Формирование межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха на основе телесно-ориентированных игр

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 73 73 страницы
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 01.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.2. Особенности межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Телесно-ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников 20
Глава II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР……………………………. 26
2.1Организация и методика исследования уровня развития межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха 26
2.2 Результаты исследования уровня развития межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха 33
2.3 Содержание работы по формированию межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха на основе телесно-ориентированных игр 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Фрагмент для ознакомления

Яблоки становятся внутренним кругом, апельсины становятся внешним кругом.Пусть внутренний круг остается на месте. Внешний круг движется по часовой стрелке вокруг них. Вам нужно произнести приветствие и выступить действия, о которых я вам расскажу.Здравствуй, друг! Они пожимают друг другу руки.Как ты тут? Они хлопают друг друга по плечу.Где ты пропадал? Они дергают друг друга за уши.Я скучала по тебе! Они положили руки на сердце.Ты пришел! Они развели руки в стороны.Я рад! Обнять.3. Игра «Сказочный лес»Игра дает возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение, развивает воображение. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости.Участникам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу. В этом лесу обитает много разных животных: заяц, волк, лиса, собака, кошка, жираф, сказочные птицы. Сказочные птицы летают, свободно хлопая крыльями. У них сильные и крепкие крылья. Птицы летают свободно и легко.Время реинкарнации составляет 8-12 минут. Для игры необходима мобильная музыка.4. Игра «Превращение в дом»Прием объединяет детей, и формируется групповая энергетика. Положительно влияет на подсознание ребенка, создавая чувство уверенности и защищенности. Развивает чувство ответственности за общее дело.Добрый сказочный персонаж рассказывает детям, как победить злое сказочное существо (например, дракона, Кощея, злого колдуна). Когда дети приходят в то место, где живет злое существо, их нужно превратить в сильный волшебный дом. Это делается следующим образом. Дети стоят спиной друг к другу, касаясь друг друга головами. Они крепко держат друг друга за руки. Злое существо увидит этот дом рядом со своим логовом, выйдет и начнет дуть, чтобы уничтожить волшебный дом. Дети должны стоять твердо, держась за руки. И тогда злое существо лопнет от напряжения.5. Игра «Волшебный цветок».Физические упражнения помогают стабилизировать психические процессы, снимают напряжение и заряжают энергией. Позитивные образы активизируют потенциал ребенка, делают его добрее и восприимчивее.Дети присели на корточки.Ведущий: В волшебном лесу, в защищенном месте, куда не каждый мог войти, добрая волшебница посадила волшебные цветы. Со временем появились маленькие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнце, и Добрая ведьма поливала цветы живой водой. Однажды волшебные цветы расцвели. Их красота была удивительной (дети встают на ноги, раскрывают ладони и слегка наклоняют голову назад). Все обитатели волшебного леса пришли посмотреть на волшебные цветы. Ведь добрая волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько доброты и красоты, что они могли доставить радость любому, кто на них смотрел. Со временем цветы становились все красивее, и их сила возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные волшебные цветы, которые дарили радость и добро всем, кто мог пойти в это заповедное место.6. Игра «Кольцо»С помощью этой техники формируется групповая энергия, сплоченность, чувство поддержки и доверия.Кольцо представляет собой эластичную, прочную трикотажную ткань из колготок. Куски ткани сшиваются таким образом, что длина ткани составляет 2 метра, а ширина - 40 см. Затем концы ткани сшиваются вместе. Получается кольцо из ткани шириной 40 см. можно использовать корсажную ленту.Дети встают вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно распределяются по кругу и, опираясь на ткань, расслабляются. Круг поддерживается весом тела каждого человека. Каждый находит удобную позицию и точку опоры.-А теперь мы превращаемся в сказочное море. В море волна катится и откатывается назад. А теперь у нас есть водоросли. Волна играет с водорослями, они раскачиваются и трепещут".Можно установить различные изображения для детей.Упражнение выполняется под музыку.7. Игра «Войдите в круг» (мобильная игра с кольцом)Один из детей - водитель. Он выходит из круга и пытается вернуться, но дети не пускают его внутрь. Если этот ребенок застенчив и неуверен в себе, лидер должен подыграть ему и дать возможность быстро войти в круг.То, как ребенок действует, какой стиль поведения он выбирает, во многом определяет его стратегию преодоления трудных ситуаций. В эту игру можно играть, просто меняя условия. Водитель должен не входить в круг, а выходить из него.8. Игра «Путаница»Игра снимает напряжение. Игра в замешательство-это символ того, что происходит со связью между людьми в конфликтной ситуации.Все встаньте в круг и держитесь за ткань. Задача детей, не выпуская ткани из рук, - запутаться, сделать не круг, а еще одну неструктурированную комбинацию. Когда все были "смущены и распутаны" несколько раз, ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были смущены или распутаны.9. Игра «Страна Зеркалия»Рассматривание себя в зеркало создает адекватное представление об образе ребенка и возможностях его организма.Для таких занятий нужна либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя полностью.В волшебной стене Зеркалии каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он видит, как он выглядит, когда морщится, высоко вытягивается, встает на цыпочки, приседает, разводит руки, поднимает ноги, бежит на месте, важно, чтобы ребенок хорошо видел себя в различных позах и движениях. При этом ведущий не дает никакой оценки своим действиям.10. Игра «Скульптурная группа»Игроки садятся в круг. Два игрока вызываются в центр круга. Один из них будет скульптором, а другой-глиной. Когда игроки решили, кто будет скульптором, а кто глиной, ведущий говорит::Ты же скульптор. В твоих руках послушная, податливая глина и скульптор может делать с ней все, что захочет. Вы можете приступать к работе.Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следующий игрок и ведущий обращается к немуТы же скульптор. Перед тобой один большой кусок глины, и ты, как мудрый и добрый Творец, можешь лепить из него все, что хочешь!.Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся в роли скульптора.Обсуждение:Что вы чувствовали, когда были глиной и когда вы были скульптором?Когда ты был глиной, в чьих руках тебе было тепло, легко и приятно, а в чьих руках было неудобно, больно и неприятно:Когда вы были скульптором, о чем вы думали? Что вы хотели создать?11. Игра «Моя ладонь»Дети удобно сидят на ковре. Звучит приятная музыка.Есть такое выражение: «знать как свои пять пальцев».- Это значит, что человек знает что-то очень хорошо и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя матери и т. д. И насколько хорошо мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Внимательно рассмотрите свою правую ладонь. Рассмотрим линии, которые находятся на нем. Найдите самый длинный. Проведите по нему несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением вашего пальца. Теперь попытайтесь преодолеть это движение с закрытыми глазами. Сработало ли это? Молодец! (ведущий помогает тем детям, которым трудно выполнить эту задачу).Теперь найдите самую короткую линию на ладони и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Сработало ли это? Молодец! И теперь то же самое. Но с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, строчка за строчкой, изучите свою руку. Обратите внимание на то, как и где пересекаются линии на ваших ладонях. Проведите пальцем по местам пересечения линий. Постарайся их запомнить. Найдите эти места на ладонях с закрытыми глазами.Молодец! Но есть и другие знаки на ваших ладонях, которые есть только у вас, как линии. Да, конечно, это царапины, мозоли, родимые пятна и т. д. Рассматривать их. Прикосновение. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь, можете ли вы найти их с закрытыми глазами?Подумайте о своих пальцах. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый - как его зовут? И самый длинный? Исследуйте каждый из ваших пальцев, исследуйте его другой рукой. Попытайтесь вспомнить свои пять пальцев.Возьмите лист бумаги и карандаш. Круг правой рукой. У вас есть контур вашей ладони на листе. А чего на нем нет? Конечно, вы правы, здесь нет линий, их пересечений, мозолей, царапин…Ты можешь их нарисовать? Давайте попробуем!Нарисовано? Замечательно! Давайте сравним рисунки с оригиналом-вашей ладонью! Похоже на то?! Молодец! Как будто ты сфотографировал свою ладонь!.Полученные рисунки сравниваются и изучается индивидуальность каждой руки. В ходе дискуссии детей спрашивают, что было трудным, что дети узнали о себе и своей руке интересного и нового, на что они раньше не обращали внимания, а теперь увидели.12. Игра «Море» Для этой игры потребуется эластичная ткань в форме квадрата размером 150×150см, музыкальное сопровождение и спортивный мат или покрывало. В игре участвует группа детей, которые располагаются по периметру ткани и берут за края. Ткань растягивают и ведущий предлагает ребятам искупаться в море. Это означает, что каждый из участников имеет возможность зайти на ткань, расположиться так, как ему удобно (сесть, лечь на живот, на спину) и двигаться в соответствии с пожеланиями тела для того, чтобы набраться сил, энергии, ощутить поддержку окружающих, пока другие участники осуществляют эту поддержку.Данные игровые упражнения можно применять с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, чтобы снимать накопленное эмоциональное напряжение, развивать навыки общения, основы саморегуляции. Объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры, учатся понимать эмоции и настроение партнера, что способствует развитию их межличностных отношений.Ожидаемые результаты:Дети смогут хорошо ориентироваться в правилах поведения, владеть разными формами и способами общения.Будут проявлять активный познавательный интерес к окружающему миру.Проявлять заботу, доброту, уважение.Смогут управлять своим поведением, стремиться общаться так, чтобы не мешать другим.Будут иметь положительную самооценку и понимание своей социальной ответственности в партнерских взаимоотношениях со сверстниками.Умение сочувствовать.Начнут осознавать свои переживания.Активно интересоваться отношением окружающих к себе.Таким образом, нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Представленные в программе телесноориентированные игры будут способствовать снятию накопленного эмоционального напряжения, развитию навыков общения, основ саморегуляции. Объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры, учатся понимать эмоции и настроение партнера, что способствует развитию их межличностных отношений.Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Нарушение слуха ребенка влияет на ход всего его психического развития и прежде всего – речевого. Следствием нарушения слуха является возникновение ряда вторичных осложнений (нарушений), которые существенно отличаются в зависимости от времени и степени потери слуха, но закономерно приводят к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности и становления личности. В частности, серьезные нарушения словесной речи, а тем более его отсутствие, негативно сказываются на развитии не только словесно-логического, но и наглядного мышления, имеют свои особенности зрительное восприятие, слухоречевая память и другие познавательные процессы. Нарушения слуха и речи приводит к изменениям в формировании личности ребенка: волевого поведения, эмоций и чувств, характера.Межличностные отношения важная составляющая в воспитании личности дошкольника, способствующая адаптации в коллективе и становлению личности. В дошкольном возрасте в жизни ребенка большое место занимает потребность в общении со сверстниками, складывающаяся из разнообразных коммуникативных действий, не встречающихся в контактах с взрослыми и помогающих ребенку утверждать себя: спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать и т.д. При правильном подходе воспитателя нормально развивающиеся дети адекватно воспринимают сверстников с нарушением слуха, поддерживают общение и дружеские отношения. Дети, начиная с дошкольного возраста, воспитываясь и обучаясь вместе, постепенно перестают замечать особенности друг друга и видят в сверстнике равного собеседника, а не ребёнка с ограниченными возможностями.Телесно-ориентированные игры являются эффективным средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Игры развивают у детей вербальные и невербальные коммуникативные навыки, ребята становятся раскованными, открытыми, дружелюбными. Дети стремятся договариваться друг с другом, они учатся слушать и слышать другого человека. Дети узнают, что любой спор можно разрешить добрым разговором, теплой улыбкой или дружескими объятиями. Они не стесняются открыто выражать свои чувства и эмоции, что, в свою очередь, является благоприятной основой для развития здоровой и гармоничной личности ребенка.Основная цель нашего практического исследования – выявить уровень сформированности межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха и составить программно-методические материалы для проведения коррекционной работы.Исследование проводилось с 19 января 2020 года по 15 февраля марта 2020 года на базе МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 311 компенсирующего вида». К исследованию было привлечено 9 детей старшей группы. Все дети посещали МКДОУ на протяжении трех лет. Средний возраст испытуемых составил 6 лет.Констатирующий этап исследования показал, что у большей части детей средний уровень сформированности межличностных отношений.Выявленные результаты обследования говорят о необходимости определения программно-методических материалов для проведения коррекционной работы по развитию межличностных у старших дошкольников с нарушением слуха посредством занятий.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Представленные в программе телесно-ориентированные игры будут способствовать снятию накопленного эмоционального напряжения, развитию навыков общения, основ саморегуляции. Объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры, учатся понимать эмоции и настроение партнера, что способствует развитию их межличностных отношений.Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11Андреева Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интелектуальной недостаточностью со сверстниками // Диссертация на соискание ученой степени кондидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2017.Бабаева Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. СПб., Детство-Пресс, 2012. 112 с.Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика., 2011. - № 1. - С. 74 - 85.Байдина, Ю. Э. Оптимизация отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Ю. Э. Байдина, Г. К. Труфанова // Шаг в будущее : теоретические и прикладные исследования современной науки. – 2015. – С. 149-151.Бакаева, О. Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О. Н. Бакаева // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №6. - С. 96 - 100.Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 2007.Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2017. – 45 сБаскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов// Телесность человека: междисциплинарные исследования. – М., 1991Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 6-13.Берёзкина-Орлова, В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика / под ред. В. Б. Берёзкиной-Орловой. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 409 с.Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 сБоскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : Советский спорт, 2004. – 304 сБуре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р. С. Буре // Для занятий с детьми 3-7 лет - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 сБычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Гаврилова, Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: монография / Е.В. Гаврилова; Перм. гос. гум-пед. ун-т. – Пермь, 2012.Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. М.: Просвещение, 2010.Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. Общение дошкольников со сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция : монография / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова ; Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 163 сГлебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: Сб. научных статей. – Казань, 2014. – С. 33–35.Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Н. Ф. Голованова. - СПб.: Питер, 2014. – 346 с.Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 20.Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103Дмитриева Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Монография. Нижний Новгород :Мининский ун-т, 2017Елагина, М. О преодолении трудностей в общении [Текст] / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 47.Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] - СПб.: Питер, 2009 – 576 с. Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание,- 1990. № 7.Клейменова С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 273-275.Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб.пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. :Аст, 2010. – 446 с.Комиссаренко, Т. О контактах со сверстниками [Текст] / Т. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 19.Комратова, Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н. Г. Комратова, Н. В. Володина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9 (66). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 39 – 43Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.Кульчицкая Е.А. Формирование взаимоотношений детей. / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 36.Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.Милюкова Е.В, Факторы дружбы детей дошкольного возраста //Вестник Курганского государственного университета – №2 – 2010Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.Никитина, Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях [Текст] / Е. Л. Никитина, Е. В. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 52 - 54.Педагогика В.А.Сухомлинского и современное образовательное пространство дополнительного образования детей. Материалы республиканских педагогических чтений//Под научной редакцией Г.Е.Соловьева, Н.В.Корзниковой - Ижевск, АОУ ДПО УР» Институт развития образования». 2018. – 93 с.Печенина, Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н. А. Печенина, И. А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (5). - С. 93 - 95.Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. / под ред. Т.А. Репиной. - М.: Просвещение, 2009. – 165с.Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - №9. - С. 1267 - 1269.Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва :Владос, 2003. – 160 сСмолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76.Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель: журнал, 2014. - №1 .- С. 33.Спирина О. Г. Особенности межличностного взаимодействия старших дошкольников с общим недоразвитием речи со сверстниками//Проблемы современного педагогического образования - №3 – 2019 С. 18-22Стукалов Е.Н. Телесно-ориентированная психотерапия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83245 (дата обращения: 25.01.2020)Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников [Текст] / Р.К. Терещук. – Кишинев, 2009. – 204 сТимошенко, Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство – М: Психотерапия, 2006. – 480 с.Тхазеплова Д. Ф. Ногерова М. Т. Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников// Вопросы науки и образования - №4 -2019 –С 16-19Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.Файтарон, М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма 314 Минобрнауки РФ. / - М.: «ТЦ Сфера», 2019. - 96с.Шатская С. В. Анализ телесно ориентированных методик [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 12-19.Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) [Текст]: Издательство: Детство – Пресс, 2010. - 384 с.Яковлева, И. Н. Развитие свободного общения дошкольников [Текст] / И. Н. Яковлева, С. Н. Самсонова // Общественные науки. Педагогика, 2014.-№7 - 8. - С. 152 - 154.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ А.Сведения о детях старшей группы№ФИО ребенкаПолВозрастЗаключение ПМПК1.Ребенок 1П. С.Мальчик6 летТугоухость двухсторонняя3-4 степени2.Ребенок 2И. Л.Девочка6 летДвухсторонняя глухота3.Ребенок 3С. В.Девочка6 летДвухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4 степени4.Ребенок 4С. Е.Девочка6 летДвухсторонняя нейросенсорная тугоухость 3-4 степень5.Ребенок 5Ш. М.Мальчик6 летДвухсторонняя тугоухость 4 степени6.Ребенок 6Т. К. Девочка6 летДвухсторонняя сенсоневральная тугоухость3-4 степени7.Ребенок 7Т. С. Девочка6 летДвухсторонняя нейросенсорная тугоухость4 степени8.Ребенок 8С. Д. Мальчик6 летДвухсторонняя сенсоневральная тугоухость4 степени9.Ребенок 9З. М.Девочка6 летДвухсторонняя нейросенсорная тугоухость3-4 степениПРИЛОЖЕНИЕ БМетодика «День рождения»ПРИЛОЖЕНИЕ ВМетодика «День Рождения» речевой материалУ меня день рождения. пригласи друга Кого пригласишь? ПРИЛОЖЕНИЕ ГМетодика «Рукавичка»ПРИЛОЖЕНИЕ ДМетодика «Лесенка»ПРИЛОЖЕНИЕ ЕМетодика «Лесенка» речевой материалГде ты себя поставишь? Почему? Это лесенка.

1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11
2. Андреева Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интелектуальной недостаточностью со сверстниками // Диссертация на соискание ученой степени кондидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2017.
3. Бабаева Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. СПб., Детство-Пресс, 2012. 112 с.
4. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика., 2011. - № 1. - С. 74 - 85.
5. Байдина, Ю. Э. Оптимизация отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Ю. Э. Байдина, Г. К. Труфанова // Шаг в будущее : теоретические и прикладные исследования современной науки. – 2015. – С. 149-151.
6. Бакаева, О. Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О. Н. Бакаева // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №6. - С. 96 - 100.
7. Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 2007.
8. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2017. – 45 с
9. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов// Телесность человека: междисциплинарные исследования. – М., 1991
10. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 6-13.
11. Берёзкина-Орлова, В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика / под ред. В. Б. Берёзкиной-Орловой. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 409 с.
12. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 с
13. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : Советский спорт, 2004. – 304 с
14. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р. С. Буре // Для занятий с детьми 3-7 лет - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с
15. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.
16. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
18. Гаврилова, Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: монография / Е.В. Гаврилова; Перм. гос. гум-пед. ун-т. – Пермь, 2012.
19. Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. М.: Просвещение, 2010.
20. Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. Общение дошкольников со сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012
21. Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция : монография / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 163 с
22. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: Сб. научных статей. – Казань, 2014. – С. 33–35.
23. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Н. Ф. Голованова. - СПб.: Питер, 2014. – 346 с.
24. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 20.
25. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103
26. Дмитриева Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Монография. Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2017
27. Елагина, М. О преодолении трудностей в общении [Текст] / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 47.
28. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] - СПб.: Питер, 2009 – 576 с.
29. Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание,- 1990. № 7.
30. Клейменова С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 273-275.
31. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Аст, 2010. – 446 с.
32. Комиссаренко, Т. О контактах со сверстниками [Текст] / Т. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 19.
33. Комратова, Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н. Г. Комратова, Н. В. Володина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9 (66). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 39 – 43
34. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.
35. Кульчицкая Е.А. Формирование взаимоотношений детей. / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 36.
36. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.
37. Милюкова Е.В, Факторы дружбы детей дошкольного возраста //Вестник Курганского государственного университета – №2 – 2010
38. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.
39. Никитина, Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях [Текст] / Е. Л. Никитина, Е. В. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 52 - 54.
40. Педагогика В.А.Сухомлинского и современное образовательное пространство дополнительного образования детей. Материалы республиканских педагогических чтений//Под научной редакцией Г.Е.Соловьева, Н.В.Корзниковой - Ижевск, АОУ ДПО УР» Институт развития образования». 2018. – 93 с.
41. Печенина, Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н. А. Печенина, И. А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (5). - С. 93 - 95.
42. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.
43. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. / под ред. Т.А. Репиной. - М.: Просвещение, 2009. – 165с.
44. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - №9. - С. 1267 - 1269.
45. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва : Владос, 2003. – 160 с
46. Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76.
47. Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель: журнал, 2014. - №1 .- С. 33.
48. Спирина О. Г. Особенности межличностного взаимодействия старших дошкольников с общим недоразвитием речи со сверстниками// Проблемы современного педагогического образования - №3 – 2019 С. 18-22
49. Стукалов Е.Н. Телесно-ориентированная психотерапия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83245 (дата обращения: 25.01.2020)
50. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников [Текст] / Р.К. Терещук. – Кишинев, 2009. – 204 с
51. Тимошенко, Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство – М: Психотерапия, 2006. – 480 с.
52. Тхазеплова Д. Ф. Ногерова М. Т. Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников// Вопросы науки и образования - №4 -2019 –С 16-19
53. Файтарон, М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма 314 Минобрнауки РФ. / - М.: «ТЦ Сфера», 2019. - 96с.
55. Шатская С. В. Анализ телесно ориентированных методик [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 12-19.
56. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) [Текст]: Издательство: Детство – Пресс, 2010. - 384 с.
57. Яковлева, И. Н. Развитие свободного общения дошкольников [Текст] / И. Н. Яковлева, С. Н. Самсонова // Общественные науки. Педагогика, 2014.-№7 - 8. - С. 152 - 154.

Вопрос-ответ:

Какие особенности межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха упоминаются в статье?

Особенности межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха в статье включают ограниченные коммуникативные возможности, трудности в установлении контакта, эмоциональные проблемы и потребность в поддержке и поддерживающей среде.

Какие игры использовались в исследовании для формирования межличностных отношений у старших дошкольников с нарушением слуха?

В исследовании использовались телесно ориентированные игры, такие как физкультурные игры, игры с музыкальными инструментами, игры на свежем воздухе, игры с использованием предметов и игры с различными текстурами.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха обладают ограниченными возможностями коммуникации, имеют трудности в эмоциональной сфере, испытывают трудности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, а также нуждаются в поддержке и специальной поддерживающей среде.

Каким образом телесно ориентированные игры могут помочь в формировании межличностных отношений у старших дошкольников с нарушением слуха?

Телесно ориентированные игры помогают старшим дошкольникам с нарушением слуха установить контакт со сверстниками и взрослыми, развить коммуникативные навыки, научиться выражать и понимать эмоции, а также создать положительную и поддерживающую среду для развития межличностных отношений.

Какие проблемы могут возникнуть у старших дошкольников с нарушением слуха в формировании межличностных отношений?

У старших дошкольников с нарушением слуха могут возникнуть проблемы в установлении контакта с окружающими, ограниченная способность выражать свои потребности и эмоции, а также трудности в социальном взаимодействии. Все это может затруднить формирование межличностных отношений.

Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут испытывать трудности в общении, усваивании речи и развитии социальных навыков. Они могут быть менее выразительными и иметь трудности в понимании окружающего мира. Также у них может наблюдаться определенная эмоциональная неустойчивость и повышенная внутренняя напряженность.

Какое значение имеют межличностные отношения для старших дошкольников с нарушением слуха?

Межличностные отношения играют важную роль в жизни старших дошкольников с нарушением слуха. Они помогают развивать навыки социальной адаптации, общения и сотрудничества. Кроме того, через межличностные отношения дети учатся эмоциональной регуляции, устанавливанию доверия и конструктивной коммуникации.

В чем заключается значение телесно ориентированных игр для формирования межличностных отношений старших дошкольников с нарушением слуха?

Телесно ориентированные игры являются эффективным средством формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Они способствуют развитию моторики, пространственного восприятия и координации движений. Кроме того, через игру дети могут научиться лучше понимать и взаимодействовать с окружающими людьми, учиться выражать свои эмоции и устанавливать контакты со сверстниками.

Какие особенности межличностных отношений наблюдаются у старших дошкольников с нарушением слуха?

У старших дошкольников с нарушением слуха могут быть определенные особенности в межличностных отношениях. Они могут испытывать трудности в установлении контакта с окружающими, быть менее выразительными и иметь ограниченные социальные навыки. У них также может наблюдаться повышенная чувствительность к оценке окружающих, что может влиять на формирование отношений и взаимодействие с другими людьми.

Какие особенности имеют дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут иметь недостаточное развитие речи, слабо развитую слуховую память, ограниченные коммуникативные навыки и затруднения в общении со сверстниками. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании языка, а также в изучении социальных норм и правил поведения.