Народные танцы как средство формирования представлений подростков о народной обрядовой культуре

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Народное искусство
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 25.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ НАРОДНОГО ТАНЦА 4
1.1 Понятие «Народный танец» 4
1.3 Народный танец – как культура 7
1.2 Влияние народного танца на творческое развитие и на обрядовую культуру подростков 15
ГЛАВА 2. РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 21
2.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей 21
2.2 Приобщение к народной культуре через русский танец 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29


Фрагмент для ознакомления

Тенденция детей отказываться от работы, которую они начали на полпути, впоследствии превращается в несобранность взрослого, поэтому учитель должен строить всю воспитательную работу в команде на основе Интерес является основным и определяющим фактором. Это поддерживается постоянным изучением новых хореографических материалов (движение, танцевальная комбинация, изучение танца, количество, подготовка или исполнение события и т. д.). Все это вызывает у детей положительные эмоции, влияет на нравственное отношение и развитие их эстетической культуры [8, c. 64].2.2 Приобщение к народной культуре через русский танецНеобходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Учреждения дополнительного образования детей дают возможность глубже узнать традиции национальной культуры, осознать, понять и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность, любящую свою родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске [4, c. 13].С давних времен танец был одним из самых любимых видов искусства. Танцы развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться и грустить, словом, не оставляют равнодушными никого. Искусство народного танца близко детям и любимо ими, и обычно дети проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний. Хореография учит детей красоте, развивает ловкость, выносливость, формирует осанку и гибкость [14, c. 62].Актуальность опыта диктуется тем, что воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. Русское народное творчество - основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности. Воздействие творчества на все стороны нашей жизни огромно. Ощущает на себе это влияние и система образования. Современная школа учит многому, но нет серьезного обучения без знания богатств народного творчества. Появление данной работы обусловлено необходимостью преодолеть противоречие между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и не разработанностью этих вопросов в методике преподавания народного танца.Народные танцы способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.Практическая значимость работы в данном направлении заключается в следующем: определены педагогические условия приобщения детей к традиционной народной культуре средствами хореографии; выявлены психолого-педагогические предпосылки ознакомления воспитанников с русским танцем; русскому танцу дана характеристика как явлению народной культуры.Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, В.С. Би-блером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Исследования фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой и др. Философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального описаны в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библер, Л.Н. Гумилева, В.В. Зеньковского, и др. Положения теории личности и творчества рассмотрели Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн и др. [12, c. 11].Однако, как показал анализ практики приобщения детей к народной культуре, по- прежнему этот процесс осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом. Поэтому мы пришли к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы по приобщению детей к традиционной народной культуре средствами народного танца.Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре зависит от ряда педагогических условий и предполагает:• организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бытийно-практическим компонентами) через ознакомление детей с народными танцами в широких контекстных связях;комплексный подход к изучению народного танца, сочетающий хореографический и педагогический аспекты;овладение народным танцем в его региональной специфике [9, c. 18-22].Методика приобщения, предложенная автором, выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, подражание, диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям детьми, творческая, сочинительская активность воспитанников), форм (специально разработанные комплексные хореографические занятия на основе фольклора, где народный танец осваивается как феномен танцевального творчества; встречи - посиделки, чаепития, гостевания и др.); и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио- и видеозаписей) [15, c. 61-63].Научная новизна исследования заключается: в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; определить оптимальные педагогические условия приобщения детей к традиционной народной культуре средствами хореографии. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятий «народная культура», «народный танец»; педагогом разработана серия занятий по данной теме, подобран репертуар, который представляет собой тематическое путешествие, посвященное знакомству с народной хореографией.Однако выявлены и проблемы, являющиеся серьезным сдергивающим фактором развития интереса к народному творчеству: в жизни любого традиционного явления необходимо активное функционирование традиции и наличие непрерывной трансмиссии (преемственности). К сожалению, большинство народных танцев и плясок в настоящее время не исполняются в повседневном быту и на праздниках, в результате существенно снижается исполнительское мастерство, забывается лексика, сокращается хореографический репертуар [25, c. 126].Работа педагога по приобщению воспитанников хореографического объединения к традиционной народной культуре средствами танца ведется с учетом доступных для данного возраста форм, методов, видов и жанров. Данный педагогический процесс рассматривается как особый синкретической художественной деятельности, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми кулътурным опытом народа. «Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов). Отношение к народному танцу как культурной ценности является определяющей позицией данной работы. Обучение народному танцу дает возможность воспитанникам овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата [24, c. 90].С тем, чтобы успешно развивать интерес у детей к народной культуре, народному танцу, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению обучающихся); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение педагогов, воспитателей, родителей, методическими знаниями по формированию данного навыка).ЗАКЛЮЧЕНИЕТворческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно,к прекрасному в самом широком смысле этого понятия. Творчество рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. В ходе нашего исследования было выявлено, что народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа и благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.Опираясь на изученную литературу, можно сделать вывод, что возрастающий интерес к народной культуре, традициям и обычаям актуализирует исследование их воспитательного значения. Сегодня очевидна жизненная необходимость возвращения в воспитание духовных ценностей народа и достижений национальной культуры, освоение которых в многонациональном государстве во многом способствует сохранению мира и единства, межнационального взаимопонимания и взаимодействия через формирование культуры межнационального общения как качества личности, обеспечивающего возможность успешно жить и функционировать в поликультурной стране.Также нами были рассмотрены этапы в формировании культуры межнационального общения:1. Освоение культуры своего народа, его истории, традиций, нравственных ценностей.2. Формирование чувства гордости за принадлежность к своему народу, а также уважения к культуре других народов.3. Формирование у людей потребности в освоении культуры своего на­­рода и народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально-значимой деятельности, направленной на формирование культуры межнационального общения.В процессе занятий дети приобщаются к сотворчеству и сотворчеству у них развивается художествен­ное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа посредством танцевальных движений.Под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения в сферу национальной культуры средствами национального искусства. В данном случае может послужить, как инструмент культуры, искусство народного танца.Старшеклассники, отдавая приоритет таким ответам, как: в условиях творческой деятельности с пользой проводят свое свободное время, получают знания и умения для решения своих проблем, становятся более самостоятельными, повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость близким и друзьям. Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные занятия, поездки на международные фестивали, творческие встречи с другими танцевальными ансамблями и т.д. Можно сказать следующее: общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.Таким образом, можно говорить об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения.Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Отношение к народному танцу как культурной ценности является определяющей позицией данной работы. Обучение народному танцу дает возможность воспитанникам овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата.Мы пришли к такому выводу, чтобы успешно развивать интерес у детей к народной культуре, народному танцу, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению обучающихся); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение педагогов, воспитателей, родителей, методическими знаниями по формированию данного навыка).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБахрушин Ю.А. «История русского балета», - М.,-2000Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз, 2000Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 2002Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964Дополнительное образование детей / ред. О.Е. Лебедев. - М., 2003.Евкладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евкладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М., 2002.Забылин М.М. Русский народ : его обычаи, предания, обряды. - М., 2003.Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 2007Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 2002Надеждина Н. «Русские танцы», М., 191Надеждина Н., Эльми «Большой балет»,М., Знание, 2004Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1998Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1997Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 2006Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970Эльяш Н. «Русская Терпсихора», М., «Советская Россия», 2005

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахрушин Ю.А. «История русского балета», - М.,-2000
2. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз, 2000
3. Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 2002
4. Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939
5. Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964
6. Дополнительное образование детей / ред. О.Е. Лебедев. - М., 2003.
7. Евкладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евкладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М., 2002.
8. Забылин М.М. Русский народ : его обычаи, предания, обряды. - М., 2003.
9. Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976
10. Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978
11. Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958
12. Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833
13. Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 2007
14. Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981
15. Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 2002
16. Надеждина Н. «Русские танцы», М., 191
17. Надеждина Н., Эльми «Большой балет»,М., Знание, 2004
18. Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1998
19. Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1997
20. Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996
21. Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959
22. Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 2006
23. Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889
24. Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970
25. Эльяш Н. «Русская Терпсихора

Вопрос-ответ:

Чему посвящена статья о народных танцах?

Статья посвящена роли народных танцев в формировании представлений подростков о народной обрядовой культуре.

Какие особенности имеют народные танцы?

Народные танцы имеют свои особенности в исполнении, музыке и хореографии, которые отражают уникальность народа и его обрядовую культуру.

Какое влияние оказывают народные танцы на творческое развитие и обрядовую культуру подростков?

Народные танцы способствуют развитию творческого мышления и воображения подростков, а также способны укрепить связь подрастающего поколения с обрядовой культурой предков.

Какое влияние оказывает хореографическое искусство на эстетическое воспитание детей?

Хореографическое искусство является средством эстетического воспитания детей, помогает развивать их вкус, чувство прекрасного и художественный вкус.

Каким образом подростки могут быть приобщены к народной культуре через хореографическое искусство?

Хореографическое искусство позволяет подросткам познакомиться с народной культурой через изучение народных танцев, их истории и смысла, что способствует их приобщению к этой культуре.

Какие особенности форм народного танца?

Формы народного танца отличаются разнообразием и спецификой движений. В них используются элементы прыжков, поворотов, скользящих шагов. Танцы могут быть групповыми или сольными, парными или массовыми. Они также отличаются своей ритмической структурой и музыкальным сопровождением.

Каково влияние народного танца на творческое развитие подростков?

Народный танец способствует развитию творческих способностей подростков. Он помогает им выражать собственную индивидуальность и эмоции через движение. При изучении народных танцев подростки учатся работать в коллективе, совместно выполнять сложные хореографические комбинации, что развивает их координацию и концентрацию.

Какое значение имеет хореографическое искусство в воспитании культуры подростков?

Хореографическое искусство играет важную роль в формировании культуры подростков. Оно помогает им расширять свои эстетические представления, развивать чувство ритма и гармонии, исследовать выразительные возможности своего тела. Овладение хореографическими навыками способствует формированию культурного вкуса и гармоничному развитию личности подростка.

Как осуществляется приобщение подростков к народной культуре через хореографическое искусство?

Приобщение подростков к народной культуре через хореографическое искусство происходит через изучение и исполнение народных танцев. Подростки учатся танцевать в традиционных народных костюмах и научиться передавать через движение особенности и настроения народного танца. Они знакомятся с историей и традициями народных групп, что помогает им лучше понять и уважать народную обрядовую культуру.