Текст в лингвистике vs. текст в семиотике
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 01.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
1. Становление и развитие теории текста в лингвистике и в гуманитарных науках 2
2. Объект теории текста и его изучение 4
3. Текст и микросреда его существования 5
4. Проблема текста в гуманитарных науках 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Нас в основном интересуют конкретные формы текстов и конкретные условия жизни текстов, их взаимоотношения и взаимодействия ».И этот процесс обусловлен решающим и важным обстоятельством, что вне текста, помимо него и независимо от него, человек как общественное существо не является (и не может в принципе) объектом изучения гуманитарных наук.Важной методологической проблемой социально-гуманитарного знания является то, что, основываясь на понимании текста как «материального выражения духовной культуры», распределение субъективных ценностей объективируется в текстах, «слышать человеческие голоса через них» и с их помощь проникает в «дух». Из прошлого появились иностранные культуры. Таким образом, во-первых, любой текст является источником многих его пониманий и интерпретацийВо-вторых, эта множественность значений не раскрывается внезапно и не сразу, потому что «семантические явления могут существовать в скрытой форме, потенциально и могут быть обнаружены только в семантических культурных контекстах последующих эпох, благоприятных для этого развития».В-третьих, смысл текста в процессе исторического развития меняется. Каждая эпоха раскрывает - особенно в великих произведениях - что-то новое, свое. Новое понимание «убирает» старое значение, переоценивает, углубляет, расширяет его [4, c. 11].ЗаключениеВся история изучения текста свидетельствует о его желании вырваться из плена идеологии с помощью «чистой» (внутренней) лингвистики, обрести статус междисциплинарного лингвистического объекта.«Современная лингвистика текста носит коммуникативный характер», писал Г. В. в 1984 году Колшанский.Можно сказать, что текст как субъект теории текста, построенный на основе общенаучного принципа регулярности и особого научного принципа коммуникативности, является коммуникативным и прагматически значимым компонентом языкового персонажа, представляя участников акта общения в тексте человека HomoLoquens, у которого есть признаки внушаемости и ситуативности, механизм существования которых основан его коммуникативная трансформируемость.Мы пришли к выводу, что основной задачей теории текста на современном этапе ее развития является изучение «жизни» текста. Текст - это изменение процесса вашего существования в коммуникативном пространстве.Изучение текста, основанное на сочетании общенаучного принципа систематики и особого научного принципа общения, представлено определенным числом категорий (трансформируемость общения, ситуативность, эвокационализм, ориентация на общение).Основными направлениями изучения текста в теории текста являются: текст в его отношениях с говорящим и слушателем; Текст как сложный символ; Текст по отношению к реальности и другие тексты.Список использованной литературы1Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// В кн.: Эстетика словесного творчества.-М.,1979.-С.302 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования М.,1981—С.183 Елисеев А.И., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов, Ростов-на-Дону, 2002.4 Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты—М.,1981—С.115 Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста\\Вкн.:Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.-М., 1984.—С. 167-1706 Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе\\М.:1998.7 Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классМ.:19948 Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.—М., 1984.-С.69 КолшанскийГ.В.«Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения//Иностранные языки в школе.—1985.-- №1» С.10-1410 Ладыженская Т.А «Методика развития речи на уроках русского языка», М.:199111 Лосева Л.М. Как строится текст.-М., 1980.-С.9.12 Львов М.Р. Риторика 10-11 классы, М.: 199513 Львов М.Р «Словарь-справочник по методике преподавания русского языка» М.199914 Москальская О.И. Грамматика текста.-М., 1981.-С.9.15 Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. «Дрофа», М.:200416 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика: справочник по русскому языку.\\М.:2006.
1Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// В кн.: Эстетика словесного творчества.-М.,1979.-С.30
2 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования М.,1981—С.18
3 Елисеев А.И., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов, Ростов-на-Дону, 2002.
4 Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты—М.,1981—С.11
5 Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста\\В кн.:Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.-М., 1984.—С. 167-170
6 Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе\\М.:1998.
7 Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классМ.:1994
8 Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.—М., 1984.-С.6
9 КолшанскийГ.В.«Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения//Иностранные языки в школе.—1985.-- №1» С.10-14
10 Ладыженская Т.А «Методика развития речи на уроках русского языка», М.:1991
11 Лосева Л.М. Как строится текст.-М., 1980.-С.9.
12 Львов М.Р. Риторика 10-11 классы, М.: 1995
13 Львов М.Р «Словарь-справочник по методике преподавания русского языка» М.1999
14 Москальская О.И. Грамматика текста.-М., 1981.-С.9.
15 Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. «Дрофа», М.:2004
16 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика: справочник по русскому языку.\\М.:2006.
Вопрос-ответ:
Каковы основные различия между понятием "текст" в лингвистике и "текст" в семиотике?
В лингвистике текст рассматривается в качестве языкового произведения, состоящего из последовательности связанных речевых единиц. В семиотике текст рассматривается как более широкое понятие, включающее не только языковые произведения, но и другие виды символических систем, такие как живопись, музыка, кино и т.д. Таким образом, "текст" в семиотике охватывает все виды выражения, использующие символы для передачи смысла.
Что является объектом изучения в теории текста?
Объектом изучения в теории текста является сам текст во всех его аспектах, включая его структуру, содержание, функции и особенности взаимодействия с контекстом. Также в фокусе внимания находятся условия его существования, такие как коммуникативная ситуация, автор и адресат текста, а также шире контекст социокультурной реальности.
Какова роль микросреды в существовании текста?
Микросреда играет важную роль в существовании текста. Она включает различные элементы, такие как фонетика, грамматика, лексика, синтаксис, стилистика и т.д., которые образуют основу текста и дают ему смысловую структуру. Микросреда также влияет на способы интерпретации текста, его понимание и воздействие на адресата.
Какие проблемы связаны с понятием "текст" в гуманитарных науках?
Одной из основных проблем, связанных с понятием "текст" в гуманитарных науках, является его многозначность и различные толкования. Различные дисциплины, такие как литературоведение, философия, социология и другие, рассматривают текст с разных точек зрения и придают ему различное значение. Кроме того, существует проблема интерпретации текста, так как разные люди могут по-разному понимать и анализировать один и тот же текст.
Что изучает теория текста в лингвистике и гуманитарных науках?
Теория текста в лингвистике и гуманитарных науках изучает структуру и смысл текстов, их связи с контекстом и условиями существования.
Каков объект изучения теории текста?
Объект изучения теории текста включает конкретные формы текстов и условия их существования.
Как текст связан с микросредой его существования?
Текст существует в определенной микросреде, которая влияет на его форму, содержание и интерпретацию.
Какая проблема связана с текстом в гуманитарных науках?
В гуманитарных науках, одной из главных проблем, связанных с текстом, является его взаимоотношение и взаимодействие с другими текстами и контекстом.
Почему внешний контекст важен для текста?
Внешний контекст текста, который существует независимо от него, влияет на его смысл и толкование.