Научное исследование в области филологических наук: общенаучные методы исследования и их специфика их применения в филологии.
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 12.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Методология и методы научного исследования 5
1.1. Понятие и основные характеристики научного исследования 5
1.2. Методология и классификация методов научного исследования 9
Глава 2. Общенаучные методы исследования 14
2.1. Характеристика общенаучных методов исследования 14
2.2. Специфика использования общенаучных методов исследования в области филологии 19
Описательный метод 19
Сопоставительный, компаративистский и сравнительно-исторический методы 20
Структурный метод 22
Комплексный и системный методы 23
Заключение 25
Список источников и литературы: 27
Структурный методВозникновение структурного метода в ХХ веке связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического уровня исследований к строго теоретическому и точному. Структуралисты понимают произведение как систему с чёткой структурой, совокупностью устойчивых отношений, обеспечивающая сохранение основных свойств объекта. Структуралистов интересуют отношения между элементами структуры и их свойствам. Каждая структура находится на определённом уровне. Уровень свидетельствует об однопорядковости элементов.Структуралисты рассматривают текст по образно-иконической оси: традиция – текст – реальность; по оперативно-прагматической оси: автор – текст – читатель. Комплексный и системный методыСтруктурный метод зачастую рассматривают во взаимосвязи с комплексным и системным походами, которые также широко применяются анализа литературы.Комплексный подход - это исследование литературных объектов с применением, наряду с литературоведческими методами, методов иных наук: лингвистики, кибернетики, психологии, семиотики и т. п., включая даже науки естественные. Направление комплексного изучения художественного творчества было весьма активным в 70-80-е годах ХХ века после проведения Всесоюзного симпозиума по этим проблемам в Ленинграде в 1963 году.Системный подход представляет собой совокупность методов, основанных на принципах признания целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, наличие прямых и обратных связей, а также принципа множественности описаний каждой системы.Художественное произведение представляет собой сложную иерархическую систему, состоящую из элементов, каждый из которых тоже представляет собой систему (сюжет, жанровая структура, композиция, литературный герой и т. п., вплоть до мельчайшего отдельного элемента - слова, тоже внутри себя структурированного). Поэтому системный подход в целом к литературе или даже к творчеству определённого писателя, литературного направления, литературной эпохи или хотя бы к отдельному произведению применить чрезвычайно трудно.Системный подход проявляется не в том, что даётся исчерпывающее описание объекта, а в том, что при этом описании учитываются и используются системные принципы анализа всех систем и подсистем, составляющих данный объект. Принципы системного подхода:Объект описывается как система, со всеми её признаками, названными выше;Учитывается, что он является лишь частью более общей системы;Для анализа применяется наиболее адекватный объекту (или аспекту его исследования) метод.Таким образом, системный подход представляет собой совокупность методов, целесообразное использование которых осуществляет единство анализа и синтеза, а также мотивирует применимость или неприменимость разнообразных литературоведческих методов к системному объекту.Использование системного подхода к исследованию текстов является актуальной проблемой современной филологической науки, а потенциал данного метода регулярно обсуждаются на научных конференциях и стажировках.ЗаключениеНаучно-исследовательская деятельность представляет собой деятельность, направленную на получение и применение новых знаний. Научное исследование является процессом и результатом деятельности с целью всестороннего изучение объекта, процесса или явления, его структуры и связей. Под методом научногоисследования принято понимать совокупность определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия, направленных на внутреннюю организацию и регулирование познавательного процесса или практического преобразования исследуемого объекта, а также на объективное познание действительности. Наиболее распространённой является классификация методов исследования в зависимости от сферы применения и степени общности на философские, общенаучные, частные и специальные. В свою очередь все общенаучные методы делятся наобщелогические, теоретические и эмпирические. Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.В ходе нашего научного исследования была выявлена специфика применения в области филологической науки таких общенаучных методов как описательный, сопоставительный, компаративистский, сравнительно-исторический, структурный, комплексный и системный методы. Проведенное исследование показано, что филологическая наука представляет собой слишком обширное понятие, которые подразумевает исследование всей языковой парадигмы, включая тексты и литературу. В связи с чем, нам представляется перспективным дальнейшее изучение специфики использования общенаучных методов в отдельных разделах языкознания. Список источников и литературы:Бедзир Н.П. Лекции по методологии литературоведческих исследования. [Электронный ресурс] // Персональный сайт Наталии Бедзир [Сайт] URL: http://nataliabedzir.com/2013/12/11/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87/;Валентинова О.И. Научная стажировка «Общая и частная методология филологической науки». Мосвка, РУДН, 4-9 апреля 2016 г. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2016, №3. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-stazhirovka-obschaya-i-chastnaya-metodologiya-filologicheskoy-nauki-moskva-rudn-4-9-aprelya-2016-g; Валентинова О.И. Общая и частная методология филологической науки. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2017, №4 Т.8. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-i-chastnaya-metodologiya-filologicheskoy-nauki;Власова В.Н., Таирова Н.Ю. К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований. // Казанский педагогический журнал. – 2018, №4. – с. 25-27. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologii-pedagogiki-i-klassifikatsii-metodov-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniy;Кирюшина О.Н. Методологические основы научно-педагогических исследований. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2018, №1с. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniy;Кодола Н.В. Метод филологического исследования журналистики // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4(35). – Новосибирск: СибАК, 2014. [Электронный ресурс] // Научное издательство «СибАК» [Cайт] URL: https://sibac.info/conf/philolog/xxxv/37920;Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. – 818 с. [Электронный ресурс] // Персональный сайт В.М. Широнина [Cайт] URL: http://shironin.com/MethLing/Komarova.pdf;Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2013;Литвин А.В. К вопросу о методологии педагогических исследований. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014, №3(18) с. 55-65. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologii-pedagogicheskih-issledovaniyМетоды и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 152 с. [Электронный ресурс] // Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина [Cайт] UL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54030/1/978-5-7996-2256-5_2017.pdf;Пономарев, А.Б. П56 Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с. [Электронный ресурс] // Пермский национальный исследовательский политехнический университет [Cайт] URL: https://pstu.ru/files/file/adm/fakultety/ponomarev_pikuleva_metodologiya_nauchnyh_issledovaniy.pdf;Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г.И.Рузавин. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.;Слесарева Т.П. Теория и методика научных исследований в области языкознания: методические рекомендации / Т.П. Слесарева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. [Электронный ресурс] // Научная библиотека учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» [Cайт] URL: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/3151/%D0%A2.%D0%9F.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf?sequence=5&isAllowed=y; Сухих С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012, №6-1. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-literaturovedeniya-kompleksnyy-i-sistemnyy-metody-analiza-literatury; Федеральный закон №127 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/;Шалина М.А. Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессииональных компетенций бужущих филологов. // Гуманитарная парадигм. – 2017, №2. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-literaturovedcheskih-metodologiy-v-aspekte-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-filologov;
2. Валентинова О.И. Научная стажировка «Общая и частная методология филологической науки». Мосвка, РУДН, 4-9 апреля 2016 г. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2016, №3. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-stazhirovka-obschaya-i-chastnaya-metodologiya-filologicheskoy-nauki-moskva-rudn-4-9-aprelya-2016-g;
3. Валентинова О.И. Общая и частная методология филологической науки. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2017, №4 Т.8. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-i-chastnaya-metodologiya-filologicheskoy-nauki;
4. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. К вопросу о методологии педагогики и классификации методов научно-педагогических исследований. // Казанский педагогический журнал. – 2018, №4. – с. 25-27. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologii-pedagogiki-i-klassifikatsii-metodov-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniy;
5. Кирюшина О.Н. Методологические основы научно-педагогических исследований. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2018, №1с. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniy;
6. Кодола Н.В. Метод филологического исследования журналистики // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4(35). – Новосибирск: СибАК, 2014. [Электронный ресурс] // Научное издательство «СибАК» [Cайт] URL: https://sibac.info/conf/philolog/xxxv/37920;
7. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. – 818 с. [Электронный ресурс] // Персональный сайт В.М. Широнина [Cайт] URL: http://shironin.com/MethLing/Komarova.pdf;
8. Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2013;
9. Литвин А.В. К вопросу о методологии педагогических исследований. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014, №3(18) с. 55-65. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologii-pedagogicheskih-issledovaniy
10. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 152 с. [Электронный ресурс] // Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина [Cайт] UL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54030/1/978-5-7996-2256-5_2017.pdf;
11. Пономарев, А.Б. П56 Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с. [Электронный ресурс] // Пермский национальный исследовательский политехнический университет [Cайт] URL: https://pstu.ru/files/file/adm/fakultety/ponomarev_pikuleva_metodologiya_nauchnyh_issledovaniy.pdf;
12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.;
13. Слесарева Т.П. Теория и методика научных исследований в области языкознания: методические рекомендации / Т.П. Слесарева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. [Электронный ресурс] // Научная библиотека учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» [Cайт] URL: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/3151/%D0%A2.%D0%9F.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf?sequence=5&isAllowed=y;
14. Сухих С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012, №6-1. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-literaturovedeniya-kompleksnyy-i-sistemnyy-metody-analiza-literatury;
15. Федеральный закон №127 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/;
16. Шалина М.А. Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессииональных компетенций бужущих филологов. // Гуманитарная парадигм. – 2017, №2. [Электронный ресурс] // Научно-электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-literaturovedcheskih-metodologiy-v-aspekte-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-filologov;
Вопрос-ответ:
Какие методы исследования используются в филологических науках?
В филологических науках используются разнообразные методы исследования, такие как метод компаративного анализа, исторический метод, метод анкетирования, метод социолингвистического исследования и другие.
Какие общенаучные методы применяются в филологии?
В филологии применяются общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также методы статистического анализа и эксперимента.
В чем специфика применения общенаучных методов в филологии?
Специфика применения общенаучных методов в филологии заключается в их адаптации к специфике языковедения и литературоведения. Например, при использовании метода сравнения учитываются особенности языковых конструкций или стилей писателей.
Какие основные характеристики научного исследования можно выделить?
Основные характеристики научного исследования включают систематичность, объективность, проверяемость, репродуцируемость и основанность на эмпирических данных.
Какие классификации методов научного исследования существуют?
Методы научного исследования можно классифицировать по различным признакам, например, по способу получения данных (наблюдение, эксперимент), по степени структурированности (количественные, качественные методы), по степени формализации (формальные, неформальные методы) и т.д.
Какие методы исследования используются в филологии?
В филологии применяются различные методы исследования, включающие анализ текстов, историческое исследование, компаративистику, структурный анализ, семиотику, лингвистические методы и многое другое.
Что такое научное исследование?
Научное исследование - это систематический процесс изучения чего-либо с использованием научных методов. Оно основано на поиске новых знаний, развитии и проверке гипотез, анализе данных и выводе общих закономерностей.
Какие основные характеристики научного исследования?
Основные характеристики научного исследования включают его систематичность, целенаправленность, объективность, проверяемость, повторяемость и обоснованность на основе доказательств.
Какие общенаучные методы исследования применяются в филологии?
В филологии применяются общенаучные методы исследования, такие как анализ и сравнение данных, формулирование гипотез, эксперименты, наблюдение, моделирование, статистический анализ и т. д. Они помогают установить закономерности и выявить общие принципы в исследуемых языках и текстах.
Какие преимущества и недостатки общенаучных методов в филологии?
Одним из преимуществ общенаучных методов в филологии является их универсальность и возможность применения в различных областях исследования. Однако, недостатком таких методов может быть их ограничение в анализе исключительно языковых явлений, при неполном учете историко-культурного контекста и особенностей рассматриваемых языков и текстов.
Какой методологией и методами исследования пользуются в филологии?
В филологии используются различные методологии и методы исследования, которые позволяют изучать язык и литературу. Основные методы в филологических науках включают текстологию, исторический метод, сравнительное исследование, структурно-функциональный анализ и другие. Методология в филологии основывается на системности, историчности и комплексности подходов к изучению филологических явлений.
Какие общенаучные методы применяются в филологических исследованиях?
В филологических исследованиях применяются различные общенаучные методы, которые помогают раскрыть закономерности функционирования языка и литературы. Например, логический метод, статистический метод, исторический метод, компаративный анализ и многие другие. Они используются для анализа текстов, изучения языковых явлений, выявления закономерностей в развитии литературных жанров и т.д.