Детские и юношеские организации и учреждения в системе социально-культурных учреждениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.03.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности 5
1.2. Основные типы и виды учреждений культуры 8
2 ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
2.1.Детские и юношеские организации в советском обществе 14
2.2. Детские и юношеские организации в современном обществе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33




Фрагмент для ознакомления

В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой два типа организационных структур: детские объединения для внешкольной деятельности и детские объединения для дополнительного образования. Работа детских объединений осуществляется на основе образовательных программ. В Федеральном законе "Об образовании в РФ" дополнительные программы подразделяются на "дополнительные общеразвивающие и дополнительные профессиональные". Образовательная программа должна быть ориентирована на определенный вид деятельности: познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и др.В отличие от внешкольной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому педагоги используют типовую программу данного образовательного учреждения или авторскую программу педагога дополнительного образования.Учреждения дополнительного образования детей и подростков предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в том числе развития их индивидуальных интересов и способностей.В 2019 году в России насчитывалось 56 302 организации, реализующие дополнительные образовательные программы. С 2017 по 2019 год их число увеличилось на 24 226 организаций, или более чем на 75%.Своеобразным сегментом является дополнительное образование в организациях отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе во всероссийских центрах "Артек", "Орленок", "Океан". Почти 86% организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, находятся в муниципальной собственности. Еще 11% находятся в ведении субъектов РФ.Большая часть ОДО находится в муниципальной собственности (учредителями являются органы местного самоуправления). Государственный (региональный и малый федеральный) сегмент системы ОДО выигрывает по всем параметрам (уровень финансовой поддержки, включая заработную плату, кадровые и материальные ресурсы) по сравнению с муниципальным. Это обусловлено улучшением условий финансирования из федерального и региональных бюджетов, а также более широкими возможностями привлечения средств граждан (государственные организации, как правило, действуют в административных центрах субъектов Российской Федерации). Подавляющее большинство ОДО принадлежат департаментам образования, культуры и спорта. Около 5 тысяч организаций находятся в подчинении Министерства культуры России (музыкальные, художественные, хореографические училища, а также художественные школы). Из оставшегося числа ОДО, находящиеся в ведении Министерства образования и науки России (до реформы) и ОДО, находящиеся в ведении Министерства спорта России, примерно равны. Количество негосударственных организаций дополнительного образования (отраженных в форме 1-уп) в 2017 году составило 363 организации. Федеральные государственные организации дополнительного образования немногочисленны.В 1999 г. Министерство образования имело 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих различные программы дополнительного образования. В этих учреждениях находилось 4,3 млн. детей. Более 54% учащихся охвачены художественно-эстетическим воспитанием.Министерство образования имеет 397 художественных учреждений, 443 эколого-биологических центра и станции для юных натуралистов.Детско-юношеские спортивные школы и клубы физической культуры занимают большое место в системе дополнительного образования. В 2019 году в системе Министерства образования насчитывалось около 3000 таких школ. Работали они и с 1,9 млн детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзах и других организациях было занято 790,2 тысячи детей и подростков.В систему Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ входят 5,8 тысячи детских художественных школ различного профиля и 4499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа "Одаренные дети".Количество территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей увеличилось в 21 раз и составило 2240 учреждений, действующих в системе органов социальной защиты населения (Минздравсоцразвития) на начало 2020 г. Среди них можно выделить три группы учреждений:- центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе социальные приюты для детей и подростков;- реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.Большинство этих учреждений действуют, как правило, по месту жительства семьи и детей. В среднем в каждом субъекте РФ таких учреждений насчитывается 25,8. Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей первое место занимают центры социальной помощи семье и детям (различного типа) – 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков-412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних-276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями-182 и др.В соответствии с Законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999) в стране существует два типа специализированных образовательных учреждений: открытые и закрытые.К специальным образовательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:–общеобразовательные специализированные школы;– профессиональные специальные училища;– другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,К специальным образовательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, детские дома-интернаты, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-инвалидов и др.)- система Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития РФ.Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые изоляторы временного содержания для несовершеннолетних (центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) – система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации-система Министерства образования и Министерства здравоохранения.По состоянию на 01.01.2020 общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и органах социальной защиты, составило 701, в том числе 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Таких учреждений в системе образования насчитывается 61.В ноябре 2000 года постановлением Правительства РФ утверждено примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационный центр, Социальный приют для детей, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положении говорится, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и иными организациями.В 2015 году президент России Владимир Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДС).Как отмечается в указе, целью создания новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности "на основе присущей российскому обществу системы ценностей".Учредителем РДС стало Федеральное агентство по делам молодежи.Согласно Уставу новой организации, ее высшим руководящим органом является Съезд, созываемый по решению координационного совета. Координационный совет возглавляют его председатель и два сопредседателя, которые избираются Конгрессом на трехлетний срок.Президент поручил правительству до конца марта 2016 года определить состав федерального имущества, переданного РДС. Кроме того, согласно постановлению, правительству следует создать федеральное государственное бюджетное учреждение" Российский детско-юношеский центр "при Росмолодеже, возложив на него функции по обеспечению взаимодействия его представителей, действующих во всех субъектах РФ, с "Российским движением школьников", Министерством образования и науки, Росмолодежью, органами исполнительной власти регионов и местного самоуправления.Кроме того, правительству поручено утвердить порядок предоставления субсидий Российскому движению школьников и российскому детско-юношескому центру в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству образования и науки РФ.ЗАКЛЮЧЕНИЕОрганизация культурной деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность и выходит на первый план, так как одним из важнейших направлений ее работы является создание условий для удовлетворения растущих духовно-нравственных потребностей людей, сохранение и передача культурного наследия страны и конкретного региона, а также формирование мотивов поведения и содействие формированию и социализации личности человека. Кроме того, помимо удовлетворения культурно-информационных потребностей населения, учреждения культуры выполняют еще одну важную функцию-они создают комфортное пространство для проведения досуга людей. А досуг, как известно, важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения социальных конфликтов, укрепления отношений между поколениями, удовлетворения потребности индивида в удовольствиях, развлечениях и отдыхе. И все эти функции включают в себя социальную и культурную деятельность.Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности выделяются такие функции и принципы культурного соответствия технологического процесса. Они используются в социокультурных технологиях, основанных на национальных традициях, морально-эстетических нормах поведения, национальных и этнических обрядах, особенностях народного творчества, фольклора , народных промыслов и др. принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. На современном этапе они должны содержать попытки формулирования и обоснования концепций, связанных со стратегией и тактикой культурного развития современного общества.Детские и молодежные организации играют большую роль в жизни общества – они формируют подрастающее поколение. От развития молодого поколения зависит будущее страны, общества. В советское время существовала четкая и отлаженная система воспитания, но все-таки главная цель – политическая, создание того человека, который необходим государству, организации являлись средством манипуляции. В современное время необходимо возрождать организации, занимающиеся воспитанием детей, но уже без того идеологического элемента. Государственная политика должна создавать наиболее благоприятные условия для подрастающего поколения, обеспечивая всестороннее развитие личности ребенка, при этом учитывая его потребности и интересы, активно привлекать молодежь к участию в жизни страны.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Андриенко, Е. С. Основы социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Е. С. Андриенко. - Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 197 с. – Доступ из ЭБ НОККиИ 2.Абехтикова М.Б. История отечественных детских и молодежных организаций в ХХ веке: от скаутского движения до православных лагерей // Вестник КГУ. 2019. №1. 3.Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 571–575. 4.Виханский, О. С. Менеджмент: учебникдля студ. Учрежд. – М.: Инфра-М, 2017. 5.Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.6.Иванова И.В. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения / И.В. Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ. – 2016. – 1 (166). – 155 с.7.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. М.: Юрайт, 2016. — 246 с.8.Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум / С. Г. Коленько. — М.: Юрайт, 2018. — 370 с.9.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие / Н. А. Коноплева. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с. 10.Куличкина, Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа: учеб. пособие / Г. В. Куличкина. — М.: Юрайт, 2018. — 197 с.11.Курило С.Н. Развитие детско-юношеских организаций в России: к истории вопроса // Вестник УЮИ. 2016. №1 (71). 12.Менеджмент: учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 342 с.13.Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 656 с. 14.Менеджмент: Учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 380 с. 15.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебное пособие / М. В. Воротной, Н. П. Гончарова, Т. Н. Егорова и др. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. - 448 с. -13 16.Организация досуговых мероприятий [Текст]: учебник / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, А. Е. Подобин и др.; под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Академия, 2014, 2017 . - 288 с. -49 17.Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков.— М.: Юрайт, 2018. — 205 с.18.Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях [Текст]: учебное пособие/ Е. Л. Шекова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. - 416 с.19.Якушкина М. С. Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 440—452. 20.Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kultura-socio.ru/shpargalki-po-sotsialno-kulturnoj-deyatelnosti/265-osnovnye-gruppy-socialno-kulturnyx-texnologij-ix.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андриенко, Е. С. Основы социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Е. С. Андриенко. - Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 197 с. – Доступ из ЭБ НОККиИ
2.Абехтикова М.Б. История отечественных детских и молодежных организаций в ХХ веке: от скаутского движения до православных лагерей // Вестник КГУ. 2019. №1.
3.Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 571–575.
4.Виханский, О. С. Менеджмент: учебникдля студ. Учрежд. – М.: Инфра-М, 2017.
5.Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.
6.Иванова И.В. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения / И.В. Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ. – 2016. – 1 (166). – 155 с.
7.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. М.: Юрайт, 2016. — 246 с.
8.Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум / С. Г. Коленько. — М.: Юрайт, 2018. — 370 с.
9.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие / Н. А. Коноплева. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с.
10.Куличкина, Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа: учеб. пособие / Г. В. Куличкина. — М.: Юрайт, 2018. — 197 с.
11.Курило С.Н. Развитие детско-юношеских организаций в России: к истории вопроса // Вестник УЮИ. 2016. №1 (71).
12.Менеджмент: учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 342 с.
13.Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 656 с.
14.Менеджмент: Учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 380 с.
15.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебное пособие / М. В. Воротной, Н. П. Гончарова, Т. Н. Егорова и др. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. - 448 с. -13
16.Организация досуговых мероприятий [Текст]: учебник / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, А. Е. Подобин и др.; под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Академия, 2014, 2017 . - 288 с. -49
17.Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков.— М.: Юрайт, 2018. — 205 с.
18.Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях [Текст]: учебное пособие/ Е. Л. Шекова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. - 416 с.
19.Якушкина М. С. Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 440—452.
20.Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kultura-socio.ru/shpargalki-po-sotsialno-kulturnoj-deyatelnosti/265-osnovnye-gruppy-socialno-kulturnyx-texnologij-ix.html

Вопрос-ответ:

Какая сущность и специфика организации социально-культурной деятельности?

Организация социально-культурной деятельности имеет целью удовлетворение культурных и социальных потребностей населения. Ее сущность заключается в создании условий для доступного и разнообразного культурного обслуживания граждан, а также формировании активной гражданской позиции через участие в культурных и социальных мероприятиях. Специфика организации социально-культурной деятельности заключается в необходимости учитывать разнообразные интересы и потребности различных групп населения, а также обеспечении доступности культурных услуг для всех категорий граждан.

Какие бывают типы и виды учреждений культуры?

В системе социально-культурных учреждений существуют различные типы и виды учреждений культуры. К ним относятся библиотеки, музеи, выставочные залы, театры, кинотеатры, концертные залы, молодежные центры и др. Библиотеки предоставляют доступ к книжным фондам и информационным ресурсам. Музеи и выставочные залы предлагают возможность ознакомиться с произведениями искусства и историческими экспонатами. Театры и кинотеатры представляют различные спектакли и фильмы для культурного времяпрепровождения. Каждое учреждение культуры имеет свою специфику и направленность в работе, но все они вместе способствуют развитию культурного потенциала общества.

Каковы особенности детских и юношеских организаций в советском обществе?

В советском обществе детские и юношеские организации играли важную роль в формировании молодого поколения. Одной из особенностей было строгое государственное регулирование и контроль над деятельностью этих организаций. Например, пионерская организация была ориентирована на воспитание коммунистической молодежи и пропаганду идеологии партии. Детские и юношеские организации также предлагали различные внеклассные и культурно-просветительские мероприятия, образовательные программы и лагеря. Они играли важную роль в формировании личности и социализации детей и подростков.

Каковы основные типы и виды учреждений культуры?

Основные типы и виды учреждений культуры включают в себя музеи, театры, кинотеатры, библиотеки, клубы и дома культуры. Эти учреждения предоставляют различные культурно-образовательные программы и мероприятия для населения, включая детей и молодежь.

Какова сущность и специфика организации социально-культурной деятельности?

Сущность социально-культурной деятельности заключается в создании условий для развития и самореализации личности через культурные процессы и активное участие в общественной жизни. Специфика организации такой деятельности заключается в проведении различных мероприятий, программ и проектов, направленных на удовлетворение культурных потребностей разных слоев населения, включая детей и молодежь.

Какие детские и юношеские организации были в советском обществе?

В советском обществе существовали детские и юношеские организации, такие как пионерская организация "Пионеры", комсомольская организация "Комсомол" и другие. Эти организации выполняли роль воспитательных и образовательных институтов, организовывая детские и молодежные коллективы, проводя массовые мероприятия и развивая патриотические и коммунистические идеалы.

В какой роли находятся детские и юношеские организации в современной России?

В современной России детские и юношеские организации играют важную роль в развитии и воспитании молодого поколения. Они предоставляют детям и молодежи возможность заниматься спортом, искусством, наукой и другими сферами деятельности, развивая их таланты и интересы. Эти организации также проводят различные образовательные и социальные программы, помогая молодым людям адаптироваться в современном обществе и стать активными гражданами.

Какой тип учреждений включается в систему социально-культурных учреждений?

В систему социально-культурных учреждений включаются различные типы учреждений, такие как дома культуры, клубы, центры культуры, библиотеки, музеи и другие. Они выполняют функцию предоставления доступа к культурным и образовательным мероприятиям для различных возрастных категорий населения, включая детей и молодежь.