Трансформация института семьи в современном обществе
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 26.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 5
1.1.Понятие социального института семьи 5
1.2.Функции, структура и фазы развития семьи 9
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 13
2.1.Актуальные проблемы семьи как социального института 13
2.2.Трансформация родительства и стили воспитания в современных семьях 20
Заключение 33
Список литературы 35
Согласно позиции отечественных психологов, негативное влияние имеет гипопротекция. Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка. Ребенок остается без надзора.Кроме того, следует сказать о негативном влиянии перфекционизма.Перфекционизм является рационально обосновываемой гипопротекцией.Обратное явление – это гиперпротекция.Это чрезмерная забота родителей, завышенный уровень протекции. Есть случаи совпадения гиперпротекции и эмоционального отвержения ребенка. Если говорить опотворствующейгиперпротекции, то она предполагает, что в семье из ребенка делают своего рода кумира. То есть, это реализация симбиотической связи с ребенком. Ребенок считается центральной фигурой в семье, все его потребности должны быть удовлетворены. Таким образом, родители не используют наказания, санкции, стараются ничего не запрещать своему ребенку. Однако такой стиль воспитания предполагает максимализацию поощрений, даже в том случае, если ребенок не сделал реальных достижений. Это приводит к обесцениванию этих поощрений как таковых. Относительно доминирующейгиперпротекции можно сказать, что она базируется на эмоциональном принятии ребенка, однако здесь же возможны амбивалентность, отвержение ребенка на подсознательном уровне. Такие родители часто хотят предъявлять завышенные требования, они контролируют все мысли и чувства ребенка. Это явление часто присутствует в российских семьях, в особенности если речь идет о воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. К примеру, родители могут потворствовать ребенку, однако как только ребенок переходит в подростковый возраст, родители становятся слишком индифферентными к своим детям. Существует также явление компенсаторнойгиперопеки. Это явление также носит негативный характер, так как ребенок испытывает дефицит подлинной любви, принятия. Однако родители изо всех сил хотят уберечь ребенка от воспитательного влияния других людей. Некоторые родители «задаривают» ребенка, полагая, что материальные ценности смогут компенсировать недостаток любви и внимания. В российских семьях также встречается явление нематеринскойниперпротекции, в частности, со стороны бабушек. Наконец, важно сказать о существовании так называемой смешанной гиперопеки, которая появляется на переходе от гипер - к гипоопеке, принимающей скрытую форму.Противоречивое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания; сменой образцов воспитания; возникнуть в связи с взрослением ребенка и воспитательной неуверенностью родителя, а также в связи с нормативными и ненормативными кризисами семьи. Например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка, разводом.Большинство авторов, занимающихся исследованием стилевых особенностей воспитания выделяют следующие параметры взаимодействия родителей с ребенком: автономия — контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров) и т.д.Особое внимание следует также обратить на проблему родительского отношения, поскольку именно оно подчас определяет специфику отношений между родителями и детьми.Тема родительского отношения к детям раннего возраста традиционно занимает важное место в социологии, в педагогической теории и практике. Более того, актуализация этой проблемы сегодня связана с общим кризисом социального института семьи, образования и духовной культуры. Все специалисты справедливо отмечают, что современная семья сталкивается с серьезными изменениями, трансформациями социального, культурного и психологического характера. Е.О. Смирнова отмечает, что произошло изменение общего социокультурного контекста жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в частности, речь идет о моде на методики раннего развития, внедрении видеопродукции в повседневную жизнь детей, функционировании многочисленных развивающих центров и пр. Конечно же, эти изменения так или иначе влияют на отношение родителей к детям. Е. Смирновой и О. Соколовой было проведено исследование, направленное на то, чтобы выявить и отразить изменения, которые произошли в отношении родителей к детям дошкольного возраста за десять лет. В качестве методологических оснований исследования выступили различные психологические подходы. Дело в том, что каждая психологическая школа описывает родительское отношение посредством различных понятий и категорий. Исследователи говорят о внутренней противоречивости отношения родителя к ребенку, его основанности на двух началах, являющихся противоположными: личностное и нормативное. За счет максимальной выраженности личностного и нормативного начала в отношении к ребенку рождается внутренняя напряженность позиции родителей. Главная его характеристика представлена выраженным личностным началом, целостным отношением к ребёнку как к уникальной личности: радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловная поддержка, не зависящая от его успехов и достижений. С другой стороны, родительское отношение всегда представлено нормативным началом, а именно восприятием своего ребёнка с позиции общепринятой нормы, а значит тут уместно говорить о наличии требовательности, контроля, оценки. Именно родитель для ребёнка есть носитель общественных норм и правил, он оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, обусловленные определенными родительскими установками. Наличие чувства ответственности за нормальное развитие ребенка, чувства долга перед обществом и социальными институтами (детский сад, секции, кружки, школа), ориентируют родителей на то, чтобы формировать определенные социально желательные качества, что находит проявление в постоянной оценке достижений ребёнка. Итак, родительское отношение обладает двумя структурными составляющими. Вышеназванное исследование показало, что личностное начало в отношении к ребенку имеет не однонаправленную линейную динамику, а сложный, «волнообразный» путь развития. Наиболее выраженным оно является в родительском отношении к детям младенческого возраста, когда связь с ребенком проявляется максимально, а требования к нему минимальны. Уже в раннем возрасте с появлением относительной автономности ребенка, нормативное начало существенно превосходит личностное, что проявляются в возрастающих требованиях родителей к ребёнку. Наибольший интерес представляет дошкольный возраст. В этом возрасте личностное и нормативное начала имеют тенденцию к сближению, и в этом смысле он является одним из самых гармоничных для РО. Серьёзная перестройка структуры РО происходит в связи с поступлением ребёнка в школу. Показательно, что в родительском отношении к ребенку преобладает нормативная позиция (выраженность нормативного начала во всех возрастных группах, кроме младенческого, превышает значения личностного примерно в два раза).Также исследователи пришли к выводу о зависимости специфики родительского отношения не только от возраста ребенка, но и социальных установок, ценностных ориентаций самих родителей. В частности, многие родители стали более ответственно подходить к процессу воспитания, специально готовиться к этой роли и рождению ребенка. И все же, нельзя не сказать о наличии некоторых отрицательных черт. Например, речь идет о предъявлении завышенных требований к детям, ДОУ уже рассматривают в качестве подготовки к школе, вследствие чего ребенок теряет драгоценные ранние детские годы. Исследование показало, что если ранее у родителей 5-летних детей наблюдалось выраженное личностное начало в РО (значительно большее, чем в других возрастах), ориентация на развитие воли ребенка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним, то у современных родителей старших дошкольников зафиксировано значительное усиление нормативного начала в отношении к ребенку и ослабление личностного. Исследование стилей родительского поведения показало, что увеличилось значение содействующего стиля воспитания, что можно рассматривать как положительную тенденцию. Но вместе с тем, ученые сделали вывод о почти полном исчезновении автономного и ситуативного стилей воспитания. А это значит, что лишь немногие родители способны показать гибкость в процессе воспитания и общения с ребенком. Итак, сопоставительный анализ показал, что на сегодняшний день родительское отношение к детям дошкольного возраста изменилось. Старшего дошкольника сегодня родители скорее воспринимают как младшего школьника. Есть ориентированность родителей на достижения ребенка, его успешность, строгой оценке подвергаются его деятельность, недостатки и достоинства. На ведущие позиции выходит строгий стиль воспитания. Иными словами, речь идет о феномене смещения возрастных норм в родительском сознании. Система родительских требований к ребенку, адресованная раньше младшему школьнику, предъявляется сегодня к ребенку дошкольного возраста. Однако такое «выпадение» старшего дошкольного периода чревато серьезными проблемами в развитии личности ребенка. Родители много требуют, но мало общаются с ребенком, тогда как именно в дошкольный период закладываются основы личностного становления. Как результат, родители получают обратный эффект, представленный тем, что дети оказываются слабо подготовленными к школе, не инициативными и не коммуникабельными. Вне всякого сомнения, данный фактор негативно сказывается на качестве социализации.Полученные исследователями различных направлений результаты позволяют говорить о том, что существуют два основных параметра в стилевых особенностях воспитания, влияющих на развитие ребенка. Первый параметр может быть обозначен как эмоциональное отношение к ребенку («принятие - непринятие» у большинства авторов). В качестве второго параметра выступают способы воздействия на ребенка - требования и запреты, способы контроля, отмеченные у большинства исследователей как факторы родительской позиции, демократический и авторитарный стили воспитания (А. Болдуинг), терпимость — сдерживание (в модели Е. Шеффера) и т.д.Таким образом, воспитание – это такой процесс взаимодействия детей и родителей, который должен непременно доставлять удовольствие как той, также и другой стороне.Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если дети видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Семья является важнейшим социальным институтом, без которого невозможно представить себе жизнь общества. Семья выполняет целый ряд важных функций – воспитательную, функцию обеспечения защиты и безопасности, экономическую, демографическую, функцию социализации и т.д.Вместе с тем, на современном этапе современная семья сталкивается с целым рядом проблем, вызванными социальными, экономическими причинами. В частности, речь идет о малой обеспеченности, отсутствии стабильности, психологических проблемах в семье, жестокости и насилии, асоциальном образе жизни кого-то из членов семьи и т.д. Очевидно, что в нашей стране эти проблемы пока решаются не достаточно эффективно, необходима широкая государственная поддержка семей, нужно создавать те учреждения, которые будут целенаправленно и адресно помогать семьям, особенно многодетным, семьям инвалидов.Кроме того, многие современные семьи сталкивается с неэффективной реализацией родительства, а также неверным выбором стиля воспитания детей. В целом, родительское отношение к процессу развития и воспитания ребенка на современном этапе меняется, в частности, родители все чаще выбирают демократичный стиль воспитания, что сказывается на социализации. Формы взаимодействия родителей с детьми носят разнообразный характер, однако необходимо, чтобы родители выбирали личностно-ориентированный и гуманистический принцип общения, взаимодействия с ребенком. Базовые факторы влияния родителей на процессы воспитания, обучения и развития детей представлены воспитательным потенциалом семьи в целом, базовой личностной культурой родителей, уровнем их образования, наличием или отсутствием педагогических знаний, личностными психологическими особенностями.Вне всякого сомнения, родителям необходимо постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям.Выполнение данного исследования позволило гораздо лучше узнать о значимости семьи, ее функциях, проблемах семей в нашей стране, кроме того, поразмышлять о том, какое будущее ожидает семью как институт общества.Список литературыАптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка //Вестник Оренбургского государственного университета 2014, № 7. — С. 185–190.Иванова А.А. Основные проблемы современной семьи.//Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. 2010. № 4. С. 206-210.Кравченко А.И. Социология. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/127355/Молодцова Т. Г., Кучерявенко И. А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 154-157. — URL https://moluch.ru/archive/191/48150/ Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2016. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование.// https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-kak-psihologicheskoe-yavlenie-faktory-vliyayuschie-na-ego-formirovanieСмирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет.// https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-roditelskom-otnoshenii-k-doshkolniku-za-poslednie-10-letСпирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания. – М., 2004. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 557 с.Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. (Электронный ресурс). Режим доступа: URL http://lib100.com/book/other/shok_budushego/ Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. — URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1378-1381. — URL https://moluch.ru/archive/114/29915/ Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. М.: Дело, 1999. 426 с.
1. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка //Вестник Оренбургского государственного университета 2014, № 7. — С. 185–190.
2. Иванова А.А. Основные проблемы современной семьи.//Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. 2010. № 4. С. 206-210.
3. Кравченко А.И. Социология. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/127355/
4. Молодцова Т. Г., Кучерявенко И. А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 154-157. — URL https://moluch.ru/archive/191/48150/
5. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2016.
6. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование.// https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-kak-psihologicheskoe-yavlenie-faktory-vliyayuschie-na-ego-formirovanie
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет.// https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-roditelskom-otnoshenii-k-doshkolniku-za-poslednie-10-let
8. Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания. – М., 2004.
9. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 557 с.
10. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. (Электронный ресурс). Режим доступа: URL http://lib100.com/book/other/shok_budushego/
11. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141.
12. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. — URL https://moluch.ru/archive/61/9043/
13. Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1378-1381. — URL https://moluch.ru/archive/114/29915/
14. Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. М.: Дело, 1999. 426 с.
Вопрос-ответ:
Каково понятие социального института семьи?
Социальный институт семьи - это устойчивая социальная организация, основанная на брачных отношениях и родстве, которая выполняет определенные функции для общества.
Какие функции выполняет семья в современном обществе?
Семья выполняет такие функции, как репродуктивная функция (воспроизводство населения), социализационная функция (воспитание и социализация детей), экономическая функция (организация и обеспечение экономической жизни семьи), эмоциональная функция (выражение и удовлетворение эмоциональных потребностей), идеологическая функция (передача ценностей, верований и норм общества).
Какие проблемы семьи существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют такие проблемы семьи, как увеличение числа разводов, уменьшение числа браков, задержка возраста заключения брака, нарушение традиционных ролей мужчины и женщины, нарушение коммуникации и отсутствие внимания друг к другу, насилие внутри семьи, финансовые проблемы и др.
Как трансформировалось родительство и стили воспитания в современных семьях?
В современных семьях происходит трансформация родительства и стилей воспитания. Наблюдается переход от авторитарного стиля к демократическому, с попыткой установления баланса между свободой и контролем. Также возрастает значимость эмоционального общения и вовлеченности обоих родителей в воспитание детей.
Как влияет трансформация института семьи на детей?
Трансформация института семьи может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на детей. Это зависит от конкретной ситуации, но возможными последствиями могут быть: повышение самостоятельности и адаптивности, улучшение качества взаимоотношений в семье, но также риск ухудшения психологического благополучия, возникновение проблем социальной адаптации и т.д.
Каково понятие социального института семьи?
Социальный институт семьи представляет собой общественное явление, которое охватывает отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи. Этот институт включает в себя различные нормы, ценности и роли, которые регулируют семейные отношения и функционирование семьи в обществе.
Каковы функции, структура и фазы развития семьи?
Семья выполняет различные функции в обществе, такие как репродуктивная функция (рождение и воспитание детей), экономическая функция (обеспечение материального благополучия), социализационная функция (передача социальных норм и ценностей), эмоциональная функция (поддержка и любовь) и другие. Структура семьи может включать супругов, детей, родителей, братьев, сестер и других родственников. Фазы развития семьи включают брачный период, рождение и воспитание детей, переход детей взрослыми, старение и другие этапы.
Какие актуальные проблемы семьи как социального института существуют в современном обществе?
В современном обществе семья сталкивается с такими проблемами, как разрушение браков, насилие в семье, дезинтеграция семейных ценностей, увеличение числа одиноких родителей, проблемы с детскими и подростковыми бандами и другие социальные явления, которые могут негативно сказываться на функционировании семьи.
Как происходит трансформация родительства и стилей воспитания в современных семьях?
В современных семьях происходит изменение роли родителей и стилей воспитания. Родители сталкиваются с новыми вызовами и тенденциями, такими как использование технологий в воспитании детей, увеличение числа одиноких родителей, изменение социальных и культурных норм, связанных с родительством. Это приводит к трансформации ролей и стилей воспитания, а также к необходимости адаптации к новым обстоятельствам и вызовам.
Каковы основные функции семьи в современном обществе?
Основные функции семьи в современном обществе включают обеспечение физического и эмоционального благополучия членов семьи, социализацию детей, предоставление экономической поддержки, стабильность и поддержку отношений между членами семьи, поддержку и заботу о пожилых родителях и др.
Какие актуальные проблемы семьи как социального института существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют различные проблемы семьи как социального института. Некоторые из них включают увеличение числа разводов и распад семей, отсутствие времени, которое родители могут провести с детьми из-за занятости, конфликты в отношениях между супругами и другие проблемы, связанные с недостатком коммуникации и поддержки в семье.