Влияние субкультуры на поведение подростков старшего школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 42 42 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 09.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы молодежной субкультуры как фактора формирования поведения подростков старшего школьного возраста… 8
1.2. Понятие неформальных молодежных объединений как явления субкультуры современности 8
1.2. Общая характеристика поведения подростков на основе детерминант возрастного развития 11
1.3. Влияние субкультуры на формирование личности в подростковом возрасте 18
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию влияния субкультуры на поведение подростков старшего школьного возраста 26
2.1. Деструктивно-агрессивные проявления в поведении в субкультуральном пространстве 26
2.2. Методы, организация и результаты исследования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Фрагмент для ознакомления

Каксвидетельствуетвыполненноенаучноенаблюдение, подростки-старшеклассники(10классы)достаточноосведомленысособенностямиповедения представителей различныхсубкультур.Школьники имеют представление оявлениисубкультуры, выделяютее наиболееадекватноеопределение, средипредложенных;понимаютвлияниесубкультурынаразвитиеличности.Поширотезнаний иихадекватностибыло выделенотриуровнеобщей осведомленности подростков сэтимсоциально-психологическимфеноменом.Системакогнитивныхпредставленийчетвертойчастиучастниковопроса(26,8%)оцененанами каквысокая. Околополовиныреспондентов(46,1%)продемонстрировалисредний уровень осведомленностисявлениеммолодежнойсубкультуры. Посколькунашеисследованиенаправленонаизучениенегативныхтенденций,чтозарождаютсявпространстве подростковыхсубкультур, нас особенноинтересоваловопросготовности учащихсяккритически дифференцированноговосприятияразличных молодежных течений.Сопоставление качественных показателейсубкультуральныхтечений,выделенных участниками опроса,показывает,что на протяженииподросткового периода происходит ихрост.Подростки всех возрастных подгрупп способныкдифференцированномувосприятиюмолодежныхсубкультур- до 9,7%.Работа по определенному социальному явлению, как известно, является одним изпредикторовинтеграции молодого человека с определенным сообществом,предпосылкой ее вхождения в это объединение.Все же, не менее важную роль в этом процессе играет эмоциональная составляющая.Как показало исследование, почти половина опрошенных (42,7%) обозначают свое отношение к представителям молодежных субкультур как нейтрально-безразличное.В этом случае знания не сочетаются с эмоциональным отношением, а следовательно, не могут повлечь движение к объединению.Благосклонное настройки задекларировала треть участников опроса (28%).Преимущественно, такое отношениебылоотмеченокатегорией«дружелюбно» (17,1%)иликатегорией«синтересом»(9,8%).Значительнаячастьреспондентов(29,3%)указалинаналичиенегативноговосприятиясубкультуральногодвижения.Близкийкпредыдущемуявляется иразбросэмоциональногореагированияподростковнавнешнийвидпредставителей различныхсубкультур. Негативные эмоциональныереагированияученикиобозначаличерезкатегории«осуждения» (12,3%),«гнева»(7,9%), «страха» (5,5%) и«отвращения»(7,7%).Однако большинство участниковопроса(66,6%)продемонстрировали не только толерантные типы реагирования ( «интерес» - 32,9%;«одобрение» - 16,2%), но и более яркие реакции ( «удивление» - 9,3% и «увлечение» - 8,2%).Анализ эмоционально-оценочного отношения подростков к феномену молодежной субкультуры показывает также достаточно высокий уровень непризнания возможного негативного влияния молодежной культуры на личностное развитие.В частности, 44,4% подростков считают, что современные субкультуры не могутнанести вред.На втором этапеконстатирующегоэкспериментаосуществлялось изучение уровнейсубкультуральнойидентичности адептов молодежных движений и оценки подростками деструктивных тенденций в их сообществах и в собственных стратегиях.Как показало проведенное исследование, характер поведения подростков в значительной степениопределяется именно уровнем ихсубкультуральнойидентичности.Изучение этого вопроса показало значительный разброс респондентов по степени идентификации подростков с молодежнымсубкультуральнымпространством.В частности, только треть из них (34%)указывают на безоговорочное принятие ценностейсубкультуральнойсреды и их четкое соблюдение (полная идентичность).В 28% исследуемыхдиагностированаразмытасубкультуральнаидентичность.Ее носителям присущи слабые чувства и низкий уровеньинтолерантностикнечленових сообщества.18% участников опроса имели опыт пребывания в различных молодежных неформальных объединениях, поэтому можно констатироватьсубидентичность, признаком которой является постоянный поиск подходящего сообщества по убеждениям и ценностям.Пятая часть участников (20%) была отнесена нами к группе лиц с латентнойсубкультуральнойидентичностью.Изучение процессовингрупповойидентификации свидетельствует о высокой степени привлекательности для подростков жизнедеятельности всубкультуральномсообществе.Вся совокупность характеристик (2088 суждений), которые были выделены в процессе обсуждения с подростками по ихэмоционально-чувственному отношению к пространству субкультуры, с помощью контент-аналитической процедуры была сведена до 5 категорий: динамичность процессов (32,1%);их эмоциональность (24,5%);переживания влияния и силы (17,6%);возможность выделения (11,5%);ощущение взаимной поддержки (14,3%).Как показывает проведенное исследование, молодежную среду не лишено групповых и личностных деструкций и агрессии.Их усиление всубкультуральныхобъединениях негативного направления обусловлено наличием фонового деструктивного поля, которое формируется на основе принятия членами сообщества асоциальных норм и образцов деструктивного поведения сверстников, с последующим их закреплением винтрагруповихтрадициях и системе межличностных отношений членов сообщества, их поведенческихпаттернов.Подростки способны замечать и оценивать уровеньдеструктивностисвоего сообществаисоответствие его нормативнойбазы общепринятым моральным предписаниям.В частности,пениеотношение показателей оценкинормосоответствиясвоих сообществпредставителями четырехподгрупп (школьники,находящихся за пределамисубкультуральногопространства, адепты положительно направленных субкультур, адепты деструктивных субкультур,заключенные)показало,чтопрослеживается отличиеввосприятии и оценкеимимолодежногопространства.Вгруппе подростков, социализациякоторыхпроисходитв условияхтрадиционных институтов(перваяподгруппа),приоценке наличияпризнаковдеструктивностивсвоих сообществахповсемипредложеннымикритериями (наличие драк ииздевательств вгруппе, жесткость управления состоронылидера,частота употреблениянаркотикови алкогольных веществ)среднийбаллдеструктивностисоставил 1,6балла(из6 возможных), чтопозволяетконстатировать его низкийуровень.Подростки ссубкультуральнихсообществположительного направления (втораяподгруппа)впроцессешкалированиявыбирали несколькоболее высокиепоказателиналичиивих объединенияхнегативныхтенденций.Вцелом среднийпоказательдеструктивностивэтой выборкесоставил2,2балла,чтослегкавыходитзапределынизкогоуровня.Анализ содержательныххарактеристикоценочныхшкалпозволяетконстатировать, что общийуровеньдеструктивностиповысилсяв связиспризнаниемсуществованиявгруппе тенденциик стимулированию рисковых формповедения,употребления алкоголя и наркотических веществ.В частности, насуществование первой стратегииособенноподчеркивалипредставителисубкультурыпаркурников. Онипризнают, чтодостаточночасторешениеовыполнениясложныхтрюков возникаетнаосновестремленийксамопоказу(самопрезентационнаямотивация), которые стимулированыокружающими.Вподгруппе подростков изсубкультур негативногонаправления(третьяподгруппа)средний баллдеструктивностиповысился до 3,8балла. T-критерийСтюдентауказывает на статистически значимую разницу между указанными группами (гр. 1 - гр. 3t= 6.6 (p<0.001)гр.2 - гр.3t= 4.32 (p<0.001).Самый высокий показатель в этой выборке получили такие тенденции как проявление агрессии по отношению к другим группировкам (4,9 балла из 6 возможных) и склонность к употреблению алкоголя (4,1 балла).Высокие показатели избираются также по шкалам риска и высмеивание и насмешки. Последние тенденции зачастую сказываются представителями движенияприцеперов.Оценивание наличия деструктивных форм поведения подростками счетвертой подгруппы показало, что по большинству характеристик эти респонденты выбрали еще более высокие показатели.Средний балл использования этих форм поведения составил 4,3баллаиз 6 возможных.Наиболее значимые различия наблюдаются в этой подгруппе относительно всех предыдущих сообществ: это употребление алкоголя, наркотических веществ,аутгрупповойагрессии(t= 2.78 (p<0.001)t= 5.81 (p<0.001)t= 3.45 (p<0.001).Как показывает исследование, осознание подростками противоречий между нормативной базой сообщества и существующими общественными требованиями не связанные с переживания чувства вины или стыда, что указывает на положительную идентификацию сингруппыи недостаточный уровень сформированности нравственного сознания и конструктапросоциальногоЯ, который определяется в современных психологических исследованиях одно из центральных новообразований подросткового периода (Н.Корчака).Установлено, что повышение агрессивно-деструктивного фона молодежной субкультуры может обострять индивидуальную и возрастную склонность подростков к асоциальным способов реагирования.Доказано, что подростки из субкультургопников, скинхедов,прицеперов, культуристов более ярко декларируют склонность к агрессивным и деструктивных форм поведения.Отличие прослеживается как пошкале агрессии, так и враждебности.Жизнь в повышенном агрессивном пространстве субкультуры сказываетсяна характере поведения каждого ее адепта.Подросткам- неформалам трудно устанавливать положительные взаимоотношения с людьми, из-за стремления поставить собственные интересы выше интересов других.Они неадекватно воспринимают критику со стороны других, проявляют несдержанность та грубость в общении.Участники молодежных субкультур характеризуются более высоким уровнем развития самозащитных механизмов и чувствительности, чем подростки, находящиеся внесубкультуральнойсреды.Оценка общего фонадеструктивностигруппы чес обобщающие интегральные характеристики: уровень отклонений групповых норм от общепринятых в обществе и уровень проявления агрессивных тенденций показала, что их признание подростками, как типичных для своих сообществ, в двух первых подгруппах респондентов находятся на низком уровне и группы по этому показателю существенно не отличаются.Показатель среднего балла соответственно составил 4 и 3,7 из 10возможных(t= 1.35 (p> 0.05).Впредставителейнегативнонаправленныхмолодежныхсубкультурпоказательдеструктивностидостиг6, 5баллов,чтосвидетельствуетоболее неконтролируемыепроцессывэтихсообществахивыбор ихадептаминепроизводительныхпутей взаимодействия.Самый высокийуровеньдеструктивностибылозафиксировановоценочных суждениях подростков с четвертой подгруппы - 8,2 балла(t= 8.58;p<0.05).Подростки, совершившие противоправные действия, отмечают, что в их сообществах довольно часто происходили различные столкновения сприменением силы, звучали подстрекательство членов группы к противоправным действиям.Приходим к выводу, что агрессивно-деструктивный фон молодежной субкультуры негативного направления обостряет индивидуальную и возрастнуюсклонность подростков к агрессии и асоциальных проявлений.Вцелом,по результатамэмпирического исследования,можно констатироватьналичие болеенизкихуровней сформированности показателей морально-этической ответственностивпредставителейсубкультур негативного направления,их повышенную склонностьк признаниюналичияагрессивных и деструктивныхтенденцийвих сообществахиличностной склонностикагрессиии агрессивных формповедения.Этоуказываетнанеобходимость своевременной психолого-педагогическойкорректировкинегативныхтенденцийвсоциально-личностномразвитииподростков.ЗаключениеПодростковый возраст - это достаточно нестабильный период в развитии ребенка. В это время происходит становление личности подростка, формирования его самосознания, самоопределения, самосовершенствования, самовоспитания и самопознания. Поэтому такая сложная перестройка не может не сопровождаться разнообразными конфликтами и кризисами как с окружающими, так и с самим собой. Также это наиболее ответственный период, ведь формируются нравственные качества, социальные установки, отношение к людям и общества. В связи с этим весьма важным является то, кто именно будет сопровождать ребенка, поддерживать и направлять его. Именно от того, кто попадется на пути молодой несформированной личности, и будет зависеть ее дальнейшее развитие.Проблемы, сопровождающие развитие подростков, не могут быть решены ими самостоятельно. В связи с этим важное значение для них приобретают группы сверстников, имеющих те же идеалы, ценности и взгляды на жизнь. Молодые люди начинают участвовать в неформальных молодежных субкультурных групп, аккумулирующие в себе опыт решения различных жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей.Субкультура - это явление, позволяющее представить себя как сильную, независимую личность, дает молодежи то, чего ей не хватает в «обычной» повседневной жизни.Молодежные субкультуры - особая часть общественной культуры. Принадлежность к той или иной неофициальной молодежной организации компенсирует подростку негативное отношение к себе, низкий уровень самоуважения, неприятие и непонимание взрослыми. С одной стороны, вхождение в субкультуру - это бегство от суровой реальности, а с другой - это ступенька между подростковым возрастом и взрослостью. Однако в большинстве случаев слишком глубокое погружение в субкультуру приводит к негативным воздействиям и последствий, а также нарушает социально коммуникативную сферу личности.Тяготение молодежиксубкультуральномупространству -закономерноеявление, котороеотражает тенденции личностикразвитию, самоутверждению, выделениеипоискановыхпутейдлясамореализации.Современноемолодежное пространствоинтенсивноразвивается,чтопроявляетсякак ввидоизмененияхсубкультуральныхдвижений,таки выделенииновыхтечений, изменении ихнормативных основ,майансформуванни внешнейатрибутики,налаживанииновых форм связимеждучленамисообществаивыделении болееширокого кругапутейвоздействия наличность.Кпоказателям подростковойсубкультуры, которыетребуютпостоянногоконтроля со стороныобщества,принадлежатпараметрыагрессивностиидеструктивности. Как достаточнораспространенныетенденцииони приобретаютособуюостроту в субкультурах негативного направления, затрудняявзаимодействие подростковс окружающими и препятствуя формированиюличности.К основнымзакономерностямдействиядеструктивного поля наличностьподЛиткеотносим следующиепричинно-следственныесвязи: чемболее интенсивныепроцессыгрупповой динамикивсубкультуральномпространстве,темпривлекательнее ондляподростков;чемкреативнееявляется лидер молодежного сообщества,тем вышеэмоциональноеудовлетворениеее членови нижеуровень ихкритического отношения по системе групповыхпредписаний;чемболееонтогенетическиранним являетсявхождениеподросткавмолодежное сообщество,тем вышеуровень обусловленности процессовпоискаидентичностигрупповыми процессамиподростковойсубкультуры;чемболее безнаказанными являютсяпоследствиядеструктивныхдействий,совершенных группой, тем вышеуровень готовности еечленовк дальнейшимдеструкции;чем вышеуровеньсамопрезентационноймотивации личности,тем вышеготовностьподросткак рисковым формамповедения;чем вышеуровеньагрессивныхтенденцийвсообществе,темярче прослеживаетсяконфликтно-агресивная идентификациявличностныхсамоописанияхисамооценках.Присвоениедеструктивных и агрессивных формингрупповогосубкультуральногоповедения,какобразцовдля построения собственныхповеденческихпрограмм,происходит под действием совокупности механизмов: подражание, идентификации, интеграции, конформизма,самокатегоризации, состязательности, психическогозаражения,самопрезентации,эмансипации, механизма размытой ответственности,деиндивидуализации, имитации, социального сравнения.Установлено, чтоуровень идентификациисмолодежнымсубкультуральнимпространством уадептовсубкультур негативногонаправления,невлияетнауровенькогнитивной готовности подростковкпониманиюиосвещение их сущности,в то же времяименнопроцессыидентификациистимулируютнекритическоеотношениешкольниковк нормамсообществаиособенностямсобственного поведения.Высокийуровень групповой идентичностис деструктивственной субкультуройдепривируетразвитие вподростков этично-моральной ответственности,выступаяпредикторомразвертывания агрессивных и деструктивныхтенденций.Список использованной литературыАбрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - М., 2001. - 29 с.Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Вып. IV. - М., 1995. - С. 117-132.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996. – 87 с.Баева И. Психология молодёжной субкультуры: риск и перспективы роста / И. Баева // Практична психологія та соціальна робота. - 2011. - № 7. - С. 45-49.Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001. – 35 с. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 89 с. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т.4. - 332 с.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование.-1998.-№6. – 156 с. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании. - 1995. -№3. – 156 с. 70 Глушкова О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // «Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2011, - 45 с.Еремина А.Г. Молодежная субкультура и сложности социализации // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-subkultura-i-slozhnosti-sotsializatsii (дата обращения: 09.01.2020).Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г. – 84 с.Иванова, М. А.; Михайлова, И. В. Личностные характеристики представителей различных субкультур (рус.) // Психология XXI века. — Издательство ЛГУ, 2010. - 313—317 с.Ионин Л.Г. Культура на переломе //Социологические исследования. 1995. № 2 Косарецкая С.В., Синягина И.Ю. О неформальных молодежных движениях. М., 2004.Кон И. С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г. Краковский А. П. «О подростках»- М., 1970г. – 167 с.Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. для студ. пед. вузов / С. И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС. 2013. – 136 с. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. / В.Т. Лисовский. М.: Наука. 1996. - 340 с.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.Ольшанский Д. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д. Ольшанский // Школьный психолог. - 2002. - №7. - 46 с.Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2012. — 262 с.Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: Социальный протест или вынужденная маргинальность / Л. В.Шабанов. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 399 с.Шаргунов С. Идущие врозь // «Огонёк», 2012. – 57 с. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2010. — 1312 с.

Список использованной литературы

1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Вып. IV. - М., 1995. - С. 117-132.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996. – 87 с.
4. Баева И. Психология молодёжной субкультуры: риск и перспективы роста / И. Баева // Практична психологія та соціальна робота. - 2011. - № 7. - С. 45-49.
5. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
6. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001. – 35 с.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 89 с.
8. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т.4. - 332 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.
10. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование.-1998.-№6. – 156 с.
11. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании. - 1995. -№3. – 156 с. 70
12. Глушкова О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // «Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2011, - 45 с.
13. Еремина А.Г. Молодежная субкультура и сложности социализации // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-subkultura-i-slozhnosti-sotsializatsii (дата обращения: 09.01.2020).
14. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г. – 84 с.
15. Иванова, М. А.; Михайлова, И. В. Личностные характеристики представителей различных субкультур (рус.) // Психология XXI века. — Издательство ЛГУ, 2010. - 313—317 с.
16. Ионин Л.Г. Культура на переломе //Социологические исследования. 1995. № 2
17. Косарецкая С.В., Синягина И.Ю. О неформальных молодежных движениях. М., 2004.
18. Кон И. С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.
19. Краковский А. П. «О подростках»- М., 1970г. – 167 с.
20. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. для студ. пед. вузов / С. И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
21. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС. 2013. – 136 с.
22. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. / В.Т. Лисовский. М.: Наука. 1996. - 340 с.
23. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
24. Ольшанский Д. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д. Ольшанский // Школьный психолог. - 2002. - №7. - 46 с.
25. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2012. — 262 с.
26. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: Социальный протест или вынужденная маргинальность / Л. В.Шабанов. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 399 с.
27. Шаргунов С. Идущие врозь // «Огонёк», 2012. – 57 с.
28. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2010. — 1312 с.







Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы молодежной субкультуры как фактора формирования поведения подростков старшего школьного возраста.

Что такое неформальные молодежные объединения и почему они являются явлением субкультуры современности?

Неформальные молодежные объединения - это группы подростков, которые создаются вне официальных структур и имеют свои собственные правила и ценности. Они являются явлением субкультуры современности, так как отличаются от общепринятых норм и ценностей общества и имеют свою специфическую субкультурную идентичность.

Какова общая характеристика поведения подростков на основе детерминант возрастного развития?

Поведение подростков влияется рядом детерминант возрастного развития, таких как физические, психологические и социальные изменения. Подростки часто проявляют непредсказуемость, желание экспериментировать, стремление к самостоятельности и образуют различные группы и субкультуры, в которых они ищут свое место в обществе.

Как субкультура влияет на формирование личности в подростковом возрасте?

Субкультура может оказывать значительное влияние на формирование личности подростков. Вхождение в определенную субкультуру может помочь подростку найти свое место в обществе, определить свою идентичность и ценности. Однако, субкультуры также могут привести к негативным последствиям, таким как непринятие обществом, утрата своей индивидуальности и зависимость от группы.

О каких аспектах субкультуры говорится во второй главе статьи?

Во второй главе статьи говорится об экспериментальных методах изучения субкультур, анализируется влияние субкультуры на преобразование ценностей и норм поведения подростков, а также приводятся примеры из современной практики.

Какое влияние оказывает молодежная субкультура на поведение подростков старшего школьного возраста?

Молодежная субкультура может оказывать значительное влияние на поведение подростков старшего школьного возраста. Она может формировать их ценности, интересы, образ жизни и стиль поведения. Субкультура может создавать свои собственные правила и нормы, которым подростки могут подчиняться, демонстрируя принадлежность к данной субкультурной группе.

Что такое неформальные молодежные объединения и как они связаны с субкультурой?

Неформальные молодежные объединения - это группы, которые существуют вне официальных организаций и институтов. Они объединяют молодежь с общими интересами, ценностями и стилем жизни. Эти объединения часто являются субкультурами, так как формируют свои собственные правила и нормы, отличающие их от остального общества.

Какое влияние оказывает субкультура на формирование личности подросткового возраста?

Субкультура может оказывать значительное влияние на формирование личности подростков. Они могут стать частью субкультурной группы, которая влияет на их ценности, интересы и стиль жизни. Они могут менять свой образ жизни, внешность и поведение, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к данной субкультуре. Это может привести к формированию определенных черт личности и идентичности.

Какие основные характеристики поведения подростков основываются на детерминантах возрастного развития?

Основные характеристики поведения подростков, определяемые возрастным развитием, включают стремление к независимости и самостоятельности, желание быть принятыми и признанными сверстниками, экспериментирование с различными ролями и стилями поведения, повышенная чувствительность к оценке окружающих, а также поиск собственной идентичности.

Какие теоретические аспекты рассматривает статья?

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы молодежной субкультуры как фактора формирования поведения подростков старшего школьного возраста. Также исследуется понятие неформальных молодежных объединений как явления субкультуры современности. Кроме того, статья содержит общую характеристику поведения подростков на основе детерминант возрастного развития и рассматривает влияние субкультуры на формирование личности в подростковом возрасте.