совершенствование системы качества трудовой жизни на примере РЖД
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 26.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты исследования системы качества трудовой жизни 5
1.1. Понятие и структура качества трудовой жизни 5
1.2. Интегральные показатели качества жизни 11
1.3. Производственная безопасность как основа качества трудовой жизни в условиях цифровизации экономики 14
2. Оценка системы качества трудовой жизни на примере РЖД и пути ее совершенствования 19
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика деятельности АО «РЖД» 19
2.2. Характеристика системы организации трудовой жизни в АО «РЖД» 21
3. Совершенствование системы качества трудовой жизни в рамках реализации концепции «Нулевого травматизма» АО «РЖД» 26
Заключение 37
Список использованной литературы 40
На предприятиях проводятся различные мероприятия по поддержанию культуры в области охраны труда. Однако далеко не всегда она находится в удовлетворительном состоянии. Сегодня обеспеченность механизированным инструментом в хозяйстве пути с учётом неисправного (подготовленного к списанию и требующего восстановительного ремонта) составляет 81%. ЦДИ приняты соответствующие решения об изменении порядка учёта, приобретения, хранения, эксплуатации, ремонта и списания инструмента и средств малой механизации.Для того, чтобы снизить число несчастных случаев на производстве, необходима информация, которая отображала бы все случаи травмирования работников, в том числе и такие, которые не вызвали утрату трудоспособности работника или ограничение работы. Это позволит установить все основные и сопутствующие причины наступления несчастных случаев, а также определить мероприятия и средства, направленные на их устранение.Не менее актуальный вопрос безопасности - при нахождении на путях работников - связан с наездом подвижного состава во время технологических «окон» или проведения других технических работ. На данный момент при производстве работ на путях машинистам поездов выдается листок предупреждения. В большинстве случаев причиной наезда подвижного состава становится неудовлетворительная организация операций, из -за чего люди отделяются от сигналистов и наблюдающих с рацией. Исполнитель на путях не знает о приближении подвижного состава, а машинист об отбившемся от команды работнике.На сегодняшний день цифровые технологии находят все более широкое применение в сфере охраны труда. Еще несколько лет назад к внедрению на производстве новых IT и smart - разработок относились скептически. Чаще выделяли традиционные технологии, тщательно проработанные и дающие гарантированный результат.Для решения вопроса по обеспечению безопасных условий труда в рамках реализации концепции «нулевого травматизма» была бы полезна мониторинговая система мобильной диагностики для слежения работников, чтобы заблаговременно сообщать о приближении поезда, а машинисту - о находящихся в зоне движения людях на путях.Систему мобильной диагностики можно поделить на три составляющие. Первая - радиочастотные метки на персонале. Датчик, она же метка, может располагаться как на сигнальном жилете работника (вшита или наклеена) - обязательном атрибуте на железнодорожных путях, так и в ранее описанном трекере здоровья. Энергопотребление метки минимальное.Вторая составляющая - построение системы передачи данных. К ним относятся антенны посылающих и принимающих сигнал, ретрансляторов-модемов, а также специального ПО для мониторинга за передвижением меток. Ретранслятор модем размещается на опорах контактной сети. Сеть передачи уже есть - это канал с собственным протоколом на частоте 868,7 МГц (развернут на участке Торбино-Боровенка). Возможно исполнение систем на базе спутниковой или сотовой связи, что требует наличия модуля GPS или соответственно GSM-модулей, по которым передается информация о владельце. С помощью метода триангуляции через сотовые сети можно отследить передвижение работника.К третьей составляющей относится аппаратура, устанавливаемая на самоходные подвижные единицы железнодорожного транспорта. Блок СМП (система мониторинга за персоналом) размещается в кабине машинистов. Аппаратура имеет антенну, устанавливаемую на корпусе самоходной подвижной единицы. Блок выдает информацию о приближении к объекту, имеющему радиометку. Система сравнивает положение подвижной единицы и рядом находящиеся радиометки. А при наличии трекера здоровья оповещение о движущемся транспорте приходит на трекер. Он начинает вибрировать на запястье носителя, а в кабине машиниста блок СМП издает звуковой сигнал и показывает расстояние до ближайшей метки на его пути. То есть и машинист, и работник предупреждены об опасностях и имеют шанс принять меры (см. рис. 3.2). Кроме предупреждения о работниках на пути блоки СМП получают информацию друг о друге, и тем самым, к примеру, при нахождении двух подвижных единиц на одном пути исключаются их столкновения.Рисунок3.2. Функционирование системы мобильной диагностики «Работник на пути»Так, по инструкции, если произошла поломка подвижной единицы, машинист обязан разложить сигнальные петарды со стороны приближающейся другой подвижной единицы, дабы предупредить об опасности. С помощью системы мониторинга за персоналом такие действия можно исключить, поскольку все передвижения будут контролироваться. При развертывании системы передачи данных на частоте 868,7 МГц на всей сети российских железных дорог позволит отказаться от спутниковых и сотовых сетей при слежении за рельсовым транспортом. Система возможна для развертывания на перегонах и станциях.В перспективе планируется АО «РЖД» совместно с департаментом управления бизнес- блоком «Пассажирские перевозки» рассмотреть вопрос о включении диагностических комплексов в схемы пассажирских поездов. Кроме того, на некоторых дорогах необходимо разработать проекты по организации работы диагностического комплекса, в рамках которых нужно определить места передачи данных контроля, а также сформировать штатные расписания подразделений, занимающихся расшифровкой результатов контроля, с расположением их в местах передачи данных. В ближайшее время необходимо разработать регламент взаимодействия служб с учётом реформирования вертикали диагностики инфраструктуры. Кроме того, необходимо заменить морально и физически устаревшие дефектоскопы на новые. Также необходимо увеличить количество маршрутов в полигонной технологии работы вагонов-дефектоскопов.Уже сейчас реализована возможность с борта «Ласточки» или «Сапсана» контролировать геометрию пути и рельсов, вести обзорное видеонаблюдение. Функциональность системы расширяется, в будущем она позволит вести видеоконтроль верхнего строения пути с автоматической расшифровкой данных, проводить пространственное сканирование и комплексный контроль контактной сети. В перспективе эта система сможет передавать в режиме реального времени сообщения об опасных нарушениях и автоматически, без участия человека, выдавать предупреждения об ограничении скорости движения поездов.В основе этой системы лежат технологии интернета вещей, обеспечивающие автоматический сбор и обработку данных. Также в системе задействованы технологии обработки больших объемов данных - Big Data. Система учитывает более тысячи параметров с измерительных устройств с периодичностью 50 мс. В результате формируется трехмерная карта развития состояния пути, на которой четко видны ухудшение состояния пути и участки, требующие ремонта.На сегодняшний день идет внедрение автоматизированной системы оперативного управления грузовыми перевозками. Система интегрирует всю информацию о ходе перевозочного процесса как совокупность взаимосвязанных модулей всех объектов, участвующих в нем. Это информация о поездах, локомотивах, локомотивных бригадах, вагонах, контейнерах с отражением данных об их дислокации, состоянии и основных технологических операциях. Учитываются данные о планах эксплуатационной работы и оперативных ограничениях на инфраструктуре РЖД. То есть система обеспечивает управление эксплуатационной работой на основе информации обо всех объектах, участвующих в перевозочном процессе. В сутки системой обрабатываются около 2,2 млн входных, формируются 6 млн выходных сообщений и принимаются 50 млн запросов на получение информации.Другими словами, применение системы мобильной диагностики позволяет лучше планировать работы по обслуживанию и ремонту инфраструктуры и оперативно выявлять опасные ситуации.Таким образом, внедрение систем мониторинга позволяет повысить качество обслуживания и надежность функционирования всей железнодорожной сети. Контроль передвижений персонала делает производство работ и нахождение на путях более безопасными. При этом, политика Компании в области охраны труда должна развиваться только с постоянным ростом затрат на обеспечение и контроль за безопасностью рабочих мест, а также путем совершенствование действующих средств и методов защиты работников от опасных факторов воздействия. Информационная система управления железнодорожным транспортом позволит собирать и анализировать информацию о текущем состоянии и местоположении подвижного состава, потребностях всех участников перевозочного процесса, будет учитывать пропускные возможности инфраструктуры.Предлагается усилить контроль за обеспечением работников спецодеждой, обслуживанием и ремонтом устройств жизнеобеспечения на локомотивах и укомплектованию их инструментом, инвентарем и сигнальными принадлежностями, качеством проведения спецоценки условий труда и добиваться предоставления работникам льгот и компенсаций за работы во вредных условиях труа и снижением случаев нарушений безопасности движения, в том числе на железнодорожных переездах за счет повышения качества и эффективности работы общественных инспекторов по безопасности движения.ЗаключениеКачество трудовой жизни - это прежде всего качество труда, которое характеризуется качеством его результата (продукции) и качеством всех других структурных элементов процесса. Качество труда с учетом двух подходов к понятию «качество» можно определить двояко: как совокупность характеристик результата труда и других его структурных элементов или как степень соответствия этих характеристик предъявляемым к ним требованиям.Условия для трудовой жизни не следует отождествлять с факторами ее качеств. Некоторые условия могут приобретать значение причин, т.е. активно действующих факторов, но лишь при определенных обстоятельствах и оказывать определенное действие вместе с пассивными условиями. Например, в некоторых источниках отмечается, что реорганизация условий труда приводит к успеху, но она походит лишь определенных людей и в определенных условиях, особенно трудно ее реализовать в условиях жесткой технологии.Характеристики трудовой жизни во много созвучны с характеристиками понятия «достойный труд», под которым понимается высокоэффективный труд в хороших и безопасных производственных условиях, дающих работнику удовлетворение, возможность проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, когда права трудящихся защищены и они активно участвуют в деятельности организации, внося максимально возможный вклад в общее благополучие.Работники организации могут иметь или не иметь право участвовать в создании условий для трудовой жизни, при наличии такого права могут им воспользоваться или нет, но ответственность за решение этого вопроса несет руководство организации. В этом смысле его можно рассматривать как производителя продукта под названием «условия для трудовой жизни». Потребителями условий являются все работники организации, но некоторые условия по своему качеству могут быть дифференцированы для разных групп работников. Например, для высшего руководства организации бывают предусмотрены некоторые виды условий более высокого качества по сравнению с другими работниками.В России принята и активно реализуется государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В ее выполнении активное участие принимает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Оно системно занимается вопросами цифровизации и использования электронных документов в трудовых отношениях граждан и работодателей.В 2019 году в Компании проводилась планомерная работа по оптимизации численности на основе совершенствования бизнес-процессов, технологии работы и автоматизации трудоемких производственных процессов. По состоянию на 31 декабря 2019 г. списочная численность работников АО «РЖД» составила 902,7 тыс. человек. За год из Компании уволено 124,6 тыс. человек, принято 91,6 тыс. человек. Высвобождение численности в основном осуществлено за счет естественного оттока и выхода на пенсию лиц, достигших пенсионного возраста.На начало 2018 г. уровень общего травматизма в АО «РЖД» в четыре раза ниже среднего по стране, а со смертельным исходом - в 1,5 раза; за последние 5 лет общий травматизм снижен более чем на треть (37%), а число смертельных случаев уменьшилось почти наполовину (на 44%). За 2017 г. во всех организациях, где действует Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел), включая АО «РЖД», общий травматизм снизился на 10,7% относительно 2016 г., смертельный - на 4,9%. В АО «РЖД» общий уменьшился на 19,3%, смертельный - на 7,1%.Для решения вопроса по обеспечению безопасных условий труда в рамках реализации концепции «нулевого травматизма» была бы полезна мониторинговая система мобильной диагностики для слежения работников, чтобы заблаговременно сообщать о приближении поезда, а машинисту - о находящихся в зоне движения людях на путях.Список использованной литературыАдо, А.В., Андреев, И.И., Аникеев, Н.П. и др. Философский словарь / А.В. Адо, И.И. Андреев, Н.П. Аникеев и др.; под ред. И.Т Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 2012. 590 с.Анализ состояния условий и охраны труда в АО «РЖД» за 2017 г. -М.: АО «РЖД». -154 с.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2019. 448 с.Горелов, Н.А. Энциклопедия труда и занятости / Н.А. Горелов, А.И. Тучков. — СПб.: Изд-во СПб. Гос. Ун-т, 2018. 239 с.Директор департамента Валерий Корж: Минтруд России планирует использовать цифровые технологии в сфере охраны труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/safety/277.Ефанов Д.В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: Монография.- СПб.: ПГУПС, 2016. -171 с.Зонова, О.В. Качество трудовой жизни в Российской Федерации: дисс. канд.экон. наук: 08.00.05 / О. В. Зонова — Томск, 2016. 233 с.Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 2016. 235 с.Калатурский О.В. Повышение эффективности обучения по программам обеспечения безопасности на транспорте/ О.В.Калатурский, А.В.Коновалов, Д.С.Лысенко // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сб. материалов V Всерос. с междунар. участием науч. конф. -Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2016. - С. 50-53.Кокурина В. Развитие цифровых технологий в области охраны труда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.aetalon.ru/single-post/2018/02/22/.Костин, Л.А. Достойный труд в XXI веке / Л.А. Костин // Достойный труд - высшая цель и жизненная необходимость: круглый стол «Достойный труд в XXI веке». 25 ноября 2015 г. Юбилейные Ломоносовские чтения, посвященные 250-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. - М.: ТЕИС, 2015. 422 с.Межгосударственный стандарт ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные положения. Термины и определения». — М.: Стандар- тинформ, 2019. 21 с.Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Дело, 2015. 702 с .Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — М.: Стандартинформ, 2018. 53 с.Орлов, В.Н., Шеремет, Н.М. Методологические основы процессного подхода в системах управления качеством / В.Н. Орлов, Н.М.Шеремет // Федерация. 2016. № 16. С. 17—24.Политика АО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, одобренная решением правления АО «РЖД» от 10 октября 2008 г., протокол №34.Правила по безопасному нахождению работников АО «РЖД» на железнодорожных путях. Утверждены распоряжением АО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р. -39 с.Распоряжение АО «РЖД» от 03 ноября 2015 г. № 2616р «Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки».- 64 с.Розанов, В., Несмелов, В., Введенский, А., Тареев, М., Трубецкой, Е., Франк, С. Смысл жизни: Антология / В. Розанов, В. Несмелов, А. Введенский, М. Тареев, Е. Трубецкой, С. Франк; сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гав- рюшина. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 2018. 592 с.Романович К.С., Матвеева А.Н. Анализ производственного травматизма на Восточносибирской железной дороге // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://sibac.mfo/journal/student/4/73271 (дата обращения: 25.01.2020).Сайт информационного портала «ID Expert». [Электронный ресурс]: http://www.idexpert.ru/technology/121/. (дата обращения: 25.01.2020)Свешников, В. Очерки христианской этики / В. Свешников — М.: «Паломникъ», 2017. 623 с.Соболь, О.В. Организационно-методические аспекты повышения качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Соболь. — М.: 2014. 209 с.Фадеева Г. Д., Горькин И. Н., Забиров А. И. Охрана труда: зарубежный опыт // Современная техника и технологии. – 2017. – № 6.Шеремет, Н.М., Шкурина, Л.В., Епишкин, И.А., Стручкова, Е.А., Маскаева, Е.А., Белкин, М.В. Экономика труда: учебник / Н.М. Шеремет, Л.В. Шкурина, И.А. Епишкин, Е.А. Стручкова, Е.А. Маскаева, М.В. Белкин; под редН.М.Шеремета, Л.В. Шкуриной - М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. 442 с.
2. Анализ состояния условий и охраны труда в АО «РЖД» за 2017 г. -М.: АО «РЖД». -154 с.
3. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2019. 448 с.
4. Горелов, Н.А. Энциклопедия труда и занятости / Н.А. Горелов, А.И. Туч-ков. — СПб.: Изд-во СПб. Гос. Ун-т, 2018. 239 с.
5. Директор департамента Валерий Корж: Минтруд России планирует использовать цифровые технологии в сфере охраны труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/safety/277.
6. Ефанов Д.В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: Монография.- СПб.: ПГУПС, 2016. -171 с.
7. Зонова, О.В. Качество трудовой жизни в Российской Федерации: дисс. канд.экон. наук: 08.00.05 / О. В. Зонова — Томск, 2016. 233 с.
8. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 2016. 235 с.
9. Калатурский О.В. Повышение эффективности обучения по программам обеспечения безопасности на транспорте/ О.В.Калатурский, А.В.Коновалов, Д.С.Лысенко // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сб. материалов V Всерос. с междунар. участием науч. конф. -Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2016. - С. 50-53.
10. Кокурина В. Развитие цифровых технологий в области охраны труда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.aetalon.ru/single-post/2018/02/22/.
11. Костин, Л.А. Достойный труд в XXI веке / Л.А. Костин // Достойный труд - высшая цель и жизненная необходимость: круглый стол «Достойный труд в XXI веке». 25 ноября 2015 г. Юбилейные Ломоносовские чтения, посвящен¬ные 250-летию Московского государственного университета им. М.В. Ло¬моносова. - М.: ТЕИС, 2015. 422 с.
12. Межгосударственный стандарт ГОСТ 15467-79 «Управление качеством про¬дукции. Основные положения. Термины и определения». — М.: Стандар- тинформ, 2019. 21 с.
13. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Дело, 2015. 702 с .
14. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — М.: Стандартинформ, 2018. 53 с.
15. Орлов, В.Н., Шеремет, Н.М. Методологические основы процессного под¬хода в системах управления качеством / В.Н. Орлов, Н.М.Шеремет // Фе¬дерация. 2016. № 16. С. 17—24.
16. Политика АО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и про¬мышленной безопасности, одобренная решением правления АО «РЖД» от 10 октября 2008 г., протокол №34.
17. Правила по безопасному нахождению работников АО «РЖД» на железнодорожных путях. Утверждены распоряжением АО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р. -39 с.
18. Распоряжение АО «РЖД» от 03 ноября 2015 г. № 2616р «Инструкция по охране тру¬да для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокиров¬ки».- 64 с.
19. Розанов, В., Несмелов, В., Введенский, А., Тареев, М., Трубецкой, Е., Франк, С. Смысл жизни: Антология / В. Розанов, В. Несмелов, А. Введенский, М. Тареев, Е. Трубецкой, С. Франк; сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гав- рюшина. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 2018. 592 с.
20. Романович К.С., Матвеева А.Н. Анализ производственного травматизма на Восточно¬сибирской железной дороге // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://sibac.mfo/journal/student/4/73271 (дата обращения: 25.01.2020).
21. Сайт информационного портала «ID Expert». [Электронный ресурс]: http://www.idexpert.ru/technology/121/. (дата обращения: 25.01.2020)
22. Свешников, В. Очерки христианской этики / В. Свешников — М.: «Паломникъ», 2017. 623 с.
23. Соболь, О.В. Организационно-методические аспекты повышения качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Соболь. — М.: 2014. 209 с.
24. Фадеева Г. Д., Горькин И. Н., Забиров А. И. Охрана труда: зарубежный опыт // Современная техника и технологии. – 2017. – № 6.
25. Шеремет, Н.М., Шкурина, Л.В., Епишкин, И.А., Стручкова, Е.А., Маскае¬ва, Е.А., Белкин, М.В. Экономика труда: учебник / Н.М. Шеремет, Л.В. Шкурина, И.А. Епишкин, Е.А. Стручкова, Е.А. Маскаева, М.В. Белкин; под ред Н.М.Шеремета, Л.В. Шкуриной - М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. 442 с.