ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1 уровня
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 10.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Рассмотрение проблемы формирования речевого самоконтроля в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Развитие речевого самоконтроля в онтогенезе 14
1.3. Особенности формирования речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 25
2.2. Характеристика участников эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИК И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ 44
3.1.Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента 44
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 68
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие // В. М. Акименко. - Изд. 2-е. - Ростов на Дону: Феникс. - 2009. С. 63–64.
2. Бех И. Д. Воспитание личности. В 2-х книгах. - М. : Просвещение, 2003
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
4. Винарская Е. Н. О слуховом самоконтроле процесса устного высказывания // Вероятностное прогнозирование. – М.: Провещение. - 1977. – С. 123-127.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г.А. Волкова – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 144 с.
7. Выготский Л. С. Мышления и речь // Соч. в 6ти Т. - М.: Педагогика. - 1982. - Т. 2. - С. 356-361.
8. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов / М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией + CD-диск. [Текст] / О.В. Елецкая – Изд-во Национальный книжный центр, 2015. – 160 с.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
11. Жинкин Н.И. Исследование внутренней речи по методу центральных речевых помех // Изв. АПН РСФСР. – М., 1960. – Вып.113.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
13. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. – Вып. III.
14. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 168-180.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001.
17. Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М., 1969.
18. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. Пособие [Текст] / В.А. Калягин – М.: Академия, 2006. – 320 с. 21.
19. Карпова С.П. Психология речевого развития ребенка. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета. - 1987. - С. 15–19.
20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. –– М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
21. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М., 1986.
22. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с
23. Криницына Г.М. Исследование фонематического самоконтроля у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Г.М. Криницына // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. - Екатеринбург, 2013. - Ч. 1. - С. 204-211.
24. Криницына Г.М. К вопросу изучения функций контроля и самоконтроля у детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии / Г. М. Криницына // Вестник Тюменского государственного университета. - Тюмень, 2006. - 0,2 п. л.
25. Криницына Г.М. Фактор контроля и самоконтроля при формировании письменной речи у младших школьников / Г. М. Криницына // Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок : материалы межрегион. конф. / Тюм. гос. ун-т. - Тюмень, 2004. - 0,4 п. л.
26. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190.
28. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
29. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
30. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности, ‒ М., 1974.
31. Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
32. Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974/
33. Лизунова Л.Р., Левенчук А.Б. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи / Лизунова Л.Р., Левенчук А.Б. / «Логопед». – №1. - 2013.
34. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е. Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
35. Российская, Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией [Текст] / Е.Н. Российская // Дефектология – 2007. – №1 – С. 73–81
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М./СПб., 2002.
37. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников [Текст]: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М. Н. Русецкая. – СПб.: КАРО, 2007. – 192с.
38. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М. : Академия, 2005. – 144 с.
34. Сачко Н.Н. Формирование двигательных навыков / Н.Н. Сачко, П.Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. - М.: МГУ- 1968. - С. 38.
35. Сотова И.А. Закономерности формирования самоконтроля в процессе письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка. Монография. – Иваново: Иван.гос. ун-т, 2006.
36. Чистович Л.А., Кожевников В.А. Восприятие речи // Вопросы теории и методов исследования речевых сигналов. – Л., 1969.
37. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
38. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: 1996.
39. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.
40. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-204.
41. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
42. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М., 1989.
43. Ключникова О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. - 2018. - №25. - С. 302-305. - URL https://moluch.ru/archive/211/51717
44. Султонова М. Ш. Самоконтроль как компонент речевой деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 1174-1175. – URL https://moluch.ru/archive/112/28627
Вопрос-ответ:
Что такое речевой самоконтроль?
Речевой самоконтроль - это способность детей контролировать свою речевую деятельность, осознавать и исправлять ошибки, а также планировать и оценивать свою речь.
Как рассматривается проблема формирования речевого самоконтроля в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе проблема формирования речевого самоконтроля рассматривается как важный аспект развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Как развивается речевой самоконтроль в онтогенезе?
Речевой самоконтроль развивается постепенно в процессе онтогенеза, начиная с младенческого возраста. На начальном этапе дети осознают только наиболее яркие ошибки в своей речи, а постепенно учатся все более осознанно контролировать свою речевую деятельность.
Какие особенности формирования речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи?
У детей с общим недоразвитием речи 1 уровня особенности формирования речевого самоконтроля заключаются в том, что они испытывают большие трудности с контролем своей речи, осознанием ошибок и их исправлением.
Что представляет собой экспериментальное исследование в данной работе?
Экспериментальное исследование в данной работе посвящено изучению формирования речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня. Авторы провели серию экспериментов, чтобы выявить особенности развития и формирования данного навыка у детей с нарушениями речи.
Что такое речевой самоконтроль?
Речевой самоконтроль - это способность человека контролировать и регулировать свою речевую деятельность, осуществлять оценку и коррекцию своих речевых высказываний.
Какие особенности формирования речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи?
У детей с нарушениями речи процесс формирования речевого самоконтроля может быть затруднен. Они могут испытывать проблемы с оценкой правильности своей речи, а также с умением контролировать и исправлять ошибки в процессе общения.
Как развивается речевой самоконтроль у детей?
Развитие речевого самоконтроля у детей происходит постепенно в процессе их онтогенеза. От первых слов и фраз до более сложных речевых высказываний и осознанного контроля над своей речью.
Что представляет собой экспериментальное исследование в данной статье?
Экспериментальное исследование в данной статье представляет собой изучение процесса формирования речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня.
Что говорит психолого-педагогическая литература о проблеме формирования речевого самоконтроля?
Психолого-педагогическая литература обращает внимание на важность формирования речевого самоконтроля у детей. Она рассматривает различные подходы и методики для развития этой способности у детей разного возраста и уровня речевых навыков.
В чем заключается проблема формирования речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня?
Проблема формирования речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня заключается в том, что эти дети испытывают трудности с контролем за своей речевой деятельностью. Они имеют проблемы с осознанием и коррекцией ошибок, а также с управлением своими речевыми процессами.