Государственная власть и ее свойства и формы осуществления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 28 28 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 05.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика разделения властей 5
1.1. Понятие и основные черты государственной власти. Система сдержек и противовесов 5
1.2. Особенности принципа разделения властей. Разделение властей по вертикали и горизонтали 8
Глава 2. Органы государственной власти в РФ 14
2.1.Органы законодательной власти 14
2.2.Органы исполнительной власти 15
2.3.Органы судебной власти 18
2.4.Правовое положение Президента РФ как главы государства 23
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Фрагмент для ознакомления

В первую очередь, Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям, которые были вынесены судами на уровне субъектов или им самим по первой инстанции и не вступивших в законную силу.Во-вторых, Верховный Суд РФ рассматривает дела по отношению к решениям любых судов общей юрисдикции и арбитражных судов на федеральном уровне, которые вступили в законную силу, в порядке надзора.Наравне с двумя изученными выше прямыми формами осуществления надзора суда следует выделить еще и косвенное полномочие – дача разъяснений Верховным Судом по практике судов.Имеющиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства и основанные на нормах закона и обобщенных сведениях практики судов и статистики, выявлении «мертвых» либо не востребованных практикой судов положений, пробелов в нормативном регулировании, характере ошибок судей и методов их устранения представляют собой довольно важный ориентир для системы судов и должны учитываться во время вынесения актов суда по гражданским делам. Последним признаком, который раскрывает понятие «высший орган суда», является правовая сила его решений. Решения Верховного Суда РФ, которые были вынесены им в порядке надзора, имеют окончательный характер и не могут быть в дальнейшем обжалованы либо опротестованы.Решения, постановленные ВС РФ в первой инстанции, могут быть пересмотрены им в рамках кассационного производства. Решения, принятые ВС РФ в кассационном производстве, могут быть пересмотрены в надзорном порядке (но иным подразделением – Президиумом РФ).Решения, вынесенные в рамках надзорного производства как по отношению к решениям, которые были постановлены иными федеральными судами общей юрисдикции, так и им самим, могут быть пересмотрены исключительно по вновь открывшимся обстоятельствам. Между тем, необходимо отметить, что решения, вынесенные в рамках надзорного производства коллегиями ВС РФ, могут быть пересмотрены его Президиумом.Также ВС РФ имеет еще одну, исключительную по собственной правовой природе, компетенцию. На основе части 1 статьи 93 Конституции РФ он принимает участие при отрешении Президента РФ от должности, устанавливая заключение о наличии в деяниях главы страны признаков тяжкого преступного деяния, но только в том случае, если Госдума РФ выдвинет обвинение.Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, который на независимой и самостоятельной основе осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.2.4.Правовое положение Президента РФ как главы государстваВ статье 80 Конституции РФ устанавливаются основы правового положения Президента РФ как главы государства. Ранее Президент РФ признавался главой исполнительных органов власти, однако, в рамках действующей Конституции РФ, он признается главой страны, воплощающий в себе единство государственной власти в целом, а не определенной ветви государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Это самая важная функция, обязывающая его устанавливать в соответствии с нормами Конституцией РФ и федеральным законодательством основные направления внутренней и внешней политики государства.Президент при реализации своей компетенции обеспечивает должное выполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Всего этого Президент РФ может достигнуть при помощи непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают нормам Конституции РФ, так и с помощью уполномоченных в этой области органов, к которым, прежде всего, относятся суды.Реализация такой функции, как обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина Президент РФ осуществляет в собственной деятельности при издании указов, инициации законов, направленных на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения, например, пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и других групп, которым особо требуется защита со стороны государства.Президент страны как глава государства принимает все меры для охраны российского суверенитета и независимости, а также целостности государства. Охрана суверенитета обеспечивается при помощи функционирования всех ветвей власти. Между тем, глава страны также обладает особой компетенцией. К примеру, он самостоятельно принимает оперативные решения, именуемые экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением чрезвычайное или военное положение на российской территории или на отдельных ее территориях незамедлительным сообщением об этом Парламенту.Существенны полномочия Президента РФ, связанные с обеспечением функционирования и взаимодействия государственных органов власти. Для всего этого он может использовать предусмотренные Конституцией РФ рычаги влияния на Государственную Думу РФ и Правительство РФ (глава 5 и 6 Конституции РФ), может в некоторых случаях обратиться в суд, например, с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии законов ее положениям. Он также вправе обратиться с запросом о соответствии Конституции РФ актов субъектов РФ по предметам ведения РФ и взаимного ведения государственных органов власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Президент РФ имеет право инициировать согласительные процедуры для того, чтобы разрешить разногласия между органами власти государства на уровне федерации и на уровне субъектов РФ. В части 4 статьи 78 Конституции РФ сказано, что Правительство РФ и Президент РФ согласно действующей Конституции РФ обеспечивают осуществление компетенции государственной власти федерации по всей территории РФ.Во время осуществления собственных полномочий Президент РФ не может быть арестован, задержан, подвергнут личному досмотру и обыску; в данном смысле его личность является неприкосновенной. В соответствии с частью 1 статьи 93 Конституции РФ Президент РФ в рамках осуществления им собственной компетенции несет ответственность лишь за совершение государственной измены либо другого тяжкого преступного деяния. Таким образом, можно прийти к выводу, что в системе государственных органов власти Президенту РФ отводится особенное место. Согласно принципу разделения властей Президент РФ не относится ни к одной ветви государственной власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. ЗаключениеПринцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве большинства государства, признается обязательным компонентом демократического и правового государства.Сущность данного принципа состоит в том, что демократическим может быть признан только политический режим, основанный на разделений государственных функций между ее органами – законодательными, исполнительными и судебными. Данные органы исполняют главные государственные функции: издают законы, осуществляют практическую реализацию их исполнения, следует за законность и правильностью самих законов.Конституция России 1993 года определила качественно новый подход и трактовку сущности государственной власти, ее базовое теоретико-правовое основание: идея разделения властей и формирования на этой основе независимых органов законодательной, исполнительной и судебной власти.Система государственных органов власти в России находится на стадии собственного развития и совершенствования, он прогрессирует в условиях усложнения политической жизни государства и общества на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Осуществляется процедура формирования вертикали исполнительной власти, совершенствование системы законодательных органов власти, в том числе Совета Федерации РФ, а также реформа судебной власти. Эти правовые процессы в стране проходят сложно, в отдельных случаях можно встретить существенное противодействие со стороны некоторых государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, определенных категорий граждан, в особенности в субъектах РФ.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) О судебной системе Российской Федерации// Российская газета, N 3, 06.01.19973. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.19944. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)// Российская газета, N 27, 07.02.20145.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 245, 23.12.1997Научная и учебная литература:1.Алескеров И.Б.О., Каримов Н.Х. Роль и правовое значение Президента в системе разделения властей в РФ // Журнал «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации». - 2017. С. 167-169.2.Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2016.- С.753. Бритикова В.С. Государственная власть: понятие, свойства, признаки // Журнал «Актуальные проблемы современной юридической науки и практики». – 2019. – С.20-214.Гордынин Н. А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2016. – № 3 (часть 4). – С. 1895.Грекалов А. А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». – 2017. –С. 986.Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 1227.Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 1638.Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 15-179. Каплунов А. С. Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 31710. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 25811. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. — Москва : КНОРУС, 2017. — 280 с.12. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва :КноРус, 2016. — 216 с.13. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва: Юстиция, 2017. — 409 с.14. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.15. Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 16316. Магомедова Н. С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 52.17. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с18. Рубинина Э.Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы // Журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика». – 2016. – С. 13119. Скворцова А. П., Коняхина Т.Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Вестник Московского университета МВД России».- 2018. – С.20420. Спектор Л. А. Судебная власть: вопросы теории и практики // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. – С.16321. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.22. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Журнал «Судебная власть и уголовный процесс». – 2017. – С. 16823. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академическогобакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. //М.: Статут. – 2017. – 624с.24. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) О судебной системе Российской Федерации // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)// Российская газета, N 27, 07.02.2014
5.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 245, 23.12.1997

Научная и учебная литература:

1.Алескеров И.Б.О., Каримов Н.Х. Роль и правовое значение Президента в системе разделения властей в РФ // Журнал «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации». - 2017. С. 167-169.
2. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2016.- С.75
3. Бритикова В.С. Государственная власть: понятие, свойства, признаки // Журнал «Актуальные проблемы современной юридической науки и практики». – 2019. – С.20-21
4. Гордынин Н. А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2016. – № 3 (часть 4). – С. 189
5. Грекалов А. А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». – 2017. –С. 98
6.Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 122
7. Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 163
8. Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 15-17
9. Каплунов А. С. Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 317
10. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258
11. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. — Москва : КНОРУС, 2017. — 280 с.
12. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва : КноРус, 2016. — 216 с.
13. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва: Юстиция, 2017. — 409 с.
14. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
15. Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 163
16. Магомедова Н. С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 52.
17. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с
18. Рубинина Э.Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы // Журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика». – 2016. – С. 131
19. Скворцова А. П., Коняхина Т.Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Вестник Московского университета МВД России».- 2018. – С.204
20. Спектор Л. А. Судебная власть: вопросы теории и практики // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. – С.163
21. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
22. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Журнал «Судебная власть и уголовный процесс». – 2017. – С. 168
23. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. //М.: Статут. – 2017. – 624с.
24. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29

Вопрос-ответ:

Что такое государственная власть?

Государственная власть - это способность государства управлять своими делами, влиять на общественные процессы и принимать решения, обладая законодательной, исполнительной и судебной властью.

Каковы основные черты государственной власти?

Основными чертами государственной власти являются: первоначальность, исключительность, всеобщность, непрерывность, обязательность и принудительность.

Какие принципы лежат в основе государственной власти?

Основными принципами государственной власти являются: разделение властей, сдержки и противовесы, вертикальное и горизонтальное разделение властей, конституционная ответственность органов государственной власти.

Какие органы государственной власти существуют в Российской Федерации?

Органы государственной власти в Российской Федерации делятся на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным относятся Федеральное Собрание - парламент России, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. К исполнительным органам власти относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и его аппарат, а также иные федеральные органы исполнительной власти. Органами судебной власти являются суды всех уровней.

Какое правовое положение имеет Президент РФ?

Президент Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Он является главой государства и обладает широким спектром полномочий: он назначает и освобождает от должностей высших должностных лиц, подписывает и издает федеральные законы, представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних делах, является главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и т.д.

Какие основные черты государственной власти?

Государственная власть обладает определенными чертами, включающими ее объективность, всеобщность, законность, стабильность, обязательность и иерархичность.

Что такое система сдержек и противовесов в государственной власти?

Система сдержек и противовесов представляет собой механизм, который направлен на предотвращение злоупотребления властью и сохранение баланса между различными ветвями государственной власти. Она основана на взаимном контроле и взаимодействии между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Какие формы осуществления разделения властей существуют?

Разделение властей может быть осуществлено по вертикали и горизонтали. По вертикали разделение означает разграничение властей между федеральным и региональным уровнем. По горизонтали разделение означает разграничение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.