Основы социального государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 40 40 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы критериев и показателей эффективности социального рыночного хозяйства 5
1.1 Эффективность социального рыночного хозяйства: понятие и показатели 5
1.2 Роль государственного сектора в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства 9
1.3 Показатели доходов и уровня жизни населения как критерии эффективности социального рыночного хозяйства 15
2. Оценка эффективности социального рыночного хозяйства РФ 19
2.1 Оценка макроэкономических показателей эффективности социального рыночного хозяйства РФ 19
2.2 Оценка показателей доходов и уровня жизни населения регионов РФ 27
2.3 Перспективы развития социального рыночного хозяйства РФ 32
Заключение 36
Список литературы 38


Фрагмент для ознакомления

стала более низкая покупательная способность среднедушевых доходов, чем в среднем постране (3,17 ПМ). Это обусловило для большинства регионов и более высокий уровеньабсолютной бедности по сравнению со среднероссийским (12,9%).В этих условиях коэффициент Джини в 2018 г. не превысил уровня, отмеченногодля страны в целом (0,411), почти во всех российских регионах, кроме Ненецкого иЯмало-Ненецкого автономных округов и г. Москвы с наибольшим в стране значениемкоэффициента Джини (0,439).По коэффициенту фондов картина межрегиональногонеравенства во многом совпадает - коэффициент фондов в российских регионах был нижеуровня по стране в целом (15,5), за исключением г. Москвы (15,7), Ненецкого (16,9) иЯмало-Ненецкого (17,5) автономных округов.В 2019 г. ситуация с доходами и уровнем жизни населения непретерпела заметных изменений. По предварительным данным Росстата реальный размерсреднемесячной начисленной заработной платы составил 100,5% к соответствующемупериоду предыдущего года, реальный размер назначенных пенсий - 100,7%. Реальныеденежные доходы показали снижение - они составили 98% к соответствующему периоду 2018 года.К основным национальным задачам текущей федеральной политикой стабилизации и повышения уровня жизни населения России можно отнести следующие: решение проблем низкого уровня жизни значительной части населения, формируемых в условиях низких трудовых доходов и уровня социальных трансфертов; решение проблем социального самочувствия и неуверенности в ввиду высокого неравенства и низкого доступа к социальной инфраструктуре в России;решение проблем искаженная мотивация к труду в сочетании с низким качеством рабочих мест; решение проблем неравенства в территориальном размещении населения, рабочих мест и социальной инфраструктуры.2.3 Перспективы развития социального рыночного хозяйства РФПредставляется, что развитие экономики России требует обоснованных и взвешенных мер по сочетанию преимуществ рыночного, конкурентного и социального механизмов, интегрирования частной и государственной собственности, сочетания динамики и качества отношений и структурных трансформаций. При этом, исходя из предпосылок, которые требуют сохранения роли и основных функций государства, остро стоит проблема разгосударствления экономики. При этом не следует отказываться от преимуществ государственного предприятия, но важно исходить из одинаковых стартовых условий, стратегических инициатив и вариантов поддержки всех форм хозяйствования. В современной российской экономической политике обеспечения роста стабильности и безопасности экономики страны, главенствующие позиции занимает государственный патернализм. То есть в комплексе факторов экономического развития решающую роль сохраняют меры государственного содействия формирования территорий опережающего экономического развития – ТОЭР.Активность крупных госкомпаний как центра ТОЭР, как показывает опыт некоторых отечественных моногородов, в ближайшие 3-4 года можно ожидается рост активности различных предприятий, а также привлечение на территорию инвестиций для бизнеса, создание постоянных рабочих мест с достойной заработной платой. Это позволит существенно снизить безработицу и уменьшить долю населения, уезжающего на сезонные заработки или работающего в «сером» секторе экономики. У созданных современных производств возникнет дополнительная потребность в квалифицированных специалистах, которая будет удовлетворена за счет привлечения выпускников ВУЗов, работающих сегодня за пределами города.На территории этих зон вокруг крупных предприятий государство может вести в действие специальные условия ведения экономической деятельности, формируется необходимая инфраструктура для участников зоны стабильности в экономике, предоставляются льготы по налогам и сборам на региональном и муниципальном уровне. Административное содействие для вовлечённых госкомпаний в процессы повышения стабилизации экономики должна оказывать управляющая крупная компания, которая решает все вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса и взаимодействием с органами власти. Перспективы развития государственногоуправления повышения эффективности социального рыночного хозяйства могут быть обеспечены в рамках реализации потенциала современных процессов развития цифровой экономики и цифрового управления хозяйством (рис. 2.7).Рис. 2.7. Факторы формирования цифровой экономики и повышения эффективности Важное проявление цифровизации в современных процессах повышения стабильности социального рыночного хозяйствазаключается в формировании цифровой экосистемы - новых цифровых платформ. Как правило, они включают следующие элементы: технологическую конструкцию развития государственного регулирования социального рыночного хозяйства - сети, дата-центры, облачные технологии, приложения для обработки и предоставления данных; новые концепт -модели государственного регулирования социального рыночного хозяйства, экосистема из разработчиков и поставщиков отдельных модулей и приложений вокруг центра регулирования-платформера; новые принципы взаимодействия в рамкахгосударственного регулирования социального рыночного хозяйства, открытая, общедоступная инфраструктура для взаимодействий. Основными предпосылками государственного регулирования социального рыночного хозяйства как направления повышения стабилизации экономикиможно считать такие как: перспективы развития государственного регулирования социального рыночного хозяйства на базе инноваций в физическую инфраструктуру цифровых технологий; развития ИТ-обеспечения регулирования и контроля социального рыночного хозяйства страны; развитие национальной системы электронного правительства.Рис. 2.8. Модель влияние цифровизации на повышение стабильности экономических и социальных процессы в РФДанные процессы ускоряются за счет появления инновационных факторов, которые изменяют фундаментальные основы современной экономики и государственного регулирования социального рыночного хозяйства. В настоящее время фактором, влияющим на стабилизацию экономические процессы, выступает цифровизация экономики, повлиявшая как на развитие практически всех сфер экономики, так и на социальную сселяющую. В результате проявления цифровизации экономики и механизма государственного регулирования социального рыночного хозяйстваформируются новые рынки, реализуются новые формы коммуникаций, используются новые подходы к организации и управлению бизнеса и т.д., что способствуют повышению стабильности страны.ЗаключениеТаким образом, как показало исследование критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйствадолжны отвечать следующим условиям:1) Система критериев и показателей должна отражать ключевые аспекты развития;2) Система критериев и показателей должна включать показатели экономической, социальной и финансовой (бюджетной) сферы; 3) Система критериев и показателей должна включать относительные данные для сопоставимости результатов оценки; 4) Система критериев и показателей должна включать данные по одному временному периоду, так как фактические значение должны быть сопоставимы.Вместе с тем, логичной представляется модель, в соответствии с которой эффективность как социального рыночного хозяйства складывается из иерархически соподчиненных компонентов: критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства в целом, представленной системой показателей развития макросреды и экспертными заключениями; критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства, основанные на показателях уровня и качества жизни населения;критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства через критерии эффективности деятельности органов публичного управления, имеющих территориальные, отраслевые (частные) и межотраслевые цели; критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства через критерии эффективности деятельности служащих и должностных лиц, выполняющих определенные функции и имеющие соответствующий круг полномочий.Эта система управления представляет собой целостность, то есть совокупность компонентов образует единое целое – эффективность государственного управления. При этом свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов, а представляют собой комплекс из эффективностей нижестоящих элементов и характеристик непосредственно высшего уровня как системы. При проведении оценки эффективности социального рыночного хозяйства в большинстве случаев их разделяют на две группы: показатели, отражающие текущее состояние эффективности социального рыночного хозяйства (например, ВВП на душу населения; индексы цен; коэффициент напряженности на рынке труда и др.); показатели, отражающие перспективы обеспечения развития эффективности социального рыночного хозяйства (доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; доля инвестиции в основной капитал в процентах к ВВП; темпы роста инвестиций в основной капитал; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП; дефицит бюджета, приток/отток населения, в процентах к населению; государственный долг в процентах к доходной части бюджета и пр.). Деление показателей эффективности социального рыночного хозяйства на две группы обусловлено необходимостью оценки текущего состояния, прогнозирования регионального неравенства и выработки комплекса мероприятий по нивелированию его возможных критических проявлений в будущем в рамках возможностей влияния через государственный сектор на эффективность социального рыночного хозяйства.Данные выводы были подтверждены в ходе анализа эффективности функционирования социального рыночного хозяйства РФ.Список литературыАракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.Данькова М. А. Статистический анализ уровня жизни населения России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-18Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 4 декабря 2018 г.) // ИСЭПН РАН [под ред. А.В. Ярашевой, О.А. Александровой, Н.В. Аликперовой]. - М., 2019. – 168 с.Леонов С.Н. Методы количественной оценки результатов регулирующего воздействия нормативно- правовых актов в России и за рубежом // Ученые записки. Выпуск 12. Дальний Восток России: экономические, социальные, инфраструктурные факторы развития / под ред. О.М. Прокапало. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2018. С. 113–127. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2018год / В.Н.Ьобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. - 98 с.Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2017. - 342 сПивкина Н. Ю. Влияние цифровой экономики на качество жизни населения // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений. — Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, 2018. — С. 104–106.Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Индикаторы устойчивого развития регионов Российской Федерации // Проблемы устойчивости функционирования стран и регионов в условиях кризисов и катастроф современной цивилизации. Тезисы.докл. XVII междун. науч.-практич. конф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России. — М., 2012. — С. 17-19.Социально—экономические и правовые основы развития экономики [Текст]/И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ.ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: изд- во ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики [Текст]/ С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. :Юрайт, 2017. - 23 с. Эффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 сЭкономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2016. - 166 сЯковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.Данные Доклада Госсектор в российской экономике // Электронный ресурс. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. (дата обращения: 15.01.2020)Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http://http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 15.01.2020)Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdf(дата обращения: 15.01.2020)

Список литературы

1. Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126
2. Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.
3. Данькова М. А. Статистический анализ уровня жизни населения России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-18
4. Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 4 декабря 2018 г.) // ИСЭПН РАН [под ред. А.В. Ярашевой, О.А. Александровой, Н.В. Аликперовой]. - М., 2019. – 168 с.
5. Леонов С.Н. Методы количественной оценки результатов регулирующего воздействия нормативно- правовых актов в России и за рубежом // Ученые записки. Выпуск 12. Дальний Восток России: экономические, социальные, инфраструктурные факторы развития / под ред. О.М. Прокапало. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2018. С. 113–127.
6. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2018год / В.Н.Ьобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. - 98 с.
7. Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2017. - 342 с
8. Пивкина Н. Ю. Влияние цифровой экономики на качество жизни населения // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений. — Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, 2018. — С. 104–106.
9. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Индикаторы устойчивого развития регионов Российской Федерации // Проблемы устойчивости функционирования стран и регионов в условиях кризисов и катастроф современной цивилизации. Тезисы. докл. XVII междун. науч.-практич. конф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России. — М., 2012. — С. 17-19.
10. Социально—экономические и правовые основы развития экономики [Текст]/И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.
11. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: изд- во ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
12. Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики [Текст]/ С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.
13. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. : Юрайт, 2017. - 23 с.
14. Эффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 с
15. Экономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 166 с
16. Яковлев А.Ю. Управление российскими компаниями с государственным участием: методологические и практические аспекты: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2019. – 42 с.
17. Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.
18. Данные Доклада Госсектор в российской экономике // Электронный ресурс. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. (дата обращения: 15.01.2020)
19. Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 15.01.2020)
20. Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdf (дата обращения: 15.01.2020)

Вопрос-ответ:

Что такое эффективность социального рыночного хозяйства?

Эффективность социального рыночного хозяйства - это способность государства создавать условия для выпуска товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения, обеспечивая при этом справедливое распределение доходов и повышение уровня жизни.

Какие показатели используются для оценки эффективности социального рыночного хозяйства?

Для оценки эффективности социального рыночного хозяйства используются различные показатели, такие как ВВП, уровень безработицы, индекс счастья, уровень доступности социальных услуг и многие другие. Они позволяют оценить как экономические, так и социальные аспекты функционирования государства.

Какая роль государственного сектора в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства?

Государственный сектор играет важную роль в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства. Он осуществляет функции регулирования экономических процессов, создания и поддержки социальной инфраструктуры, а также защиты прав и интересов граждан. Благодаря действиям государства обеспечивается справедливость и равенство возможностей для всех участников рыночных отношений.

Какие показатели доходов и уровня жизни населения используются как критерии эффективности социального рыночного хозяйства?

Для оценки эффективности социального рыночного хозяйства используются показатели доходов и уровня жизни населения, такие как среднемесячная заработная плата, уровень бедности, уровень доступности образования и здравоохранения, социальная мобильность и др. Они позволяют оценить, насколько успешно государство обеспечивает благополучие своих граждан.

Как оценивается эффективность социального рыночного хозяйства в России?

Оценка эффективности социального рыночного хозяйства в России проводится с помощью различных индикаторов, таких как ВВП, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, рост средней заработной платы и другие. Эти показатели позволяют оценить политику государства и ее влияние на экономическое и социальное развитие страны.

Что такое социальное государство?

Социальное государство - это форма организации государственной власти, которая предоставляет гражданам широкий набор социальных гарантий и помощи. Основная цель социального государства - обеспечение благосостояния и защиты интересов населения.

Какие являются основные критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства?

Основными критериями и показателями эффективности социального рыночного хозяйства являются: уровень доходов и уровень жизни населения, доступность социальных услуг, уровень безработицы, инфляции и т.д. Эти показатели позволяют оценить, насколько успешно государство реализует свои социальные функции и справляется с социальными проблемами.

Какую роль играет государственный сектор в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства?

Государственный сектор играет важную роль в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства. Он осуществляет финансирование и организацию социальных программ, обеспечивает доступность социальных услуг населению, контролирует и регулирует экономические процессы, защищает права и интересы граждан.

Какие показатели доходов и уровня жизни населения являются критериями эффективности социального рыночного хозяйства?

В качестве показателей доходов и уровня жизни населения, которые являются критериями эфективности социального рыночного хозяйства, могут быть использованы такие показатели, как средний размер заработной платы, уровень безработицы, доля населения, живущего за чертой бедности, доступность жилья и образования, уровень медицинского обслуживания и т.д.

Как оценивается эффективность социального рыночного хозяйства в Российской Федерации?

Оценка эффективности социального рыночного хозяйства в Российской Федерации проводится на основе различных экономических показателей и статистических данных. Важные показатели включают в себя уровень безработицы, уровень инфляции, средний размер заработной платы, уровень жизни населения, доступность социальных услуг и другие.

Что такое эффективность социального рыночного хозяйства?

Эффективность социального рыночного хозяйства - это способность экономической системы комбинировать свободный рынок и социальную защиту, чтобы достичь устойчивого экономического роста, справедливого распределения доходов и высокого уровня жизни для всех граждан.