Дефектология как самостоятельная отрасль науки и практики. Предмет и объект дефектология
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 08.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Дефектология как наука…………………………………………….………..4
1.1 История возникновения дефектологии……………………..….…...4
1.2 Предмет и задачи дефектологии………………………...…………..4
2. Основные проблемы развития современной дефектологии………………6
3. Цели и задачи ПМПК……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15
ㅤ Наука должна ㅤ овладеть этим своеобразием ㅤ и объяснить ㅤ его, установить ㅤ циклы и ㅤ метаморфозы развития, ㅤ его диспропорции ㅤ и перемещающиеся ㅤ центры, открыть ㅤзаконы многообразия. Далее встаютпроблемы практические: ㅤ как овладеть ㅤ законами этого ㅤ развития. ㅤ3. Цели и задачи ПМПКЦелью ㅤПМПК является: обеспечение диагностико-коррекционного ㅤ психолого-медико-педагогического сопровождения ㅤ обучающихся, исходя ㅤ из реальных ㅤ возможностей образовательного ㅤ учреждения и ㅤ в соответствии ㅤ со специальными ㅤ образовательными потребностями, ㅤ возрастными и ㅤ индивидуальными особенностями, ㅤ состоянием соматического ㅤ и нервно-психического здоровья обучающихся [5,стр. 32].В задачи консилиума_ входят:Консолидация ㅤ усилий специалистов ㅤ различного профиля ㅤ для оказания ㅤ квалифицированной комплексной ㅤ помощи учащимся ㅤ и их ㅤ родителям.Своевременное ㅤ выявление и ㅤ ранняя (с ㅤ первых дней ㅤ пребывания ребенка ㅤ в образовательном ㅤ учреждении) диагностика ㅤ отклонений в ㅤ развитии, трудностей обучения и_ адаптации.Организация ㅤ и проведение ㅤ комплексного изучения ㅤ личности и ㅤ развития ребенка ㅤ с использованием ㅤ диагностических методик ㅤ психологического, педагогического, ㅤ клинического обследования ㅤ с целью ㅤ организации коррекционного ㅤ процесса обучения ㅤ и реабилитационного ㅤ воздействия в ㅤ соответствии с ㅤ уровнем индивидуальных ㅤ возможностей и ㅤ особенностей учащегося.Системный анализ ㅤ данных психолого-педагогического ㅤ и медико-социального ㅤ изучения учащихся_ ㅤс выработкой_ комплексного заключения.Определение ㅤ уровня и ㅤ выявление индивидуальных ㅤ особенностей развития ㅤ познавательной деятельности ㅤ (речи, памяти, ㅤ внимания, мышления, ㅤ работоспособности и ㅤ др.), изучение ㅤ индивидуального профиля ㅤ эмоционально-волевого и_ личностного развития.Выявление резервных ㅤ возможностей ребенка, ㅤ разработка рекомендаций ㅤ по оптимизации ㅤ учебно-воспитательной работы ㅤ и рекомендаций ㅤ для учителя ㅤ в целях ㅤобеспечения индивидуального подхода в обучении.Выбор дифференцированных ㅤ педагогических условий ㅤ при организации ㅤ коррекционно-развивающего образовательного ㅤ процесса, необходимых ㅤ для максимальной ㅤ компенсации нарушения ㅤ и адаптации ㅤ обучающихся ㅤ [4, ㅤ стр. 15].Выбор оптимальных ㅤ для развития ㅤ ученика образовательных ㅤ программ, методов ㅤ и приемов ㅤ обучения, коррекционной ㅤ и развивающей ㅤ работы, соответствующих ㅤ готовности ребенка ㅤ к обучению ㅤ в зависимости ㅤ от состояния ㅤ его здоровья, ㅤ индивидуальных особенностей ㅤ развития, адаптивности ㅤ и социализированность в окружающей_ среде.Составление ㅤ индивидуального образовательного ㅤ маршрута обучающихся, ㅤ моделирование программ_комплексной помощи.Отслеживание динамики в психофизическом_ __ развитии детей.Подготовка документации ㅤ и направление ㅤ на обследование ㅤ в окружную ㅤ (городскую) ПМПК ㅤ детей, не ㅤ усваивающих учебную ㅤ программу, реализуемую ㅤ в данном ㅤ образовательном учреждении ㅤ и нуждающихся ㅤ в ㅤ другом ㅤ виде коррекционного_ обучения.Определение ㅤ путей интеграции ㅤ детей в ㅤ соответствующие классы, ㅤ работающие по ㅤ основным образовательным ㅤ программам, при ㅤ положительной динамике ㅤ и компенсации_ недостатков развития.Организация школьного ㅤ здоровьесберегающего образовательного ㅤ пространства с ㅤ целью профилактики ㅤ физических, интеллектуальных ㅤ и эмоциональных перегрузок и срывов.Организация ㅤ профессионального взаимодействия ㅤ специалистов в ㅤ рамках учреждения_ и за_ ___его пределами.Подготовка и ㅤ ведение документации, ㅤ отражающей актуальное ㅤ развитие ребенка, динамике его. ///состояния.Организация ㅤ профессионального сотрудничества ㅤи взаимодействия ㅤ с учреждениями ㅤ образования, здравоохранения, ㅤ правовыми и ㅤ социальными органами.ЗаключениеТаким ㅤ образом, на ㅤосновании ㅤ вышеизложенного можно ㅤ сделать следующие ㅤ выводы:Физиологическую ㅤ основу речи ㅤ составляет деятельность ㅤ второй сигнальной ㅤ системы, раздражителем ㅤкоторой выступают слова. Функционирование второй ㅤ сигнальной системы ㅤ осуществляется в ㅤ неразрывном взаимодействии ㅤ с первой.Становление устной ㅤ речи происходит ㅤ как становление ㅤ деятельности. Важнейшим ㅤ условием формирования ㅤ устной речи ㅤ является развитие ㅤ у ребенка ㅤ мотивационной стороны ㅤ речевой деятельности.У детей ㅤ с ЗПР ㅤ в ходе ㅤ специального обучения ㅤ надо формировать ㅤ потребность в речевом общении.• Речь-инструмент ㅤ развития высших ㅤ отделов психики ㅤ растущего человека. ㅤ Задержка речевого ㅤ развития на ㅤ начальных возрастных ㅤ ступенях не ㅤ может быть ㅤ компенсирована впоследствии.• Методика ㅤ обучения детей ㅤ с задержкой ㅤ психического ㅤ развития базируется ㅤ на понимании ㅤ процесса овладения ㅤ языком как ㅤ взаимодействие трех ㅤ взаимосвязанных ㅤ явлений: языковой ㅤ способности, речевой ㅤ деятельности и ㅤ языковой программы.Основная задача ㅤ речевого развития ㅤ ребенка дошкольного ㅤ возраста - ㅤ это владение ㅤ нормами и ㅤ правилами родного ㅤ языка, определенными ㅤ для каждого ㅤ возрастного периода ㅤ и развитие ㅤ их коммуникативных ㅤ способностей (заметим, ㅤ что индивидуальные ㅤ различия речевого ㅤ уровня у ㅤ детей одного ㅤ возраста могут ㅤ быть исключительно. велики)• ㅤ Особенности речи ㅤ у детей ㅤ с задержкой ㅤ психического развития ㅤ характеризуется нарушением ㅤ речи, как ㅤ системы: у ㅤ них отмечается ㅤ нарушения звукопроизношения, ㅤ бедность словарного ㅤ запаса, недостаточная ㅤсформированность ㅤ грамматического строя ㅤ речи, наличие ㅤ грамматических стереотипов, ㅤаграмматизмов, ㅤ речевая ㅤинактивность. Своеобразие ㅤ речи отражает ㅤ недоразвитие как ㅤ эмоционально-волевой сферы, ㅤ так и ㅤпознавательной деятельности.• Проведенное ㅤ исследование позволяет ㅤ выявить и ㅤ сопоставить симптоматику ㅤ нарушений фонематического ㅤ восприятия и ㅤ фонематических функций ㅤ у детей ㅤ с задержкой• Психического ㅤ развития и ㅤ детей с ㅤ общим недоразвитием ㅤ речи, а ㅤ также определить ㅤ механизмы этого ㅤ нарушения у ㅤ обеих категорий ㅤ детей.Список ㅤ используемой ㅤ литературы:1. ㅤ «Основы дефектологии ㅤ – Психологии» ㅤ - Л.С. ㅤ Выготский, ЛАНЬ ㅤ 2003 г.2. ㅤ«Настольная книга педагога-дефектолога» - Т.Б. Епифанцева, г. Ростов-на Дону ФЕНИКС 2007г.3. «Специальная педагогика и коррекционная психология»- Т.Г. Неретина, ФЛИНТА 2008г.4. «Коррекционная педагогика»- Т.Г. Никуленко ФЕНИКС 2009г.5. «Курс лекций по коррекционной педагогике»- И.П. Подласый, ВЛАДОС 2002г.6. «Основы коррекционной педагогики»- В.А. Сластенина, г. Москва ACADEMA 2002г.
1. ㅤ «Основы дефектологии ㅤ – Психологии» ㅤ - Л.С. ㅤ Выготский, ЛАНЬ ㅤ 2003 г.
2. ㅤ «Настольная книга педагога-дефектолога» - Т.Б. Епифанцева, г. Ростов-на Дону ФЕНИКС 2007г.
3. «Специальная педагогика и коррекционная психология»- Т.Г. Неретина, ФЛИНТА 2008г.
4. «Коррекционная педагогика»- Т.Г. Никуленко ФЕНИКС 2009г.
5. «Курс лекций по коррекционной педагогике»- И.П. Подласый, ВЛАДОС 2002г.
6. «Основы коррекционной педагогики»- В.А. Сластенина, г. Москва ACADEMA 2002г.
Вопрос-ответ:
Каковы история возникновения дефектологии?
Дефектология как самостоятельная отрасль науки и практики возникла в XIX веке. Ее основными истоками являются различные школы педагогики и психологии того времени. Например, в России особое влияние оказали психологические и педагогические идеи Л. С. Выготского и его школы.
Каковы предмет и задачи дефектологии?
Предметом дефектологии является изучение особенностей развития и обучения лиц с различными формами нарушения психического или физического развития. Основные задачи дефектологии - диагностика, коррекция и реабилитация таких лиц, а также разработка и внедрение специальных методов и средств обучения и воспитания.
Какие основные проблемы развития современной дефектологии?
Одной из проблем является недостаточная интеграция дефектологических знаний и методов в общую систему образования. Также существует проблема доступности специалистов в данной области, что ограничивает возможности детей с особыми потребностями получить качественное образование. Кроме того, существуют проблемы в области научных исследований и обмена опытом в сфере дефектологии.
Каковы цели и задачи ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)?
Целью ПМПК является выявление и оценка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка и рекомендации по оказанию им специальной помощи и поддержки. Задачи ПМПК включают проведение комплексной диагностики, определение степени ограничений и возможностей, осуществление психолого-педагогического сопровождения и подготовку индивидуальных образовательных программ для таких детей.
С какой целью возникла дефектология?
Дефектология как наука и практика возникла с целью изучения и направления усилий на помощь лицам с отклонениями в развитии и обучении. Основная цель дефектологии - обеспечение равных возможностей развития и образования для всех людей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Что такое дефектология?
Дефектология - это самостоятельная отрасль науки и практики, которая изучает и помогает людям с различными нарушениями развития.
Какая история возникновения дефектологии?
История возникновения дефектологии уходит своими корнями в конце XIX века, когда стало понятно, что существует необходимость в специализированных методах и подходах к образованию и воспитанию людей с нарушениями развития.
Какие задачи ставит перед собой дефектология?
Дефектология имеет ряд задач, включающих исследование нарушений развития, разработку специальных методик и технологий, организацию образования и воспитания для людей с нарушениями, а также социальную адаптацию и интеграцию таких людей в общество.
Какие основные проблемы развития современной дефектологии?
Современная дефектология сталкивается с рядом проблем, включая недостаток специалистов в данной области, несоответствие методик и программ обучения потребностям и возможностям людей с нарушениями развития, а также социальную дискриминацию и отсутствие инклюзивного образования.
Какие цели и задачи ставит перед собой ПМПК?
ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) имеет целью определение индивидуальных образовательных потребностей и возможностей каждого человека с нарушениями развития, а также разработку индивидуальных коррекционных программ и планов образовательного процесса для таких людей.
Что такое дефектология?
Дефектология - это самостоятельная отрасль науки и практики, которая изучает и решает проблемы дефектологического характера - ограничений и отклонений в развитии и функционировании личности.