Формирование здорового образа жизни в условиях семьи и школы средствами физического воспитания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 60 60 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 08.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Понятие о здоровом образе жизни 7
1.2. Физическая культура как компонент здорового образа жизни 19
1.3. Роль физического воспитания в формировании здорового образа жизни 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 28
2.1. Организационно-методические основы исследования 28
2.2. Оценка эффективности формирования здорового образа жизни с помощью физического воспитания в условиях школы 32
2.3. Особенности формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания в условиях семьи 47
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для детей 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей 73

Фрагмент для ознакомления

К средствам физического воспитания детей, которые используются в семьях можно отнести:
физические упражнения – 6 семей, 21,4%;
природные факторы, в частности солнечные и воздушные ванны, закаливание – 16 семей, 57,1%;
гигиенические факторы – 25 семей, 89,3%.
К методам физического воспитания детей, которые применяются в семьях, относятся:
Метод физических упражнений – 3 семьи, 10,7%;
Спортивные игры – 6 семей, 21,4%;
Соревнования – 2 семьи, 7,1%;
Наглядные методы (изучение иллюстраций, показ физических упражнений) – 6 семей, 21,4%;
Словесные методы (беседа, инструкция и т.д.) – 8 семей, 28,6%.
Таким образом, в обследованных семьях наблюдалась масса нарушений здорового образа жизни, что сказывается и на поведении детей. Среди них можно выделить низкий уровень знаний о компонентах здорового образа жизни, наличие родителей, которые не считают здоровый образ жизни необходимой частью жизни, не соблюдают здоровый образ жизни, курят, принимают алкоголь, не проводят время с детьми, либо проводят его дома, не используя активный отдых.
При этом большая часть родителей осознает неправильность своих действий, но менять что-либо не намеревается и считает образ жизни детей здоровым.
Эффективность взаимодействия школы и семьи по формированию здорового образа жизни детей положительно оценивает только 5 человек из 28 (17,9%). В целом удовлетворены школьно-семейным взаимодействием в этой области 39,3% опрошенных, считают его некачественным 42,9% (рис. 2.28.).
Родители полагают, что ситуацию могли бы исправить следующие совместные мероприятия:
походы, выезды на природу – 11 человек (39,3%);
спортивные праздники – 8 человек (28,6%);
мастер-классы, которые проводили бы известные спортсмены, спортивные коллективы, тренеры – 9 человек (32,1%);
конкурсы, газеты (например, конкурс «Лучший спортсмен школы», газета «Зимние виды спорта в нашей школе» и т.д.) – 13 человек (46,4%).


Рисунок 2.28. – Оценка родителями эффективности взаимодействия школы и семьи по проблеме здорового образа жизни детей

При этом только 3 человека готовы участвовать в организации таких мероприятий (10,7%), отчасти – 18 человек (64,3%), не готовы – 7 человек (25,0%).
Обращает на себя внимание, что опрашиваемые нуждаются в информации о здоровом образе жизни в полной мере (7 человек, 25,0%) или частично (15 человек, 53,6%). Не нуждаются в информации и считает свои знания достаточными 21,4% опрошенных родителей (рис. 2.29.).


Рисунок 2.29. – Потребность опрашиваемых в информации о здоровом образе жизни
Треть респондентов для получения информации о здоровом образе жизни использует сеть Интернет (39,3%), специалистов-медиков (32,1%), телевизионные программы и рекомендации знакомых, друзей (21,4%). Специалистов в школе готовы выслушать только 5 человек из 28 (17,9%) (рис. 2.30.).
Подводя итоги, скажем, что в целом родители имеют теоретическое представление о здоровом образе жизни, однако не проецируют эти знания на себя, свою семью. Особенности психологии детей раннего школьного возраста таковы, что только пример близких, друзей, иных весомых для них членов общества по-настоящему формирует мотивацию к повседневному соблюдению принципов здорового образа жизни.

Рисунок 2.31. – Источники информации, которые используют опрашиваемые родители для получения сведений о здоровом образе жизни

Поскольку родители опрошенных детей не соблюдают норм здорового образа жизни, большая часть детей также не следит за питанием, режимом дня, гигиеной и не занимается физической активностью.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что средства, формы и методы, которые применяются в школе и в семье в процессе физического воспитания, отличаются. Так, в школе преимущественно применяются такие средства как физические упражнения, гигиенические факторы. Несколько меньше используется природных факторов. Это, чаще всего, занятия, прогулки на воздухе. В семье физические упражнения отходят на второй план, более существенными становятся природные факторы, в частности солнечные и воздушные ванны, закаливание (16 семей, 57,1%), гигиенические факторы (25 семей, 89,3%).
Физическое воспитание в школе осуществляется как в урочной, так и во внеурочной форме. В случае семьи это, безусловно, внеурочная форма воспитания.
Среди методов физического воспитания детей, применяющихся в школе, распространены все группы методов, в частности, строго регламентированные упражнения, игровой, соревновательный методы, общепедагогический метод. В семье большее значение имеют наглядные и словесные методы, а также спортивные игры.
Исходя из информации, полученной в результате анкетирования, в результате взаимодействия школьного и семейного физического воспитания компоненты здорового образа жизни детей были сформированы лишь частично.
Так, соблюдают режим дня не более 50% детей (нормальная продолжительность ночного сна – 50,0% детей, дневной отдых – 21,4% детей, 2 часа и более на свежем воздухе – 39,3% детей).
Не до конца сформирован и такой компонент как соблюдение личной и бытовой гигиены (мытье рук перед едой, после посещения туалета – 67,9% детей, гигиенический душ ежедневно – 17,9% детей, правильное поведение с домашними животными – 3,6% детей, ежедневная смена носков и нижнего белья – 57,1% детей, правильная чистка зубов – 60,7% детей, смена зубной щетки не реже 1 раза в 3 месяца – 14,2% детей, верная последовательность чистки зубов – 25,0% детей, применение дополнительных средств гигиены полости рта – 7,1% детей).
Надлежащий уровень физической активности присущ детям лишь на уроках физической культуры. Утреннюю гимнастику делают 25,0% детей, в свободное время посещают кружки, секции, спортивные школы 28,6% детей.
Под вопросом и рациональное питание. В частности, едят 3-4 раза в день только 35,7% детей, завтракают 78,6% детей, обедают комплексно – 14,3% детей, не принимают пищу на ночь – 35,7% детей. Очень высока доля детей, употребляющих в пищу нездоровые продукты.
Отказ от вредных привычек в целом можно считать сформированным – не курит 89,3% детей, не принимает алкоголь – 92,9% детей, наркотики – 100,0% детей.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что существует не только недоработка в части формирования у детей здорового образа жизни, но и отсутствие адекватного уровня взаимодействия между школой и семьей. В частности отмечается разрыв между усилиями школы и низким уровнем активности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у детей.
Особенно обращает на себя внимание низкий уровень использования средств физического воспитания.
Основываясь на результатах опроса, можно сделать вывод о том, что необходимо увеличить усилия по повышению интереса детей к физической культуре и спорту. Мотивация – главный союзник в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей. В свою очередь, члены семей испытуемых не демонстрируют рациональное пищевое, гигиеническое поведение, физическую активности на собственном примере, что также снижает мотивацию детей.
Иными словами, эффективные, исключительно важные, полезные для здоровья и будущей трудовой, учебной деятельности детей средства и методы физического воспитания используются в системе «семья – школа» в ограниченном виде. Такая модель использования приведет к тому, что, как только занятия перестанут быть обязательными, дети от них откажутся, пополнив ряды граждан с различными проявлениями гиподинамии.
Большой проблемой является отказ родителей от взаимодействия в системе «семья – школа», негативный настрой в отношении такого взаимодействия, что также необходимо корректировать в индивидуальном порядке.


ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Полученные сведения позволяют предложить следующие мероприятия по совершенствованию процесса формирования здорового образа жизни детей средствами физического воспитания в условиях школы:
Вести регулярный опрос школьников по выявлению уровня сформированности у них здорового образа жизни.
Формировать потребности учащихся в специальном курсе по здоровому образу жизни, создавать при школах различные физкультурные и спортивные кружки и секции. Особое внимание уделить походам, выездам на природу.
Использовать дифференциальный подход к учебным занятиям по физической культуре и спорту с разработкой индивидуальных программ, учитывающих личные качества и уровень подготовленности школьников. Это создает ситуацию успеха, что подвигает детей к еще большим стараниям.
Ввести в учебных заведениях систему поощрений за ведение здорового образа жизни. Важно внести соревновательный момент, например учредить кубок, вручаемый по итогам года, проводить конкурсы.
Увеличить в расписании внешкольных занятий количество спортивных мероприятий, праздников. Приглашать на такие мероприятия различных известных спортсменов, спортивные коллективы, тренеров.
Создать школьное средство массовой информации физкультурно-оздоровительной направленности, например сайт, газету. Привлекать детей к наполнению их информацией, распространению.
Обеспечить детям возможность заниматься физической культурой и спортом в удобное для них время (ранее утро, вторая половина дня, поздний вечер).
Выявлять семьи с неблагополучным отношением к здоровому образу жизни, вести с ними разъяснительную работу.
Привлекать семьи к спортивным мероприятиям, организовывать больше семейных мероприятий – соревнований, секций, выездных спортивных мероприятий и т.д.
Создать информационный ресурс, где выкладывалась бы информация для родителей о здоровом образе жизни.
Наладить взаимодействие со СМИ по пропаганде здорового образа жизни.
Создать Совет родителей школы, который занимался бы организацией семейных форм активности в рамках школьной образовательной системы. Совет должен проводить исследования по изучению потребности в различных мероприятиях, планировать и выполнять составленные планы.
Создать электронный ресурс, на основе которого можно было бы наладить общение родителей по проблемам здорового образа жизни. Здесь могли бы выкладывать информационные материалы, проводить консультации со специалистами в области диетологии, физического воспитания, наркологии и т.д.
Для семьи можно предложить следующее:
Организовать на базе школы центром семейного физкультурного досуга, привлекать родителей к совместным с детьми занятиям физической культурой и спортом на базе школы.
Необходимо создать ситуацию, при которой достижения в соблюдении здорового образа жизни станут для ребенка насущной потребностью. Это может быть система рейтинга здорового образа жизни всей семьи, по итогам которой победитель получает поощрение.
Важно изучить возможности дополнительных занятий физической культурой и спортом в одной из доступных секций. Хорошо, если эти занятия станут одной из семейных традиций, т.е. будут охватывать всех членов семьи, в том числе родителей.
Таким образом, могут быть решены проблемы взаимодействия между семьей и школой в вопросах формирования у детей здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Здоровый образ жизни - это совокупность биологических, психологических и социальных норм, которые обеспечивают адаптивное функционирование человека в различных сферах его жизнедеятельности. Компоненты здорового образа жизни – это режим дня, гигиена, рациональная двигательная активность и питание, отказ от вредных привычек.
Физическая культура выступает в роли важнейшего компонента здорового образа жизни. В частности, физические упражнения обладают на организм системным, благоприятным, интегрирующим действием, оказывая влияния на все органы и их системы.
Формирование здорового образа жизни детей средствами физического воспитания – это комплексный процесс, которые должен распространяться на школу, семью, общество. Очень важно применять разные формы двигательной активности – малые, большие, активный отдых с целью привлечения детей, их мотивации.
Опрос детей 8-9 лет показал, что уровень знаний и мотивации к здоровому образу жизни у них низкий. Низок и уровень физической активности вне уроков физической культуры. Семья также не формирует представлений о здоровом образе жизни; многие родители не соблюдают его норм, что влияет на мотивацию детей и их образ жизни.
Средства, формы и методы, которые применяются в школе и в семье в процессе физического воспитания, отличаются. Так, в школе преимущественно применяются такие средства как физические упражнения, гигиенические факторы. Несколько меньше используется природных факторов. В семье физические упражнения отходят на второй план, более существенными становятся природные факторы, в частности солнечные и воздушные ванны, закаливание, гигиенические факторы. По результатам опроса родителей и детей можно сделать вывод об отсутствии адекватного взаимодействия между семьей и школой. Отмечается существенный разрыв между усилиями школы и низким уровнем активности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у детей. Обращает на себя внимание низкий уровень использования в семьях средств физического воспитания.
Разработаны предложения по усовершенствованию системы формирования здорового образа жизни детей средствами физического воспитания в рамках школы, семьи, предложения по повышению качества взаимодействия этих систем. В частности предлагается комплекс мер, включающий в себя выявление детей с низкими уровнем сформированности здорового образа жизни, проведение обучения, создание среды, которая бы мотивировала детей в соблюдению здорового образа жизни (система поощрений, большее количество спортивных праздников, школьная газета, условия для занятий спортом, создание информационного ресурса), работу с семьями с неблагополучным отношением к здоровому образу жизни (выявление, разъяснительная работа, привлечение к спортивным мероприятиям, Совет родителей, электронный ресурс). Для семей рекомендуется личный пример, участие в семейном физкультурном досуге на базе школы, создание в семье условий для формирования здорового образа жизни у детей.
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 23.01.2020).
МР 2.1.10.0033-11 Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200111974 (дата обращения: 22.01.2020).
Материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий
Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 708 с.
Печатные издания
Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.
Александров А.А., Подядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска)// Вопросы питания, 2014. – Т.83. – №4. – С. 67-74.
Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.
Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.
Громова С.Н., Синицын А.В. Оценка уровня стоматологического здоровья 12- и 15-летних школьников г. Кирова по критериям ВОЗ (2013): предварительное сообщение// Вятский медицинской вестник, 2015. – №2 (46). – С. 37-40.
Епифанов В.А. Восстановительная медицина: учебник/ В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 304 с.
Епифанова Е.Н., Нишанбаева Э.А. Оценка сформированности гигиенических навыков у детей школьного возраста в аспекте профилактики заразных кожных заболеваний// Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2018. – Т.20. – №2. – С. 25-28.
Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.
Казакова А.В., Спиридонова Н.В. Знание и навыки интимной гигиены по данным анкетирования у девочек младшей возрастной группы// Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2017. – №4-5(75-76). – С. 85-90.
Кардиология. Национальное руководство: краткое издание/ под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с.
Козловский А.А. Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности// Смоленский медицинский альманах, 2016. – №1. – С. 131-133.
Красношлык З.П. Организация спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста при участии семьи// Наука и современность, 2014. – №.32-1. – С. 87-93.
Крючкович Е.В., Подкаура О.В., Ковальчук В.К. Характер питания и состояние здоровья подростков в Приморском крае// Тихоокеанский медицинский журнал, 2010. – №1(39). – С. 46-49.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник/ В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.
Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.
Мостовая Т.Н., Дегтярев И.Г., Старовойтов Ю.Н. Эффективный отдых и оптимальная двигательная активность – эффективное средство восстановления работоспособности// Наука-2020, 2018. – №3(19). – С. 146-151.
Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
ОтевД.П., Караван А.В. Физическая культура – в системе формирования здорового образа жизни// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2008. – Т.3. – №1. – С. 215-217.
Очкина А.В., Ставицкая Е.И., Бодров А.В., Петряшкина У.О. Образ жизни и семейные традиции как факторы здоровья населения (по результатам социального исследования)// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, 2015. – №1(13). – С. 225-237.
Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В. Формирование культуры питания и культуры здорового образа жизни как один из аспектов медицинского обеспечения детей школьного возраста// Ульяновский медико-биологический журнал, 2016. – №3. – С. 112-119.
Руководство по диспансеризации взрослого населения/ Под общ.ред. В.М. Чернышева. – Новосибирск. – ЗАО ИПП «Офсет», 2013. – 543 с.
Русанова С.Н. Физическая культура в структуре представлений о здоровом образе жизни: Дис. ... канд. социол. Наук: 22.00.06. – Саратов, 2006. – 168 с.
Соболева Л.Г. Медико-социальные проблемы здоровья школьников начальных классов г. Гомеля// Проблемы здоровья и экологии, 2010. – №1(23). – С. 125-129.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
Суетина О.Н., Булдашева О.В. Использование средств физической культуры в профилактике умственного переутомления младших школьников// Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2017. – №4(36). – С. 47-52.
Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.
Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений/ под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.
Шеметова Е.В., Бойцова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг// Техника и технология пищевых производств, 2017. – Т.45. – №2. – С. 112-118.
Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – Т.93. – №5. – С. 792-795.
Источники на электронных носителях удаленного доступа
Смертность населения по причинам смерти в 2018 году [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (дата обращения: 22.01.2020).


ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для детей
Уважаемые учащиеся!
В анкете представлены вопросы по соблюдению здорового образа жизни детьми школьного возраста.
Просим Вас принять участие в опросе!

Ваш пол?
Мужской
Женский
Ваш возраст (укажите)? _________________________________________________________
Что для Вас входит в понятие Здорового образа жизни (укажите)? __________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым соблюдение здорового образа жизни?
Да
Отчасти
Не вижу в нем смысла
Какова продолжительность Вашего ночного сна?
10 часов
9 часов
8 часов
7 часов и менее
Отдыхаете ли Вы в течение дня?
Да
Иногда
Нет
Знакомы ли Вам правила гигиены?
Да
Отчасти
Нет
Моете ли Вы руки перед едой, после туалета?
Да
Иногда
Нет
Как часто Вы принимаете гигиенический душ?
Ежедневно
Один раз в 2-3 дня
Один раз в неделю
Реже одного раза в неделю
Есть ли в Вашем доме домашние животные?
Да
Нет
Спят ли домашние животные в Вашей постели?
Да
Иногда
Нет
Как часто Вы меняете носки, нижнее белье?
Ежедневно
Один раз в 2-3 дня
Один раз в неделю
Реже одного раза в неделю
Как часто Вы чистите зубы?
После каждого приема пищи
Два раза в день
Один раз в день
Реже 1 раза в неделю
Не чищу
Как часто Вы меняете зубную щетку?
Ежемесячно
Один раз в 3 месяца
Один раз в 6 месяцев
Один раз в год
Реже одного раза в год
Укажите последовательность, в которой Вы чистите зубы? ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исползаете ли Вы дополнительные средства гигиены полости рта (нить, ополаскиватели и т.д.)?
Да
Иногда
Нет
Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?
Да
Иногда
Нет
Посещаете ли Вы уроки физической культуры?
Да
Нет
Укажите мотивы, по которым Вы посещаете уроки физической культуры (можно несколько вариантов ответа)?
Уроки являются обязательными
Улучшение и сохранение здоровья
Желание улучшить свой внешний вид
Желание стать сильнее, быстрее и т.д.
Свой вариант ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом вне школы (кружки, секции, спортивная школа, другие объединения)?
Да
Иногда
Нет
Как много времени Вы проводите на свежем воздухе?
Более 4 часов в сутки
3-4 часа в сутки
2-3 часа в сутки
1-2 часа в сутки
Менее 1 часа в сутки
Сколько раз в день Вы принимаете пищу?
4-5 раза в день
3-4 раза в день
2-3 раза в день
1-2 раза в день
Укажите, какие продукты и как часто Вы употребляете в пищу?
Продукт Частота употребления (отметить крестиком – Х) Ежедневно 3-4 раза в неделю 1 раза в неделю Ежемесячно Реже 1 раза в месяц Мясо Птица Рыба Колбасы Молоко, молочные продукты Овощи Фрукты Сахар Крупы Макароны Яйца Бобовые (горох, фасоль) Хлеб, хлебобулочные изделия Кондитерские изделия Фаст-фуд Снеки (чипсы, сухарики и т.д.) Сладкие газированные напитки Кофе, какао Завтракаете ли Вы?
Да
Иногда
Нет
Принимаете ли Вы пищу в школе?
Да, покапаю булочку, напиток
Да, беру комплексный обед
Нет
Если нет, то почему (указать причину)? ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Едите ли Вы на ночь?
Да
Иногда
Нет
Курите ли Вы?
Да
Курил(а) ранее, но бросил(а)
Нет
Что мотивировало Вас на курение впервые?
Пример родителей
Пример окружающих взрослых (не членов семьи)
Пример друзей, сверстников
Часто ли Вы присутствуете в помещениях, где курят сигареты?
Да
Иногда
Нет
Принимаете ли Вы алкоголь?
Да
Принимал(а) ранее, но бросил(а)
Нет
Употребляете ли Вы наркотики?
Да
Принимал(а) ранее, но бросил(а)
Нет
Часто ли Вы испытываете стресс?
Часто
Время от времени
Нет
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации о здоровом образе жизни?
Нет, у меня достаточно информации
Отчасти да
Да
Какие источники Вы используете для получения информации о здоровом образе жизни (можно несколько вариантов ответа)?
Телевизионные передачи
Периодические издания (газеты, журналы)
Интернет
Общение с друзьями
Родители
Учителя, тренер
Другое ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие меры, по Вашему мнению, привлекут молодежь к соблюдению здорового образа жизни (указать)? _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе!





ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В нашей школе проводится изучение проблемы здорового образа жизни детей школьного возраста.
Просим Вас принять участие в опросе!

Ваш пол?
Мужской
Женский
Ваш возраст (укажите)? _________________________________________________________
Ваше образование?
Начальное общее (4 класса)
Основное общее (9 классов)
Среднее общее (11 классов)
Среднее профессиональное
Высшее образование
Состав семьи?
Полная
Не полная
Что для Вас входит в понятие Здорового образа жизни (укажите)? ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым соблюдение здорового образа жизни?
Да
Отчасти
Не вижу в нем смысла
Соблюдаете ли Вы нормы здорового питания в семье (режим питания, меньше жирной, жареной пищи, полуфабрикатов, сбалансированное питание, большое овощей, фруктов)?
Да
Отчасти
Нет
Вы занимаетесь физической культурой, спортом?
Да
Отчасти
Нет
Соблюдаете ли Вы нормы гигиены?
Да
Отчасти
Нет
Курите ли Вы?
Да
Курил(а), но бросил(а)
Нет
Принимаете ли Вы алкоголь?
Да
Принимал(а), но бросил(а)
Нет
Принимаете ли Вы наркотики?
Да
Принимал(а), но бросил(а)
Нет
По какой причине Вы не соблюдаете норм здорового образа жизни (питания, физической активности, гигиены)?
Не считают необходимым
Нет финансовой возможности
Нет времени
Нет условий
Не хватает силы воли
Другое ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Следите ли Вы за режимом дня своего ребенка?
Да
Отчасти
Нет
Вы проводите выходные с ребенком (указать)? _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?
Да
Отчасти
Нет
Считаете ли Вы образ жизни своего ребенка здоровым?
Да
Отчасти
Нет
Беседуете ли Вы с детьми о нормах здорового образа жизни?
Да
Отчасти
Нет
Какие средства физического воспитания детей Вы используете в своей семье (отметить нужное)?
Физические упражнения
Природные факторы (солнечные и воздушные ванные, закаливание и т.д.)
Гигиенические факторы (режим дня, питание, общественная и личная гигиена)
Какие методы физического воспитания детей Вы используете в своей семье (отметить нужное)?
Метод регламентированных физических упражнений
Спортивные игры
Соревнования
Наглядные методы (изучение иллюстраций, показ физических упражнений)
Словесные методы (беседа, инструкция и т.д.)
Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия школы и семьи по проблеме здорового образа жизни детей?
Очень хорошее
Хорошее
Удовлетворительное
Низкого качества
Отсутствует
Какие совместные мероприятия школы и семьи по привлечению детей к здоровом образу жизни Вы считаете необходимыми (указать)? _______________________________
_______________________________________________________________________________
Готовы ли Вы принимать участие в организации этих мероприятий?
Да
Отчасти
Нет
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации о здоровом образе жизни?
Нет
Отчасти
Да
Какие источники Вы используете для получения информации о здоровом образе жизни (можно несколько вариантов ответа)?
Телевизионные передачи
Периодические издания (газеты, журналы)
Интернет
Знакомые, друзья
Специалисты в школе
Специалисты в медицинской организации
Другое ______________________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе!












63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 23.01.2020).
2. МР 2.1.10.0033-11 Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200111974 (дата обращения: 22.01.2020).
Материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий
3. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 708 с.
Печатные издания
4. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.
5. Александров А.А., Подядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска)// Вопросы питания, 2014. – Т.83. – №4. – С. 67-74.
6. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.
8. Громова С.Н., Синицын А.В. Оценка уровня стоматологического здоровья 12- и 15-летних школьников г. Кирова по критериям ВОЗ (2013): предварительное сообщение// Вятский медицинской вестник, 2015. – №2 (46). – С. 37-40.
9. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: учебник/ В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 304 с.
10. Епифанова Е.Н., Нишанбаева Э.А. Оценка сформированности гигиенических навыков у детей школьного возраста в аспекте профилактики заразных кожных заболеваний// Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2018. – Т.20. – №2. – С. 25-28.
11. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.
12. Казакова А.В., Спиридонова Н.В. Знание и навыки интимной гигиены по данным анкетирования у девочек младшей возрастной группы// Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2017. – №4-5(75-76). – С. 85-90.
13. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание/ под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с.
14. Козловский А.А. Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности// Смоленский медицинский альманах, 2016. – №1. – С. 131-133.
15. Красношлык З.П. Организация спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста при участии семьи// Наука и современность, 2014. – №.32-1. – С. 87-93.
16. Крючкович Е.В., Подкаура О.В., Ковальчук В.К. Характер питания и состояние здоровья подростков в Приморском крае// Тихоокеанский медицинский журнал, 2010. – №1(39). – С. 46-49.
17. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
18. Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник/ В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.
19. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
20. Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
21. Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.
22. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.
23. Мостовая Т.Н., Дегтярев И.Г., Старовойтов Ю.Н. Эффективный отдых и оптимальная двигательная активность – эффективное средство восстановления работоспособности// Наука-2020, 2018. – №3(19). – С. 146-151.
24. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
25. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
26. ОтевД.П., Караван А.В. Физическая культура – в системе формирования здорового образа жизни// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2008. – Т.3. – №1. – С. 215-217.
27. Очкина А.В., Ставицкая Е.И., Бодров А.В., Петряшкина У.О. Образ жизни и семейные традиции как факторы здоровья населения (по результатам социального исследования)// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, 2015. – №1(13). – С. 225-237.
28. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В. Формирование культуры питания и культуры здорового образа жизни как один из аспектов медицинского обеспечения детей школьного возраста// Ульяновский медико-биологический журнал, 2016. – №3. – С. 112-119.
29. Руководство по диспансеризации взрослого населения/ Под общ.ред. В.М. Чернышева. – Новосибирск. – ЗАО ИПП «Офсет», 2013. – 543 с.
30. Русанова С.Н. Физическая культура в структуре представлений о здоровом образе жизни: Дис. ... канд. социол. Наук: 22.00.06. – Саратов, 2006. – 168 с.
31. Соболева Л.Г. Медико-социальные проблемы здоровья школьников начальных классов г. Гомеля// Проблемы здоровья и экологии, 2010. – №1(23). – С. 125-129.
32. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
33. Суетина О.Н., Булдашева О.В. Использование средств физической культуры в профилактике умственного переутомления младших школьников// Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2017. – №4(36). – С. 47-52.
34. Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.
35. Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений/ под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.
36. Шеметова Е.В., Бойцова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг// Техника и технология пищевых производств, 2017. – Т.45. – №2. – С. 112-118.
37. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – Т.93. – №5. – С. 792-795.
Источники на электронных носителях удаленного доступа
38. Смертность населения по причинам смерти в 2018 году [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (дата обращения: 22.01.2020).

Вопрос-ответ:

Какое понятие описывает здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни описывает способ жизни, основанный на правильном питании, регулярной физической активности, отказе от вредных привычек и уходе за своим телом.

Какую роль играет физическая культура в здоровом образе жизни?

Физическая культура является важным компонентом здорового образа жизни, она способствует укреплению организма, развитию физических способностей, улучшению физического и психического состояния.

Какое значение имеет физическое воспитание в формировании здорового образа жизни?

Физическое воспитание играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни у детей, оно способствует развитию физических качеств, формированию навыков здорового образа жизни, воспитывает любовь к физической активности и заботе о своем здоровье.

Какие особенности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста особенно важно формировать здоровый образ жизни, так как это период интенсивного роста и развития. На этом этапе формируются основы здорового образа жизни, формируются привычки здорового питания, регулярной физической активности и ухода за своим телом.

Какие средства физического воспитания могут применяться для формирования здорового образа жизни у детей?

Для формирования здорового образа жизни у детей могут применяться различные средства физического воспитания, такие как физические упражнения, спортивные игры, занятия на свежем воздухе, классы физкультуры в школе и дома, а также оздоровительные практики и тренировки.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это комплекс здоровьесберегающих привычек и практик, которые включают в себя правильное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек, уход за своим телом и психическим здоровьем.

Как физическая культура влияет на здоровый образ жизни?

Физическая культура является важным компонентом здорового образа жизни, так как она способствует укреплению иммунной системы, развитию физических способностей, поддержанию нормального веса и многим другим физиологическим и психологическим преимуществам.

Какую роль играет физическое воспитание в формировании здорового образа жизни?

Физическое воспитание играет важную роль в формировании здорового образа жизни, так как оно помогает детям развивать физическую активность, координацию движений, силу и выносливость. Оно также способствует формированию навыков самоорганизации, дисциплины и самодисциплины, которые являются важными для поддержания здоровья на протяжении всей жизни.

Какие особенности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста формирование здорового образа жизни осуществляется через игровую деятельность и активные физические игры. В этом возрасте особенно важно развивать у детей интерес к физической активности и прививать им привычку регулярно заниматься физическими упражнениями.

Как семья и школа могут помочь в формировании здорового образа жизни у детей?

Семья и школа имеют ключевую роль в формировании здорового образа жизни у детей. Родители могут примером показать своим детям здоровый образ жизни, организовывать совместные прогулки и спортивные мероприятия, а также контролировать их питание. Школа может предложить разнообразные физические занятия и включить физическую культуру в учебный план.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это способ жизни, который включает в себя правильное питание, физическую активность, отсутствие вредных привычек, регулярные медицинские осмотры и положительное психологическое состояние.

Какую роль играет физическая культура в формировании здорового образа жизни?

Физическая культура является важным компонентом здорового образа жизни, так как способствует развитию физических качеств, укреплению иммунной системы, улучшению общего самочувствия и настроения, а также предотвращению различных заболеваний.