Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 14.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 4
1.1 Сущность понятий «речь» и «связная речь» 4
1.2 Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок 9
1.3 Анализ педагогического опыта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 20
2.1 Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок 20
2.2 Диагностика и критерии оценивания уровней развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок 24
2.3 Методические рекомендации для проведения работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Следовательно, дальнейшая деятельность педагогов-воспитателей заключается в разработке и апробации системы работы по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой, а также использовании приемов индивидуальной работы, направленных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.2.3 Методические рекомендациидля проведения работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказокОдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. У детей с нормой речевого развития в среднем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.С детьми, речь которых требует повышенного внимания (с низким уровнем развития связной речи), эффективнее проводить и индивидуальные занятия (в утреннее и вечернее время). Используются те произведения, которые не требуют контекстной объемной самостоятельной речи, а именно соответствующие возрасту и доступные для понимания детям. Это русские народные сказки («Теремок», «Морозко» и т.д.)Акцентируя внимание на активной роли ребенка в процессе создания текста, методика развития речи для называния монологического текста использует термин «рассказ» и предлагает иные основания для классификации детских рассказов. Рассказы классифицируются с учетом материала, на основе которого они создаются:-рассказы, создаваемые с опорой на зрительно воспринимаемый материал (описание игрушки, предметов, картины);-рассказы, создаваемые с опорой на память и воображение (рассказы из личного опыта, творческие рассказы).Соотнося данную классификацию с функциональными типами текста, отмечаем, что дошкольники овладевают описательными и повествовательными текстами. Описание - это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Для текстов-описаний чаще используется лучевая связь: сначала характеризуется объект, а затем каждое его качество или признак предмета. Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картинки. Схема повествования должна быть выдержана четко: начало, середина, конец.План занятия по пересказу сказкивыглядит следующим образом: 1 Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание подготовить их к восприятию текста);2. Чтение текста сказки (без установки на пересказ);3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставить так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);4. Повторное чтение текста детям (с установкой на пересказ);5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);6. Упражнение на закрепление языкового материала;7. Анализ детских рассказов.На занятиях необходимо показывать детям иллюстрации к сказкам, а также использовать опорные картинки, картинки-заменители, цветные иллюстрации, игрушки, мнемотаблицы и т.д. Показ должен сопровождаться указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций важно проводить до или после чтения, сопровождая словами: «Я сама покажу картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано», – или: «Я вам прочитала, а теперь покажу картинки». Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация русских народных сказок с помощью настольного театра, фланелеграфа и т.д., – все это настраивает эмоционально, способствует развитию интереса к русским народным сказкам и их запоминанию, развитию желания передать свои впечатления. Кроме занятий по обучению детей пересказыванию бытовых сказок, эффективно использовать игры по сюжетам знакомых сказок. Эти игры также способствуют развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста и закрепляют знания сюжетов бытовых сказок.Важным методическим приемом являются вопросы.В начале пересказа вопросы напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы (при необходимости) дополняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. Указания тоже важный методический прием. Он применялся в случае, когда ребёнок забывает текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также способствовали развитию выразительности речи при пересказе. Значение народной сказки в системе воспитания очень велико: она закладывает нравственные чувства, доносит в доступной форме до сознания детей ценности, развивает связную речь, расширяет кругозор и представления о мире воспитывает любовь к людям и природе.Использование сказки на занятиях способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, лексико-грамматических средств языка; развитию диалогической и монологической речи, творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы ребёнка, приобщению детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.Для развития речи и воображения могут использоваться следующие игры и упражнения: 1. Моделирование сказочного сюжета «Символизация». Рассказывая детям сказку, можно сопровождать повествование условными картинками – символами. Например, в сказке «Теремок» можно использовать следующие буквы-зверушки: «М» – в образе мышки, «Л» – лягушка, «З» – зайка, «Л» – лиса, «В» – волк, «М» – медведь. Так, показывая какую-либо из этих букв, дети перед началом сказки выполняют фонетическую зарядку: поют, как комарики з-з-з… При проговаривании чистоговорок и скороговорок они выполняют упражнения для развития силы голоса (читают громче, тише, ещё тише), выбора интонации, логического ударения.2. «Дополни имя» Эту игру, как правило, можно использовать для включения детей в игровую ситуацию. Педагог называет первое слово имени сказочного героя, а дети продолжают. Можно разделить учащихся на команды. Чья команда, быстрее и дружнее ответит, та и побеждает.Примерный материал для игры: братец – …Иванушка, сестрица – Аленушка, Иван – Царевич, Крошечка – Хаврошечка, Змей – Горыныч, Елена – Прекрасная и т.д.3. «Загадки сказочных героев», «Кто внимательный?» Ведущий читает рассказы сказочных героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т.п. Задача – узнать героя. Всех игроков можно разделить на 2 команды. Побеждает участник или команда, давшая больше правильных ответов. Кроме того, учащиеся могут получить дополнительный балл, если назовут все слова с определенным звуком в предложении с описанием того или иного героя.Примерный материал для игры: «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» Ответ: мышка («Репка»).Назови все слова со звуком [л] в предложении: «А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги». «Я знал, что всё так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» Ответ: теремок. Назови все слова со звуком [з] в предложении: «Я знал, что всё так закончится».4. «Сказочные заклинания»Команде или игроку нужно ответить за определенное время на вопрос ведущего: «Кто говорил такие волшебные слова?» При выполнении заданий развивается выразительность речи при чтении и произношении сказочных заклинаний: проходит работа над интонацией. Не менее важная задача стоит перед педагогом-воспитателем – развитие выразительности речи у учащихся. Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.Примерный материал для игры: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть, по-моему, вели. - Женя(В. Катаев «Цветик-семицветик»)По щучьему велению, по моему хотению. – Емеля (Русская народная сказка «По щучьему велению»).Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. –Иванушка-дурачок (Русская народная сказка «Сивка-бурка».Раз, два, три. Горшочек, вари! – Девочка (Братья Гримм «Горшок каши»).Игры, и упражнения способствуют совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, формированию лексико-грамматического строя, связной речи, развитию памяти, мышления, воображения и творческих способностей у учащихся, эффективно влияют на формирование мотивации и способствуют развитию познавательного интереса и познавательной активности учащихся.Анализ психолого-педагогической литературы позволил составить следующие обобщающие методические рекомендации по развитию связной речи у дошкольников среднего возраста:1. Речь младших дошкольников необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику. 2. Нужно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. 3. Педагог должен быть всегда добродушен и рад общению с ребенком, чтобы ребенок сам стремился к общению, чувствовал свою нужность и причастность ко всему, что его окружает. 4. В течение дня педагог должен много и целенаправленно говорить со всеми детьми, четко проговаривая слова. 5. Необходимо в течение дня давать детям небольшие поручения, чтобы понять, правильно ли понимает педагога ребенок. После выполнения дошкольником поручений необходимо спросить, что он сделал, при этом нужно следить за тем, чтобы дошкольник отвечал полным, связным предложением. 6. Необходимо постоянно активизировать словарь детей новыми словами. Знакомя детей с новым словом, нужно неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами. 7. У младших дошкольников более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению нужно начать с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как с, з (свистящие). 8. Отработка произношения звука должна осуществляться поэтапно: – изолированное произношение; – произношение несложных звукосочетаний (му-у, тук-тук, динь-дон); – произношение звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова); – закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком. Для этого можно подобрать хорошо знакомые детям сказки, в которых часто встречается отрабатываемый звук. 9. Очень важно с младшими дошкольниками осуществлять работу по постановке голоса, давать задания, в которых ребенок может говорить громким голосом (как медведь) и тихим (как заяц) в сказках. Можно организовывать для этого небольшие инсценировки сказок. Это подготавливает ребенка к пра-вильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержа-ния высказывания). 10. Необходимо также формировать речевое дыхание, для этого можно использовать упражнение: Подуй на ватку, султанчик или предложить спеть длинную песенку: «У-у-у-у». 11. Необходимо проводить ежедневную работу по развитию связной речи, посредством слушания сказок, рассказов, беседы по их содержанию. При этом для рассказывания самих детей можно использовать различные схемы, опорные картинки и т. д.Таким образом, необходимо осуществление целенаправленной работы по развитию всех сторон речи. Особый потенциал для развития речи несет в себе сказка, которая способствует развитию у детей умений связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; развитию умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку; развитию представлений об окружающем мире; воспитанию интереса и любви к русскому народному творчеству.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из важнейших задач педагога-воспитателя является формирование у детей дошкольного возраста потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса детей. Все это может быть реализовано при работе над русскими народными сказками в детском саду. Работа над фольклорными сказками в ДОУ проводится постоянно, расширяя диалогические и монологические умения детей и в целом их кругозор. Мудрость и ценность русской народной сказки в том, что она открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. В ходе исследования была изучена психологическая и педагогическая литература по проблеме развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки, раскрыты особенности развития у детей связной речи, разработаны педагогические условия развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки, разработаны критерии оценивания уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки.Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.Работа с фольклорными сказками носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Сказка учит доброте, смелости и другим хорошим человеческим качествам, показывает ребёнку, что может произойти, если человек поступает не по совести. В процессе работы с фольклорными сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, умение пересказывать прочитанную сказку, а впоследствии и анализировать художественные произведений. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в группах, парах. Развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах. Поэтому работа с фольклорной сказкой, её анализ играют важную роль в ребенка.Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы воспитателями и педагогами-практиками в процессе развития у детей связной речи. Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2016. – 238 с.Аникин В.П. Русская народная сказка/ В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1959. – 256 с.Арушанова А. Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст/ А.Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Е. С. Рычагова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 68–73. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М. : Сов.энцикл., 1969. – 606 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 2017.-255с. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 519 с.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2015. – 232 с.Дубинина Д.Н. В мире сказок: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д.Н. Дубинина. - Минск: Пачатковая школа, 2015. — 24 с. Дуранов М. Е.Теория и методология социокультурного образования: монография/ М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – М.: Владос, 2018. – 240с.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником лите-ратурного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 323 с. ЗимняяИ. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. – 432 с.Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня. – М.: 2017. – № 5 (16). – С. 49–52.Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 320 с. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 2013. – С. 485-497.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/ Э.П.Короткова .– М.: Просвещение. - 2015.-398с.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-издание.– М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 288 с.Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Развитие связной речи у дошкольников: ученые записки ЛГПИ им Герцена. – Т. № 35.– М.: Педагогика, 1941. – С. 214–216. Найн, А. Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учеб.пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 125 с.Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей / Н. Неганова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 9–12.Немов Р. Психология. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. – 257 с. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ГИС, 2010. –900 с.Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова. – Екатеринбург, 2015. – 203 с. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: «Лабиринт», 2011. – 512 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение. 1973. – 367 с.Скворцов Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору / Л. Скворцов // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 5. – С. 8–12.Сохин Ф.А. Осознание речевой деятельности детьмидошкольного возраста// Психолого-педагогические основыразвития речи дошкольников. – М.: 2002. – 224 с. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб.пособие для студ. вузов. / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.Шадрина Л. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет / О.С. Ушакова. – М.:Сфера, 2019.–192 с.Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский - М., 1986. - С. 17-58. ПРИЛОЖЕНИEМетодика обследования связной речи Глухова В.П.Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.Методика включает следующий комплекс заданий:Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).Материал: серия картинок следующего содержания:• Мальчик поливает цветы• Девочка ловит бабочку• Мальчик ловит рыбу• Девочка катается на санках• Девочка везет куклу в коляске.При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.Количественный и качественный анализ результатовЗадание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.Оценка результатов: 5 баллов высокий уровень; 4 балла средний уровень; 3 балла недостаточный уровень; 2 балла низкий уровень; 1 балл задание выполнено неадекватно.Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание - 3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь - 2 балла. Предложенное задание не выполнено - 1 балл. Оценка результатов: 5 баллов высокий уровень; 4 балла средний уровень; 3 балла недостаточный уровень; 2 балла низкий уровень; 1 балл задание выполнено неадекватно.Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов. Оценка результатов: 4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень; 0 баллов задание выполнено неадекватно.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2016. – 238 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка/ В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1959. – 256 с.
4. Арушанова А. Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст/ А.Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Е. С. Рычагова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 68–73.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М. : Сов. энцикл., 1969. – 606 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 2017.-255с.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 519 с.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2015. – 232 с.
9. Дубинина Д.Н. В мире сказок: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д.Н. Дубинина. - Минск: Пачатковая школа, 2015. — 24 с.
10. Дуранов М. Е.Теория и методология социокультурного образования: монография/ М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – М.: Владос, 2018. – 240с.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником лите-ратурного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 323 с.
12. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. – 432 с.
13. Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня. – М.: 2017. – № 5 (16). – С. 49–52.
14. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 320 с.
15. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 2013. – С. 485-497.
16. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/ Э.П.Короткова .– М.: Просвещение. - 2015.-398с.
17. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-издание. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
18. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Развитие связной речи у дошкольников: ученые записки ЛГПИ им Герцена. – Т. № 35.– М.: Педагогика, 1941. – С. 214–216.
19. Найн, А. Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учеб. пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 125 с.
20. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей / Н. Неганова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 9–12.
21. Немов Р. Психология. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
22. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. – 257 с.
23. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ГИС, 2010. –900 с.
24. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.
25. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
26. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: «Лабиринт», 2011. – 512 с.
27. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение. 1973. – 367 с.
28. Скворцов Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору / Л. Скворцов // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 5. – С. 8–12.
29. Сохин Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста// Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: 2002. – 224 с.
30. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов. / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
31. Шадрина Л. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.
32. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет / О.С. Ушакова. – М.:Сфера, 2019.–192 с.
33. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский - М., 1986. - С. 17-58.
Вопрос-ответ:
Что изучается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи изучается развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.
Какие понятия рассматриваются в первом разделе второй главы?
В первом разделе второй главы рассматриваются понятия "речь" и "связная речь".
Какие особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста изучаются во втором разделе второй главы?
Во втором разделе второй главы изучаются особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.
Что анализируется в третьем разделе второй главы?
В третьем разделе второй главы анализируется педагогический опыт по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
С какими средствами развития связной речи детей среднего дошкольного возраста связан анализ в третьем разделе второй главы?
Анализ в третьем разделе второй главы связан средствами русских народных сказок.
Какие средства развития связной речи используются в работе с детьми среднего дошкольного возраста?
В работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития связной речи используются различные средства, включая русские народные сказки. Народные сказки позволяют развивать у детей логическое мышление, умение выстраивать связные рассказы, расширять словарный запас и развивать воображение.
Какие особенности развития связной речи наблюдаются у детей среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности в развитии связной речи. На этом этапе развития ребенка формируется связность речи, то есть умение выстраивать рассказы и рассуждения последовательно и логично. Дети начинают использовать грамматические конструкции и связные словосочетания. Однако возможны недочеты в структуре речи и словарном запасе.
Какие результаты достигаются при использовании русских народных сказок в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста?
Использование русских народных сказок позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста. Сказки помогают развить у детей логическое мышление, научиться составлять связные рассказы, расширить словарный запас и развить воображение. Они помогают детям учиться высказываться последовательно и логично, а также улучшить навыки анализа и синтеза информации.