Студенческие приметы: языковые черты и особенности функционирования.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРИМЕТ 8
1.1. Самые распространенные студенческие приметы 8
1.2. Студенческие амулеты и талисманы, их происхождение и опыт использования 12
ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРИМЕТЫ 17
2.1. Языковые черты студенческих примет 17
2.2. Особенности функционирования студенческих примет 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Чаще всего студенты используют обряды и приметы не для магического эффекта, а для психологического спокойствия, создания эффекта плацебо. Функционирование студенческих примет чаще всего завязано возле определенного объекта. Таковым в подавляющем большинствеслучаев выступает зачетка. Безусловно, зачетка как сугубо прагматический предмет, функционирующий только в определенной среде, не может иметь исторически-сакрального контекста. Но магичность этого предмета определена самой функциональностью: - в ней содержатся оценки – шкала, которая отражает успешность студента в обучении;- вся деятельность ритуального характера студентов направлена на улучшение или максимальное повышение оценок. С зачетками или табелями успеваемости связаны множество примет по всему миру. К примеру, с зачетками могут совершаться такие действия, как:- открывание/закрывание зачетки определенной рукой (левой), определенным субъектом (преподавателем); - необходимость или запрет ронять зачетку на пол; - запрет передавать зачетку в руки другому студенту, который еще не сдал экзамен;- необходимость сидеть на зачетке, спать на подушке, под которой лежит зачетка;- замораживание зачетки в холодильнике.Таким образом, такое большое количество манипуляций с зачеткой делает ее одним из сакральных символов студенчества. Аналогичными символами могут выступать:- книги, конспекты, тетради;- талисманы или амулеты;- образ халявы (синоним легкой удачи, который так или иначе прослеживается во многих культурах мира) и т.д. Другая группа примет носит универсальный характер и не относится непосредственно к студенческим, но используется ими в силу того, что студенты являются носителями традиционно русской культуры и отражают общие всем черты русской ментальности. Вера в приметы оказывается близкой к магической сфере. Студенты указывают на вполне традиционные приметы: связанные с сакрализацией частей тела человека - волосами, ногтями, бородой и т.д. К примеру, многие студенты отмечают, что нельзя мыть голову перед экзаменом, бриться, стричь ногти; приметы универсального характера - плохо: когда с пустыми ведрами идут навстречу, кошка перебежала дорогу, нельзя возвращаться в дом после выхода; приметы, имеющие сакральные корни, связанные со сном. Также в студенческой сфере существуют приметы, сакрализующие части тела- ноги и руки. Примета - класть пятак - пять рублей (символ отличной оценки) под пятку - сакрализация ноги. С ногой связана и примета переступания порога аудитории с правой ноги (в культуре порог символизирует междумирье, то есть мистическое переходное пространство.Соответственно и нога обретает сакрализацию переходности к другому пространственному измерению при переступании порога). С рукой связаны действия взятия билета (нельзя брать левой рукой). Право/лево в традиционном сознании связано с оценочными характеристиками правых-правильных и левых-неправильных действий. Те, кто «болеет» за сдающего экзамен, также совершают магические действия руками: сжимают кулаки, делают «дулю»; существуют «эмоциональные» обряды: образ, который подразумеваетсмех в 5 утра перед экзаменом; крик в окно в 12 ночи с призывом халявы.Функционирование примет в студенческой сфере также связано с системой упорядоченных действий. Порядок действий, как было установлено ранее, помогает отвлечься от стрессовой ситуации, направить фокус внимания на отвлеченную систему последовательных действий, что может значительно снизить уровень стресса. Большинство примет также направлены на смещение фокуса внимания со стрессовой ситуации (непосредственно от предстоящего экзамена или зачета). Очень важной составляющей функционирования примет в сфере студенчества является переживание за студента, концентрация внимания вокруг важного для него события. Это помогает значительно повысить уверенность сдающего экзамены и зачеты. При этом большинство примет функционирует как самовнушение, и в этом тоже нет отрицательной стороны. Если при этом студент готовится и не полагается исключительно на приметы и обычаи, ритуалы могут помочь ему успокоиться и настроиться на экзамен, не отвлекаясь на переживания и эмоции. Сохранению примет в современном студенческом сознании способствуют ряд причин.Во-первых, приметы используются в социальных, маркетинговых и политических технологиях для достижения определенных целей: решения финансовых или иных проблем. Рациональное и прагматическое использование феномена веры и страха людей отнюдь не способствует их (суеверий) исчезновению. В связи с этим отметим использование в торговле ритуалов, суеверий, религии как причин покупок; использование маскотов, персонажей-талисманов, создание аватаров (юзерпиков, ников) в Интернете, а также активное возрождение института религии и т.д.Во-вторых, усложнение научного знания затрудняет проверку научных открытий, а также понимание со стороны неспециалистов смысла научных знаний, что приводит к увеличению пропасти между учеными и всеми остальными - обывателями, в том числе студентами. В-третьих, применение науки в повседневной жизни вызывает амбивалентное к ней отношение: с одной стороны, технологический прогресс улучшает условия жизни и повышает уровень потребления разнообразных товаров и услуг, с другой - вызывает неодобрение технологическими применениями и последствиями науки, такими как совершенствование оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды, безработица и т.д. Отрицательное отношение к этим результатам научно-технического прогресса является источником «бунта против науки».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования темы: «Студенческие приметы: языковые черты и особенности функционирования» были получены следующие результаты:Приметы, популярные в студенческой среде, отличаются по характеру используемой в них лексики. Они включают как заимствованные в прошлом слова и словосочетания, так и приметы с использованием неологизмов, новейших слов и предметов (например – наступать на канализационные люки на пути к экзамену). Многие слова свидетельствуют о принадлежности данных примет к студенческой культуре (тянуть билет левой рукой), указывают на употребление текстов в конкретной социальной группе (поцеловать в нос одногруппника), а авторов этих примет характеризуют как образованных людей, владеющих абстрактными понятиями и во многом отошедших от традиционных наименований.Интерес представляет и вопрос о включении в современные студенческие приметы традиционных символов и образов, их семантико-символической интерпретации в определенном контексте. Рассмотрим некоторые из них:1) Использование счастливых предметов – талисманов.2) Использование образов, приносящих удачу.3) Фиксация на окружающей действительности – подсчет количества гудков сигнализации в ночь перед экзаменом, количества канализационных люков по пути на экзамен и т.д.Функционирование примет в студенческой сфере связано с системой упорядоченных действий. Порядок действий, как было установлено ранее, помогает отвлечься от стрессовой ситуации, направить фокус внимания на отвлеченную систему последовательных действий, что может значительно снизить уровень стресса. Большинство примет направлены на смещение фокуса внимания со стрессовой ситуации (непосредственно от предстоящего экзамена или зачета). Очень важной составляющей функционирования примет в сфере студенчества является переживание за студента, концентрация внимания вокруг важного для него события. Это помогает значительно повысить уверенность сдающего экзамены и зачеты. При этом большинство примет функционирует как самовнушение, и в этом тоже нет отрицательной стороны. Если при этом студент готовится и не полагается исключительно на приметы и обычаи, ритуалы могут помочь ему успокоиться и настроиться на экзамен, не отвлекаясь на переживания и эмоции. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛитератураMark D. Griffiths and Carolyn Bingham. A study of superstitious beliefs among bingo players. Journal of Gambling Issues, 13 (2005): 1-13. doi: 10.4309/jgi.2005.13.7VyseSt.A. Believing in Magic. The Psychology of Superstition. N.Y.; Oxford: Oxf. Univ. Press. 1997. 272 p.Андрюшкова Н.П. Психологические факторы суеверности у молодежи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. С. 27Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. С. 114. Имамгалиева, Л. А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов / Л. А. Имамгалиева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. — 2017. — № 2 (10). — С. 73–76Карбузова В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 451-454Климова С.М., Мартынова Г.В., Мусолов В.Н. Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. С. 180Лис Т.В., Разумова И.А. Студенческий экзаменационный фольклор // Живая старина. 2000. № 4. С. 31-33.Московичи С., Хьюстон М. От науки к здравому смыслу // Социальная психология. 7-е изд. / под ред. С.Московичи. СПб.: Питер, 2007. С.564-591.Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 85-96.Саенко Ю.В. Суеверия как продукт мифологического мышления // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Ин-т психологии РАН, 2003.Симашко Т.В. К вопросу об изучении современных примет на фоне традиционных // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. С. 159Ульянченко А.Л. Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп.2. Д. 673. 109 л. Суеверия как элементы бытовой культуры студентов вузов г. Владивостока. Материалы А.Л. Ульянченко.Шумов К. Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 2003. С. 165-179Интернет-ресурсыhttps://www.masterstudies.com/article/Students-Do-the-Strangest-Things-Collegiate-Traditions-Around-the-World/https://www.topuniversities.com/blog/four-weird-oxford-university-exam-traditions-you-wont-have-heardКрасиков М. М. «Шара, приди! Шара, приди! Шара, приди!» (Об одном современном студенческом ритуале). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htmlМартин Н. Что такое "халява", и как её перевести? // BBC News, URL: https://www.bbc.com/russian/blogs/2014/06/140609_blog_strana_russia_martin_khalyavaРитуалы, суеверия, религия и другие причины покупок. URL: http://www.delovgoru.ru/shopper/buyer05/Рыбчинская А., Путейко Д. Студенческие приметы: встать с левой ноги, помыть полголовы, а перед экзаменом выпить // КР, URL: https://www.kp.ru/daily/26009/2934126/
2. Vyse St.A. Believing in Magic. The Psychology of Superstition. N.Y.; Oxford: Oxf. Univ. Press. 1997. 272 p.
3. Андрюшкова Н.П. Психологические факторы суеверности у молодежи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. С. 27
4. Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. С. 114.
5. Имамгалиева, Л. А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов / Л. А. Имамгалиева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. — 2017. — № 2 (10). — С. 73–76
6. Карбузова В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 451-454
7. Климова С.М., Мартынова Г.В., Мусолов В.Н. Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. С. 180
8. Лис Т.В., Разумова И.А. Студенческий экзаменационный фольклор // Живая старина. 2000. № 4. С. 31-33.
9. Московичи С., Хьюстон М. От науки к здравому смыслу // Социальная психология. 7-е изд. / под ред. С.Московичи. СПб.: Питер, 2007. С.564-591.
10. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 85-96.
11. Саенко Ю.В. Суеверия как продукт мифологического мышления // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Ин-т психологии РАН, 2003.
12. Симашко Т.В. К вопросу об изучении современных примет на фоне традиционных // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. С. 159
13. Ульянченко А.Л. Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп.2. Д. 673. 109 л. Суеверия как элементы бытовой культуры студентов вузов г. Владивостока. Материалы А.Л. Ульянченко.
14. Шумов К. Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 2003. С. 165-179
Интернет-ресурсы
15. https://www.masterstudies.com/article/Students-Do-the-Strangest-Things-Collegiate-Traditions-Around-the-World/
16. https://www.topuniversities.com/blog/four-weird-oxford-university-exam-traditions-you-wont-have-heard
17. Красиков М. М. «Шара, приди! Шара, приди! Шара, приди!» (Об одном современном студенческом ритуале). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.html
18. Мартин Н. Что такое "халява", и как её перевести? // BBC News, URL: https://www.bbc.com/russian/blogs/2014/06/140609_blog_strana_russia_martin_khalyava
19. Ритуалы, суеверия, религия и другие причины покупок. URL: http://www.delovgoru.ru/shopper/buyer05/
20. Рыбчинская А., Путейко Д. Студенческие приметы: встать с левой ноги, помыть полголовы, а перед экзаменом выпить // КР, URL: https://www.kp.ru/daily/26009/2934126/
Вопрос-ответ:
Какие языковые черты характерны для студенческих примет?
Среди языковых черт студенческих примет можно выделить употребление специфической лексики и фразеологии, а также использование общепринятых сленговых выражений и аббревиатур, характерных для студенческого сообщества.
Какие особенности функционирования студенческих примет существуют?
Студенческие приметы функционируют прежде всего для создания психологического спокойствия и уверенности у студентов. Они помогают справиться с нервным напряжением и стрессом, а также укрепить чувство принадлежности к студенческому сообществу.
Что можно сказать о самых распространенных студенческих приметах?
Самые распространенные студенческие приметы включают себя такие ритуалы, как касание учебных пособий перед экзаменами, одевание определенной одежды на сессию и ношение талисманов или амулетов для удачи. Эти приметы помогают студентам поверить в свои силы и успешно справиться с учебными испытаниями.
Откуда происходят студенческие амулеты и талисманы?
Происхождение студенческих амулетов и талисманов часто связано с древними культурами и традициями. Например, такие символы, как руны, фигурки животных или знаки зодиака, могут быть использованы студентами в качестве амулетов для привлечения удачи и защиты от негативных энергий.
Зачем студенты используют обряды и приметы?
Студенты часто используют обряды и приметы не для достижения магического эффекта, а для создания психологического спокойствия и уверенности. Эти ритуалы помогают им справиться с нервным напряжением, поверить в свои силы и успешно справиться с учебными испытаниями.
Какие языковые черты имеют студенческие приметы?
Студенческие приметы обладают своими уникальными языковыми чертами. Одна из них - это использование специфических терминов и выражений, которые студенты используют для обозначения определенных примет. Также часто встречаются сокращения и аббревиатуры, которые используются в студенческой среде. Кроме того, студенческие приметы часто сопровождаются разговорной речью и слэнгом, что придает им дополнительный колорит.
Каковы особенности функционирования студенческих примет?
Студенческие приметы имеют свои особенности функционирования. Одной из них является то, что они чаще всего используются студентами не для достижения магического эффекта, а для создания психологического спокойствия. Приметы помогают студентам верить в успешное завершение важных событий или испытаний. Также студенческие приметы часто передаются из поколения в поколение и становятся частью студенческой культуры.
Зачем студенты используют амулеты и талисманы?
Студенты используют амулеты и талисманы с различными целями. Одна из основных причин - это создание уверенности в своих силах и успехе. Амулеты и талисманы могут служить психологическим опорным пунктом, который помогает студенту справиться с нервозностью и стрессом перед экзаменами или другими важными событиями. Символическая ценность амулетов и талисманов также играет важную роль в формировании положительной настроенности у студентов.