Деятельность С. П. Дягилева

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История балета
  • 14 14 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.02.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.«Два века русской живописи и скульптуры» - первая заграничная выставка С. П. Дягилева 5
2.«Русские сезоны» 8
3.Европейский «Русский балет» 11
Заключение 13
Список литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Он всегда был в гуще событий, подчас являясь их эпицентром, а нередко выступая в качестве инициатора. И хотя А. Бенуа отрицает авторство Дягилева относительно этих инициатив, тем не менее, отмечает, что «ни одна из названных затей не получила бы своей реализации, если бы за эти затеи не принялся бы Дягилев, не возглавил бы их, не привнес бы свою изумительную творческую энергию туда, где художественно-творческих элементов было сколько угодно, но где недоставало главного - объединяющей творческой воли. У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, хотение».
Но, несомненно, важнейшим «художественным делом» Дягилева было создание так называемого Русского балета, в котором удивительным образом преломились наиболее важные метаморфозы и тенденции рубежного времени. Рождение Русского балета стало результатом упорного труда и поиска его вдохновителя и инициатора Сергея Дягилева и его сподвижников. В качестве предыстории выступает и создание журнала и творческого объединения «Мир искусства», и активная выставочная деятельность в России, и Исторические концерты русской музыки в Париже, а затем проведение там же «Русских сезонов». Русский балет - это не только художественное явление, хотя и исключительное; это ключевой для европейской и отечественной культур эстетический феномен. Исключительность этого предприятия С. Дягилева заключается, с одной стороны, в его непосредственной связи с художественной жизнью России конца XIX века. Русский балет явился определенным итогом в деле формирования новой эстетики и новой художественной политики, обращенной на Запад. С другой стороны, дягилевская антреприза никогда не стояла на месте, следуя, а подчас опережая развитие искусства начала ХХ века. Русский балет, по словам самого Дягилева, такая же новинка для России, как и для Франции. В Русском балете воплотилась как никогда ярко самая острая проблема времени: синтез искусств. Впервые танец в балете не только был подчинен действию, но и выступил наравне с театральной живописью и музыкой. По словам Л. Бакста, в русском балете «мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не формы, как это делает живопись, а самый ритм и чувств и форм». Синтез искусств осуществлялся на музыкальной основе. Примат музыки в семействе искусств был реализован и в практике «Русских балетов» С. Дягилева. Унаследовав достижения Частной оперы С. Мамонтова, ратовавшего за единство музыкального, художественного и артистического начал спектакля, Дягилев пошел дальше. Его деятельность способствовала рождению принципиально нового балета, в котором танец, музыка и рисунок не только соподчинены друг другу, но находятся в тесном взаимодействии и даже взаимозависимости. Любопытно то, что не танец выступает в качестве основы синтеза элементов балета, а его музыкальное начало. Хореография же понимается в этом контексте как пластический «контрапункт» (Л. Мясин) к музыкальной основе спектакля. Лучшими образцами балета нового типа стали опусы И. Стравинского, созданные для антрепризы С. Дягилева, такие как «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» и другие.





Заключение
До сегодняшнего дня не утихают споры вокруг личности Сергея Дягилева: был ли он дилетантом, случайно угодившим в эпицентр рождения новой русской культуры, или являлся ее творцом? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему, но бесспорно одно: именно Дягилев создал первый в России искусствоведческий журнал, ему принадлежит идея создания знаменитой Таврической выставки русского портрета, он впервые вывез в Париж русскую музыку, русскую оперу и, конечно же, русский балет.
Не будучи ни художником, ни танцовщиком, ни певцом, Дягилев своим прикосновением превращал забавы и фантазии в высокое искусство. Он заставил весь мир восхищаться русскими мастерами, по праву разделив славу одного из лидеров так называемого Серебряного века русской культуры с крупнейшими писателями, художниками и музыкантами. С конца XIX столетия до сегодняшнего дня имя этого человека было и остается символом всего нового в мировом искусстве.















Список литературы
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке/Сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – 448 с.
Бердяев, Н. Собрание сочинений / Николай Бердяев; общ. ред. Н.А. Струве: [в 4 т.]. Paris: YMCA-Press, 1989-1990. - Т.1. Самопознание: (Опыт философской автобиографии).
Варакина Г. В. Сергей Дягилев: Мир искусства» и художественные выставки//Вопросы культурологи.-2008.-№12.-С. 28-31
Пашутина С. М. Роль «Русских сезонов» в формировании образа России/Образ родины: содержание, формирование, актуализация.-2018.-С. 353-359
Чернышова-Мельник Н.Д. Дягилев. М: Молодая гвардия, 2011.-475 с.


Бердяев, Н. Собрание сочинений / Николай Бердяев; общ. ред. Н.А. Струве: [в 4 т.]. Paris: YMCA-Press, 1989-1990. - Т.1. Самопознание: (Опыт философской автобиографии).-с. 158

Варакина Г. В. Сергей Дягилев: Мир искусства» и художественные выставки//Вопросы культурологи.-2008.-№12.-С. 29

Варакина Г. В. Сергей Дягилев: Мир искусства» и художественные выставки//Вопросы культурологи.-2008.-№12.-С. 30
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке/Сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – с. 129

Чернышова-Мельник Н.Д. Дягилев. М: Молодая гвардия, 2011.- с. 133

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке/Сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – с. 130.

Там же.
Цит. по: Чернышова-Мельник Н.Д. Дягилев. М: Молодая гвардия, 2011.- с. 140












2

Список литературы
1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке/Сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – 448 с.
2. Бердяев, Н. Собрание сочинений / Николай Бердяев; общ. ред. Н.А. Струве: [в 4 т.]. Paris: YMCA-Press, 1989-1990. - Т.1. Самопознание: (Опыт философской автобиографии).
3. Варакина Г. В. Сергей Дягилев: Мир искусства» и художественные выставки//Вопросы культурологи.-2008.-№12.-С. 28-31
4. Пашутина С. М. Роль «Русских сезонов» в формировании образа России/Образ родины: содержание, формирование, актуализация.-2018.-С. 353-359
5. Чернышова-Мельник Н.Д. Дягилев. М: Молодая гвардия, 2011.-475 с.


Вопрос-ответ:

Какие выставки организовывал С. П. Дягилев?

С. П. Дягилев организовал первую заграничную выставку русской живописи и скульптуры.

Что такое "Русские сезоны"?

"Русские сезоны" - это серия музыкально-театральных представлений, которые С. П. Дягилев организовывал в Европе.

Что такое Европейский Русский балет?

Европейский Русский балет - это балетная компания, которую С. П. Дягилев формировал и руководил.

Какую роль играл С. П. Дягилев в истории русской культуры?

С. П. Дягилев был в гуще событий и являлся инициатором и организатором многих культурных проектов, таких как выставки, "Русские сезоны" и Европейский Русский балет.

Какие затеи не получили бы реализации без участия С. П. Дягилева?

А. Бенуа отмечает, что ни одна из затей не получила бы реализации без участия С. П. Дягилева.

Какие выставки заграничных художников организовал С.П. Дягилев?

С.П. Дягилев организовал первую заграничную выставку русской живописи и скульптуры.

Что такое "Русские сезоны"?

"Русские сезоны" - это цикл музыкально-театральных представлений, организованных С.П. Дягилевым в разных странах Европы.

Какими идеями руководствовался С.П. Дягилев при создании Европейского Русского балета?

С.П. Дягилев при создании Европейского Русского балета руководствовался идеей объединения русской и европейской культурных традиций.

Какие затеи С.П. Дягилева получили свою реализацию?

Все затеи С.П. Дягилева получили свою реализацию благодаря его инициативе и организационным способностям.

Какую роль С.П. Дягилев сыграл в развитии искусства?

С.П. Дягилев сыграл важную роль в развитии искусства, организуя различные выставки и представления, которые способствовали популяризации русской культуры в Европе.