Особенности духовного руководства преподобного старца Варнавы Гефсиманского скита
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 05.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Варнава Гефсиманский и святитель Филарет 6
ГЛАВА 2. Письма к сестрам Иверского Выксунского монастыря. 1871–1900 гг. как исторический документ 11
ГЛАВА 3. Особенности духовного руководства Варнавы Гефсиманского. 14
3.1 Основание духовной проповеди 14
3.2 Стилистическое оформление духовного руководства в переписке 15
3.3 Церковная жизнь и богослужение 15
3.4 Каноника и аскетика 17
3.5 Цель монашества как лежащая за пределом жизни 17
3.6 Роль послушания в монашеской жизни 19
3.7 Мирская и монастырская жизнь в отношении к концепции спасения 20
3.8 Роль искушения и борьба с ним 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Поэтому нужно удалиться не только телесно от мира, но и мысленно. Нужно помнить о Боге и посвящать все мысли Царствию Божию.Большое внимание в своей переписке старец уделяет внимание борьбе с соблазнами, как главному процессу по очищению души.Таким образом, старец обозначает цель жизни – как духовное спасение. Препятствует спасению страсти, которые ведут к греху. Аскетическая жизнь и страдания, напротив, подготавливают душу к спасению. В этом преимущество монастырской жизни перед жизнью в миру.3.8 Роль искушения и борьба с нимКак пишет старец, не только мир нас искушает, но и в самом человеке много естественного зла. Не нужно пытаться сразу отсечь его полностью, все житейские страсти и греховные навыки. Если человек попытает разом отсечь все свои грехи, то он только утомится и не справится со всем этим. Поэтому старец советует начинать с малого. Справиться со своими самыми легкими соблазнами. Затем, перейти к соблазнам более сложным. Особенностью духовного руководства старца Варнавы Гефсиманского является такой подход к стратегии борьбы со страстями и искушениями.По-разному в борьбе со страстями нужно подходить к борьбе с телесными и душевными страстями. Как пишет старец "терпением и страданием умершвляются страсти телесные, а смирением и любовью страсти душевные".Варнава Гефсиманский пишет в переписке с инокинями Иверской обители, о том, что против душевной страсти хорошо помогает тяжелый труд, который не позволяет страсти завладеть душой. Пост и молитва, по ВарнавеГефсиманскому, составляют самое надежное средство от соблазнов. Он придает большое значение соблюдению постов.В переписке с инокинями, у женщин встает вопрос, можно ли в пост употреблять мясо в пост по состоянию здоровья. Старец выступает резко против этого, говорит, что употребление мяса не принесет им здоровья, а наоборот. Все здоровье от Бога, как пишет старец Варнава Гефсиманский, и если соблюдать пост, то Бог даст здоровье.Старец, говоря о нападении на верующего страсти: "сей род может изыти только молитвою и постом".Однако под постом старец понимает не только телесный пост, но и душевный пост. Он не считает соблюдение телесного поста без удаления души и мыслей от всего богопротивного постом.Еще одним важным элементом в борьбе со страстями старец называет молитву. Он пишет, что человек часто не знает того, что ему нужно и полезно. Поэтому нужно молиться, чтобы Бог направил на верный путь и научил.Но молитва – это не просто механическое произнесение слов. Как пишет старец, "истинно сердечная молитва только доходит до Бога, она дерзки проста, наивна и дерзновенна".Истинно сердечная молитва должна быть освобождена от гордыни и эгоистического сознания человека. В ней он должен полностью раскрываться в любви к богу и забывать себя."Непрестанная молитва необходима нам, ибо мы непрестанно окружены врагами" пишет старец. Он поясняет свои слова: это не значит, что нужно непрестанно делать поклоны. Но все что делает человек – должно стать молитвой. "Занимаетесь ли рукоделием или выходите за водой, держите молитву в устах, в уме, в сердце" пишет старец в переписке с инокинями.Можно молиться и во время разговора, если это не разговор на праздные темы, которые только вызывают страсти не несут пользы душевной для человека.При этом важной чертой проповеди Варнавы Гефсиманского является особое выражение им народного духа, способность формулировать концепты русского православия, служить социокультурным ориентиром для представителей русской культуры. Исключительность старца подчеркивается внимаем к нему современных ему художников и писателей, а так же значительных деятелей политики.Таким образом, особенностями духовного руководства преподобного старца Варнавы Гефсиманского касаются важности борьбы со страстями и грехами ради Спасения.Он признает важность соблюдения канонов и подчинения наставнику. В этих элементах монастырской жизни старец видел способ избежать соблазнов и гордыни.ВарнаваГефсиманский пишет в переписке с инокинями Иверской обители о важности соблюдение постоянной молитвы и поста. Молитва и пост позволяют направить помыслы человека и его действия к любви к Богу и спасению души.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе предметом нашего исследования являлись письма преподобного старца Варнавы Гефсиманского к сестрам женской Иверско обители.Целью нашего исследования было выявить особенности духовного руководства старца. Для того, чтобы выполнить эту цель, мы решали ряд задач. Кратко опишем результаты.Как мы показали в первой главе, Варнава продолжил традицию старчества в Гефсиманском ските, начатую основателем скита Филаретом. В Мы проследили общие черты и различия в личностях исповедников и особенностях их духовного руководства. Особенности духовного руководства Варнавы Гефсиманского складывались в контексте старческой традиции Гефсиманского скита, заложенной Филаретом.Филарет и Варнава имеют ряд общихчерт, касающихся духовного руководства: они оба признают важность каноники и аскетики, строгого соблюдения богослужений и постов.Такое отношение в строгом соблюдении некоторых общих правил внешней жизни монаха является особенностью старческой традиции Гефсиманского скита, которую заложил ФиларетМосквоский и продолжил Варнава.Особенностью духовного руководства Варнавы, касающегося ритуалов церковной жизни и богослужения, является его особенное почитание культа Богородицы. Благодаря этому его фигура в качестве духовно наставника имеет более мягкие черты, чем у Филарета. Недаром Варнаву прозвали "великим утешителем". В своем отношении с духовными чадами важным для Варнавы является попытка понять ситуацию, в которой находится человек, отказ от осуждения человека.Эта позиция подчёркивается особой стилистикой его переписки, типом выбранных им способов приветствия и прощания в письме. Варнава использует самоуничижительные эпитеты по отношению к себе, которые упраздняют мирскую иерархию в отношении между духовным послушником и старцем.Направляя послушниц Иверского женского монастыря,ВарнаваГефсиманский видит цель своего духовного руководства как помощь в обретении спасения души.Его практическая концепция достижения спасения заключается в борьбе с искушениями и страстями, которые вводят душу в грех. Следуя этой логики, Варнава как и его предшественник считает монастырскую жизнь более предпочтительной, так как она ставит человека перед меньшим количеством искушений.Однако индивидуальной особенно духовного руководства Варнавы Гефсиманского является его более мягкая система борьбы с искушениями: если Филарет требовал сразу строгой аскетики монашеской жизни, то Варнава говорил, что с искушениями нужно бороться постепенно. Человек должен сначала преодолеть самые простые свои искушения, потом двигаться к более сложным.Таким образом, мы можем заключить, что духовное руководство Варнавы Гефсиманского лежит в пределах традиции старчества Гефсиманского скита, инициированной Филаретом Московским. Однако духовное руководство Варнавы отличается большей мягкостью и постепенностью: значение аскетики и каноники для него не менее важно, чем для Филарета, но Варнава смотрит на эти духовные практики в их отношении к слабостям индивидуального человека.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАркадий, иеродиак., Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве, Серг. П., 1917.Архангельская, А. Д., Мои воспоминания о батюшке Варнаве, М., 1912.Богачев Е. Н. Старческое служение преподобногоВарнавы Гефсиманского как основа миссионерской деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017 г., № 7(81).Богачев Е.Н. Старчество как основа духовно-просветительской деятельности Гефсиманского скита // ПСТГУ, 2018 г., № 28, с. 155-157.Введенский, Д. И., Старец-утешитель о. Варнава, Серг. П., 1906.Георгий (Тертышников), архим., Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.Демидов Д.Н. О значении старчества в духовной жизни общества // Дедовский филиал РГСУ, 2012 г., №1, с.73-76.Егорова, А. В., ВАРНАВА (Меркулов), Православная энциклопедия, т. 6, 646.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского монастыря, Серг. П., 1907.Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906), Серг. П., 1991.Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.Описание Иверского-Выксунского женского монастыря, Нижегородской губернии Ардатовского уезда, затридцатилетнее его существование, составленное в 1894 году. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.Памяти старца Варнавы (рассказ француженки Марии Магдалины Гамель) // Троицкий цветок. Сергиев Посад:Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1910. № 68. С. 1-24Порохов, Ф., Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы, СПб., 1911.Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Житие, письма, духовные поучения. – 2-е изд. – СТСЛ, 2012 г.Сатаров, Александр, Пришло время покаяния, Русь державная (газета), № 1 (127), 2005.Смулов А. М., Богачев Е. Н. Основные этапы духовного развития человека, желающего жить в послушании у наставника-старца [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12087 (дата обращения: 09.02.2020)Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский, Встреча, 1992, № 2, 18-22.Старец Захария, Изд-во: Трим, 1993.Таисия (Карцова), монахиня. Старец отец Варнава от «Черниговской» и основанный им Иверский Выксунский монастырь // Русское православное монашество XVIII-XX веков. Джорданвилль, 1985.Трифон (Туркестанов), митр., "Памяти иером. о. Варнавы," Троицкий сборник, Серг. П., 2000, № 1, 100-105.Шафажинская Н.Е. Духовное наставление как эталон психолого-педагогической культуры // ПСТГУ, 2009 г., № 4, с.50-61.Яковлев А. И. Традиции русского старчества: Святитель Филарет Московский и Старец Варнава Гефсиманский // Филаретовский альманах, 2012 г., с. 149-164.
1. Аркадий, иеродиак., Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве, Серг. П., 1917.
2. Архангельская, А. Д., Мои воспоминания о батюшке Варнаве, М., 1912.
3. Богачев Е. Н. Старческое служение преподобного Варнавы Гефсиманского как основа миссионерской деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017 г., № 7(81).
4. Богачев Е.Н. Старчество как основа духовно-просветительской деятельности Гефсиманского скита // ПСТГУ, 2018 г., № 28, с. 155-157.
5. Введенский, Д. И., Старец-утешитель о. Варнава, Серг. П., 1906.
6. Георгий (Тертышников), архим., Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
7. Демидов Д.Н. О значении старчества в духовной жизни общества // Дедовский филиал РГСУ, 2012 г., №1, с.73-76.
8. Егорова, А. В., ВАРНАВА (Меркулов), Православная энциклопедия, т. 6, 646.
9. Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского монастыря, Серг. П., 1907.
10. Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906), Серг. П., 1991.
11. Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
12. Описание Иверского-Выксунского женского монастыря, Нижегородской губернии Ардатовского уезда, затридцатилетнее его существование, составленное в 1894 году. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.
13. Памяти старца Варнавы (рассказ француженки Марии Магдалины Гамель) // Троицкий цветок. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1910. № 68. С. 1-24
14. Порохов, Ф., Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы, СПб., 1911.
15. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Житие, письма, духовные поучения. – 2-е изд. – СТСЛ, 2012 г.
16. Сатаров, Александр, Пришло время покаяния, Русь державная (газета), № 1 (127), 2005.
17. Смулов А. М., Богачев Е. Н. Основные этапы духовного развития человека, желающего жить в послушании у наставника-старца [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12087 (дата обращения: 09.02.2020)
18. Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский, Встреча, 1992, № 2, 18-22.
19. Старец Захария, Изд-во: Трим, 1993.
20. Таисия (Карцова), монахиня. Старец отец Варнава от «Черниговской» и основанный им Иверский Выксунский монастырь // Русское православное монашество XVIII-XX веков. Джорданвилль, 1985.
21. Трифон (Туркестанов), митр., "Памяти иером. о. Варнавы," Троицкий сборник, Серг. П., 2000, № 1, 100-105.
22. Шафажинская Н.Е. Духовное наставление как эталон психолого-педагогической культуры // ПСТГУ, 2009 г., № 4, с.50-61.
23. Яковлев А. И. Традиции русского старчества: Святитель Филарет Московский и Старец Варнава Гефсиманский // Филаретовский альманах, 2012 г., с. 149-164.
Вопрос-ответ:
Какими были особенности духовного руководства преподобного старца Варнавы Гефсиманского?
Духовное руководство преподобного старца Варнавы Гефсиманского отличалось рядом особенностей. Во-первых, он стремился основывать свою проповедь на надежных основаниях, таких как Священное Писание и учение церковных отцов. Во-вторых, он обращал особое внимание на стилистическое оформление своего духовного руководства в переписке с монашками. В-третьих, Варнава Гефсиманский активно участвовал в церковной жизни и богослужении, придавая этому большое значение. В-четвертых, он придавал важность канонике и аскетике, считая их неотъемлемой частью духовного пути. И, наконец, он видел цель монашества в стремлении к просветлению и совершенствованию души.
Как Варнава Гефсиманский относился к святителю Филарету?
Варнава Гефсиманский находился в глубоком уважении к святителю Филарету, которого считал одним из выдающихся церковных деятелей. В своем духовном руководстве он часто приводил примеры и учение Филарета, и считал его великим учителем и примером для подражания.
Каким образом письма Варнавы Гефсиманского к сестрам Иверского Выксунского монастыря стали историческим документом?
Письма Варнавы Гефсиманского к сестрам Иверского Выксунского монастыря, написанные в период с 1871 по 1900 годы, стали историческим документом, так как они позволяют получить представление о его духовном руководстве и его подходе к вопросам монашеской жизни. Эти письма отражают его учение и дают представление о его основных принципах и ценностях.
Каким было основание духовной проповеди Варнавы Гефсиманского?
Основание духовной проповеди Варнавы Гефсиманского было опирается на Священное Писание и учение церковных отцов. Он стремился передавать монашкам глубинные истины веры, основываясь на богословских принципах и духовном опыте святых. Он также подчеркивал важность молитвы и святости в духовной жизни каждого монаха.
Какие были особенности духовного руководства преподобного старца Варнавы Гефсиманского?
Особенности духовного руководства преподобного старца Варнавы Гефсиманского включали в себя ряд аспектов, таких как основание духовной проповеди, стилистическое оформление его писем и учений, его отношение к церковной жизни и богослужению, а также его понимание каноники и аскетики.
Как Варнава Гефсиманский относился к святителю Филарету?
Варнава Гефсиманский имел особое отношение к святителю Филарету, он уважал его и был глубоко вдохновлен его учением. Он использовал его учение в своем духовном руководстве и призывал других монахов следовать его примеру.
Как Варнава Гефсиманский оформлял свои письма к сестрам Иверского Выксунского монастыря?
Варнава Гефсиманский стилистически оформлял свои письма к сестрам Иверского Выксунского монастыря, используя особую манеру изложения и письменного стиля. Он подчеркивал важность духовного преображения и стремился передать свои учения и наставления в понятной и доступной форме.
Какое было понимание Варнавой Гефсиманского цели монашества?
Варнава Гефсиманский видел целью монашества преображение души и стремление к подлинной близости с Богом. Он учил монахов отрешению от мирских забот и поиску внутреннего мира и спасения. Он призывал к молитве, покаянию и непрестанной борьбе со своими страстями, чтобы достичь единения с Богом.