Проблема мультикультурализма в современной Испании.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 76 76 страниц
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 05.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Европейский миграционный кризис как предпосылка становления политики мультикультурализма 7
1.1. Политические последствия миграционных потоков в Европейский Союз 7
1.2. Миграционные процессы в Испании: история и современность 20
Глава 2. Политическая модель мультикультурализма в условиях европейского миграционного кризиса 33
2.1. Понятие и политические аспекты политики мультикультурализма 33
2.2. Особенности реализации политики мультикультурализма в современной Испании 47
Глава 3. Проблемы политики мультикультурализма в современной Испании 57
3.1. Социальные и правовые последствия реализации политики мультикультурализма в современной Испании 57
3.2. Борьба политических партий Испании в контексте полемики вокруг мультикультурализма 64
Заключение 76
Список литературы 80

Фрагмент для ознакомления

Что касается Испании, то здесь мы видим удачный процесс интеграции мигрантов в испаноговорящую среду, если те ранее владели только родным языком. Эта особенность билингвизма в отношении лиц иностранного происхождения демонстрирует определенный вклад в обогащение языкового наследия.Испания, несмотря на все трудности, в рейтинге стран успешно интегрирующих иммигрантов, занимает одно из первых мест. Иностранцы, мигрирующие в эту страну, не испытывают притеснений со стороны местного населения, у них почти не возникает проблем с оформлением документов, большинство из них с легкостью находят работу. Мигранты в Испании быстрее и проще интегрируются в общество, решают вопросы воссоединения с семьей, легализации в стране, а затем и получения гражданства. Не лишены они и поддержки в изучении испанского языка и поиска работы. Конечно, в большинстве случаев трудоустройство временное, но, тем не менее, процент работающих мигрантов в Королевстве выше, чем в других странах Европы. В этом рейтинге Испания оставила далеко позади себя Бельгию, Германию, Францию, Португалию, Италию и Венгрию, осчастливив почти 86 % мигрантов, которые чувствуют себя в этой стране лучше, чем на родине.Среди представителей власти и широких масс населения достигнут консенсус относительно роли и места мигрантов в испанском обществе, которое провозглашало цели «двухсторонней» интеграции, то есть взаимной адаптации мигрантов и местного населения друг к другу. Эти меры позволили правительству наладить между приезжими и коренными жителями межкультурный диалог, закрепить практики бесконфликтного взаимодействия и принципы толерантности и культурного разнообразия. Однако, несмотря на эти успехи, взаимоотношения между мигрантами и испанским обществом являются примером мирного сосуществования, а не сожительства, то есть характеризуются пассивным уважением и дружелюбием по отношению к друг другу без готовности к более осмысленному взаимодействию в целях решения общих проблем небытового характера (с этим связано почти единогласное нежелание испанцев предоставлять мигрантам право голосовать).Таким образом, анализ правовых механизмов регулирования процессов интеграции мигрантов в испанское общество показал, что деятельность органов власти направлена на комплексную интеграцию и подразумевает работу с мигрантами по всем направлениям и сферам, в первую очередь это экономическая интеграция. В миграционной политике Испании делается акцент на упрощение правил натурализации мигрантов, так как натурализованные мигранты демонстрируют более высокие показатели социокультурной интеграции. Не менее важно верно определять цель и мотивы мигрантов, их правовой статус, что позволит оптимизировать интеграционные программы, выделив приоритетные направления.3.2. Борьба политических партий Испании в контексте полемики вокруг мультикультурализмаИммиграционный вызов представляет собой одну из наиболее серьезных проблем для Испании в начале XXI века. Начиная с 70-80-х годов прошлого столетия, Испания, до этого являвшаяся страной, из которой граждане эмигрировали в другие государства, превратилась в страну-реципиента иммигрантов.Если на 1991 год в Испании официально проживали более 360 с половиной тысяч иммигрантов, то на 1 января 2013 года, по данным Национального института статистики Испании, эта цифра достигла 5,1 миллиона человек.В связи с быстрорастущим количеством приезжих, политические партии и главы испанского правительства не могут «закрывать глаза» на то, какое влияние оказывают иммигранты на демографию населения Испании, культурные изменения в испанском социуме, взаимоотношения граждан разных национальностей, а также проблему трудоустройства в период острейшего экономического кризиса. Политика в сфере иммиграции занимает одно из ведущих мест в повестке дня двух наиболее крупных политических партий Испании — правоцентристской Народной партии и Испанской социалистической рабочей партии, представляющей левую часть политического спектра. К досрочным парламентским выборам 2011 года обе партии представили новые предвыборные программы, где вопросу иммиграции в Испанию придавалось особое значение.Основные позиции Народной партии в отношении иммиграции изложены в статье «Интеграция: равные права, равные обязанности» настоящей программы, которая носит название «Большая вовлеченность общества, лучшее правительство». Для НП отличительной чертой предлагаемых мер в области иммиграционной политики является привязка к трудоустройству приезжих, что позволяет стимулировать экономический рост государства. Правоцентристы отмечают ценности труда и социальной мобильности, которые зачастую воплощают в себе иммигранты. Достижение многообразия членов общества и его единства лежит в основе программы партии. Консерваторы нацелены на продвижение модели циркулярной иммиграции, чтобы сделать более гибкими возможности сезонного трудоустройства для иностранных граждан. Эта мера также способствует более упорядоченному регулированию потока въезжающих в страну иностранных рабочих. Народная партия предлагает создать специальную программу для привлечения одаренных молодых людей в испанскую экономику, а также студентов, получающих высшее образование, которые желают обучаться в Испании. Кроме того, борьба с работорговлей и нелегальным трудом является одним из лейтмотивов продвигаемых Народной партией мер по борьбе с иммиграцией. Народная партия ставит своей целью направить усилия по обеспечению защиты несовершеннолетних детей-иммигрантов, которые проживают в Испании без родителей. Рассматривая вопрос о предоставлении гражданства, НП придерживается жесткой и требовательной позиции — иммигрантам необходимо уважать культурные ценности Испании, владеть уровнем языка, достаточным для коммуникации в обществе и на работе, а также знать Конституцию Испании и соблюдать законы. Вместе с тем, НП стремится сотрудничать со странами Европейского Союза по обеспечению безопасности национальных и европейских границ.Серьёзная фрагментация политического пространства страны, отразившаяся на работе практически всех государственных институтов, привела в итоге к тому, что Испания с 5 марта и до 28 апреля 2019 г. жила без правительства и без парламента. Политическая и экономическая жизнь практически замерла. Зато возросла активность и обещания партийных вождей, в случае прихода к управлению Испанией, навести, наконец, порядок в экономике и сохранить её единство в противостоянии с каталонскими сепаратистами. Уход со сцены недолгого правительства социалистов был прогнозируемым с того самого момента, когда лидеру соц- партии Педро Санчесу всего с 84 из 350 депутатов в парламенте удалось, благодаря неожиданной поддержке правой Сьюдаданос («Граждане»), националистических партий Каталонии и Страны басков, избавиться от правившей страной Народной партии и её лидера М. Рахоя.Рубиконом, который не смог преодолеть П. Санчес, стало голосование в Конгрессе депутатов - нижней палате парламента по бюджету страны на 2019 г. Социалисты, предлагавшие в нём серьёзные и глубокие социально-экономические реформы, оказались почти в одиночестве, потеряв поддержку каталонских и баскской националистических партий, а Народная партия (НП) и Сьюдаданос повели исступленную медийную атаку на самого Санчеса и соцпартию. Их обвиняли в предательстве национальных интересов, в намерении разрушить единство страны потаканием планам каталонских сепаратистов и в бюджетном расточительстве в угоду своим идеологическим установкам.Что же это за декреты, которые, несомненно, прибавили социалистам сторонников на выборах? Снижение возрастного ценза с 55 лет до 52-х для получения субсидии по безработице. Введение строгого учёта рабочего времени, чтобы избежать неоплачиваемых сверхурочных часов. Увеличение пособия бедным семьям с детьми до 12,313 евро в год. Повышение минимальной оплаты труда в сельском хозяйстве и снижение на 14,6% выплат в фонд социального страхования во внесезонные периоды сельхозработ. Все декреты имеют социальную направленность, они фигурировали и в отвергнутом парламентом бюджете на 2019 г. Но на их имплементацию нужны немалые средства, источник которых не известен.Обещанные после прихода к власти через месяц досрочные парламентские выборы умный и прагматичный Санчес оттянул на девять месяцев, пытаясь за время руководства правительством провести через парламент ряд социально ориентированных законов из арсенала соцпартии, но они были заблокированы правой оппозицией и обрели жизнь в виде декретов уже после роспуска парламента. Это произошло потому, что социалисты лишились поддержки каталонских националистов, потребовавших от правительства выполнения договорённостей, содержание которых до сих пор неизвестно. Речь, предполагают испанские политологи, идёт о проведении легального референдума о независимости Каталонии и амнистии лидеров событий 1 октября 2017 г. в Барселоне, находящихся сейчас под судом или под залогом на свободе за попытку антиконституционного мятежа. Если Верховный суд докажет их вину в организации антиконституционного восстания и растрате бюджетных средств, сроки тюремного заключения могут достичь 25 лет, что вызывает непрекращающиеся массовые протесты в Каталонии сторонников независимости. Они требуют проведения легального референдума об отделении от Испании.На это правительство пойти не могло, не может и сейчас, хотя и пыталось договориться с каталонскими лидерами о ведении переговоров по конфликтным проблемам взаимоотношений и, безусловно, продолжит эту политику на новом этапе руководства страной. Что бы ни говорили лидеры НП и Сьюдаданос, но даже девять месяцев руководства страной П. Санчесом показали, что у социалистов есть профессиональная команда политических переговорщиков и экономических управленцев, что министры бывшего правительства не допустили ни одной серьёзной ошибки в определении курса страны в экономической и социальной сферах, а их идеологическая платформа оказалась созвучной ожиданиям большого сегмента испанского общества, разочаровавшегося в предыдущих правительствах правых. В переводе на язык цифр это и вылилось в победу социалистов на парламентских выборах без абсолютного большинства.Теперь вопрос в том, каким будет правительство социалистов, с кем Санчесу придётся идти на мессу для получения вотума доверия в Конгрессе депутатов - ведь явных союзников и партнёров для создания коалиции у них немного, разве что Подемос, которая претендует на участие в правительстве, но не находит понимания в руководстве Соцпартии. Причина - в идеологических разногласиях по многим проблемам экономической политики и весьма спорная позиция в поддержку законного референдума в Каталонии о независимости региона, что в корне противоречит политике социалистов. Санчес опасается, что вхождение представителей Подемос в правительство создаст в нём опасную конфликтность и неприятие общественным мнением, снизит эффективность работы ненужными процедурными проволочками.Известно, что в испанской политической жизни бывают непредсказуемые телодвижения. Не исключена, вопреки всем заклинаниям Альберто Риверы до и даже после выборов о невозможности какого-либо союза с социалистами, поддержка «Гражданами» П. Санчеса при голосовании вотума доверия в парламенте новому главе кабинета. В сумме у них было бы 180 мандатов, что гарантирует стабильность кабинета и развязанные руки для проведения совместно выработанной платформы взаимодействия. Однако никто не гарантирует возможность и желание А. Риверы искать это взаимодействие. Вопрос о вхождении партии в правительство не стоит - она намерена оставаться в жёсткой оппозиции социалистам, чтобы перехватить у Народной партии роль лидера в правом спектре политической борьбы.Сьюдаданос по числу депутатов стала третьей фракцией в парламенте, но метания А. Риверы с одного политического фланга на другой, его короткий флирт с социалистами, а затем двусмысленное заигрывание с НП, неконтролируемый инстинкт власти, к которой он стремится любой ценой, вызывают к нему глубокое недоверие не только политических лидеров, но и сторонников собственной партии, в которой всё громче слышны голоса о его неминуемой отставке. Произойдёт это вскоре после выборов, сказать трудно, но при всей своей напористости Сьюдаданос не обыграла НП на этих выборах, так что ситуативная поддержка социалистов при голосовании вотума доверия новому правительству не кажется такой уж нереальной.Теоретически попутчиками могут стать и националистические партии Каталонии и Страны басков, неожиданно получившие значительное количество депутатских мандатов. Но П. Санчес вряд ли обратится к ним за поддержкой, не желая стать в будущем заложником их невыполнимых требований. Пока он категорически отрицает такой шаг, хотя по инсайдерской информации, просочившейся в СМИ, в соцпартии держат двери открытыми для любых пактов в случае формирования правительства меньшинства. Остаются в резерве небольшие региональные партии, но их представительство невелико и не может кардинально повлиять на результаты голосования в Конгрессе депутатов в пользу социалистов.Жестокое поражение на выборах правых партий, и в первую очередь народников (они завоевали всего 66 депутатских мест, что является худшим результатом за всю историю существования партии), которым некоторые социологические опросы ещё в феврале отдавали даже абсолютное большинство в парламенте, в корне изменило политический ландшафт в Испании. Экономическая программа нового лидера НП Пабло Касадо, не нашедшая поддержки у избирателей, была направлена на «институциональное усиление» и включала принятие ряда законов по реформированию административно - управленческого аппарата, как, например, унификация компетенций в системе образования и здравоохранении, большее присутствие государства в автономных сообществах, усиление роли испанского языка в Каталонии, Стране басков, Валенсии, Наварре и на Балеарах. Политический посыл правому избирателю прозвучал, а экономический и социальный остались в секрете, что, считают испанские политологи, и привело к провалу.НП, не оправившаяся от внутреннего раскола после скандальной отставки М. Рахоя и в отсутствие харизматичного лидера, по сути, в одиночестве вошла в предвыборные баталии, конкурируя со Сьюдаданос за избирателя правого спектра политической мозаики. Договориться о едином блоке им не удалось. Поведение А. Риверы было непредсказуемо. Об общих списках кандидатов речь и вовсе не шла, а, напротив, его стратегия была направлена на «откусывание» у народников части электората с помощью привлечения в свои ряды политических перебежчиков из НП, которым были предложены первые номера в выборных бюллетенях вместо собственных региональных активистов, отодвинутых на второй план. Несколько таких случаев на региональных праймериз привели к скандалу и показали, что за правую политическую нишу между обеими партиями шла нешуточная борьба без правил, которая в итоге обернулась растаскиванием идеологически однородного избирателя по разным политическим квартирам.Это априори не сулило победы на выборах ни одной из них, что и случилось. Тем более что на том же поле появился новый игрок - праворадикальная Vоx («Голос»), в которой много выходцев из обеих партий и даже из соцпартии и Подемос. Она успешно дебютировала на недавних региональных выборах в Андалусии (12 депутатских мандатов) и выдвинула на парламентских выборах своих кандидатов во всех регионах. Лидеры Vоxтакже категорически отвергли вариант каких-либо пред- и поствыборных блоков со своими партнёрами по андалусийскому сценарию - НП и Сьюдаданос, и рассчитывали на успех в одиночку. Испанские обозреватели с самого начала не верили в успешный дебют партии на парламентских выборах, отмечая несовместимость абсолютного большинства её идеологических концепций с испанской конституцией и с либерально-демократическими традициями испанского социума.В Испании действуют политические силы из числа неофранкистов, неофалангистов, монархистов, карлистов и даже части военнослужащих пропагандирующих вклад диктаторского режима в историческое и социально-экономическое развитие страны в XX в. В статье приводятся факты, доказывающие, что в современной Испании базовые постулаты франкизма, связанные, прежде всего, с сохранением территориальной целостности страны и единства испанской нации находят отклик. Отмечается, что на фоне роста сепаратистских устремлений в регионах оживился великоиспанский национализм, по сути, неофранкизм, обретающий в последнее время всё более реальные политические формы. Этот вывод подтверждает успех праворадикальной партии «Вокс» на выборах в региональный парламент Андалусии в декабре 2018 г. Происходит усиление влияния неотрадиционалистов и неоконсерваторов, чьи призывы защитить территориальную целостность страны, уберечь христианские ценности и исторические традиции испанской нации, звучат всё громче, перекликаясь с идейно-политическим наследием Франко.Они объясняют её появление на политической сцене ростом националистических настроений как ответ на сепаратистские требования некоторых регионов, но рецепт борьбы за единство страны ультраправые видят в ликвидации автономного устройства и превращении её в унитарное государство.Основные позиции Испанской социалистической рабочей партии по решению иммиграционной проблемы изложены в главе «Сосуществование и интеграция в общество в XXI веке» избирательной программы партии, подготовленной к всеобщим выборам 2011 года. В целом, предложенные меры отражают политический курс ИСРП в отношении миграции, взятый бывшим премьер-министром Сапатеро.Прежде всего, в программе указывается, что наличие социальной сплоченности всех членов общества составляет важнейший элемент для достижения экономического и социального процветания Испании. Социалисты особенно подчеркивают тот факт, что Испания во многих отношениях стала примером для остальных европейских государств в области успешной интеграции иммигрантов, поскольку в стране наблюдается меньше всего проблем с вовлеченностью иммигрантов, чем в других государствах-членах ЕС. Социалисты в своей программе выступают за улучшение работы всех органов, занимающихся приемом иностранных граждан, для того, чтобы интеграция новых членов общества прошла бы как можно более гладко и была бы направлена на обеспечение рабочих мест иммигрантам. ИСРП поддерживает контроль притока въезжающих в страну иммигрантов в соответствии с реальными возможностями рынка труда, с тем, чтобы не ущемлять права коренных жителей Испании.Согласно позиции ИСРП, в процесс интеграции должны быть задействованы такие важные общественные институты, как школа, предприятия, на которых трудятся иммигранты, а также муниципальные органы власти. В программе социалистов указывается, что необходимо предотвращать проявления расизма и дискриминации при приеме на работу, предоставлять условия проживания, которые отвечали бы нормам санитарии, и развивать мультикультурное мышление у школьников, чтобы в будущем избежать прецедентов ксенофобии и расизма. В области международной кооперации по решению иммиграционной проблемы, Испанская социалистическая рабочая партия предлагает скоординированное сотрудничество со странами Шенгенской зоны по охране границ, при содействии Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств- членов Европейского Союза (Фронтекс).Проводя сравнительный анализ миграционной политики премьер-министров Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (2004-2011 гг.) и МарианоРахоя (2011 — н.в.), подчеркнем, что период с 2004 по 2011 гг., когда у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия во главе с ее лидером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, ознаменовал собой значительные изменения в области иммиграционной политики Испании. Несмотря на то, что общий политический курс не изменился (социалисты понимали необходимость решения проблемной ситуации с иммигрантами и, несмотря на приверженность принципам мультикультурализма, впоследствии приняли меры по контролю миграционных потоков и их ограничению), поменялись внешние обстоятельства, и, как следствие, в приоритетах этой политики также произошли перемены. За семь лет пребывания на посту председателя испанского правительства, Сапатеро сделал большие усилия для того, чтобы разработать подходящую формулу управления регулярными миграционными потоками, борьбы с нелегальной иммиграцией, укрепления пограничного контроля и улучшения отношений с третьими странами.Различие в отношении между управлением миграционных потоков и политикой интеграции стало прямым намерением правительства отделить процессы миграции от проблем государственной безопасности, которое объясняется тем фактом, что теперь проблемой миграции занималось министерство труда и социального развития, а не министерство внутренних дел. С другой стороны, события 2005 года, когда иммигранты (по большей части — жители Африки южнее Сахары) предприняли попытку пересечь границы испанских городов Сеуты и Мелильи, заставило правительство переориентировать свое отношение на внешнюю миграцию.В результате последующих событий, связанных с экономическим кризисом, власти стали увязывать миграционную политику с политикой экономического развития, и этот шаг имел практически беспрецедентное влияние на развитие европейской миграционной политики. Сапатеро предоставил широкие возможности для регулируемой миграции граждан из стран Латинской Америки, которые адаптировались в испанское общество, не испытывая особых трудностей, из-за отсутствия языкового и культурного барьеров.ЗаключениеВ условиях расширения глобализационных процессов и увеличения масштаба миграционных потоков стратегия мультикультурализма представлялась способом решения проблемы сосуществования различных общественных групп. События последних десяти лет ярко высветили ряд противоречий социального и духовного характера, присущих стратегии мультикультурализма.Политика мультикультурализма, проводимая во многих европейских государства, на сегодняшний день находится в кризисном состоянии. Европейское сообщество получает все больше свидетельств ее неэффектвиности. Данная стратегия по-прежнему уязвима для критики со стороны правых популистов и идентитаристов, способных, как им кажется, предложить альтернативную концепцию этноплюрализма, не менее уязвимую в концептуальном плане. Поскольку популистская стратегия основана на эксплуатации общественных страхов, а страх другого - один из базовых, присущих любому обществу, мультикультурализм и идеи правопопулистских/праворадикальных движений будут вступать в противоречие до тех пор, пока существует объект их спора - инокультурные мигранты в Европе.Успех политики мультикультурализма определяется уровнем структурной интеграции этнических меньшинств -степенью их вовлеченности в культурные и иные инициативы, преодоления их дискриминации на рынке труда, предоставления им равных социальных гарантий. Юридическая интеграция означает признание этническими меньшинствами действующих правовых норм, а также вовлеченность в различные формы гражданского участия. Более трудной и менее поддающейся регулированию представляется социокультурная интеграция, предполагающая движение этнических меньшинств и коренного населения навстречу друг другу.Формальная интеграция иммигрантов здесь только началась, а «социокультурная интеграция» - движение коренных жителей и арабов-мусульман навстречу друг другу, если и идет, то далеко не теми темпами, которые необходимы для интеграции переселенцев. Мультикультурные практики отнюдь не стали частью повседневной жизни испанцев. Более того, в Испании, как и в других европейских странах, налицо явные симптомы кризиса межкультурного диалога, выражающиеся в усилении антииммигрантских настроений, росте ксенофобии и расизма, с одной стороны, и тенденций к ассимиляции переселенцев - с другой. Еще одно важное проявление этого кризиса - настрой многих мусульман, удовлетворенных жизнью в Испании, но при этом держащихся отчужденно от коренного населения и совершенно не стремящихся к контактам с ним в нерабочее время. Тяга сторонников мультикультурализма к воплощению своего идеала в жизнь пока зачастую оборачивается обособленным и отнюдь не всегда гармоничным сосуществованием на одной территории испанцев и арабов-мусульман.Вместе с тем, как уже отмечалось, среди испанцев есть далеко не малочисленные группы людей, относящихся к переселенцам из мусульманских стран дружелюбно и уважительно, признающих важность их присутствия в стране и разделяющих идею их интеграции в испанское общество как полноправных членов. Традиция толерантности к «иным» отнюдь не ушла из испанской жизни. Немало сторонников межкультурного диалога и среди мусульман, готовых интегрироваться в испанское общество, сохранив при этом какие-то черты своей самобытности. Все это свидетельства того, что в стране сохраняется определенная социально-психологическая основа для пропаганды идеологии мультикультурализма и осуществления мультикультурных практик.Проблема в том, что испанцы исторически не жили рядом с мусульманами, а само появление последних в стране - сравнительно недавнее событие. Само развитие новой культуры и несущей её нации в государстве, где их ранее не было, нельзя считать чем-то экстраординарным. Но численность новых граждан и их потомков стремительно увеличивается, трение между культурами становится все заметнее, и возникают проблемы, на которые уже не посмотришь сквозь пальцы. Интеграция меньшинств не удалась. Миграция в Европе, представляющая собой системное явление, принесла определенное количество проблем в современный европейский социум. Проблемы непонимания между коренным населением и приезжающими в европейские страны мигрантами, желание сохранить собственную идентичность, не раствориться в плавильном котле культурного разнообразия приобрели новое звучание.Обобщая опыт Испании в решении проблем регулирования миграции, можно сделать некоторые выводы. Миграционную ситуацию иберийской страны невозможно рассматривать вне контекста общей политики ЕС, без учёта особенностей внутренней динамики мобильности и её географии. Миграционный профиль страны, сложившийся в результате бума 2000-х гг., отличается от преобладающих в крупнейших странах Евросоюза характеристик.Испания выработала механизмы контроля своих морских границ, которые осуществляются в координации с правительствами стран происхождения мигрантов и со структурами ЕС. Регулирование средиземноморских миграционных потоков требует от страны активного участия в политике регионального и общеевропейского уровней. Это расширяет инструментальные возможности миграционной политики, позволяет координировать участие в общей европейской повестке и искать ответы на стоящие перед страной социально-экономические, политические и демографические задачи.Таким образом, анализ правовых механизмов регулирования процессов интеграции мигрантов в испанское общество показал, что деятельность органов власти направлена на комплексную интеграцию и подразумевает работу с мигрантами по всем направлениям и сферам, в первую очередь это экономическая интеграция. В миграционной политике Испании делается акцент на упрощение правил натурализации мигрантов, так как натурализованные мигранты демонстрируют более высокие показатели социокультурной интеграции. Не менее важно верно определять цель и мотивы мигрантов, их правовой статус, что позволит оптимизировать интеграционные программы, выделив приоритетные направления.Список литературы1. ИсточникиДоговор о Европейском Союзе [рус., англ.] (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // http://eur-lex.europa.eu/Конституция Испании (принята Генеральными Кортесами Испании 7 декабря 1978 года) // BoletinOficialdelEstado. № 311. 29 декабря 1978 года.La ley de extranjería es el nombre con el que se conoce la Ley Orgánica 4/2000 // STC 169/2001, de 16 de julio, y STS de 27 de octubre de 2004.Ley Orgánica 2/2009//BoletínOficial del Estado. URL: http://www.boe.es/boe/dias/2009/12/12/pdfs/B0E-A-2009-19949.pdf (датаобращения: 07.12.2018)Agudo A. La crisis no deja tirados a los 'sin papeles' en Francia, Italia o Portugal. URL: http://sociedad.elpais.com/sociedad/2012/04/29/actualidad/1335726253_963867.html (дата обращения: 09.12.2018)Ayudar a inmigrantes irregulares podría ser penado con la cárcel. URL: http://www.publico.es/espana/448287/ayudar-a-inmigrantes-irregulares-podria-ser-penado-con-la-carcel (дата обращения: 01.12.2018)Ceuta y Melilla piden que se expulse a los inmigrantes que logren saltar la valla fronteriza con Marruecos//El Mundo. URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2005/09/29/espana/1127963372.html (дата обращения: 07.12.2018)El Gobierno de Rajoy pagará 1.600 euros a los inmigrantes ilegales a cambio de que abandonen España. URL: http://www.alertadigital.com/2013/04/20/el-gobierno-de-rajoy-pagara-1-600-euros-a-los-pagapensiones-ilegales-a-cambio-de-que-abandonen-espana/(дата обращения: 01.12.2018)ElGobiernopresentaelPlan África, instrumentodecooperaciónycontroldeinmigraciónirregular//URL: http://www.canalsolidario.org/noticia/el-gobierno-presenta-elplan-africa-instrumento-de-cooperacion-y-control-de-inmigracion-irregular/7927 (датаобращения: 17.12.2018)El plan de retorno voluntario de inmigrantes entrará en vigor en noviembre con carácter «permanente». URL: http://elpais.com/elpais/2008/09/19/actualidad/1221812226_ 850215.html (датаобращения: 29.12.2018)El PP se marca objetivo el endurecimiento de la Ley de Extranjería. URL: http://www.minutodigital.com/2012/01/28/el-pp-se-marca-como-objetivo-el-endurecimiento-de-la-ley-de-extranjeria/(дата обращения: 05.12.2018)Interior incrementó la expulsión de delincuentes 'sin papeles'. URL: http://elpais.com/diario/2010/01/25/espana/1264374004_850215.html (дата обращения: 29.12.2018)Onzaga Torres M.A. Análisis de las relaciones bilaterales entre España y Marruecos en materia de cooperación migratoria durante los periodos presidenciales de Jose Luis Rodriguez Zapatero. 2004-2011//Universidad Colegio Mayor de NuestraSeñoradel Rosario. -2011. URL: http://repository.urosario.edu.co/bitstream/10336/2822/1/1020730764-2012.pdf (датаобращения: 18.12.2018)Pinyol G. Spain's La política de inmigración española como un nuevo instrumento de acción exterior. URL: http://www.iuee.eu/pdf-publicacio/129/He5Xb9YS6DdnA7HA5l81.PDF (дата обращения: 04.12.2018)ProgramaElectoraldelPartidoPopularparalasElecionesGeneralesde 2011. URL: http://www.pp.es/actualidad-documentos-descarga.php?nomArchivo=5742–201110/1195458.pdf (дата обращения: 01.12.2019)Rajoy rebaja la política de inmigración de un ministerio a una secretaría general//URL: http://eldia.es/2012-01-03/sociedad/7-Rajoy-rebaja-politica-inmigracion-ministerio-secretaria-general.htm (датаобращения: 30.12.2018)Rajoy rebaja la política de inmigración de un ministerio a una secretaría general//URL: http://eldia.es/2012-01-03/sociedad/7-Rajoy-rebaja-politica-inmigracion-ministerio-secretaria-general.htm (датаобращения: 30.12.2018)2. ЛитератураCuadrado Roura Juan R., Iglesias Fernandez C., Llorente Heras R. Inmigracin y mercado de trabajo en Espaa (1997–2005) / Fundacin BBVA. — 2007. — 167 p.Акавова, А.И. Межкультурный подход и мультикультурализм в разных странах в современных многокультурных обществах / А.И. Акавова // Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 4. – С. 40-49.Акперов, К.Э. Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации / К.Э. Акперов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 9-2 (63). – С. 105-108.Аполлонов, И.А. Мультикультурализм и проблема границ культуры / И.А. Аполлонов // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 168-171.Асон, Т.А. Современный миграционный кризис в Европе и пути его преодоления / Т.А. Асон // Вектор экономики. – 2019. – № 3 (33). – С. – 21-25.Бараш, Р.Э. Идентичность и мультикультурализм. В поисках базовых категорий анализа / Р.Э. Бараш // Вопросы философии. – 2019. – № 1. – С. 31-34.Бемалян, Р.Ф. Мультикультурализм: сущность и эволюция политической практики / Р.Ф. Бемалян // Вестник Российской нации. – 2019. – № 2 (66). – С. 102-111.Бемалян, Р.Ф. Мультикультурализм: сущность и эволюция политической практики / Р.Ф. Бемалян // Вестник Российской нации. – 2019. – № 2 (66). – С. 102-111.Бистрина, М.Г. Миграционная политика Европейского союза / М.Г. Бистрина // PolitBook. – 2019. – № 1. – С. 49-61.Бурганова, И.Н. Политика мультикультурализма в ЕС в условиях мигрантского кризиса / И.Н. Бурганова // Успехи современной науки и образования. – 2017. Т. 8. – № 2. – С. 196-199.Ватыль, В.Н. Восточная Европа в сопряжении ЕС и ЕАЭС: социальные реалии и проекты / В.Н. Ватыль // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2019. Т. 9. – № 2. – С. 73-79.Веретевская, А.В. Об опасностях политического мифа для общественного развития (на примере мифа о мультикультурализме в Европе) / А.В. Веретевская // Вопросы философии. – 2018. – № 5. – С. 52-64.Воронина, О.А. Мультикультурализм: политизация культурных различий или путь к диалогу / О.А. Воронина // Философская мысль. – 2019. – № 7. – С. 37-48.Гайнутдинова, Е.И. Миграционные процессы и организационно-правовое воздействие на них в странах Европейского союза / Е.И. Гайнутдинова // Международное публичное и частное право. – 2019. – № 1. – С. 38-40.Гасымова, Н.В. Мультикультурализм и толерантность как глобальный диалог в современном мире / Н.В. Гасымова // Universum: общественные науки. – 2017. – № 7 (37). – С. 12-14.Глинчикова, А.Г. Мультикультурализм в Европе: шаг вперед, два шага назад? / А.Г. Глинчикова // Политическая наука. – 2018. – № 4. – С. – 283-292.Горулько, А.А. Социальная реальность западной Европы: кризис идентичности и крах политики мультикультурализма / А.А. Горулько // Журнал исторических, политологических и международных исследований. – 2018. – № 2 (65). – С. 103-111.Грунина, Ю.А. Эволюция миграционной политики Испании в период кризиса / Ю.А. Грунина // Манускрипт. – 2018. – № 5 (91). – С. 11-14.Грунина, Ю.А. Эволюция миграционной политики Испании в период кризиса / Ю.А. Грунина // Манускрипт. – 2018. – № 5 (91). – С. 11-14.Гукепшев, А.А. Предотвращение негативных последствий миграционного кризиса: механизм правового регулирования в ЕС / А.А. Гукепшев // Миграционное право. – 2019. – № 2. – С. 3-7.Дадашов, К.К. Внешнеполитические вызовы ЕС: проблемы южного соседства и кризис беженцев / К.К. Дадашов // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2019. Т. 9. – № 4 (49). – С. 534-540.Джумамухамедов, Р.А. Миграционный кризис и политика мультикультурализма как факторы социальной напряженности / Р.А. Джумамухамедов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 3. – С. 66-68.Джумамухамедов, Р.А. Миграционный кризис и политика мультикультурализма как факторы социальной напряженности / Р.А. Джумамухамедов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 3. – С. 66-68.Дроздова, А.А. Ориентализм как противоположность мультикультурализму / А.А. Дроздова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2017. – № 15-1. – С. 61-65.Зверева, Т.В. Миграционная политика ЕС на современном этапе / Т.В. Зверева // Дипломатическая служба. – 2019. – № 4. – С. 38-45.Иванов, М.В. Миграционная проблема в Европейском союзе / М.В. Иванов // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 55. – С. 9-12.Исаева, Н.В. Легитимность права в условиях конкуренции идентичностей и мультикультурализма / Н.В. Исаева // Российский журнал правовых исследований. – 2018. – № 2 (15). – С. 101-109.Исакова, А.Е. Интеграционная политика в странах европейского союза: от мультикультурализма к социальной интеграции мигрантов. опыт для стран СНГ / А.Е. Исакова // Постсоветские исследования. – 2018. Т. 1. – № 6. – С. 556-566.Квашнин, Ю.Д. Миграционный кризис: вызов или возможности для развития европейской экономики? / Ю.Д. Квашнин // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – С. 112-125.Кириллова, Н.В. Языковая репрезентация мультикультурализма в англоязычных массмедийных текстах о миграции / Н.В. Кириллова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 1 (101). – С. 42-48.Кириллова, Н.В. Языковая репрезентация мультикультурализма в англоязычных массмедийных текстах о миграции / Н.В. Кириллова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 1 (101). – С. 42-48.Климов, С.Н. Стратегия мультикультурализма: вызовы и противоречия / С.Н. Климов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (18). – С. 108-113.Коршунова, С.А. Современная миграционная политика Европы: интеграция vsмультикультурализм / С.А. Коршунова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 2 (12). – С. 122-127.Коршунова, С.А. Современная миграционная политика Европы: интеграция vsмультикультурализм / С.А. Коршунова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 2 (12). – С. 122-127.Косоруков, А.А. Гражданское общество как предмет теоретического анализа либерализма и коммунитаризма (на примере политики мультикультурализма) / А.А. Косоруков // Вопросы политологии. – 2018. Т. 8. – № 7 (35). – С. 151-162.Кудеярова, Н.Ю. Испания после миграционного бума: социально - экономическая и внешнеполитическая проекции / Н.Ю. Кудеярова // Современная Европа. – 2019. – № 1. – С. 80-92.Леденёва, В.Ю. Административно-организационные механизмы регулирования интеграции мигрантов в Испании / В.Ю. Леденёва // Управление. – 2019. Т. 7. – № 3. – С. 120-126.Магомедова, Д.М. Вопросы регулирования миграции в странах Европейского союза / Д.М. Магомедова // Закон и право. – 2019. – № 2. – С. 124-126.Макажанова, Ж.М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма / Ж.М Макажанова. // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 3 (23). – С. 106-113.Малышева, Д.Б. Ближневосточные мигранты в Евросоюзе / Д.Б. Малышева // Свободная мысль. – 2019. – № 4 (1676). – С. 60-72.Маркина, Е.П. К вопросу о сущности и специфике теоретического исследования концепта "мультикультурализм" / Е.П. Маркина // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). – 2018. – № 2 (4). – С. 109-118.Масланов, К.Д. Миграционные проблемы в XXI веке, влияние потока беженцев из стран ближнего востока на Западную Европу / К.Д. Масланов // Социально-политические науки. – 2019. Т. 9. – № 2. – С. 35-41.Осколков, П.В. Мультикультурализм и европейские правые: в поисках другого / П.В. Осколков // Современная Европа. – 2019. – № 3. – С. 83-92.Понеделко, Г.Н. Иммиграционная политика Испании / Г.Н. Понеделко // Международная экономика. – 2018. – № 6. – С. 61-77.Потапова, А.А. Географические особенности современной внешней миграции населения в Испании / А.А. Потапова // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2017. – № 4. – С. 94-99.Примова, Э.Н. К вопросу о законодательных основах миграционной политики Евросоюза / Э.Н. Примова // Современное право. – 2019. – № 2. – С. 111-116.Русу, С.В. Особенности современной миграционной ситуации в Европейском союзе / С.В. Русу // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-4 (38). – С. 76-79.Русу, С.В. Правовые основы и правовое регулирование миграционных процессов в ЕС / С.В. Русу // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2019. – № 2 (47). – С. 15-21.Страхова, А.В. Влияние миграционных процессов на экономику стран Европейского союза / А.В. Страхова // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 3 (32). – С. – 244-251.Томбу, Д.В. Проблемы и противоречия миграционной политики в современной Европе / Д.В. Томбу // Вопросы политологии. – 2019. Т. 9. – № 4 (44). – С. 733-742.Трофимова, О.Е. Фрагментация европейского общества: особенности культурного и религиозного многообразия / О.Е. Трофимова // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2019. – № 4 (10). – С. 104-111.Уторова, Т.Н. Правовые средства противодействия незаконной миграции на уровне Европейского союза / Т.Н. Уторова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2019. – № 3 (202). – С. 55-64.Файзулин, Р.К. Гендерный фон последствий мультикультурализма / Р.К. Файзулин // Primoaspectu. – 2019. – № 1 (37). – С. 46-50.Файзулин, Р.К. Гендерный фон последствий мультикультурализма / Р.К. Файзулин // Primoaspectu. – 2019. – № 1 (37). – С. 46-50.Федоренко, С.А. Мультикультурализм и мультикультурное общество в Европе и России: социально-правовое измерение / С.А. Федоренко // Право и практика. – 2018. – № 3. – С. – 24-29.Федотова, К.А. Демографическая ситуация в Испании на современном этапе / К.А. Федотова // Панорама. – 2019. – № 33. – С. 115-122.Федотова, К.А. Миграционная ситуация в Испании с точки зрения СМИ / К.А. Федотова // Панорама. – 2019. – № 33. – С. 54-64.Чеджемов, Г.А. Политика мультикультурализма: интеграция или раскол / Г.А. Чеджемов // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 2-1. – С. 45-48.Четверикова, А.С. Наднациональный формат и национальные особенности миграционной политики стран ЕС / А.С. Четверикова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2019. Т. – 20. – № 1. – С. 6-23.Шорохова, А.В. Национально-демографические процессы в Европе / А.В. Шорохова // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2019. – № 1 (20). – С. 102-113.Ягофарова, И.Д. Анализ современного состояния миграционных процессов в Германии и Австрии / И.Д. Ягофарова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 1. – С. 43-48.Яницкий, О.Н. Миграционный кризис или кризис Евросоюза? / О.Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. Т. 7. – № 1 (25). – С. – 21-36.

Список литературы
1. Источники

1. Договор о Европейском Союзе [рус., англ.] (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // http://eur-lex.europa.eu/
2. Конституция Испании (принята Генеральными Кортесами Испании 7 декабря 1978 года) // BoletinOficialdelEstado. № 311. 29 декабря 1978 года.
3. La ley de extranjería es el nombre con el que se conoce la Ley Orgánica 4/2000 // STC 169/2001, de 16 de julio, y STS de 27 de octubre de 2004.
4. Ley Orgánica 2/2009//BoletínOficial del Estado. URL: http://www.boe.es/boe/dias/2009/12/12/pdfs/B0E-A-2009-19949.pdf (дата обращения: 07.12.2018)
5. Agudo A. La crisis no deja tirados a los 'sin papeles' en Francia, Italia o Portugal. URL: http://sociedad.elpais.com/sociedad/2012/04/29/actualidad/1335726253_963867.html (дата обращения: 09.12.2018)
6. Ayudar a inmigrantes irregulares podría ser penado con la cárcel. URL: http://www.publico.es/espana/448287/ayudar-a-inmigrantes-irregulares-podria-ser-penado-con-la-carcel (дата обращения: 01.12.2018)
7. Ceuta y Melilla piden que se expulse a los inmigrantes que logren saltar la valla fronteriza con Marruecos//El Mundo. URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2005/09/29/espana/1127963372.html (дата обращения: 07.12.2018)
8. El Gobierno de Rajoy pagará 1.600 euros a los inmigrantes ilegales a cambio de que abandonen España. URL: http://www.alertadigital.com/2013/04/20/el-gobierno-de-rajoy-pagara-1-600-euros-a-los-pagapensiones-ilegales-a-cambio-de-que-abandonen-espana/(дата обращения: 01.12.2018)
9. El Gobiernopresenta el Plan África, instrumento de cooperación y control de inmigración irregular//URL: http://www.canalsolidario.org/noticia/el-gobierno-presenta-elplan-africa-instrumento-de-cooperacion-y-control-de-inmigracion-irregular/7927 (датаобращения: 17.12.2018)
10. El plan de retorno voluntario de inmigrantes entrará en vigor en noviembre con carácter «permanente». URL: http://elpais.com/elpais/2008/09/19/actualidad/1221812226_ 850215.html (датаобращения: 29.12.2018)
11. El PP se marca objetivo el endurecimiento de la Ley de Extranjería. URL: http://www.minutodigital.com/2012/01/28/el-pp-se-marca-como-objetivo-el-endurecimiento-de-la-ley-de-extranjeria/(дата обращения: 05.12.2018)
12. Interior incrementó la expulsión de delincuentes 'sin papeles'. URL: http://elpais.com/diario/2010/01/25/espana/1264374004_850215.html (дата обращения: 29.12.2018)
13. Onzaga Torres M.A. Análisis de las relaciones bilaterales entre España y Marruecos en materia de cooperación migratoria durante los periodos presidenciales de Jose Luis Rodriguez Zapatero. 2004-2011//Universidad Colegio Mayor de NuestraSeñoradel Rosario. -2011. URL: http://repository.urosario.edu.co/bitstream/10336/2822/1/1020730764-2012.pdf (датаобращения: 18.12.2018)
14. Pinyol G. Spain's La política de inmigración española como un nuevo instrumento de acción exterior. URL: http://www.iuee.eu/pdf-publicacio/129/He5Xb9YS6DdnA7HA5l81.PDF (дата обращения: 04.12.2018)
15. Programa Electoral del Partido Popular para las ElecionesGenerales de 2011. URL: http://www.pp.es/actualidad-documentos-descarga.php?nomArchivo=5742–201110/1195458.pdf (дата обращения: 01.12.2019)
16. Rajoy rebaja la política de inmigración de un ministerio a una secretaría general//URL: http://eldia.es/2012-01-03/sociedad/7-Rajoy-rebaja-politica-inmigracion-ministerio-secretaria-general.htm (датаобращения: 30.12.2018)
17. Rajoy rebaja la política de inmigración de un ministerio a una secretaría general//URL: http://eldia.es/2012-01-03/sociedad/7-Rajoy-rebaja-politica-inmigracion-ministerio-secretaria-general.htm (датаобращения: 30.12.2018)

2. Литература

1. Cuadrado Roura Juan R., Iglesias Fernandez C., Llorente Heras R. Inmigracin y mercado de trabajo en Espaa (1997–2005) / Fundacin BBVA. — 2007. — 167 p.
2. Акавова, А.И. Межкультурный подход и мультикультурализм в разных странах в современных многокультурных обществах / А.И. Акавова // Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 4. – С. 40-49.
3. Акперов, К.Э. Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации / К.Э. Акперов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 9-2 (63). – С. 105-108.
4. Аполлонов, И.А. Мультикультурализм и проблема границ культуры / И.А. Аполлонов // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 168-171.
5. Асон, Т.А. Современный миграционный кризис в Европе и пути его преодоления / Т.А. Асон // Вектор экономики. – 2019. – № 3 (33). – С. – 21-25.
6. Бараш, Р.Э. Идентичность и мультикультурализм. В поисках базовых категорий анализа / Р.Э. Бараш // Вопросы философии. – 2019. – № 1. – С. 31-34.
7. Бемалян, Р.Ф. Мультикультурализм: сущность и эволюция политической практики / Р.Ф. Бемалян // Вестник Российской нации. – 2019. – № 2 (66). – С. 102-111.
8. Бемалян, Р.Ф. Мультикультурализм: сущность и эволюция политической практики / Р.Ф. Бемалян // Вестник Российской нации. – 2019. – № 2 (66). – С. 102-111.
9. Бистрина, М.Г. Миграционная политика Европейского союза / М.Г. Бистрина // PolitBook. – 2019. – № 1. – С. 49-61.
10. Бурганова, И.Н. Политика мультикультурализма в ЕС в условиях мигрантского кризиса / И.Н. Бурганова // Успехи современной науки и образования. – 2017. Т. 8. – № 2. – С. 196-199.
11. Ватыль, В.Н. Восточная Европа в сопряжении ЕС и ЕАЭС: социальные реалии и проекты / В.Н. Ватыль // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2019. Т. 9. – № 2. – С. 73-79.
12. Веретевская, А.В. Об опасностях политического мифа для общественного развития (на примере мифа о мультикультурализме в Европе) / А.В. Веретевская // Вопросы философии. – 2018. – № 5. – С. 52-64.
13. Воронина, О.А. Мультикультурализм: политизация культурных различий или путь к диалогу / О.А. Воронина // Философская мысль. – 2019. – № 7. – С. 37-48.
14. Гайнутдинова, Е.И. Миграционные процессы и организационно-правовое воздействие на них в странах Европейского союза / Е.И. Гайнутдинова // Международное публичное и частное право. – 2019. – № 1. – С. 38-40.
15. Гасымова, Н.В. Мультикультурализм и толерантность как глобальный диалог в современном мире / Н.В. Гасымова // Universum: общественные науки. – 2017. – № 7 (37). – С. 12-14.
16. Глинчикова, А.Г. Мультикультурализм в Европе: шаг вперед, два шага назад? / А.Г. Глинчикова // Политическая наука. – 2018. – № 4. – С. – 283-292.
17. Горулько, А.А. Социальная реальность западной Европы: кризис идентичности и крах политики мультикультурализма / А.А. Горулько // Журнал исторических, политологических и международных исследований. – 2018. – № 2 (65). – С. 103-111.
18. Грунина, Ю.А. Эволюция миграционной политики Испании в период кризиса / Ю.А. Грунина // Манускрипт. – 2018. – № 5 (91). – С. 11-14.
19. Грунина, Ю.А. Эволюция миграционной политики Испании в период кризиса / Ю.А. Грунина // Манускрипт. – 2018. – № 5 (91). – С. 11-14.
20. Гукепшев, А.А. Предотвращение негативных последствий миграционного кризиса: механизм правового регулирования в ЕС / А.А. Гукепшев // Миграционное право. – 2019. – № 2. – С. 3-7.
21. Дадашов, К.К. Внешнеполитические вызовы ЕС: проблемы южного соседства и кризис беженцев / К.К. Дадашов // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2019. Т. 9. – № 4 (49). – С. 534-540.
22. Джумамухамедов, Р.А. Миграционный кризис и политика мультикультурализма как факторы социальной напряженности / Р.А. Джумамухамедов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 3. – С. 66-68.
23. Джумамухамедов, Р.А. Миграционный кризис и политика мультикультурализма как факторы социальной напряженности / Р.А. Джумамухамедов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 3. – С. 66-68.
24. Дроздова, А.А. Ориентализм как противоположность мультикультурализму / А.А. Дроздова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2017. – № 15-1. – С. 61-65.
25. Зверева, Т.В. Миграционная политика ЕС на современном этапе / Т.В. Зверева // Дипломатическая служба. – 2019. – № 4. – С. 38-45.
26. Иванов, М.В. Миграционная проблема в Европейском союзе / М.В. Иванов // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 55. – С. 9-12.
27. Исаева, Н.В. Легитимность права в условиях конкуренции идентичностей и мультикультурализма / Н.В. Исаева // Российский журнал правовых исследований. – 2018. – № 2 (15). – С. 101-109.
28. Исакова, А.Е. Интеграционная политика в странах европейского союза: от мультикультурализма к социальной интеграции мигрантов. опыт для стран СНГ / А.Е. Исакова // Постсоветские исследования. – 2018. Т. 1. – № 6. – С. 556-566.
29. Квашнин, Ю.Д. Миграционный кризис: вызов или возможности для развития европейской экономики? / Ю.Д. Квашнин // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – С. 112-125.
30. Кириллова, Н.В. Языковая репрезентация мультикультурализма в англоязычных массмедийных текстах о миграции / Н.В. Кириллова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 1 (101). – С. 42-48.
31. Кириллова, Н.В. Языковая репрезентация мультикультурализма в англоязычных массмедийных текстах о миграции / Н.В. Кириллова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 1 (101). – С. 42-48.
32. Климов, С.Н. Стратегия мультикультурализма: вызовы и противоречия / С.Н. Климов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (18). – С. 108-113.
33. Коршунова, С.А. Современная миграционная политика Европы: интеграция vsмультикультурализм / С.А. Коршунова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 2 (12). – С. 122-127.
34. Коршунова, С.А. Современная миграционная политика Европы: интеграция vsмультикультурализм / С.А. Коршунова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 2 (12). – С. 122-127.
35. Косоруков, А.А. Гражданское общество как предмет теоретического анализа либерализма и коммунитаризма (на примере политики мультикультурализма) / А.А. Косоруков // Вопросы политологии. – 2018. Т. 8. – № 7 (35). – С. 151-162.
36. Кудеярова, Н.Ю. Испания после миграционного бума: социально - экономическая и внешнеполитическая проекции / Н.Ю. Кудеярова // Современная Европа. – 2019. – № 1. – С. 80-92.
37. Леденёва, В.Ю. Административно-организационные механизмы регулирования интеграции мигрантов в Испании / В.Ю. Леденёва // Управление. – 2019. Т. 7. – № 3. – С. 120-126.
38. Магомедова, Д.М. Вопросы регулирования миграции в странах Европейского союза / Д.М. Магомедова // Закон и право. – 2019. – № 2. – С. 124-126.
39. Макажанова, Ж.М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма / Ж.М Макажанова. // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 3 (23). – С. 106-113.
40. Малышева, Д.Б. Ближневосточные мигранты в Евросоюзе / Д.Б. Малышева // Свободная мысль. – 2019. – № 4 (1676). – С. 60-72.
41. Маркина, Е.П. К вопросу о сущности и специфике теоретического исследования концепта "мультикультурализм" / Е.П. Маркина // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). – 2018. – № 2 (4). – С. 109-118.
42. Масланов, К.Д. Миграционные проблемы в XXI веке, влияние потока беженцев из стран ближнего востока на Западную Европу / К.Д. Масланов // Социально-политические науки. – 2019. Т. 9. – № 2. – С. 35-41.
43. Осколков, П.В. Мультикультурализм и европейские правые: в поисках другого / П.В. Осколков // Современная Европа. – 2019. – № 3. – С. 83-92.
44. Понеделко, Г.Н. Иммиграционная политика Испании / Г.Н. Понеделко // Международная экономика. – 2018. – № 6. – С. 61-77.
45. Потапова, А.А. Географические особенности современной внешней миграции населения в Испании / А.А. Потапова // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2017. – № 4. – С. 94-99.
46. Примова, Э.Н. К вопросу о законодательных основах миграционной политики Евросоюза / Э.Н. Примова // Современное право. – 2019. – № 2. – С. 111-116.
47. Русу, С.В. Особенности современной миграционной ситуации в Европейском союзе / С.В. Русу // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-4 (38). – С. 76-79.
48. Русу, С.В. Правовые основы и правовое регулирование миграционных процессов в ЕС / С.В. Русу // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2019. – № 2 (47). – С. 15-21.
49. Страхова, А.В. Влияние миграционных процессов на экономику стран Европейского союза / А.В. Страхова // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 3 (32). – С. – 244-251.
50. Томбу, Д.В. Проблемы и противоречия миграционной политики в современной Европе / Д.В. Томбу // Вопросы политологии. – 2019. Т. 9. – № 4 (44). – С. 733-742.
51. Трофимова, О.Е. Фрагментация европейского общества: особенности культурного и религиозного многообразия / О.Е. Трофимова // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2019. – № 4 (10). – С. 104-111.
52. Уторова, Т.Н. Правовые средства противодействия незаконной миграции на уровне Европейского союза / Т.Н. Уторова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2019. – № 3 (202). – С. 55-64.
53. Файзулин, Р.К. Гендерный фон последствий мультикультурализма / Р.К. Файзулин // Primoaspectu. – 2019. – № 1 (37). – С. 46-50.
54. Файзулин, Р.К. Гендерный фон последствий мультикультурализма / Р.К. Файзулин // Primoaspectu. – 2019. – № 1 (37). – С. 46-50.
55. Федоренко, С.А. Мультикультурализм и мультикультурное общество в Европе и России: социально-правовое измерение / С.А. Федоренко // Право и практика. – 2018. – № 3. – С. – 24-29.
56. Федотова, К.А. Демографическая ситуация в Испании на современном этапе / К.А. Федотова // Панорама. – 2019. – № 33. – С. 115-122.
57. Федотова, К.А. Миграционная ситуация в Испании с точки зрения СМИ / К.А. Федотова // Панорама. – 2019. – № 33. – С. 54-64.
58. Чеджемов, Г.А. Политика мультикультурализма: интеграция или раскол / Г.А. Чеджемов // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 2-1. – С. 45-48.
59. Четверикова, А.С. Наднациональный формат и национальные особенности миграционной политики стран ЕС / А.С. Четверикова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2019. Т. – 20. – № 1. – С. 6-23.
60. Шорохова, А.В. Национально-демографические процессы в Европе / А.В. Шорохова // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2019. – № 1 (20). – С. 102-113.
61. Ягофарова, И.Д. Анализ современного состояния миграционных процессов в Германии и Австрии / И.Д. Ягофарова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 1. – С. 43-48.
62. Яницкий, О.Н. Миграционный кризис или кризис Евросоюза? / О.Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. Т. 7. – № 1 (25). – С. – 21-36.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет европейский миграционный кризис для становления политики мультикультурализма в Испании?

Европейский миграционный кризис стал предпосылкой для развития политики мультикультурализма в Испании. При больших миграционных потоках страна столкнулась с необходимостью адаптироваться к новым культурным и социальным реалиям. Таким образом, миграционные процессы в Европейском Союзе стимулировали развитие мультикультурализма в Испании.

Какие политические последствия вызвал миграционный кризис в Европейском Союзе?

Миграционный кризис привел к появлению различных политических последствий в Европейском Союзе. Во-первых, возникла необходимость пересмотра иммиграционной политики и разработки новых стратегий взаимодействия со странами-мигрантами. Во-вторых, произошли изменения в политическом ландшафте некоторых стран, где приехавшие мигранты стали влиятельной социальной группой, способной влиять на политические решения. В-третьих, миграционный кризис вызвал дискуссии и протесты в обществе, что стало причиной политических изменений в некоторых странах.

В чем заключаются особенности реализации политики мультикультурализма в Испании?

Особенности реализации политики мультикультурализма в Испании заключаются в том, что страна принимает большое количество мигрантов с различными культурными и религиозными традициями. Испанское общество сталкивается с необходимостью создания механизмов интеграции и адаптации для мигрантов, чтобы обеспечить социальную и культурную гармонию. Испания также активно поддерживает культурное разнообразие и развивает программы, направленные на уважение и согласие между различными культурными группами в обществе.

Что такое мультикультурализм в Испании?

Мультикультурализм в Испании - это политика, направленная на поддержку и сотрудничество разных культур и национальностей в стране. Целью мультикультурализма является создание гармоничного и равноправного сосуществования различных культурных групп.

Какие политические последствия миграционных потоков в Испании и Союзе?

Миграционные потоки в Испании и Европейском Союзе приводят к различным политическим последствиям. Некоторые из них это: усиление националистических и популистических движений, рост ксенофобии и антииммигрантских настроений, изменение политической агенды, разногласия между странами-членами по вопросу миграции и т.д.

Какие особенности реализации политики мультикультурализма в Испании?

Особенности реализации политики мультикультурализма в Испании включают в себя создание специальных программ и проектов для интеграции иммигрантов, обеспечение прав иммигрантов на равенство, обучение иммигрантов испанскому языку и культуре страны, сотрудничество с международными организациями и т.д.

Как исторически сложились миграционные процессы в Испании?

Миграционные процессы в Испании имеют долгую историю. В течение десятилетий Испания была страной эмиграции, но в последние десятилетия она также стала страной иммиграции. Важными факторами, влияющими на миграционные процессы, являются экономические и политические условия, войны и конфликты в других странах, изменение законодательства и т.д.

Каким образом европейский миграционный кризис стал предпосылкой для политики мультикультурализма?

Европейский миграционный кризис стал предпосылкой для политики мультикультурализма, так как он показал необходимость разработки эффективных стратегий по интеграции мигрантов и предоставлению им поддержки. Кризис также выдвинул на первый план вопросы межкультурного сотрудничества, создания гармоничного и безопасного общества для всех его членов.