно сотрудничают, обмениваются информацией и планируют совместные мероприятия для выявления и расследования преступлений.